Особенности создания и реализации Федеральных целевых программ
Глава 1. Теоретико-методологические основы создания и реализации федеральных целевых программ Особенности создания и реализации Федеральных целевых программ В России функционирует значительное число достаточно совершенных и эффективных специализированных и отраслевых служб мониторинга, входящих в состав различных ведомств и предназначенных для контроля функционирования разнообразных объектов. Однако отсутствует служба мониторинга, которая была бы независимой от местных властей и ведомств, интегрировала бы информацию об эффективности функционирования и обеспечивала бы руководство Федеральных целевых программ необходимой информацией для принятия своевременных решений по реализации Федеральных целевых программ (ФЦП). В связи с началом реализации Президентских целевых программ, национальных проектов, а также мер по укреплению целостности России и усилению контроля обстановки во всех сферах жизнедеятельности государства необходимо создание межведомственной системы мониторинга, в рамках которой объединялась бы и анализировалась вся информация о состоянии процессов реализации ФЦП. Особенно это актуально для президентской вертикали власти, призванной нацеливать, координировать и контролировать исполнение федеральных законов и директив всеми регионами, ведомствами и отраслями хозяйства страны, а также оценивать состояние важнейших ФЦП, имеющих государственное значение; при этом в процессе получения информации упор должен делаться на полноту и объективность данных, выдаваемых системой мониторинга. Разработка и реализация ФЦП используют целевой подход, который базируется на генеральной идее современного этапа управления экономико-организационными системами: для повышения эффективности их функционирования необходимо согласованное по целям управление, так как несогласованность целевых устремлений и действий организаций и исполнителей - главный источник потерь. Целевые методы направлены на согласование целей каждой организации, каждого исполнителя с генеральной целью организации, на согласование ее целей с ресурсными возможностями. Поэтому целевой подход предполагает первоочередное определение системы целей государства или планируемых результатов ФЦП, формирование на этой основе множества решаемых задач по достижению результатов, а также измерение конкретных результатов по этапам достижения поставленных целей. Рассматриваемый подход предполагает также, что для каждой цели определен орган, который организационно обеспечивает ее достижение; и наоборот, у каждого органа должна быть цель, которая служит основой его функционирования. Таким образом, любая цель представляет собой определенную совокупность целей более низкого уровня, задач управления и конкретных действий по их исполнению, т.е. достаточно общая цель деятельности государства достигается в результате осуществления ряда частных целей и решения частных задач. Определение цели системы является одним из наиболее важных, сложных и трудно разрешаемых вопросов, особенно на уровне государства. Его важность не вызывает сомнений, неправильное или недостаточно четкое определение цели приводит к весьма серьезным (иногда катастрофическим) последствиям для системы в целом, обрекает ее на "слепое" блуждание в динамически изменяющихся условиях внешней среды. Сложность и трудность решения проблемы целеобразования определяются в значительной мере тем, что она не поддается достаточно строгой формализации. Целевой подход в качестве средства формализации использует понятие дерева целей, которое представляет собой совокупность последовательно дробящихся целей в соответствии с понижающимся уровнем управления. Таким образом, цели отдельных уровней увязываются в схеме дерева целей, которое является наглядной графической моделью иерархической взаимосвязи целей системы в целом и отдельных ее составляющих. При построении дерева целей важная роль принадлежит эвристическим методам, экспертным оценкам, необходимость использования которых обусловлена большой неопределенностью в решении этих задач. Сложный характер формирования дерева целей не позволяет построить достаточно строгую математическую модель целеобразования. Вместе с тем опыт формирования и использования деревьев целей при построении систем управления социально - экономическими системами позволил сформулировать следующие общие правила и свойства реализации процедуры целеобразования: 1. Ни одна цель высших уровней иерархии не достигается непосредственно, а лишь посредством достижения подцелей, на которые она распадается. В то же время это не просто обычное сложение подцелей, так как каждая из подсистем может обладать собственными подцелями, отличающимися от глобальной. 2. Средства к достижению общей (глобальной) цели являются ее подцелями. 3. Цели нижних ярусов всегда являются средствами достижения целей высших ярусов, и дерево целей реализуется наиболее эффективно, если каждая подсистема стремится достичь своей подцели, имея в виду общую цель всей системы. 4. В системе существуют состязательность целей и их взаимосвязь, которые проявляются на всех ярусах дерева целей. Состязательность целей выражается в том, что иногда приходится поступаться степенью реализации одной цели во имя достижения другой цели. Взаимосвязь ("взаимная поддержка") целей выражается в том, что нередко достижение одной цели способствует реализации другой цели. На более низких ярусах дерева очень часто наблюдается взаимопереплетение целей. Анализ и учет как состязательности, так и взаимосвязи и переплетения целей дают важный материал для принятия обоснованных решений и оценки их последствий. 5. Цели верхних уровней формулируются неизбежно в достаточно общем виде, в агрегированных, абстрактных понятиях и детализируются на нижних уровнях целевой структуры. Следует отметить, что цели организационно-экономических систем никогда не являются очевидными и обычно не вытекают непосредственно из условий деятельности и интересов каждой рассматриваемой подсистемы. Для выявления и формализации целей используется аппарат системного анализа и исследования операций. Рассматриваемые ФЦП по своей сути представляют собой важнейшие национальные проекты, реализация которых должна существенно улучшить состояние дел в таких важных сферах РФ как образование, здравоохранение, жилищное строительство и сельское хозяйство. Управление любой программой, включая ФЦП, является интегрированным, т.е. охватывающим все процессы создания и реализации программы в сложной взаимосвязи. Отдельные, достаточно разработанные процедуры технологии формирования дерева целей программ приведены ниже: 1. Декомпозиция генеральной цели по уровням дерева целей. 2. Установление взаимосвязи и дублирования целей - матричный анализ. 3. Оценка относительной важности целей, особенно для устранения их конкурентности. 4. Установление взаимосвязи целей в сложных и больших системах и придание им сравнительных и численных оценок. 5. Установление взаимосвязи целей с вариантами планируемых мероприятий и ограничениями по ресурсам. 6. Установление "истинных" (полных) затрат на достижение поставленных целей. 7. Прогнозирование появления целей в будущем - метод сценариев. 8. Анализ комплексов целей - методы имитации. Процессы управления реализацией ФЦП могут быть разбиты на шесть основных групп, реализующих различные функцииуправления: 1. процессы инициации- принятие решения о начале разработки и выполнения программы; 2. процессы планирования- определение критериев успеха программы и разработка сетевых графиков их достижения; 3. процессы исполнения- координация организаций и других ресурсов для реализации программы; 4. процессы мониторинга и анализа- определение соответствия хода реализации программы поставленным целям и критериям успеха и принятие решений о необходимости применения корректирующих воздействий; 5. процессы управления- определение необходимых корректирующих воздействий, их согласование, утверждение и применение; 6. процессы завершения- выполнение программы и анализ ее результатов. Процессы управления программами накладываются друг на друга и происходят с разными интенсивностями на всех стадиях. Кроме того, процессы управления программами связаны своими результатами - результат выполнения одного становится исходной информацией для другого. Процессы мониторинга и анализа ФЦП включают как анализ самой программы, так и анализ ее исполнения. Анализ программы означает определение того, удовлетворяет ли она предъявляемым к ней требованиям. Он выражается в оценке показателей программы участниками программы. На стадии планирования результатом анализа программы может быть принятие решения о необходимости изменения начальных условий и, соответственно, составления нового сценария реализации ФЦП, либо принятие разработанной версии в качестве базового плана проекта, который в дальнейшем служит основой для измерения степени исполнения. Под процессами анализа в дальнейшем понимаются процессы анализа исполнения. Процессы анализа исполнения предназначены для оценки состояния и прогноза успешности исполнения программы согласно критериям и ограничениям, определенным на стадии планирования. В силу уникальности программ эти критерии не являются универсальными, но для большинства программ в число основных ограничений и критериев успеха входят цели, сроки, качество и стоимость работ. При отрицательном прогнозе принимается решение о необходимости корректирующих воздействий, выбор которых осуществляется в процессах управления изменениями. К основным процессам управления ФЦП относятся: 1. общее управление разработкой, реализацией и изменениями - определение, согласование, утверждение и принятие к исполнению управленческих решений и координация изменений по всей программе; 2. управление ресурсами- внесение изменений в состав и назначение ресурсов на работы программы; 3. управление качеством - разработка мероприятий по устранению причин неудовлетворительного исполнения; 4. управление рисками - реагирование на отклонения и изменение рисков в процессе исполнения программы; 5. управление контрактами- координация работы (суб)подрядчиков, корректировка контрактов, разрешение конфликтов. Следует отметить, что эффективное управление разработкой и реализацией ФЦП возможно лишь на базе адекватной ей по сложности системы мониторинга.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (356)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |