Управление профориентацией и адаптацией персонала в компании ОАО «Газпромнефть-ОНПЗ»
В компании «ОАО Газпромнефть-ОНПЗ» уделяется большое внимание к процессу адаптации молодых работников. Вопросами адаптации на «ОАО Газпромнефть-ОНПЗ» (помимо подразделения по управлению персоналом) занимаются отдельные работники из разных подразделений. Это инспектор отдела кадров, линейные руководители или коллеги по работе. Их главная цель – сделать процесс адаптации, приспособления молодых работников к предприятию как можно более коротким и безболезненным. Проведение процессов как первичной, так и вторичной адаптации не отличается большими особенностями, то есть все мероприятия похожи друг на друга и выглядят следующим образом. Процесс адаптации непосредственно начинается в отделе кадров при приёме и оформлении на работу. Инспектор отдела кадров проводит небольшую беседу, в которой в общих чертах знакомит с предприятием, отделом или цехом, где предстоит работать новичку. Затем он провожает нового работника на его рабочее место и представляет непосредственному руководителю. А тот, в свою очередь, проводит знакомство с коллективом, с коллегами по работе, с рабочим местом. По своему усмотрению руководитель может прикрепить к новичку наставника из числа более опытных и старших работников. Как правило, ещё в течение месяца руководитель проводит периодические беседы с новым работником, интересуясь трудностями, которые у него возникают, его успехами, и даёт систематическую оценку работы. Контроль за ходом процесса адаптации со стороны отдела кадров не проводится. Наставничество – это специально формируемый и организационно оформленный процесс общения между рабочим-наставником и его подшефным – молодым рабочим. Функции наставничества – обучение профессиональному мастерству, передача норм и ценностей данного коллектива новым его членам, нравственное воспитание молодого поколения. Наставничество осуществляется в разных формах. Это и коллективное шефство бригады над отдельными молодыми рабочими или индивидуальное шефство кадровых рабочих над ними, и шефство кадровых рабочих над группой новичков. Для развития этого процесса необходимо установить единый для всех предприятий статус наставников, более четко определить их функции, обучать наставников методам индивидуальной работы с подшефными. После прохождения курса адаптации в компании «ОАО Газпромнефть-ОНПЗ», наставник и молодой работник предоставляет в отдел кадров заполненный бланк с индивидуальными вопросами (если за молодым работником был закреплён наставник). Наставник оценивает, как новый работник влился в коллектив, адаптировался, прошёл обучение и оценивает его. В свою очередь молодой работник в ответах на данные ему вопросы оценивает качество наставничества и даёт свою характеристику. При организации научно обоснованной системы управления профориентацией и адаптацией исходят из целей и задач организации (рис. 5). Для достижения этих целей в организации «ОАО Газпромнефть-ОНПЗ» имеется подразделение по управлению персоналом специалистов. Штат этого подразделения состоит из двух человек: профконсультанта (профессиональная ориентация) и менеджера по персоналу (отбор, подготовка и адаптация работников). В осуществлении процесса адаптации непосредственное участие принимают линейные руководители. Функции этого подразделения ориентированы на работников, которым нужна помощь в профессиональной ориентации и переориентации, а также выпускников подшефных школ, которые стоят перед выбором своей дальнейшей профессии, и на новых работников, пришедших в организацию или поменявших место работы внутри неё.
Подразделение по управлению профориентацией и адаптацией выполняет следующие функции: · изучает и прогнозирует конъюнктуру рынка труда, проводить мероприятия по адаптации к нему, осуществляет соответствующую переструктуризацию кадрового потенциала; · участвует в найме и отборе персонала с использованием профессиограмм и описаний работ, организовывает тестирование и интервьюирование работников в целях их лучшей профориентации; · участвует в расстановке кадров по подразделениям, участкам, рабочим местам, проведении ротации и внутрипроизводственных перемещений кадров, формировании стабильного трудового коллектива; · участвует в отборе лидеров из числа молодых работников, обладающих талантом организатора; · организовывает взаимодействие с региональной системой управления профориентацией и адаптацией на взаимовыгодных условиях. Важнейшие направления деятельности подразделения по управлению профориентацией и адаптацией персонала в организации приведены на рис. 6. В обязанности профконсультанта входит: 1. Профессиональная консультация для работников организации. 2. Сбор, накопление информации, изучение и прогнозирование конъюнктуры рынка, престижности профессии. 3. Участие в найме и отборе персонала. 4. Организация (совместно с администрацией школ) работы по профориентации школьников. 5. Налаживание связей с ПТУ. 6. Организация оборудования кабинета профориентации в организации. 7. Оказание помощи ПТУ и школам по оборудованию тематических стендов профориентации. 8. Организация разработки профессиограмм. 9. Организация тематических вечеров для школьников. 10. Проведение в школах лекций, семинаров с приглашением рабочих, руководителей, специалистов управления организации. 11. Организация в школах выставок литературы о выборе профессии. 12. Проведение группового обследования профессиональной направленности школьников. 13. Организация лектория для родителей школьников по вопросам профориентации. 14. Проведение в организации дня открытых дверей.
В обязанности менеджера по персоналу входят: 1. Организация ознакомления с организацией: характеристика; условия найма; оплата труда. 2. Представление работника руководителю, непосредственному начальнику, инструктору по обучению. 3. Организация экскурсии по рабочим местам. 4. Разъяснение условий работы, ознакомление с функциями (совместно с руководителем). 5. Организация обучения (совместно с отделом обучения). 6. Введение в коллектив, представление сотрудников (совместно с руководителем).
Для новых работников в организации «ОАО Газпромнефть-ОНПЗ» организуется специальный курс обучения и воспитания, призванный наиболее быстро и рационально адаптировать их к стилю и методам работы в организации или в подразделении. Формами адаптации могут быть лекционные и семинарские занятия непосредственно в организации: выездные занятия на специальной учебной базе с приглашением специалистов и экспертов; выездной групповой тренинг.
В работе по проведению адаптации новых работников в организации «ОАО Газпромнефть-ОНПЗ» менеджер по персоналу использует специально разработанную программу. Программа адаптации делится на общую и специализированную. Общая программа адаптации касается в целом всей организации и затрагивает следующие вопросы. 1. Общее представление об организации: приветственная речь; тенденции развития, цели, приоритеты, проблемы предприятия; традиции, нормы; продукция и её потребители; виды деятельности; организация, структура, связи; информация о высшем руководстве, внутренние отношения. 2. Оплата труда в организации. 3. Дополнительные льготы, виды страхования. Выходные пособия; пособия по болезни, болезням в семье, пособия по материнству; размер пенсии; возможности обучения на работе. 4. Охрана труда и техника безопасности: меры предосторожности; правила противопожарной безопасности и контроля; правила поведения при несчастных случаях; здравоохранение и места оказания первой медицинской помощи. 5. Отношения работников с профсоюзами; сроки и условия найма; назначения, перемещения, продвижения; права и обязанности работника; выполнение постановлений профсоюзов; дисциплина и взыскания. 6. Служба быта: питание; комнаты отдыха; другие службы быта. После реализации общей программы адаптации проводится специализированная программа адаптации. Она охватывает вопросы, связанные конкретно с каким-либо подразделением или рабочим местом. Эту программу в организации «ОАО Газпромнефть-ОНПЗ» проводят линейные руководители или наставники. Эта программа включает в себя следующие вопросы. 1. Функции подразделения: цели и приоритеты; организация, структура и функции; взаимоотношения с другими подразделениями. 2. Обязанности и ответственность; детальное описание текущей работы и ожидаемых результатов; разъяснение, почему эта конкретная работа важна, как она соотносится с другими видами работ в подразделении и на предприятии в целом; длительность рабочего дня и расписание; требования к качеству выполняемой работы. 3. Правила-предписания: правила, характерные только для данного вида работы или данного подразделения; правила техники безопасности; отношения с работниками других подразделений; питание, курение на рабочем месте; телефонные переговоры личного характера в рабочее время. 4. Осмотр подразделения: местоположение кнопки пожарной тревоги, входы и выходы; места для курения; места оказания первой помощи. 5. Представление сотрудникам подразделения. Данную программу можно использовать как для первичной, так и для вторичной адаптации. Так как адаптация молодых работников, которые ещё не имеют профессионального опыта, отличается тем, что она заключается не только в усвоении информации об организации, но и в обучении самой работе, в программу адаптации обязательно должно входить обучение. Особые потребности в адаптации испытывают сотрудники старшего возраста. Они также нуждаются в обучении и их потребности в чём-то схожи с потребностями молодых работников, но им зачастую труднее вписаться в коллектив. Свои особенности имеет адаптация женщин, возвратившихся на работу после отпуска по уходу за детьми, сотрудников, вернувшихся после прохождения учебных курсов. Заключение Компания «ОАО Газпромнефть-ОНПЗ», как писалось выше, уделяет огромное внимание адаптации работников, причём с самого раннего периода. Компания сама себе готовит рабочие кадры (воспитывает, стимулирует к повышению знаний и квалификации, обучает). Отбор и адаптация кадров начинается ещё со «студенческой скамьи» (Омский государственный промышленно-экономический колледж, Омский государственный технический университет), стимулирует студентов к глубокому изучению и к повышению знания (повышенная стипендия, премия имени И.Д. Лицкевича), устраивает экскурсии по территории завода, по музею, где рассказывается история завода от самого его основания и до нынешнего времени. Ведь чем быстрее работник адаптируется на рабочем месте, тем быстрее он начнёт выполнять свои обязанности в полном объёме, а значит, предприятие получит большую прибыль и качественную продукцию, снизится текучесть кадров среди новых работников. Из всех имеющихся у нас в Омске нефтеперерабатывающих заводов «ОАО Газпромнефть-ОНПЗ» уделяет самое большое внимание к адаптации работников, поэтому процесс адаптации персонала происходит очень быстро.
Список литературы 1. Организационное поведение и управление персоналом, В.А. Спивак. М.: ПИТЕР, 2001. 2. Управление персоналом, Д.А. Аширов. М.: ПРОСПЕКТ, 2007. 3. Основы управления персоналом, А.Я. Кабанов. М.: ИНФРА-М, 2006. 4. Управление персоналом организации, А.Я. Кабанов, И.Б. Дуракова. М.: ИНФРА-М, 2005. 5. Управление персоналом организации, А.Я. Кабанов, И.Б. Дуракова. М.: ЭКЗАМЕТ, 2005. 6. Управление персоналом организации, под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. М.: ЮНИТИ, 2006. 7. Управление персоналом, Т.Ю. Базаров. М.: Академия, 2006. 8. Управление, нацеленное на результаты, Даккер. М.:1994. 9. Основы кадрового менеджмента, Травин В. А., Дятлов. М.: Дело, 1995.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (375)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |