Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Глава II . Структура и принципы деятельности механизма государства




 

Вторую главу работы посвятим структуре и принципам деятельности государственного аппарата. Начнём с существующих принципов механизма государства.

Под принципами понимаются законодательные отправные начала, идеи и требования, лежащие в основе формирования, организации и функционирования механизма государства. Выделяют два принципа механизма государства, а именно: общие и частные. Общие принципы в свою очередь подразделяются на следующие принципы:

-закреплённые в Конституции РФ;

-сформулированные в Федеральном законе «Об основах государственной службы Российской Федерации», федеральных конституционных законах «О судебной системе Российской Федерации», «О Конституционном суде Российской Федерации» и др.1

Первая группа охватывает конституционно-закрпеплённые принципы организации и деятельности механизма государства: народовластие, гуманизм, федерализм, разделение властей, законность. В нескольких словах остановимся на каждом из принципов отдельно.

Итак, принцип народовластия проявляется в демократической организации государства, республиканской форме правления, при которых носитель суверенитета и единственный источник власти в Российской Федерации – многонациональный народ.1



 

________________

1 Матузов, Н.И., Малько, А.В. Теория государства и права: курс лекций / Н.И Матузов, А.В. Малько; под общ. ред. Н.И. Матузова. Изд. 2-е перераб. и доп. М.: Юристь, 2001.С.102-103.

Множество мыслителей и политических деятелей ставили своей задачей создание справедливого общества с непременным атрибутом народовластия. Большинство современных государств именуют себя демократиями. Однако непредвзятым и готовым задуматься людям ясно, что власть народа сильно ограничена, или, точнее, подменена. Не народ властвует, а народом правят, используя широкий арсенал средств, как наработанный веками, так и открытый сравнительно недавно – от прямого насилия, до изощрённого психологического манипулирования.

Решение Д.В. Парамонов видит в прямом народовластии. Сегодня прогресс средств связи и появление общедоступных информационных сетей создали материальные предпосылки для осуществления прямого и подлинного народовластия. С технической точки зрения, сегодня практически все граждане могут непосредственно участвовать в утверждении, и даже в разработке и обсуждении законопроектов. Механизм народовластия в современных условиях Д.В. Парамонов видит в следующем: народ выбирает депутатов, депутаты разрабатывают альтернативные проекты законов, политические партии, общественные организации и граждане обсуждают законодательные инициативы, законы принимаются всенародным голосованием. Депутаты, политические партии и общественные организации должны обладать правом законодательной инициативы, но не более. Роль политических партий должна ограничиваться агитационной работой и убеждением граждан в полезности выдвигаемых ими законопроектов. Править должен народ, а не его часть.

Но, данная модель прямого народовластия подвержена критике. Против прямого народовластия обычно выдвигаются три категории аргументов: тайное всенародное голосование с целью принятия законов технически невозможно; народ слишком глуп, чтобы принять «правильные» законы; народ слишком пассивен, чтобы анализировать проекты законов, подготовленные специалистами.

Д.В. Парамонов считает, что такой принцип механизма государства, как народовластие может заключаться в следующем: вначале, принятие законов происходит с помощью традиционных бумажных бюллетеней. Проведение всенародного голосования 3-4 раза в год с целью утверждения законопроектов представляется вполне возможным. Альтернативно, на всенародный референдум могут выноситься только те законопроекты, против которых было собрано минимальное количество подписей избирателей. Если противникам законопроекта не удаётся собрать требуемое количество подписей в установленный законом срок, закон считается принятым. В дальнейшем возможно появление электронного голосования с помощью мобильных телефонов или интернета. Возможность голосовать в течение продолжительного времени и в любом месте позволит резко снизить материальные затраты и затраты времени на участие в голосовании.

Он также отмечает, что народ (независимо от уровня образования, политической активности и т.д.) достаточно умен, чтобы избрать законодателей по деловым качествам, а значит, может предвидеть, как они будут действовать в будущем и насколько полезные законы примут. Если избиратель способен предвидеть полезность для себя будущих, ещё не сформулированных и не принятых законов, то он, несомненно, должен быть в состоянии оценить проекты этих законов, когда они явно сформулированы и вынесены на всенародное голосование.

Одной из очевидных мер по повышению политической активности В.Д. Парамонов видит в предоставлении всем гражданам максимальных возможностей для участия в политическом процессе и облегчения процесса голосования. У каждого человека должен быть выбор: хочет ли он принимать участие в управлении обществом или нет, а если да, то когда, в какой степени и по каким вопросам. Решение вопроса о степени политического участия должно оставаться всегда за самими гражданами. Это как раз и есть та свобода, выражающаяся в принципе народовластия. Народовластие предоставит гражданам равные права и возможности участия в управлении обществом в любой момент времени. Устранение промежуточного звена, которым являются выборные законодатели, гарантирует, что способность гражданина влиять на общественное устройство будет зависеть только от него самого, от его желания участвовать в политическом процессе и силы выдвигаемых им аргументов.

Д.В.Парамонов
http://www.mexnap.info/

Другой принцип, также закреплённый в Конституции Российской Федерации,  является принцип гуманизма, который заключается в признании ценности человека как личности, и приоритете его интересов в государственной деятельности. Сейчас это один из главных принципов организации и деятельности государственного механизма, закрепленный в конституциях многих современных государств. Так, например, в России – «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства»[5] . «Достоинство человека неприкосновенно. Уважать и защищать его — обязанность всякой государственной власти»[6] .

 

Принцип федерализма в формировании и деятельности государственного механизма определяется тем, что Российская Федерация состоит из равноправных субъектов, каковыми являются республики, края, области, города федерального значения, автономные округа и др.

 

 

Принцип разделения властей - это фундаментальный принцип организации и деятельности государственного механизма в современных конституционных государствах. Заключается в делении власти на законодательную, исполнительную и судебную. Данный принцип предусматривает самостоятельность органов, относящихся к различным ветвям власти, их способность обеспечить механизм сдержек и противовесов в отношении друг друга с тем, чтобы предотвратить чрезмерное усиление и возвышение над другими какой-либо одной ветви власти, не допустить захвата кем-либо власти или присвоения властных полномочий, установления диктатуры. Содержание этой теории (принципа) заключается в том, что вся полнота власти не может находиться в руках одного человека или органа, так как, в таком случае, неизбежны злоупотребления властью, нарушения прав человека и другие негативные явления. Поэтому необходимо разделение государственной власти на несколько составляющих, распределение ее по различным государственным органам, с тем чтобы ни один из них не обладал всей полнотой власти. Наличие «системы сдержек и противовесов» - это такое разделение компетенции между органами государственной власти, которое обеспечивает их взаимный контроль, а так же сотрудничество между властями в целях достижения эффективности в управлении обществом. Эти два положения – суть теории разделения власти.

 

Принцип законности заключается во всеобщности требования соблюдать и исполнять законы. Согласно ст.15 (п.2) Конституции РФ, органы государственной власти и должностные лица, равно как и органы местного самоуправления, граждане и их объединения, обязаны соблюдать Конституцию и законы России.1 Вся деятельность государственных органов регулируется правовыми нормами, содержащимися в различных правовых источниках. Строгая и неуклонная их реализация и составляет содержание этого принципа.

Во второй группе принципов, закрепляемых в федеральных конституционных законах и в федеральных законах.

________________

1 Конституция Российской Федерации // Российская газета. 1993. 25 декабря, с изменениями от 30 декабря 2008. Опубликовано 21 января 2009. Ст. 15, п. 2.

