Технологический процесс
Оглавление
Введение …………………………………………………………………………………..………..3 Глава 1 Бизнес планирование на предприятие …………………………………………………..5 1.1. Функции и принципы планирования на предприятии ……………………………………...6 1.2. Этапы разработки бизнес-плана……………………………………………………………...7 1.3. Процесс и организация планирования на предприятии…………………………………...10 Глава 2 Методика составления разделов бизнес-плана…………………………………………11 2.1. Меморандум предприятия, резюме, описание отрасли ……………………………………12 2.2 Характеристика и выбор деятельности предприятия……………………………………….14 Глава 3 Бизнес-план организации по производству мебели……………………………………15 3.1. Резюме…………………………………………………………………………………………15 3.2. Характеристика сферы деятельности………………………………………………………..16 3.3. Исследование и анализ рынка сбыта………………………………………………………...18 3.4. Анализ конкуренции………………………………………………………………………….20 3.5. План маркетинга………………………………………………………………………………23 3.6. План производства……………………………………………………………………………27 3.7. Организационный план………………………………………………………………………34 3.8. Оценка риска и страхование…………………………………………………………………36 3.9. Финансовый план…………………………………………………………………………….38 3.10. Стратегия финансирования…………………………………………………………………39 Заключение…………………………………………………………………………………………42 Список использованной литературы……………………………………………………………..43 Приложения 1…………………….………………………………………………………………..44 Приложение 2………………………………………………………………………………………45 Приложение 3………………………………………………………………………………………46
Введение Планирование вообще как величайшее достижение человеческого разума является практически естественным и необходимым элементом поведения людей и в быту и на производстве. Труд человека всегда предполагает осознанную целенаправленную деятельность по достижению желаемого результата, образ (план, проект) которого он идеально имеет в самом начале работы, в том числе и в бизнесе. Планирование производственной и коммерческой деятельности не только возможно, но и жизненно необходимо для всех организационно-правовых форм предприятий: крупные социальные и научно-технические программы, распределение бюджета страны, оборону и др. На уровне же предприятий осуществляется не только стратегическое1 самопланирование, но и детальная разработка оперативных2 планов по каждому подразделению и даже рабочему месту. Всякий, кто всерьез хочет заниматься предпринимательской деятельностью и получать прибыль в рыночной среде, должен иметь хорошо обдуманный и всесторонне обоснованный детальный план – документ, определяющий стратегию и тактику ведения бизнеса, выбор цели, техники, технологии, организации производства и реализации продукции. Наличие хорошо разработанного плана позволяет активно развивать предпринимательство, привлекать инвесторов, партнёров и кредитные ресурсы. Он также даёт возможность: -определить пути и способы достижение поставленных целей; -максимально использовать конкурентные преимущества предприятия; -предотвратить ошибочные действия; -отследить новые тенденции в экономике, технике и технологи и использовать в своей деятельности; -доказать и демонстрировать обоснованность, надёжность и реализуемость проекта; -смягчить влияние слабых сторон предприятия; -определить потребность в капитале и денежных средствах; -своевременно принять защитные меры против разного рода рисков; -полнее использовать инновации в своей деятельности; -объективнее оценивать результаты производственной и коммерческой деятельности предприятия; -обосновать экономическую целесообразность направления развития предприятия (стратегия проекта). Разработка конкретного бизнес-плана в большинстве случаев процесс творческий, основанный на учёте не только общих закономерностей бизнеса, но и специфических условий, личного опыта и знаний предпринимателя. В зависимости от реальных обстоятельств подготовка бизнес-плана может быть организованна различным образом: -самим предпринимателем, имеющим соответствующий опыт; -командой предпринимателя, которая будет в дальнейшем реализовывать проект; -сторонней специализированной компанией за определённую плату. Главная цель, которую преследует предприятие – достижение максимума прибыли при минимуме затрат. План фирмы способствует решению этой задачи, определяя наиболее выгодные источники финансирования и рациональные направления расходования средств, обеспечивая устойчивое положение предприятия на рынке. Бизнес-план обеспечивает объективное представление о возможностях развития производства, способах продвижения товара на рынок, ценах, возможной прибыли, основных финансово-экономических результатах деятельности предприятия, выявляет зоны опасностей, предлагает пути их ограничения. Подобный план используется независимо от сферы деятельности, масштабов, вида собственности, организационно-правовой формы предприятия. В нем находят свое решение как внутренние задачи, связанные с управлением предприятием, так и внешние, обусловленные, в частности, взаимоотношениями с другими фирмами и организациями. Ценность бизнес-плана определяется тем, что он: - дает возможность определить жизнеспособность проекта в условиях конкуренции; - содержит ориентир, как должен развиваться проект (предприятие); - служит важным инструментом получения финансовой поддержки от внешних инвесторов. В наше время бизнес-план становиться для предпринимателя все более важным документом. Ни одна компания не сможет выразить цели своего существования или получить финансирование без грамотно разработанного бизнес-плана. Целью курсовой работы является изучение основ бизнес-планирования на предприятии. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи: рассмотреть функции и принципы планирования на предприятии, охарактеризовать процесс и организацию планирования на предприятии, рассмотреть этапы разработки бизнес-плана и проиллюстрировать создание бизнес-плана на примере.
Глава 1 Бизнес-план как основа предпринимательской деятельности. В самом общем случае план – это образ чего-либо, модель желаемого будущего или система мер, направленная на достижение поставленных целей и задач. Бизнес-план, как один наиболее распространенных в настоящее время видов планов, представляет собой: -рабочий инструмент предпринимателя для организаций своей работы; -развёрнутую программу (рационально организованных мер, действий) осуществления бизнес-проекта, предусматривающая оценку расходов и доходов; -документ, характеризующий основные стороны деятельности и развития предприятия; -результат исследования и обоснования конкретного направления деятельности фирмы на определённом рынке. Предприятие может иметь одновременно несколько бизнес-планов, в которых степень детализации обоснований может быть различной. В малом предпринимательстве бизнес-план и план предприятия могут совпадать и по объёму и по содержанию. Любой бизнес-план должен давать убедительные ответы для самого предпринимателя и его возможных партнеров, по крайней мере, на пять основных вопросов.
Схема 1.1 Назначение бизнес-плана и его основные элементы[1]
1.1. Функции и принципы планирования на предприятии Бизнес-планирование, как необходимый элемент управления выполняет в системе предпринимательской деятельности ряд важнейших функции, среди которых наибольшее значение имеют следующие: 1.Инициирование – активизация, стимулирование и мотивация намечаемых действий, проектов и сделок. 2.Прогнозирование – предвидение и обоснование желаемого состояния фирмы в процессе анализа и учёта совокупности факторов. 3.-Оптимизация – обеспечение выбора допустимого и наилучшего варианта развития предприятия в конкретной социально-экономической среде. 4.Координация и интеграция - учёт взаимосвязи и взаимозависимости всех структурных подразделенийкомпаний с ориентацией их на единый общий результат. 5.Безопасность управления – обеспечения информацией о возможных рисках для своевременного принятия упреждающих мер по уменьшению или предотвращению отрицательных последствий. 6.Упорядочение – создание единого общего порядка для успешной работы и ответственность. 7.Контроль – возможность оперативного отслеживания выполнения плана, выявление ошибок и возможной его корректировки. 8.Воспитание и обучение – благоприятное воздействие образцов рационально спланированных действий на поведение работников и возможность обучения их, в том числе и на ошибках. 9.Документирование – представление действий в документальной форме, что может быть доказательством успешных или ошибочных действий менеджеров фирмы. При разработке бизнес-планов необходимо соблюдать основополагающие принципы планирования, которые создают предпосылки для успешной деятельности предприятия в конкретной экономической среде: необходимость, непрерывность, эластичность и гибкость, единство и полнота (системность), точность и детализация, экономичность, оптимальность, связь уровней управления, участие, холизм (сочетание координации и интеграции).
