Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Прогнозирование активов и пассивов предприятия.



2019-12-29 238 Обсуждений (0)
Прогнозирование активов и пассивов предприятия. 0.00 из 5.00 0 оценок




Динамика экономического развития предприятия зависит от уровня

развития финансовой сбалансированности. Она является основой финансовой устойчивости предприятия. Финансовая сбалансированность основывается на корреляции между инкассациями и платежами, источниками финансирования и их использованием.

   В финансовом плане находят отражение в стоимостной форме движение

финансовых ресурсов и конечный финансовый результат.

   Расчетный баланс важен как итоговая точка в составлении финансовых

расчетов, показывающая или фиксирующая расхождения между бюджетом финансовых результатов и бюджетом движения денежных средств, поставляющая важную информацию для расчета всевозможных финансовых показателей, оценки финансовой эффективности бизнеса.

   Расчетный баланс – это прогноз соотношения активов и пассивов

фирмы, бизнеса, структурного подразделения в соответствии со сложившейся (фактической ) структурой активов и задолженностей и ее изменением в процессе реализации других бюджетов. Его назначение – показать, как изменится стоимость компании в результате занятий данным видом бизнеса.

           Расчетный баланс связан с другими бюджетами. Остатки денежных средств в балансе соответствуют «конечному сальдо» из бюджета движения денежных средств. Счета дебиторов также соответствуют бюджету денежных средств. Материальные запасы и затраты образуются как разница между произведенной, но не проданной продукцией, к которой прибавляется стоимость изменения запасов сырья, как разница между соответствующими статьями бюджета доходов и расходов и бюджета денежных средств. Если расходы по статье «товары и материалы» в бюджете движения денежных средств больше, чем в бюджете доходов и расходов, то запасы в расчетном балансе возрастают, если наоборот, то уменьшаются. Основные средства – данные берут из плана капитальных затрат (бюджет денежных средств).

           Пассивы также связаны с данными, отраженными в бюджете движения денежных средств и бюджете капитальных затрат.

           Без расчетного баланса невозможно осуществить полноценный финансовый анализ, т. е. рассчитать финансовые коэффициенты, которые можно использовать как целевые ориентиры для разработки мероприятий по оптимизации финансового состояния предприятия.

           Расчетный баланс может быть составлен на основе основных и операционных бюджетов, т. е. бюджетным методом. Он состоит из активов (денежные средства, оборудование, запасы сырья, материалов, нематериальные активы и др.) и пассивов (т. е. обязательства и собственный капитал). 

           Расчетный баланс составляется по укрупненной номенклатуре статей. Он составляется на основе бюджета движения денежных средств, бюджета финансовых результатов и бюджета запасов.

           Расчетный баланс можно составить и «методом % от продаж» и «методом формулы» (I и II модификация). Этот метод рекомендуется Стояновой (Финансовый менеджмент, М. Финансы и статистика, 2000г). Вычисления делаются на основе трех предположений:

1. переменные затраты, текущие активы и текущие обязательства

увеличивают пропорционально росту объема продаж (текущие активы и текущие обязательства будут составлять в плановом периоде тот же % от продаж).

2. увеличение стоимости основных средств рассчитать с учетом роста

оборота, а также с учетом недогрузки оборудования и степенью износа основных средств.

3. долгосрочные обязательства и акционерный капитал прогнозируются

неизменными. Нераспределенная прибыль прогнозируется с учетом нормы распределения чистой прибыли на дивиденды и чистой рентабельности реализованной продукции: к нераспределенной прибыли базового периода прибавляется прогнозируемая чистая прибыль (произведение прогнозируемой выручки на чистую рентабельность реализованной продукции) и вычитаются дивиденды (прогнозируемая чистая прибыль, умножается на норму распределения чистой прибыли на дивиденды).

Потребность в дополнительном внешнем финансировании = Афакт. * темп прироста выручки – Пфакт. * темп прироста выручки- прогнозируемая выручка * рентабельность продукции*(1 – дивиденды ), где

Афакт, Пфакт – изменяемые активы и пассивы.

Предположим, что нужно составить прогнозный баланс по следующим данным: 5% рентабельность продаж, 40% чистой прибыли направляются на дивиденды, фактическая выручка 20 млн. л, прогнозируемая 24 млн. л (20% прирост). Таким образом, прогнозируемый баланс:

 

Показатели Текущий год Прогнозный год
Актив    
Текущие активы 2.0 2+2*0,2=2,4
Долгосрочные активы 4 4+4*0,2=4,8
итого 6 7,2
пассив    
Долгосрочные обязательства 2,5 2,5
Краткосрочные обязательства 2 2+2*0,2=2,4
Уст. капитал 0,3 0,3
Нераспределенная прибыль 1.2 1,2+24*0,05-24*0,05*0,4=1,92
итого 6 7,12

 

Внешнее финансирование = 7,2 – 7,12 =0,08 мл. леев.

По формуле получим то же самое: 6 * 0,2 – 2 * 0,2 – 24 * 0,05 * (1 – 0,4 ) = 0,08 мл. леев.

Оптимизация финансовых показателей бывает разной. Все зависит от целей, которые ставит руководство фирмы. В этом случае – это баланс финансовых возможностей фирмы, правильное сочетание желаемого и возможного. Прежде всего, должны быть сбалансированы расходы и поступления, должно быть достигнуто правильное сочетание темпов их роста. Ключевым документом здесь является бюджет движения денежных средств. Но не все им исчерпывается. Почему быстрорастущие и рентабельные компании становятся банкротами? Главное должна быть сбалансированность между ростом объема продаж и активов.

Составление сбалансированного финансового плана – это процесс поиска компромисса между различными финансовыми показателями. Ведь улучшение одних, часто приводит к ухудшению других. Часто новая быстрорастущая фирма создает крупный внешний долг. Главное не в том, чтобы не влезть в долги, а в том, чтобы делать это разумно, составить сбалансированный финансовый план.

Расчетный баланс – это прогноз соотношения активов и пассивов фирмы, бизнеса, структурного подразделения в соответствии со сложившейся структурой активов и задолженностей и изменением в процессе реализации других бюджетов. Его назначение – показать, как изменится стоимость компании в течение бюджетного периода. Без этого баланса невозможно проанализировать будущее финансовое состояние фирмы.               

Он составляется на основе основных операционных бюджетов. Он может быть составлен не только по предприятию, но и по отдельным бизнесам.

   Он состоит из активов и пассивов, как и бухгалтерский баланс, но составляется по укрупненной номенклатуре статей.

Составление сбалансированного финансового плана – это процесс поиска компромисса между различными показателями. Часто улучшение одних оборачивается ухудшением других.

Новая быстрорастущая компания может создать крупный внешний долг, но это делать нужно разумно, составить сбалансированный финансовый план. Для этого нужно четко представлять роль показателя прибыль на вложенный капитал (ROA), а также как он связан с контролем расходов и эффективным маркетингом.

Смысл разработки сбалансированного финансового плана – контролировать, насколько эффективны все виды ресурсов (активов), которые используются в бизнесе

   В долгосрочном плане доход на вложенный капитал в абсолютном выражении должен превышать сумму прироста активов фирмы и величину капиталовложений.

   Предприниматель должен вернуть больше, чем он вложил в бизнес.

   В переходный период к рынку для финансового планирования фирмы использовали, применяемый ранее в СССР баланс доходов и расходов. Основными доходными статьями являются – прибыль, амортизационные отчисления, ремонтный фонд, кредиторская задолженность постоянно находящаяся в распоряжении предприятия (устойчивые пассивы). При необходимости включаются заемные средства.

   В расходной части основными статьями являются – подоходный налог, прирост оборотных средств, капитальные вложения, фонд потребления – материальное стимулирование и др.

 

7. Цель и задачи составления бизнес-плана.

Бизнес-план – это документ внутрифирменного планирования, излагающий все основные аспекты планирования производственной и коммерческой деятельности предприятия, анализирующий проблемы, с которыми оно может столкнуться.

Если перед фирмой стоит новая производственная или коммерческая задача, необходимо тщательно спланировать организацию ее решений (чем больше рынок, тем важнее план).

Речь идет не о грандиозной пятилетке, а о внутрифирменном документе – бизнес-плане. Это необходимо для получения кредитов, разработки создания новых частных форм, разработки направлений работы действующих предприятий в новых условиях, организации выпуска новой продукции, составление проектов эмиссии ценных бумаг. Особенно важен он для привлечения иностранных инвестиций.

Правильно составленный бизнес-план отвечает на вопрос – стоит ли вообще вкладывать деньги в проект.

Бизнес-план адресован банкирам и инвесторам, а также самому предпринимателю для тщательного анализа собственной идеи, ее разумности и реальности.

Разработка бизнес-плана может занять до 200 часов и требует участия самого предпринимателя.

Важное место занимает резюме (выводы), где важное место принадлежит обоснованию финансовых результатов – выручка, себестоимость, прибыль и возможности погашения кредита.

 Содержание бизнес-плана.

Основными разделами бизнес-плана являются:

I. Описание товара или услуги и как будет преодолеваться конкуренция, во II- разделе обосновывается рынок сбыта – сколько реально можно продать.

В третьем разделе приводятся сведения о конкурентах и прогноз цены. Четвертый раздел это план маркетинга – реклама продукта, каналы распределения, стимулирование сбыта.

V-й раздел отражает план производства. Здесь же дается схема производственного процесса – закупка сырья, товаров, производство, продажа.

В VI разделе дается описание организации дела, работы персонала.

VII раздел – юридический план – форма собственности и все правовые аспекты работы.

VIII раздел – прогнозирование и управление рисками – наиболее вероятные риски и во что они обойдутся, и меры по их предотвращению (самострахование, страхование).

IX-й раздел – финансовый план обобщает все предшествующие материалы и представляет их в стоимостном выражении.

Финансовый план бизнес-плана .

Финансовый раздел бизнес –плана включает:

- прогноз объемов реализации;

- баланс денежных расходов и поступлений;

- таблицу доходов и затрат;

- прогнозируемый баланс активов и пассивов предприятия;

- график достижения безубыточности.

Прогноз объемов реализации призван дать представление о той доле рынка, которую предприниматель предполагает завоевать своей продукцией. Обычно плановые расчеты выполняются на три года вперед, причем на I год- помесячно, для II-го – поквартально, а на III год – общей суммой.

На I год уже должны быть известны покупатели по предварительной договоренности. А на II-III год – прогноз, но должен быть не потолочный, а реальный, иначе пострадает сам предприниматель.

Баланс денежных расходов и поступлений – документ, позволяющий оценить во временном разрезе, сколько денег на каждом этапе выполнения проекта потребуется. Главная задача – проверить синхронность поступления и расходования денежных средств и тем самым подтвердить будущую ликвидность, то есть постоянное наличие на банковском счете денежных сумм, достаточных для расчета по обязательствам предприятия для реализации данного проекта.

Если сбыт продукции будет связан с длительным омертвлением средств в расчетах, то для поддержания ликвидности придется первое время делать дополнительные денежные «впрыскивания», сумма которых увеличит потребность в инвестициях и кредитах.

Эту мысль предстоит глубоко осознать нашим хозяйственникам, избалованным нынешним финансовым механизмом, позволяющим иметь крупную задолженность (просроченную) перед поставщиками и не оказаться банкротом.

Таблица доходов и затрат включает следующие разделы:

1. Доходы от продажи товаров.

2. Издержки производства.

3. Суммарная прибыль от продаж (1-2).

4. Общехозяйственные расходы по видам.

5. Чистая прибыль (3-4).

Эта таблица доходов и затрат показывает как будет формироваться и изменяться прибыль (I год – помесячно, II – поквартально, III – всего за год).

Прогнозируемый баланс активов и пассивов составляется на начало и конец I года. Он нужен для специалистов коммерческих банков, чтобы оценить, какие суммы намечается вложить в активы разных типов и за счет каких пассивов предприниматель собирается финансировать создание этих активов.

Структура прогнозного баланса соответствует структуре отчетного баланса. Он может составляется на основе документов, пользуясь «методом пробки». Он основан на соблюдении равенства: активы = собственные средства + заемные средства. Поскольку и активы, и источники собственных и заемных средств (с учетом соотношения дебиторской и кредиторской задолженности) прогнозируется независимо друг от друга, вероятность совпадения активов и пассивов очень мала. Расхождение между ними назвали «пробкой» - когда рост активов прогнозируется более быстрый, чем обязательств и рост собственных средств, отрицательную «пробку» можно выбить с помощью внешнего финансирования: увеличение акционерного капитала или наращивание займов.

Когда рост активов прогнозируется более медленным, чем рост обязательств и собственных средств, фирма будет иметь избыток денежных средств – положительную «пробку». Ликвидируется она отказом от части заимствований, доходным инвестированием в ценные бумаги, учредительством и т.д.

Расчет условий достижения безубыточности.

Для этого используются формулы порога рентабельности и критического (порогового) значения объема производства.

На основе этих формул рассчитывается необходимая для достижения безубыточности сумма выручки от реализации и соответствующее этой сумме количество произведенных товаров.

Продажа сверх порогового значения будет приносить прибыль, пока не проявит себя закон убывающей предельной полезности и производительности факторов производства.

При расчете объема производства следует исходить из тех объемов производства, которые указаны в бизнес-плане, и производить расчет для нескольких уровней возможной цены (не менее 3), чтобы дать возможность кредиторам оценить влияние рыночных условий на рентабельность и финансовое положение.

Расчет может быть произведен в следующей таблице:

Наименование товаров, выпуск которых будет расширяться (осваиваться) с использованием запрашиваемой ссуды

Возможная цена (варианты), лей

Выпуск (лет)

Прямые расходы на единицу товара (лей)

Сумма, которая может быть направлена на покрытие постоянных расходов (лей), (гр. 2-6)

     
1 2            

 

В заключение приводится «Стратегия финансирования».

Излагается план получения средств для реализации проекта:

- сколько нужно средств для реализации проекта, откуда намечается получение денег и в какой форме?

- Когда можно ждать полного возврата средств и получение инвесторами дохода на них?

На первый вопрос ответ ясен из предыдущих разделов.

На второй вопрос – речь идет о том, какую долю средств можно получить в форме кредита, а какую в форме акционерного или паевого капитала.

Соотношение этих источников финансирования – задача, не имеющая однозначного решения. Банкиры стараются сократить свой риск, полагая, что нести его должны владельцы и инвесторы – акционеры.

Финансирование через кредиты предпочтительно для проектов, связанных с расширением производства, когда для кредитов есть материальное обеспечение (активы).

Для создания нового предприятия источником финансирования может служить паевой или акционерный капитал.

Кредитное соглашение требует жесткой схемы платежей, обеспечивающих возврат основной суммы долга и процента по кредиту. А новым и венчурным предприятиям соблюдение календарного графика выплат может оказаться не по силам из-за неравномерного нарастания суммы доходов от реализации.

В такой ситуации даже вполне перспективные проекты, способные в будущем принести крупные прибыли, могут обанкротиться из-за проблем с ликвидностью в первые годы. Средства же полученные от акционеров лишены этих недостатков (но собрать их труднее, чем получить ссуду).

Новое предприятие может в первые годы вообще не платить дивидендов, если необходимы средства для укрепления фирмы на рынке.

 

Задача №1

 

Составьте прогнозный отчет о финансовых результатах на планируемый год, если:

Объём продаж 720 тыс. леев.

Себестоимость продаж 510 тыс. леев

Другие операционные доходы 55 тыс. леев

Другие операционные расходы 45 тыс. леев

Коммерческие расходы 73 тыс. леев

Общие и административные расходы64 тыс. леев

Доходы от инвестиционной деятельности 85 тыс. леев

Доходы от финансовой деятельности 34 тыс. леев

Расходы от финансовой деятельности 55 тыс. леев

Подоходный налог 15%. Определить валовую прибыль, прибыль от операционной, инвестиционной, финансовой деятельности, прибыль от финансово-хозяйственной деятельности, чистую прибыль.

 

Задача №2

 

Составить прогнозный баланс поступлений денежных средств и платежей

на второй квартал, в том числе по месяцам по следующим данным:

Объём продаж- март 220 тыс. леев

                       Апрель 210 тыс. леев

                        Май 250 тыс. леев

                        Июнь 290 тыс. леев

Выручка поступает в месяц продажи 30%, в следующем месяце 70%.

Выплаты за поступившее сырьё – апрель70 тыс. леев

                                                      Май 75 тыс. леев

                                                       Июнь 80 тыс. леев.

Выплаты за услуги                       апрель 25 тыс. леев

                                                       Май 30 тыс. леев

                                                       Июнь 40 тыс. леев

Закупка оборудования                 май 120 тыс. леев

Выплата зарплаты                        апрель 75 тыс. леев

                                                        Май 80 тыс. леев

                                                         Июнь 85 тыс. леев

Выплата налогов                          апрель 12 тыс. леев

                                                        Май 15 тыс. леев

                                                        Июнь 20 тыс. леев

Неснижаемый остаток денежных средств 3 тыс. леев

 

Задача №3

 

Составить прогнозный баланс на конец планируемого года методом

«процента от продаж» и определить объём внешнего финансирования, если на начало года баланс предприятия выглядит следующим образом:

Текущие активы                              1800 тыс. леев

Долгосрочные активы                      900 тыс. леев

Итого                                                 2700 тыс. леев

Долгосрочные обязательства           400 тыс. леев

Краткосрочные обязательства        1400 тыс. леев

Уставный капитал                              600 тыс. леев

Нераспределенная прибыль              300 тыс. леев

Итого                                                  2700 тыс. леев

Рентабельность продаж составляет 10%, 40% чистой прибыли

направляется на выплату дивидендов, фактическая выручка в отчетном году 3500 тыс. леев, прогнозируемый рост выручки 20%.

 

Задача №4

 

Составьте баланс предприятия, если известно, что удельный вес

долгосрочных обязательств в итоге баланса составляет 10%, долгосрочных активов 40%, коэффициент текущей ликвидности 1,5, темп прироста долгосрочных активов, которые в предыдущем году составляли 400 тыс леев, равен 250%.

 

Задача №5

 

Составьте баланс предприятия при следующих условиях: коэффициент

текущей ликвидности 1,7, денежные средства 750 тыс. леев, краткосрочные инвестиции 250 тыс. леев, коэффициент абсолютной ликвидности 0,2, коэффициент автономии 0,6. Доля оборотных активов в структуре активов 50%.

 

Задача №6

 

Составьте баланс предприятия, если коэффициент автономии 0,4,

фондоотдача долгосрочных активов 4, коэффициент оборачиваемости собственного капитала 3, доля прибыли в выручке 40%, коэффициент рентабельности постоянного капитала 1,2, выручка 6000 тыс. леев.

 

Задача №7

 

Составьте баланс предприятия, если известно, что выручка равна 3000 тыс. леев, коэффициент оборачиваемости товароматериальных запасов 10, запасы составляют 25% текущих активов, коэффициент текущей ликвидности 2, коэффициент общей оборачиваемости капитала 1, коэффициент соотношения заемных и собственных средств 0,5.

 

Задача №8

 

Составьте баланс предприятия, исходя из следующих условий: доля долгосрочных активов в валюте баланса 48%, коэффициент рентабельности всего капитала 0,3, прибыль 600 тыс. леев, долгосрочные активы составляют 4/5 собственного капитала, коэффициент рентабельности постоянного капитала 0,4.                                        

 

 

Литература:

Балабанов И., «Основы финансового менеджмента» М. 1997г. стр.369-370

Белолипецкий В.Г., Финансы фирмы М, 1998 г. стр. 237-260.

Бородина Е.И., Финансы предприятий, М. 1995 г. стр. 181-192.

Глухов В.В, Ю.М. Бахрамов, «Финансовый менеджмент». Санкт-Петербург, 1995г., стр. 266-271.

Джей К. Шим, Финансовый менеджмент М. 1996 г. стр. 83-105.

Ефимова О.В., Финансовый анализ, М.. 1998 г., стр221-260.

Ковалев В.В., Введение в финансовый менеджмент, М. 1999, стр.277-310.

Ковалев В.В., Финансовый анализ, М, 1997 г. стр. 130-155.

Ковалева А.М., Финансы фирмы, М. 2000 г. стр. 336-360.

 Колпина Л.Г., Финансовые планы предприятий, Минск, 1997 г., стр. 114

 Колчина М.В., Финансы предприятий, М. 2000г., стр. 232-260.

 Крейнина М.Н., Финансовый менеджмент, М. 1998 г. стр. 195-212.

Моляков Д.С., Финансы предприятий, М., 1997 г., стр. 74-104.

 Моляков Д.С., Е.И. Шохин, Теория финансов предприятий М., Финансы и статистика, 2000г. стр. 55-107.

Рукина, Финансы коммерческих организаций, М. 1997, стр.70-90.

Справочник финансиста предприятия. М. 1996г., стр. 296-311.

 Стоянова Е.С., Финансовый менеджмент, М. 1999г. стр. 406-438.

Тигинян А.М., Л.В. Кобзарь, Финансы предприятий, Кишинев,1998 г. стр. 260-267.

 Уткин Э.А. ,«Справочник финансиста». М. 1998г., стр. 28-48.

Финансовый менеджмент под редакцией Поляка, М.1997г., стр. 264-276.

Финансовое управление фирмой, под. редакцией В.И. Терехина М, 1998 г. стр. 87-102.

 Финансовый менеджмент, под ред. Н.Ф. Самсонова М, 2000 г. стр. 476-486.

Финансовое планирование и контроль под редакцией Поукока, М., стр. 109-149.

 

Тема 12 Реструктуризация, банкротство, реорганизация и ликвидация предприятия.

1. Финансовые затруднения предприятия. Их типы и причины возникновения.

2. Реструктуризация предприятия. Виды и методы реструктуризации.

3. Процедура банкротства. Реорганизация и ликвидация при банкротстве.

1.Финансовые затруднения предприятия. Их типы и причины возникновения.

    Финансовая устойчивость предприятия предполагает сочетание

следующих благоприятных характеристик финансово-хозяйственного положения предприятия:

- высокая платежеспособность;

- высокая ликвидность баланса;

- высокая кредитоспособность;

- высокая рентабельность.

Одним из важных мероприятий по предупреждению банкротств

предприятия является проведение аналитической работы по оценке его финансового состояния.

Анализ текущего состояния строится на анализе ликвидности баланса предприятия, обеспеченности его собственными оборотными средствами, оборачиваемости основных и оборотных средств, рентабельности различных видов активов предприятия.

Сравнительный анализ динамики отдельных статей баланса особенно запасов, незавершённого производства, дебиторской задолженности и кредиторской задолженности позволяет уловить характерные черты несбалансированности в работе предприятия. Анализ финансового состояния предприятия следует проводить поэтапно, начиная с экспресс - анализа, который позволяет выявить узкие места в работе предприятия.

    Внешними признаками неудовлетворительного финансового состояния предприятия является:

а) наличие убытков;

б) наличие сомнительной дебиторской задолженности;

в) высокая изношенность основных фондов;

г) недостаток собственных оборотных средств;

д) затруднения в получении коммерческого кредита;

е) уменьшение поступления денежных средств от основной деятельности;

ж) падение курса ценных бумаг предприятия и другие.

       В РФ анализ и оценка структуры баланса предприятия проводится на основе коэффициента ликвидности и коэффициента обеспеченности собственными средствами. Структура баланса предприятия признаётся неудовлетворительной, а предприятие неплатежеспособным, если выполняется одно из следующих условий:

  - коэффициент текущей ликвидности на конец отчётного периода имеет значение менее 2;

  - коэффициент обеспеченности собственными средствами менее 0,1.

     Признание предприятия неплатежеспособным не означает признание его несостоятельным. Это сигнал для предприятия для принятия мер по выходу из кризисного состояния.

    При неудовлетворительной структуре баланса для проверки реальной возможности предприятия восстановить свою платежеспособность рассчитывается коэффициент восстановления платежеспособности сроком на 6 месяцев:

Квосст = [К тлк + C/Т*(Ктлк – Ктлн)] / 2, где

Ктлк – коэффициент текущей ликвидности на конец отчётного периода;

Ктлн – коэффициент текущей ликвидности на начало отчётного периода;

С – период восстановления платежеспособности (6 месяцев);

Т – отчётный периода в месяцах.

      Если Квосст > 1, то предприятие реально может восстановить платежеспособность и может быть отложено принятие решения о признании структуры баланса неудовлетворительной, а предприятие неплатежеспособным на срок до 6 месяцев.

    При удовлетворительной структуре баланса, когда Ктл > 2, а коэффициент обеспеченности собственными средствами > 0,1 для проверки устойчивости финансового положения рассчитывается коэффициент утраты платежеспособности на срок 3 месяца по той же формуле при С = 3. Если этот коэффициент < 1, то это значит, что в течение 3 месяцев предприятие может утратить платежеспособность.

   В западной практике для определения признаков банкротства предприятия широко используют формулы определения кредитоспособности «Z – счёта» Альтмана.

Двухфакторная модель Z счёта.

Z =- 0,3877+ (-1,0736) * Ктл + 0,0579*уд. вес заёмных средств в пассивах.

    Если Z > 0 – вероятность банкротства велика, если Z < 0 – вероятность банкротства мала.

В западной практике также используются и многофакторные модели Э.Альтмана. В 1968 году была предложена пятифакторная модель прогнозирования:

        Z = 1,2 Коб + 1,4 Кнп + 3,3 Кр + 0,6 Кп + 0,999 Ком,

Где: Коб – доля оборотных средств в активах, т.е. отношение текущих активов к общей сумме активов. Общую сумму активов следует рассматривать как общую сумму имущества, т.е. сумму долгосрочных и текущих активов организации;

Кнп – рентабельность активов, исчисленная на основе нераспределенной прибыли, т.е. отношение нераспределенной прибыли к общей сумме активов. Нераспределенную прибыль прошлых лет следует учитывать вместе с нераспределенной прибылью отчетного периода;

Кр – рентабельность активов, исчисленная по балансовой прибыли;

Кп – коэффициент покрытия по рыночной стоимости собственного капитала, т.е. отношение рыночной стоимости акционерного капитала к краткосрочным обязательствам.

Ком – отдача всех активов, т.е. отношение выручки от реализации к общей сумме активов.

Весовые коэффициенты каждого показателя рассчитаны на основе статистических данных о банкротствах фирм за 22-летний период. В зависимости от Z прогнозируется вероятность банкротства:

1,8 и менее – очень высокая;

от 1,81 до 2,7 – высокая;

от 2,8 до 2,9 – возможная;

более 3,0 – очень низкая.

Если Z < 1,81, то организация станет банкротом:

Через год – с вероятностью 95%;

Через 3 года – 48%;

Через 4 года – 30%;

Через 5 лет - 30%.

      Пятифакторная модель для предприятий, не котирующихся на фондовой бирже выглядит следующим образом:

Z = 0,012x1 + 0,014x2 + 0,033x3 + 0,006x4 + 0,999x5, где

x1 – (текущие активы – текущие обязательства) / объём активов;

x2 – нераспределённая прибыль / объём активов;

x3 – балансовая прибыль / объём активов;

x4 – курсовая стоимость акций / заёмные средства;

x5 – чистая выручка от реализации / объём активов.

x1, x2, x3, x4 выражаются в процентах.

 Если Z < 1,81 – вероятность банкротства очень высокая;

 Z = 1,81 – 2,765 – вероятность банкротства средняя;

 Z = 2,765-2,99 – вероятность банкротства невелика;

 Z > 2,99 – вероятность банкротства ничтожна.

      Для прогнозирования банкротства так же используют коэффициенты У. Бивера. При чем наибольшую значимость имеет здесь соотношение денежных средств и заемного капитала. Так же большое распространение для оценки предполагаемого банкротства имеют коэффициенты, разработанные английскими экономистами. В последнее время появились такие коэффициенты в России и др. странах СНГ. 

 

     К сожалению, использование данных коэффициентов в наших условиях затруднено. Это связано с условиями функционирования наших предприятий. Так, например, у многих предприятий нет возможности определить курсовую стоимость акций, поэтому используют показатель объёма собственного капитала, но результаты в таком расчете не отражают реальную картину финансового положения предприятия.

В Великобритании разработаны рекомендации комитета по обобщению практики аудирования, которые содержат перечень критических показателей для оценки возможного банкротства организаций.

Основываясь на разработках западных аудиторских фирм и преломляя эти разработки к отечественной специфике ведения бизнеса, можно рекомендовать следующую двухуровневую систему показателей.

К первой группе относятся критерии и показатели, неблагоприятные значения которых или накладывающаяся динамика изменения свидетельствуют о возможных в обозримом будущем значительных финансовых затруднениях, в том числе и банкротстве. К ним относятся:

-повторяющиеся существенные потери в основной производственной деятельности;

-превышение некоторого критического уровня просроченной кредиторской задолженности;

-чрезмерное использование краткосрочных заемных средств в качестве источников финансирования долгосрочных вложений;

-устойчиво низкие значения коэффициентов ликвидности;

-хроническая нехватка оборотных средств;

-устойчиво увеличивающаяся до опасных пределов доля заемных средств в общей сумме источников средств;

-хроническое невыполнение обязательств перед инвесторами, кредиторами и акционерами /в отношении своевременности возврата ссуд, выплаты процентов и дивидендов/;

-высокий удельный вес дебиторской задолженности;

-наличие сверхнормативных и залежалых товаров и производственных запасов;

-ухудшение отношений с учреждениями банковской системы;

-использование /вынужденное/ новых источников финансовых ресурсов на относительно невыгодных условиях;

-применение в производственном процессе оборудования с истекшими сроками эксплуатации;

-потенциальные потери долгосрочных контрактов;

-неблагоприятные изменения в портфеле заказов.

 

Во вторую группу входят критерии и показатели, неблагоприятные значения которых не дают основания рассматривать текущее финансовое состояние как критическое; вместе с тем они указывают, что при определенных условиях, обстоятельствах или непринятии действующих мер ситуация может резко ухудшиться. К ним относятся:

-потери ключевых сотрудников аппарата управления;

-вынужденные остановки, а также нарушения ритмичности производственно-технического процесса;

-излишняя ставка на успешность и прибыльность нового проекта;

-чрезмерная зависимость организации от какого-то одного конкретного проекта, типа оборудования, вида актива;

-участие в судебных разбирательствах организации с непредсказуемым исходом;

-потеря ключевых контрагентов;

организации;

-неэффективные долгосрочные соглашения;

-политический риск, связанный с организацией в целом или ее ключевыми подразделениями.

К достоинствам этих рекомендаций можно отнести системность, комплексный подход к пониманию финансового состояния организации с точки зрения возможного банкротства, применение любой организацией любой отрасли без существенных корректировок.

 

 

2.Реструктуризация предприятия. Виды и методы реструктуризации.

 

   Реструктуризация – это комплекс правовых, организационно-технических и оперативных мер инициированных собственниками предприятий, кредиторами и направленных на финансово-экономическое оздоровление предприятий на основе рекапитализации, изменения структуры активов и обязательств, перестройки менеджмента и рыночной политики, внесение изменений в производственно-операционный процесс.

 

Реструктуризация предприятия как способ повышения его рыночной стоимости может предполагать:

-реструктуризацию долгов ( кредиторской задолженности) предприятия;

-реструктуризацию активов фирмы, в т.ч. дебиторской задолженности;

-реструктуризацию акционерного капитала предприятия, а также реструктуризация хозяйственных операций.

                          Реструктуризация долга означает:

-отсрочка долга;

-рассрочка кредиторской задолженности;

-конвертация долга;

-продажа долговых обязательств;

-покупка долгов;

-обмен кредиторской задолженности на дебиторскую задолженность (взаимозачет).

           Реструктуризация активов предприятия предполагает любое изменение структуры активов в связи с :

-продажей избыточных активов;

-приобретением имущества, необходимого для освоения новой

продукции взамен продажи активов, которые были нужны для выпуска снимаемых с производства изделий;

-изменением соотношения между реальными и финансовыми активами

предприятия вследствие замещения одних из них на другие;

-тем же в части соотношения между материальными и не

материальными активами;

-реорганизацией фирмы.

           В реструктуризации очень часто делают акцент на «выводе»

избыточных активов. Вывод должен быть правомочным (юридически оформленным)- продажа, внесение в дочерние предприятия, списание, дарение в виде спонсорской помощи, передача социальных объектов.

                          Реструктуризация акционерного капитала - это изменение

соотношения между количеством обыкновенных акций в составе кр



2019-12-29 238 Обсуждений (0)
Прогнозирование активов и пассивов предприятия. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Прогнозирование активов и пассивов предприятия.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (238)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.017 сек.)