 

Комплексное выражение эта группа получила в Федеральном законе «Об основах государственной службы Российской Федерации». Наряду с подтверждением конституционного принципа разделения властей, в этом нормативно-правовом акте сформулированы или конкретизированы следующие принципы:

- верховенство Конституции Российской Федерации и федеральных законов;

-приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие; обязанность государственных служащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина;

-равный доступ граждан к государственной службе в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой;

-обязанность для государственных служащих решений, принятых вышестоящими государственными органами и руководителями в пределах их полномочий и на основе законодательства РФ и др.1

Вышеперечисленные принципы придают механизму государства необходимые для его успешного функционирования целенаправленность, единство и целостность. В качестве примера частного принципа можно указать предусмотренный Конституцией РФ и федеральными процессуальными законами принцип осуществления судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон, а также, на закреплённый в Федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации» принцип организации и деятельности прокуратуры РФ, согласно которому органы прокуратуры осуществляют полномочия в строгом соответствии с действующими на территории России законами, независимо от федеральных органов государственной власти, органов власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений.

________________

1 Матузов, Н.И., Малько, А.В. Теория государства и права: курс лекций / Н.И Матузов, А.В. Малько; под общ. ред. Н.И. Матузова. Изд. 2-е перераб. и доп. М.: Юристь, 2001.С. 104-106.

1 Национальное равноправие. Доступ к замещению должностей в системе государственного механизма должен предоставляться всем лицам вне зависимости от их национальной принадлежности. Актуальность данного принципа прямо зависит от остроты вопроса национального равноправия в том или ином государстве. В более широком смысле здесь может идти речь не только о расовом или национальном равенстве, но и о равенстве прав на замещение государственных должностей независимо от пола, возраста, религии и других признаков. «Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе»[11] . «Никому не может быть причинен ущерб или оказано предпочтение по признакам пола, происхождения, расы, языка, места рождения и родства, вероисповедания, религиозных или политических взглядов. Никому не может быть причинен ущерб в силу наличия у него недостатков»[12] . «Все граждане имеют одинаковое общественное достоинство и равны перед законом без различия пола, расы, языка, религии, политических убеждений, личного и социального положения»3.

 

2). Демократизм. Содержание этого принципа определяет народ как источник государственной власти, признается его право на участие в принятии политических решений, а также провозглашение широкого круга гражданских прав и свобод. Различают представительную и непосредственную демократию. Первая выражается в деятельности выборных представительных органов государства, а вторая заключается в прямом осуществлении власти народом в общегосударственном и местных масштабах (голосование на выборах, участие в референдумах, участие в демонстрациях, митингах, шествиях, реализации права направлять обращения (петиции) в различные государственные органы).

3). Гласность. Достаточная информированность общества о деятельности государственных органов просто необходима для достижения реального народовластия. В содержание данного принципа входит право каждого на получение информации, затрагивающей его права и законные интересы, а в более широком плане - формирование общественного мнения о деятельности государственного аппарата.

Так, в российской Конституции закреплено: «Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом»[7] . Таким образом, речь не идет об абсолютной гласности: она ограничивается в случаях, предусмотренных законодательством страны, при возможности нанесения ущерба существенным интересам государства или граждан.

4

5). Централизм. Государственный механизм имеет иерархическую структуру, где нижестоящие органы выполняют решения вышестоящих органов и регулярно отчитываются перед ними. Государственные органы могут иметь подчинения или только по вертикали, или «двойное подчинение» - по вертикали и горизонтали. В последнем случае орган, например, отраслевого территориального управления подчиняется как вышестоящему, территориальному или центральному органу отраслевого управления, так и вышестоящему территориальному органу.

7). Национальное равноправие. Доступ к замещению должностей в системе государственного механизма должен предоставляться всем лицам вне зависимости от их национальной принадлежности. Актуальность данного принципа прямо зависит от остроты вопроса национального равноправия в том или ином государстве. В более широком смысле здесь может идти речь не только о расовом или национальном равенстве, но и о равенстве прав на замещение государственных должностей независимо от пола, возраста, религии и других признаков. «Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе»[11] . «Никому не может быть причинен ущерб или оказано предпочтение по признакам пола, происхождения, расы, языка, места рождения и родства, вероисповедания, религиозных или политических взглядов. Никому не может быть причинен ущерб в силу наличия у него недостатков»[12] . «Все граждане имеют одинаковое общественное достоинство и равны перед законом без различия пола, расы, языка, религии, политических убеждений, личного и социального положения»3.

 


   Говоря о механизме государства РФ как системе реализации государственной власти невозможно не рассмотреть структуру механизма  государства, в связи с этим, перейдём к данному вопросу. В соответствии с этим, опираясь на конституционно выделяемые на основе разделения властей структурные подразделения государственного механизма и учитывая выполняемые составляющими их органами функции, можно классифицировать следующие виды органов, образующих механизм современного Российского государства.

1. Прежде всего, речь пойдёт о Президенте Российской Федерации, который в соответствии с Конституции РФ является главой государства. Президент РФ является гарантом Федеральной Конституции, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Основным Законом порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

В соответствии с Конституцией и федеральными законами Президент России определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Он как глава государства представляет Россию как внутри страны, так и в международных отношениях. Президент является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ. Федеральный закон "Об обороне" закрепил, что Президент осуществляет руководство Вооруженными Силами Российской Федерации.

Некоторые свои полномочия он осуществляет совместно с Федеральным Собранием России (например, назначение Председателя Правительства и других высших должностных лиц государства).
Президент избирается на четыре года гражданами России на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Наряду с федеральным Президентом институт президентства существует и в ряде республик в составе РФ. Правовой статус президента при этом как главы государства либо главы исполнительной власти определяется конституцией соответствующей республики.1

Полномочия Президента Российской Федерации, по Конституции, значительно шире традиционного комплекса полномочий президентов демократических стран Запада. В полномочиях, которыми Конституция РФ наделила Президента, существует "перебор". Обширные и весьма неопределенные но своему объему функции и полномочия президентской власти в России противоречат принципу разделения властей, предполагающего их взаимную уравновешенность, сдерживание, согласованность и взаимный контроль. Президент Российской Федерации обладает огромной властью и полномочиями.

В настоящее время можно говорить о том, что в России сложилась нетипичная форма правления – суперпрезидентская республика, характерная лишь для некоторых стран Латинской Америки. Азии и Африки. Этот вывод обусловливают несколько обстоятельств: Во-первых, Россия по форме правления не относится к "чисто" президентским или, тем более, парламентским республикам. Не относится она и к полупрезидентским республикам, которые сочетают в себе признаки и президентской, и парламентской республики. В России есть отдельные признаки президентской республики, но нет, ни одного признака парламентской.

Во-вторых, в России существуют все признаки суперпрезидентской республики, которые выделяются в юридической литературе: институт президентства явно доминирует над всеми остальными, а парламент не имеет реального контроля над исполнительной властью; глава государства по собственному усмотрению формирует правительство;

________________

1 Матузов, Н.И., Малько, А.В. Теория государства и права: курс лекций / Н.И Матузов, А.В. Малько; под общ. ред. Н.И. Матузова. Изд. 2-е перераб. и доп. М.: Юристь, 2001.С. 106-107.

утверждение парламентом президентских назначений не предусмотрено; правительство не обладает самостоятельностью в своих действиях; глава правительства назначается президентом из числа доверенных ему лиц и подотчетен только ему, а не парламенту; судебная власть сильно зависит от президента, который лично назначает судей, и др. Президент Российской Федерации приносит присягу на верность Конституции. При этом никакой политической ответственности за ее нарушение не несет. Дело в том, что, согласно ст. 93 Конституции РФ, основаниями отрешения Президента от должности являются совершение им государственной измены или иного тяжкого преступления. Как видно, нарушение норм Конституции в этом перечне отсутствует.

Действующая конституция РФ устанавливает такие основания для постановки вопроса об отрешении, при которых оно практически невозможно. Трудно представить, чтобы Президентом России был избран человек, способный совершить государственную измену или иное тяжкое преступление. Кроме того, формулировка ст. 93, толкуемая буквально, вызывает удивление: получается, что лицо, занимающее пост Президента РФ и совершившее преступление небольшой или средней тяжести, не может быть отрешено от должности.1

2. Следующим видом органов, образующих механизм (аппарат) государства являются органы представительной и законодательной власти. Представительным и законодательным органом России является Федеральное Собрание, которое состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.

________________

1 Хесин, Б.Л. Механизм государства: понятие, принципы организации и деятельности: курс лекций / Б.Л. Хесин. Н.-Н.: Нижегородская академия МВД России, 2001. С. 53.

Государственная Дума состоит из 450 депутатов, работающих на профессиональной постоянной основе. Ее главная функция - принятие законов. Федеральное Собрание является постоянно действующим органом. Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяется федеральным законом. Кроме того, к ведению Совета Федерации относятся:

- рассмотрение и утверждение законов, принятых Госдумой;

- изменение границ между субъектами Федерации;

- утверждение указов Президента Российской Федерации о введении военного или чрезвычайного положения;

- принятие решения о возможности использования Вооруженных Сил России за пределами ее территории;

- назначение выборов Президента Российской Федерации;

- назначение на должность судей Конституционного Суда, Верховного

Суда Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, Генерального прокурора и другие вопросы.

В свою очередь, к компетенции Государственной Думы относятся следующие полномочия:

- дача согласия Президенту на назначение Председателя Правительства Российской Федерации;

- решение вопроса о доверии Правительству; -назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;

- назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;

- объявление амнистии и другие вопросы.

Система представительных и законодательных органов государственной власти как составная структурная часть механизма Российского государства, наряду с Федеральным Собранием, включает в себя также законодательные и представительные органы, образуемые субъектами Российской Федерации.1

 3. К органам исполнительной власти, которые наряду с Президентом РФ, органами законодательной и представительной власти входят в структуру механизма (аппарата) государства относится Правительство Российской Федерации, которое состоит из Председателя Правительства и заместителей Председателя Правительства и федеральных министров.

К задачам Правительство РФ относятся такие задачи, как:

- разработка и представление Государственной Думе федерального бюджета и обеспечение его исполнения;

- представление Думе отчета об исполнении федерального бюджета;

-обеспечение проведения в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики;

- обеспечение проведения единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;

- осуществление управление федеральной собственностью;

- проведение необходимых мер по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации;

- проведение необходимых мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

- реализация иных полномочий, возложенных на него Конституцией, федеральными законами, указами Президента.

 

________________

1 Матузов, Н.И., Малько, А.В. Теория государства и права: учеб. пособие для вузов / Н.И Матузов, А.В. Малько; под ред. Н.И. Матузова. М.: Юристъ, 2004.С. 108.

Деятельность Правительства осуществляется посредством функционирования работающих под его руководством различных органов исполнительной власти. Их система включает в себя:

а) федеральные министерства (по атомной энергии, внешних экономических связей, внутренних дел, иностранных дел, культуры. общего и профессионального образования, природных ресурсов-путей сообщения, связи, сельского хозяйства и продовольствия, финансов, экономики и др.);

б) государственные комитеты РФ (по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур, управлению государственным имуществом Высший аттестационный комитет, по делам молодежи, по физической культуре и туризму, земельным ресурсам и землеустройству, кинематографии, по печати и др.);

в) иные федеральные органы исполнительной власти (Федеральная авиационная служба, Федеральная архивная служба, Государственная налоговая служба, Федеральная служба лесного хозяйства, Федеральный надзор по ядерной и радиационной безопасности и др.).1

Кроме того, особую разновидность органов исполнительной власти представляют собой органы, учреждаемые в установленном законодательством Российской Федерации порядке для непосредственного обеспечения функционирования государственных органов, создаваемых Конституцией РФ и федеральными законами, конституциями и уставами субъектов РФ. К этой группе органов государственного управления относятся: Администрация Президента РФ, включая Совет Безопасности, Совет обороны и другие органы; аппарат палат Федерального собрания РФ, Правительства РФ: аппараты Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного судов РФ;

 

________________

1 Матузов, Н.И., Малько, А.В. Теория государства и права: учеб. пособие для вузов / Н.И Матузов, А.В. Малько; под ред. Н.И. Матузова. М.: Юристъ, 2004.С. 167.

 

аппараты органов законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации Понятием системы исполнительных органов власти или органов государственного управления как составной структурной части механизма государства, вместе с федеральным Правительством и другими федеральными органами исполнительной власти, охватываются и исполнительные органы власти в субъектах Российской Федерации. Кроме того, особую разновидность органов исполнительной власти представляют собой органы, учреждаемые в установленном законодательством Российской Федерации порядке для непосредственного обеспечения функционирования государственных органов, создаваемых Конституцией РФ и федеральными законами, конституциями и уставами субъектов РФ. К этой группе (подсистеме) органов государственного управления относятся: Администрация Президента РФ, включая Совет Безопасности, Совет обороны и другие органы; аппараты палат Федерального Собрания РФ, Правительства РФ;

аппараты Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного судов РФ; аппараты органов законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации.1

4. Судебная власть - действует самостоятельно, вне зависимости от законодательной и исполнительной власти. Наряду с вышеуказанными государственными органами, составляющими структуру механизма (аппарата) государства, судебная власть имеет следующие особенности:

- осуществляется исключительно судом;

- объектом ее воздействия является система общественных отношений,

обладающих повышенной ценностью для государства и общества;

- непосредственным соединением власти и права является правосудие;

-применение судебной власти жестко предопределено необходимостью

________________

1 Матузов, Н.И., Малько, А.В. Теория государства и права: учеб. пособие для вузов / Н.И Матузов, А.В. Малько; под ред. Н.И. Матузова. М.: Юристъ, 2004.С. 168.

 

разрешения юридического конфликта или спора;

- равноправие сторон в судебном процессе.

Организационно-правовой механизм отбора кандидатов в судьи по морально-этическим параметрам, психофизиологическим критериям и тщательной их проверки на предмет наличия компрометирующих кандидата и его близких родственников фактов и обстоятельств далек от совершенства. Необходимо выработать критерии, которым должен соответствовать судья.
Так, очевидные дефекты (например, отсутствие глаза или ноги) объективно препятствуют исполнению обязанностей судьи. Многие скрытые дефекты (тугоухость, болезнь гортани, ВИЧ-инфицированность, психические болезни хронического характера и др.) делают крайне нежелательным наделение данного кандидата судейскими полномочиями. Все это ставит на повестку дня вопрос о разработке и принятии федерального закона (а до того, может быть. Указа Президента РФ) о проверке кандидата в судьи на наличие компрометирующих его обстоятельств и фактов, по поводу его физической и психической пригодности к занятию должности судьи, а также о проверке отсутствия у него черт характера, при наличии которых данного индивида крайне нежелательно наделять судейскими полномочиями. При этом не потребуется изменения действующей Конституции РФ.1

Согласно Конституции и Федеральному конституционному закону "О судебной системе Российской Федерации", правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону.2

 

________________

1 Хесин, Б.Л. Механизм государства: понятие, принципы организации и деятельности: курс лекций / Б.Л. Хесин. Н.-Н.: Нижегородская академия МВД России, 2001. С. 52.

2 О судебной системе Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ (с изменениями от 15 декабря 2001 г., 4 июля 2003 г., 5 апреля 2005 г., 9 ноября, 27 декабря 2009 г.) // М.: Омега-Л, 2010. Ст. 1.

Судебная система Российской Федерации охватывает три разновидности органов судебной власти: Конституционный Суд России; Верховный Суд России и поднадзорные ему нижестоящие суды обшей юрисдикции; Высший Арбитражный Суд и поднадзорные ему нижестоящие арбитражные суды.

Конституционный Суд РФ является судебным органом конституционного контроля. Он рассматривает дела, связанные с охраной Конституции Российской Федерации, и дает ее толкование.

Верховный Суд РФ является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Высший Арбитражный Суд РФ - высший судебный орган по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами. Он осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью арбитражных судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Проводимая в стране судебная реформа призвана решить задачу создания сильного и авторитетного правосудия, отвечающего требованиям правового государства, способного обеспечить действенную защиту прав граждан.1

Наряду с органами государственной власти, относящимися к одной из трех ветвей власти, Конституция Российской Федерации предусматривает создание и функционирование еще нескольких конституционных органов государственной власти с особым статусом.

_______________

1 Матузов, Н.И., Малько, А.В. Теория государства и права: курс лекций / Н.И Матузов, А.В. Малько; под общ. ред. Н.И. Матузова. Изд. 2-е перераб. и доп. М.: Юристь, 2001.С.110.

К ним относятся: Счетная палата Российской Федерации (ч. 5 ст. 101, п. "и" ч. 1 ст. 102, п. "д" ч. 1 ст. 103); Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации (п. "е" ч. 1 ст. 103); Центральный банк Российской Федерации (п. "г" ч. 1 ст. 103); прокуратура Российской Федерации (п. "з" ч. 1 ст. 102, ст. 129); Центризбирком Российской Федерации.

Особый статус этих органов государственной власти определяется не только тем, что они не относятся ни к одной из трех ветвей власти и имеют обособленные важные властные полномочия. Следует подчеркнуть, что их руководители наряду с немногими другими (Председатель Правительства России, состав Конституционного Суда России, председатели Верховного и Высшего арбитражного судов России) на свои должности назначаются Федеральным Собранием Российской Федерации с обязательным соблюдением определенной процедуры.

Применительно к Российской Федерации следует отметить еще одну особенность в характере их полномочий в законодательной сфере. В отличие от полномочий "классических" органов государственной власти, входящих в состав трех ветвей власти, они не обладают правом законодательной инициативы.1

Завершая рассмотрение структуры механизма государства в добавление к указанным ранее структурным элементам механизма государства (Президент РФ, Правительство, Судебная власть, Федеральное Собрание) хочется добавить и рассмотреть правовой статус самостоятельного и независимого органа правоохраны осуществляющего надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и иные функции возложенные на прокуратуру Российской Федерации.

К иным функциям прокуратуры относится:

1) надзор за исполнением законов федеральными министерствами,

_______________

1 Конституция Российской Федерации // Российская газета. 1993. 25 декабря, с изменениями от 30 декабря 2008. Опубликовано 21 января 2009. Ст. 104, ч. 1.

государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;1

2) надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

3) надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;2

4) надзор за исполнением законов судебными приставами и иные функции.3

 

_______________

1 О прокуратуре Российской Федерации: Федеральный закон от 17 января 1992 № 2202-1-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 10.02.1999 N 31-ФЗ, от 01.07.2010 N 132-ФЗ) // Web: http://сmt.consultant.ru/cmb/doc 16413.html. (12.12.2010 г.) Cт. 1 абз. 1.

2 Там же. Cт. 1, абз. 2,3.

3 Там же. Ст. 1, абз. 4 (абзац введен Федеральным законом от 10.02.1999 N 31-ФЗ).

Согласно статье 3 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации и полномочия прокуроров определяются Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» и другими федеральными законами, международными договорами Российской Федерации.

На прокуратуру Российской Федерации не может быть возложено выполнение функций, не предусмотренных федеральными законами.1

Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Читайте также:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (123)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.052 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7