1.2. Этапы разработки бизнес-плана Любой вид предпринимательской деятельности и последующая разработка бизнес-плана задуманного проекта обычно начинается с новой идеи. Без хорошей идеи бизнес невозможен. Предпринимательские способности как важнейший фактор производства, выражаются, прежде всего, в умении генерировать, накапливать и разрабатывать новые идеи. В самом общем виде идея – форма отражения в мыслях явлений объективной действительности, которая включает в себя обобщение опыта предшествующего развития и осознания цепи дальнейшего преобразования бизнеса. Предпринимательские идеи, как и другие идеи, являются продуктом мыслительной деятельности человека и определяются совокупностью внешних стимулов и внутренних побудительных сил – желаний, потребностей, интересов, установок, ценностных ориентации, мотивов, идеалов и эмоций. Новые деловые идеи возникают в процессе выявления недостатков или возможностей улучшения удовлетворения существующих (явных) и ещё не осознанных потребностей различных слоёв населения и сфер деятельности. Они появляются в результате субъективного анализа предпринимателем объективного современного состояния рынка, уровня развития техники, технологии и организации производства, сбыта, поведения потребителей и других элементов общества. Мотивация, продуцирование, накопление и реализация идей проявляется в виде стремления предпринимателя удовлетворить свои потребности в процессе бизнеса и его результатами. Потребность как нужда или нехватка материальных и духовных благ для существования личности, лежит в основе поведения человека и возникновения у него различных идей. Сначала потребности переходят во влечение (поиск недостающих благ), затем – в стимул (образ необходимого блага) и мотивы (внутреннюю побудительную силу, обоснование личного поведения), которые принимают форму установки (готовности к определённым действиям) и осознанных интересов (предвосхищения получения прибыли и других благ). Последние формируется у предпринимателя с учётом ценностей (представление о значимости различных явлений, о целях и средствах их достижения) и ценностных ориентаций (устойчивого отношения к системе материальных и духовны благ и идеалов, которых человек стремится достичь и служащих ему ориентиром в поведении и действиях). Деятельность предпринимателя по отбору и реализации бизнес- идей технологически проходит в общем четыре укрупнённых фазы (таблица 1.1.).
Таблица 1.1. Фазы отбора, оценки и реализации предпринимательских идей в бизнес-плане.
Формирование бизнес-плана, идеи создания новой или существенного изменения уже действующей фирмы проходит несколько этапов, которые можно укрупнять или детализировать в разной степени:
Схема 1.2. Этапы формирования бизнес-плана[1]
На первом этапе подготовки бизнес-плана определяется миссия (философия ведения предприятия), которая состоит из: -Этика фирмы -Основополагающие принципы -Внешний образ фирмы -Ценности организации -Высшие цели и ограничения: тактические и оперативные цели -Авторитет предприятия -Культура предприятия -Нормы поведения фирмы Второй этап – определение целей разработки бизнес-плана. Цель – это будущее желаемое состояние предприятия. В системе бизнеса выполняет следующие пять функций: 1.Инициативы – сопоставление существующего желаемого состояния фирмы, мотива действий. 2.Критерия принятия решения - оценка информации и выбора альтернатив, приоритетов в бизнесе. 3.Инструмента управления – руководящие требования к действиям, определение направлений бизнеса. 4.Координация – обеспечение бесконфликтных отношений лиц, принимающих решения, согласование работ специализированных подразделений. 5.Контроля – сопоставление оперативного состояния показателей хозяйственной деятельности с целевым их уровнем. В отличие от миссии, цели выражают более конкретные направления деятельности предприятия (таблица 1.2.).
Таблица1.2.
На третьем этапе, после определения миссии, целей, стратегии предприятия, устанавливается общая структура самого бизнес-плана. На объём и структуру бизнес- плана влияют размеры предприятия и поставленные задачи. Примерная структура бизнес-плана должна состоять из: 1.Меморандума конфидициальности 2.Резюме 3.Описание отрасли 4.Характеристика предприятия 5.Выбор деятельности 6.План маркетинга 7.Производственный план 8.Организационная структура предприятия 9.Финансовый план и бюджет предприятия 10.Анализ рисков 11.Организационный план 12.Приложения Конечно, применительно к конкретному проекту структуру бизнес-плана можно уточнять – укрупнять разделы или, напротив, детализировать. Четвёртый этап бизнес планирования состоит в сборе информации необходимой для разработки каждого раздела плана. Последний пятый этап планирования – непосредственная разработка отдельных разделов и оформление всего бизнес-плана в виде единого документа.
1.3.Процесс и организация планирования на предприятии. В практике планирование – это важнейшая функция управления. В технологическом отношении планирование, как процесс научной и практической деятельности, в виде последовательности взаимосвязанных действий проходит в несколько этапов: -Определение целей планирования – желаемого состояния предприятия и его положения на рынке -Анализ проблем – фактического исходного положения дел и по окончании планового периода -Поиск альтернатив – выявление возможных вариантов развития по различным сценариям -Определение потребности в ресурсах и способов достижения поставленных целей, объёмов производства и др. -Оценка – проведение оптимизационных расчётов и обоснование экономических показателей -Оформление плана в виде единого документа При организации разработки бизнес-плана предварительно определяются: -Объекты планирования – предприятие в целом, структурные подразделения или отдельные направления деятельности, определение общих целей, потенциала, программ и действий. -Разработчиков плана – ответственные работники фирмы, специализированные функциональные службы, внешние консультанты или определённая их комбинация. -Порядок составления планов: одновременная разработка всех частных планов в единой модели или последовательное согласование (координация) частных планов и их объединение в общий проект. -Методы планирования – обычные традиционные приёмы (таблицы, графики и т.п.) и современные компьютерные специальные программы.
Глава 2 Методика составления разделов бизнес-плана
При обосновании положений бизнес-плана целесообразно: -Акцентировать особое внимание на вопросы, которые могут представлять интерес для тех, кому представляет интерес для тех, кому они адресованы – работникам предприятия, партнером или другим внешним потребителям. -Представить сущность проекта в наиболее доступной форме в самом начале бизнес-плана. -Аргументировать все расчёты и показатели таким образом, что бы они были реальными и достоверными, без преувеличения и приукрашивания экономических результатов реализации проекта. Бизнес план начинается с титульного листа, на котором обычно указывают: -Наименование проекта, например, «бизнес-план создания предприятия по производству мебели» -Метод подготовки плана -Авторы проекта, название и адрес предприятия, телефоны -Имена и адреса учредителей -Назначение бизнес-плана и его пользователя После титульного листа следует оглавление – формулировка разделов плана с указанием страниц и выделением наиболее важных пунктов в соответствии с особенностями конкретного проекта.
2.1. Меморандум конфиденциальности, резюме, описание отрасли Меморандум конфиденциальности составляется с целью предупреждения всех лиц о неразглашении содержащейся в плане информации и использование ее исключительно в интересах фирм, представивший проект. Резюме - краткое изложение основных положений предполагаемого плана, включающий следующие принципиальные данные: -Идеи, цели и суть проекта -Особенности предполагаемых товаров (услуг, работ) и их преимущества в сравнении с аналогичной продукцией конкурентов -Стратегии и тактика достижения поставленных целей -Квалификация персонала и особенно ведущих менеджеров -Прогноз спроса, объёмы продаж товара (услуг, работ) и суммы выручки в ближайший период (месяц, квартал, год и т.д.) -Планируемая себестоимость продукции и потребность финансирования -Ожидаемая чистаяприбыль, уровень доходности и срок окупаемости затрат -Основные факторы успеха – описание способов действий и мероприятий. Описание отрасли – анализ текущего состояния и перспектив развития избранной отрасли бизнеса, включая характеристику: -Её сырьевой базы -Сегмента (ниши) рынка и доли предприятия на нём -Потенциальных клиентов их возможности -Региональной структуры производства -Основных фондов и их структуры -Инвестиционных условий Анализ инвестиционный привлекательности сферы бизнеса состоит из трёх этапов: -многофакторного анализа уровня интенсивности отраслей конкурентности -определение стадии развития избранной отрасли -непосредственный анализ инвестиционной привлекательности отрасли При выборе сферы бизнеса и отрасли полезными являются сведения об их положении в мировом разделении труда и на международном рынке, экспортных возможностях, а так же производственно-технические связи с другими отраслями народного хозяйства, для которых может представлять интерес продукция этой отрасли (схема 2.1.)
Схема 2.1. Основные факторы выбора сферы предпринимательской деятельности. [источник №1 в списке литературы]
В любой стране существуют запрещённые сферы бизнеса (контрабанда, порнография и др.), а также виды деятельности, которые являются предметом государственной монополии (оружие, ядохимикаты, наркотики и др.). Для многих предпринимателей возникают и экономические ограничения на проникновение в ту или иную отрасль: 1.Высокий уровень начального капитала 2.Длительный срок окупаемости вложенных средств 3.Неопределённость в достижении прибыли (сфера образования и др.) Необходимо учитывать также сложившуюся конъюнктуру, т.к. предпринимательская деятельность подвержена цикличности: процветание, застой, спад. Кроме того, экономические ситуации различаются не только во времени, но и в пространстве – по районам и регионам. В монополизированную отрасль внедриться труднее, чем в конкурентную. Выбор сферы деятельности предприниматель осуществляет из пяти основных видов деятельности (таблица 2.1.)
Таблица 2.1.
В экономике любой страны можно выгодно обнаруживать и заполнять тысячи и тысячи «ниш» даже на традиционных и давно поделенных рынках. Многие преуспевающие компании быстрым ростом обязаны не тому, что их руководство стремилось создать новый продукт, а потому, что оно внедрило на рынке ту же продукцию или услуги, что и другие фирмы той же отрасли, но совершенно иным способом 2.2. Характеристика и выбор деятельности предприятия. Полный перечень сведений о компании, кроме краткой экономико-географической и исторической справки (местонахождение, занимаемая площадь, дата образования и сведения о развитии за прошедший период), размера уставного капитала и распределения капитала между учредителями включает в себя следующие данные: 1.Идентификационный номер, код ИНН 2.Полное и сокращенное наименование предприятия, код ОКПО 3.Дата регистрации предприятия, номер регистрационного свидетельства, наименование органа, зарегистрировавшего предприятие 4.Почтовый и юридический адрес предприятия: индекс, республика, область, автономный округ и т.д., код ОКАТО 5.Подчиненность предприятия – вышестоящий орган, код ОКОГУ 6.Вид деятельности (основной), код ОКОНХ 7.Организационно-правовая форма предприятия, код ОКОПФ 8.Форма собственности, код ОКФС: -доля государства (субъекта Федерации) в капитале, % 9.Включено или нет в государственный реестр РФ предприятий-монополистов: -республиканский -региональный 10.Банковские реквизиты 11.Адрес налоговой инспекции, контролирующей предприятие 12.Организационная структура предприятия, дочерние компании 13.Фамилия, имя, отчество, телефоны, факсы администрации предприятия 14.Характеристика менеджеров, отвечающих за результаты работы предприятия: возраст, образование, квалификация, предыдущие три должности, срок работы на предприятии. Любой предпринимательский проект начинается с формирования идеи продукта, товара или услуги. Задача состоит в том, чтобы достаточно полно представить в бизнес-плане важнейшие характеристики предлагаемого на рынок товара (услуги). Прежде всего, необходимо дать четкое описание полезного эффекта, ради которого потребители будут приобретать этот товар: новые или уникальные свойства, сфера удовлетворяемых потребностей отлична от предлагающихся на рынке аналогов, в том числе: -Какую именно потребность он удовлетворяет -Как реализуется этот товар или оказывается услуга -Уровень цены и группа покупателей, которой он доступен -Характеристика спроса на предлагаемый товар -Каким образом товар продаётся -Слабые стороны товара -Каковы постоянные издержки, связанные с производством товара -Кто должен освоить производство данного товара -Перспектива смены данного товара другим Другим важным обстоятельством, влияющим на разработку стратегии производства и реализации продукции, а, следовательно, и расчётов в этом разделе бизнес-плана, является определение жизненного цикла предполагаемого товара. Заранее определенное и просчитанное движение товара по стадиям или фазам жизненного цикла позволит предпринимателю своевременно принять те меры, которые соответствуют переживаемой продуктом стадии. Инструменты, которыми предприниматель должен владеть для своевременного упреждения и преодоления падения спроса на товар, многообразны: цены, методы распространения товара, его реклама, маневрирование объектами производства и продвижение товаров на рынке, что влияет на уровень и объём продаж, а следовательно, и финансовые итоги реализации предпринимательского проекта.
Глава 3 1.Резюме Фирма ООО «Елена» планирует осуществить в период 2009-2011 гг. проект «Организация производства мебели (офисных стульев модели «Класс») в г. Уфе». Цель проекта – увеличение капитала предприятия путем получения прибыли от производства и реализации продукции по низким конкурентоспособным ценам при сохранении высоких потребительских параметров. Осуществление проекта позволит обеспечить постоянное предложение продукта, в дальнейшем – расширить ассортимент продукции и увеличить объем производства. Краткосрочными целями проекта являются: -запуск к началу 2009г. производственного комплекса для производства мебели; -закупка нового оборудования, найм работников. Долгосрочными целями проекта являются: -снижение издержек и повышение рентабельности продукции; -завоевание рынка; -расширение технических, материальных и финансовых возможностей предприятия. Характеристиками особенностей планируемой к производству продукции являются: низкая конкурентоспособная цена изделий, достигаемая за счет использования передовых технологий, снижения издержек. Возможно (особенно на первом этапе работы предприятия) намеренное занижение розничной цены продукции для получения в будущем более выгодных заказов и завоевания определенного сегмента рынка. Преимуществом выбранного направления деятельности является отсутствие проблемы нехватки трудовых ресурсов. Набор рабочей силы планируется осуществить путем заключения контрактов с работниками на заранее оговоренный срок. Потенциальными потребителями продукции являются юридические лица (небольшие фирмы). На арендуемых площадях (1200 кв.м) предполагается разместить производство по выпуску офисных стульев. С этой целью создаются 3 производственных участка: столярный, сборочный и отделочный. Планируется разместить 2 склада – для материалов и для готовой продукции. Главным нашим конкурентом является Шатура- мебель.
2. Характеристика сферы деятельности (описание проектируемого продукта) Основное направление деятельности ООО «Елена» - оптовая и розничная торговля мебелью для дома. Предприятие ООО «Елена» намерено осуществлять свою деятельность в сфере производства мебели. В Российской Федерации в этой отрасли работают свыше тысячи предприятий. В городе Уфе наиболее крупными фирмами является «Шатура- мебель» и ООО «Башмебель». Целью проекта является производство офисных стульев модели «Класс», для поставки их на уфимских рынок. В рамках проекта предусмотрено расширение сбытовой сети за счёт выведения на рынок конкурентоспособной продукции. Для этого предполагается поиск производственных помещений и установку нового технологического оборудования. Преимущество продукции будет заключаться в уникальности товара, в прогрессивной технологии, доступная цена при высоком уровне качества. Срок в течение, которого данный товар будет новинкой на рынке, равен 2 годам. Срок окупаемости проекта – 1,27 года. Производственная площадь в 1200 кв.м. предоставлена крупной мебельной фабрикой РБ ООО «Башмебель», которая находиться по адресу РБ, г. Уфа, ул. Трамвайная 2. Технологический процесс Технологический цикл ООО «Елена» заключается в следующих этапах: 1. Выбор производственного образца. На данном этапе особую роль играет маркетинговый отдел, который определяет основные тенденции в предпочтениях потребителей. 2. Подбор материалов, комплектующих и фурнитуры, которые будут необходимы для производства. Данные функции лежат на технологе и отделе технического контроля. 3. Запуск в производство утвержденного товара. 4. Изменения, которые необходимо сделать при обнаружении недостатков или недочетов, выявленных в производственном процессе. 5. Комплектация и упаковка, выпускаемой продукции. 6. Отгрузка и отправка в магазины или посредникам. Стул офисной модели «Класс». Основой конструкции является каркас из гнутой стальной трубы. Покрытие – винилискожа различных расцветок по желанию покупателей. Сидение, спинка и подлокотники стула – мягкие (проставлен поролон). Все материалы офисного стула экологически чистые. Высота стула до сиденья - 470 мм. Высота спинки стула от сиденья - 500 мм. Высота подлокотников - 200 мм. Ширина стула - 430 мм. Глубина посадки стула - 420 мм. ООО «Елена» имеет в собственности магазин, который отличается по своей принадлежности к стилю и платежеспособности покупателей. Площадь торгового зала составляет 120 кв. м. Перечень станков, оборудования и транспортных средств, составляющие активные фонды, с указанием их стоимости и мощности двигателя, приведены в таблице 3.1. и таблице 3.2. Таблица 3.1. Основные фонды ООО «Елена»
Таблица 3.2. Транспортные средства ООО «Елена»
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (218)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы (0.017 сек.) |