Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Предприятия в условиях развития рыночной экономики



2019-12-29 245 Обсуждений (0)
Предприятия в условиях развития рыночной экономики 0.00 из 5.00 0 оценок




Прибыль – это конечный финансовый результат. Её величина в общественном питании зависит от многих факторов, а именно: от методов организации деятельности и уровня управления; объёмов деятельности; современной политики ценообразования; взаимоотношений с бюджетом и вышестоящими организациями; величины налоговых и других обязательных платежей и др.

Прибыль в общественном питании выступает как экономическая категория и экономический показатель. Как экономическая категория прибыль означает денежное выражение стоимости прибавочного продукта, созданного производительным трудом работников общественного питания, а также части прибавочного продукта, созданного в отраслях материального производства и передаваемого в общественное питание через систему торговых надбавок, наценок общественного питания в качестве платы за реализуемую продукцию, товары и услуги.

Как экономический показатель прибыль представляет собой разницу между валовым доходом от хозяйственной деятельности и всеми затратами. Величина прибыли напрямую зависит от суммы валовых доходов и издержек производства и обращения, то есть чем выше будут доходы предприятий общественного питания, тем выше будет прибыль. Роль прибыли предприятий общественного питания как экономического показателя в современных условиях заключается в следующем (рис. 1).

Рис. 1 Роль прибыли предприятия общественного питания в современных условиях

 

    Прибыль характеризуется многообразием видов, в которых она выступает (табл. 1). Рассмотрим более подробно виды прибыли в общественном питании в соответствии с указанными признаками.

 

Таблица 1. Виды прибыли общественного питания по основным классификационным признакам

 

Признаки классификации прибыли Виды прибыли по соответствующим признакам классификации
1. Источники формирования прибыли Прибыль от реализации продукции, товаров, услуг Прибыль от прочей реализации Прибыль от внереализованных операций
2. Рассматриваемый период формирования прибыли Прибыль прошлого периода Прибыль отчётного периода Прибыль планируемого периода
3. Состав элементов, формирующих прибыль Маржинальная прибыль Прибыль отчётного года Чистая прибыль
4. Характер налогообложения прибыли Налогооблагаемая прибыль Прибыль, не подлежащая налогообложению
5. Значение итогового результата Прибыль ( положительная величина) Убыток (отрицательная величина)

 

    Прибыль от реализации продукции, товаров, услуг является основным источником прибыли отчётного периода и представляет собой разность между валовым доходом, остающимся в распоряжении предприятия общественного питания, и издержками производства и обращения:

Прт = ВДр – И ,

Где Прт – прибыль от реализации продукции собственного производства, покупных товаров, услуг; ВДр – валовой доход, остающийся в распоряжении предприятий общественного питания; И – издержки производства и обращения.

    Прибыль от прочей реализации состоит из прибыли от реализации излишнего оборудования, неиспользуемых основных фондов и других видов основных средств, являющихся собственностью предприятий общественного питания.

    Прибыль от внереализационных операций представляет собойразность между доходами и расходами от внереализационных операций. В состав доходов по внереализационным операциям входят: штрафы, пени, неустойки полученные; полученные проценты по счетам за хранение денежных средств в банке; кредиторская задолженность, по которой истёк срок исковой давности; излишки объектов основных средств и других активов, выявленные при инвентаризации и др.

    Внереализационные расходы включают: штрафы, пени, неустойки уплаченные; убытки от стихийных бедствий; потери от списания долгов и дебиторской задолженности; товарные потери сверх установленных норм естественной убыли и др.

    Наличие внереализационных доходов и расходов в общественном питании свидетельствует об имеющихся недостатках в расчётно-платёжной дисциплине, претензионной работе, в снабжении продуктами питания и удовлетворении спроса потребителей.

    По рассматриваемому периоду формирования прибыль подразделяют на прибыль прошлого периода, прибыль отчётного периода и прибыль планового периода. Такое деление прибыли необходимо для проведения её анализа, выявления тенденций развития и расчёта на плановый период. По составу элементов, формирующих прибыль, выделяют маржинальную прибыль, прибыль отчётного периода (балансовую), чистую прибыль.

    Маржинальная прибыль (Пм) представляет собой сумму валового дохода от реализации продукции собственного производства и покупных товаров за вычетом суммы постоянных расходов (Ипост):

Пм = ВД – Ипост

    Прибыль отчётного периода представляет собой результат деятельности общественного питания. Чистая прибыль характеризует сумму прибыли отчётного периода, уменьшенную на сумму налоговых платежей, т.е. прибыль, остающуюся в распоряжении предприятий общественного питания.

    Экономическое содержание прибыли общественного питания раскрывается через её экономические показатели: абсолютную сумму; уровень рентабельности.

    Наличие двух показателей обусловлено тем, что абсолютная сумма прибыли ещё не характеризует степень эффективности производственно-торговой деятельности предприятий общественного питания, многие предприятия общественного питания могут получать абсолютную сумму прибыли при различных объёмах товарооборота, различных издержках производства и обращения, неодинаковом количестве производственных и торговых работников. Поэтому для более точной характеристики экономической эффективности производственно-торговой деятельности необходимо использовать относительный показатель – рентабельность.

    Рентабельность – синтетический показатель, отражающий многие стороны деятельности предприятий общественного питания за определённый период и рассчитывается как отношение прибыли отчётного периода (П) к товарообороту общественного питания (Т), умноженное на 100:

Р = П : Т *100,

где Р – рентабельность товарооборота, %.

    Данный показатель отражает долю прибыли отчётного периода в продажной цене реализованных покупных товаров и продукции собственного производства.

    Для оценки эффективности деятельности и для сравнения анализа работы предприятий общественного питания следует использовать систему показателей рентабельности. В качестве основного обобщающего показателя в системе показателей рентабельности выступает показатель ресурсо- рентабельности, или иначе, рентабельности экономического потенциала, который определяется как отношение прибыли отчётного периода к экономическому потенциалу (всем применённым ресурсам).

    В современных условиях возникает также необходимость изучения отношения прибыли к итогу баланса (рентабельность функционирующего капитала); среднегодовой сумме собственных средств (рентабельность собственного капитала); собственному капиталу и долгосрочным обязательствам (рентабельность переменного капитала) и др.

 

 



2019-12-29 245 Обсуждений (0)
Предприятия в условиях развития рыночной экономики 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Предприятия в условиях развития рыночной экономики

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (245)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)