Моление о прощении за нарушение принесенной в святилище клятвы
Данная церемония описывается на примере моления фамилии Ампар, которое состоялось в воскресенье 23 августа 1998 г. Инициатором проведения данного моления был Шлатр Ампар, занимавший видные хозяйственные и партийные посты в руководстве автономной республики в советский период. После того, как жрец представил нас и мы получили от старейшин ампаровцев разрешение на проведение съемок, Шлатр Ампар подробно рассказал о тех обстоятельствах, которые убедили его в необходимости проведения данного моления. По словам этого крепкого коренастого старика, некоторое время назад его стали преследовать кошмарные сны, в которых его дом “провали-вался сквозь землю”, что предвещало всяческие беды для всей семьи. Позднее фамилию действительно стали преследовать несчастья и несколько ампаровцев трагически погибли. Стремясь преодолеть злой рок, по совету гадалки Шлатр Ампар принес жертву в святилище Лдзаа. Позднее, по совету жреца этого святилища Ф. Гочуа, еще одно жертвоприношение было совершено Шлатром в своем доме. Однако и после совершенных жертвоприношений стариков фамилии не покидало беспокойство и они решили провести еще одно моление - на этот раз в святилище Дыдрыпш. Накануне моления подорвался на мине еще один из ампаровцев. По словам Шлатра, он долго убеждал погибшего отложить намеченную поездку в Гальский район и отправиться туда уже после проведения моления. Тот не послушал старика, поехал в назначенную ему смену и своей трагической гибелью еще раз убедил его в необходимости совершить очистительное моление в святилище Дыдрыпш. Старейшины фамилии решили, что ампаровцы должны отмолить нарушение данной их предками в 1931 г. в святилище Дыдрыпш клятвы о том, что ни один из членов фамилии никогда не вступит в колхозы. Фамилия Ампар весьма многочисленна и хорошо известна в Абхазии. К назначенному времени на церемонию приехало несколько десятков празднично одетых ампаровцев, многие привезли с собой маленьких детей. Моление проходило на участке жреца Заура Чичба - в его левом, наиболее близком к горе Дыдрыпш углу, где ныне проводится большинство подобных церемоний. Жрец попросил ампаровцев встать у него за спиной, а остальных отойти немного в сторонку. К нему подвели жертвенного бычка и сняли веревку с его шеи. Один из стариков-чичбовцев успокаивающе похлопывал бычка по бокам и придерживал его таким образом, чтобы он стоял мордой по направлению к горе. Жрец, также придерживавший животное за рога, встал лицом к горе и начал говорить: Великий Бог, благослови нас. Не оставь нас без своего внимания, держи нас постоянно в поле своего зрения. Ты всемогущий, ты соединяешь небо и землю. По твоему желанию у тебя есть апаимбары, для нас они также являются богами. Сегодня к тебе пришли ампаровцы, и маленькие, и большие - все кто смог прийти. Кто-то не смог здесь присутствовать сегодня. Прошу, чтобы все сказанное и сделанное мною сегодня обратилось и на тех, кого тут сегодня нет. Те, кто сегодня присутствует здесь, пришли со всем, что необходимо: с жертвенным бычком, хлебом и солью. Они ничего не упустили и ничего не пожалели. Они пришли по такому делу. В то время, когда создавались колхозы, кто-то поклялся, что не вступит в колхоз. Кто-то сказал другое. Потом в колхоз пришлось вступать, а сегодня уже нет и самих колхозов. Все происходит благодаря тебе: и то что были созданы колхозы, и то, что сегодня их нет. В свое время ампаровцы, как и многие другие фамилии, поднялись к тебе и дали клятву в том, что никто из их рода не вступит в колхоз. Пришедшие поклялись и за себя, и за тех, кто не пришел с ними из боязни, что в колхозы все таки придется вступать. Просим тебя, чтобы после этого жертвоприношения ампаровцы вернулись домой и могли сказать: “у нас все получилось, все те клятвы и проклятия, которые были произнесены в прошлом, сняты, они нам больше не мешают, у нас все идет благополучно, наши дети растут и развиваются”. Сегодня кто-то из них, как и тогда, не смог приехать. Если кто-то из них болен - пусть поправится после этого жертвоприношения. Пусть у них будет такое хорошее настроение, чтобы они могли сказать: “если бы у нас были крылья - мы могли бы взлететь”. Сейчас я подробно не буду распространяться об их деле. Единственно прошу тебя о том, чтобы после жертвоприношения, когда я буду с жертвенным сердцем и печенью просить тебя, ты напомнил мне другие добрые слова, которые я буду произносить в адрес всех тех, кто здесь присутствует. Чтобы все, что я скажу, через тебя для них обернулось добром. Сегодня мы все находимся в тяжелом положении. Блокада закрыла границы слева и справа. Дай Бог, чтобы после таких жертвоприношений мы могли сказать, что у нас в стране все хорошо, что мы окончательно освободились и чувствуем себя спокойно и свободно, чтобы большие народы могли ставить нас в пример и говорили: “мы тоже хотим жить так же хорошо и благополучно, как живут там, в Абхазии”. Чтобы люди, живущие в Абхазии, в будущем могли сказать: “мы полноправные хозяева своей страны, мы ни от кого не зависим и ничего никому не должны”. Все собравшиеся внимательно слушали жреца и присоединялись к его просьбам словом “аминь”. Когда жрец закончил говорить, один из чичбовцев обвязал веревкой рога бычка и повел его к месту заклания. Люди отошли к дому жреца, мужчины-чичбовцы начали церемонию жертвоприношения. Один из чичбовцев перерезал бычку горло. Жрец, видя, что это было сделано не совсем правильно и животное продолжает биться и хрипеть, взял у него нож и сам завершил начатое. Мужчины-чичбовцы прижгли огнем кровоточащую рану и когда животное затихло, начали разделку туши. После того, как были сварены жертвенное мясо и абыста, а женщины приготовили пирог с сыром, все возвратились к месту моления. Жрец, а за ним все присутствующие, ополоснули лицо и руки водой. Один из мужчин-чичбовцев наблюдал, чтобы свеча, которую держал жрец, постоянно горела и зажигал ее вновь, если она гасла от порывов ветра. Жрец, с горящей свечой в левой руке и ореховой рогатинкой с нанизанными на нее печенью и сердцем жертвенного животного в правой, начал основную молитву: О Всевышний, благослови нас, дай нам теплоту своей души. У тебя есть помощники-друзья, которые тоже управляют миром. К одному из них обращается род ампаровцев. Сегодня они пришли из-за того, что в то время, когда создавались колхозы, весь род ампаровцев пришел к тебе, Дыдрыпш, с клятвой о том, что никто из рода ампаровцев не вступит в колхоз. Когда ампаровцы поднимались к тебе, Дыдрыпш, не все ампаровцы там присутствовали. Одни не смогли, другие не захотели. Однако те, кто поднялся, принесли клятву и за тех, кто был там, и за тех , кого там не было, в том, что в колхоз не вступит никто из рода ампаровцев. Вскоре они поняли, что клятва ими нарушена. Они хотели прийти к тебе и попросить о снятии условий клятвы, но не смогли этого сделать сразу, дело тянулось до сегодняшнего дня. Сегодня наступил тот день, когда они пришли с просьбой о том, чтобы ты снял с них эту клятву, послал им здоровье и благополучие. Сегодня, как и в тот раз, не все ампаровцы здесь присутствуют. Кто-то болеет, кто-то работает, кто-то учится, кто-то сидит в тюрьме. Кто бы и где бы ни были те, кто имеет отношение к роду ампаровцев - за всех прошу. Обращаясь к тебе, буду просить за всех - кто здесь и кого здесь нет. Сегодня эти люди пришли сюда в сложное время. Пролилась кровь, молодежь была вынуждена встать на защиту родины и пролить свою кровь. Дай Бог, чтобы это была последняя необходимость защищать свой дом таким образом. Большинство людей и представителей других народов все таки желает добра и благополучия Абхазии, желает, чтобы абхазы в Абхазии всегда были вместе. Доброжелательных людей по отношению к Абхазии больше, чем ее недоброжелателей. Прошу для своей страны, для Абхазии, спокойствия, мира и благополучия. Сегодня в Абхазии тяжелое время, у каждого человека сложная жизнь. Просим тебя, чтобы у каждого из людей жизнь стала более благополучной и он почувствовал облегчение. Чтобы с сегодняшнего дня каждый из присутствующих здесь, и каждый из жителей Абхазии, мог сказать, что жизнь пошла на поправку, стала лучше, спокойнее и обеспеченнее. Сегодня я еще и о другом хочу сказать. Мне неудобно просить об этом и я прошу прощения за такую просьбу. Не всегда земля получает дождь, когда нужно, и солнце, когда нужно. Сейчас положение такое, что хочу попросить, и еще раз прошу за это прощения, чтобы ты посмотрел и на эту проблему. Чтобы мы получали дождь, когда нужно, и солнце, когда нужно, чтобы земледельцы не страдали так, как это происходит сегодня[47]. Сегодня просим чтобы наши руководители долго правили страной, а когда придет время и им надо будет уходить, чтобы нашлась достойная им замена, чтобы молодежь дружно встала, заменила их, и жизнь продолжалась дальше. Желаю благополучия всем здесь присутствующим - большим и маленьким. Чтобы когда бы вы ни обращались к Богу и апаимбару, у вас всегда были добрые вести и добрые слова, чтобы как можно меньше приходилось обращаться по каким-то делам, подобным сегодняшнему. Чтобы вы всегда обращались к Богу с доброй душой и хорошими делами. Все, что сегодня будет произнесено, пусть пойдет во благо ампаровцам, ибо именно они пришли к тебе сегодня с жертвой и просьбой о помощи. Я об этом молю и прошу тебя. Я долго занимаюсь этим делом и за это время было много случаев, когда после таких жертвоприношений и моего обращения к Богу, люди приходили и благодарили за то, что все получилось так, как надо. Дай Бог, чтобы и после нашего жертвоприношения, вы могли бы прийти ко мне и сказать: “спасибо Заур, все произошло именно так, как ты сказал”. Но нас тоже поймите правильно: мы не профессора, мы лечим словом, мы обращаемся к Богу, просим о помощи, и он помогает нам всем, и вам в том числе. В течение длинной речи собравшиеся поддерживали просьбы жреца словом “аминь” и вновь повторили его, когда он закончил говорить. Жрец прикрепил свечу к предназначенному для этого дереву и возвратился к столику, на котором лежали ритуальные пирог с сыром, печень и сердце. Один из мужчин-чичбовцев вырезал из центра пирога небольшой кусочек, отрезал по кусочку от печени и сердца жертвенного бычка. Жрец положил на кусок пирога отрезанные кусочки печени и сердца, посыпал их солью, окропил вином и сказал: Пока этим Ачба-Чачба не накормлю досыта, чтобы на вашу голову не пришло никакого дурного пота и болезней, чтобы у вас все было хорошо. Обрати на нас свой взор и дай нам теплоту своей души. Все сказанные слова я произнес от души, пусть они будут вам во благо. Дополнительно посвящаю вам те слова, которые я здесь не произнес, но которые имеют отношение к такому обряду. Пусть после этого у вас все получится и все будет хорошо. Спрятав предназначенные Ачба и Чачба кусочки в листве ближайшего дерева, жрец обратился к ампаровцам и предложил им подойти, поднять стаканы с вином, произнести “подобающие тосты и добрые слова” и отведать жертвенного мяса и хлеба. Старший из ампаровцев с многочисленными советскими орденами и медалями на груди, поблагодарил Всевышнего, жреца и всех пришедших за внимание к их роду. Он вновь повторил историю нарушения данной в святилище Дыдрыпш в 1931 г. клятвы, обратился к присутствующим с просьбой поднять стаканы, поддержать просьбу ампаровцев снять с них наказание и последними словами выразил надежду, что “все то, что вы отведаете, пойдет нам во благо и на пользу”. Примерно о том же говорили все остальные ампаровцы, каждый из которых выпивал свой стакан вина и отведывал по кусочку пирога, печени и сердца. После них представители других фамилий также подняли по стакану вина, пожелали ампаровцам благополучия, исполнения их обращенной к высшим силам просьбы и съели по кусочку пирога, печени и сердца. После этого началось общее застолье.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (231)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |