Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ГЛАВА 1. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К СУЩНОСТИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА



2019-12-29 180 Обсуждений (0)
ГЛАВА 1. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К СУЩНОСТИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА 0.00 из 5.00 0 оценок




ВВЕДЕНИЕ

Образование — это целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимся гражданином установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Уровень общего и специального образования обуславливается требованиями производства, состоянием науки, техники и культуры, а также общественными отношениями. Образование — социальный институт, выполняющий функции подготовки и включения индивида в различные сферы жизнедеятельности общества, приобщения его к культуре.

Качественное и развивающее человека и общество образование исходит из просвещения. Просвещение — это приобщение человека к сознательному соучастию в своей жизни — принятие нравственности человеческой природы.

На протяжении веков ведутся дискуссии об образовании — чему и как нужно учить людей.

•   Элитарность или эгалитарность: нужно ли давать всем одинаковое образование, или же нужно готовить интеллектуальную элиту, а остальным давать необходимый минимум?

•   Делать упор на практически полезные знания или на общее развитие личности?

•   Должно ли образование быть специализированным или универсальным?

Образование должно сочетать универсальность и специализацию, как того требует природа информации и постигающего её человека. Универсальность диктуется Единством природы мира, частью которой является человек-разумный, а специализация — разнообразием условий жизни и возможностей индивидуума. Элитарность в образовании подобна ограниченности в мышлении, что несовместно с природой разума.

Магистр экономики должен быть подготовлен к деятельности, требующей углубленной фундаментальной и профессиональной подготовки, в том числе к научно-исследовательской работе; при условии освоения соответствующей образовательно-профессиональной программы педагогического профиля – к педагогической деятельности в высших учебных заведениях.

Все виды и формы учебной работы, как известно, взаимно связываются и определяются четырьмя факторами: количеством, качеством компонентов, их функционированием, а также тем соединением их, которое создает общую систему подготовки специалиста высшей квалификации данного профиля.

Однако если качественный и количественный факторы учебного процесса достаточно известны в теории и практике обучения, то структурный и функциональный факторы еще не находят должного отражения в анализе информационно-методических компонентов.

Оптимальность функционирования любой системы определяется надежностью связанной работы всех ее частей, а работа каждой части — надежностью системы в целом. Это основное правило теории систем верно и для системы учебного процесса, так как оно определяет то, что выражает собой системность обучения. Система учебного процесса, исходя из ее целей и задач, представляет собой совокупность ряда составных частей, компонентов, имеющих определенную форму и содержание, выражающих определенный характер своего функционирования посредством информации. Состояние и деятельность всех компонентов системы учебного процесса носит всегда бинарный, независимо-связанный характер.

Каждый компонент этой системы решает свои задачи (например,, лабораторные занятия или дипломное проектирование) и в то же время общие задачи обучения в силу своей связи и определенных отношений с другими компонентами учебного процесса: лекциями, семинарскими занятиями и т. д., на основе целей и задач обучения.

Все части системы учебного процесса находятся во взаимодействии через свои входы и выходы учебной информации, через свои цепи обратной связи, а также через вход и выход всей системы обучения и множество цепей обратной связи.

Система учебного процесса высшей школы, таким образом, может быть представлена в виде определенного комплекса соотнесенных и взаимосвязанных компонентов. Система носит характер сложного адаптированного поведения сторон — обучаемой и обучающей на основе движения и анализа учебной информации.

Оптимальное слаженное функционирование всего комплекса системы обеспечивает студентам целенаправленное приобретение знаний, умений, навыков и творческое профессиональное развитие, а преподавателям — рациональное направление обучения и воспитания специалистов высокой квалификации.

Построение системы учебного процесса высшей школы можно сравнить с сооружением здания из кирпичей, бетонных плит, металла и других деталей. Каждая деталь здания несет свою функцию, в то же время выполняет в определенной части общее назначение, в соответствии с характером сооружения. Но так же как набор отдельных деталей, пусть самых высококачественных, еще не представляет собой здания, так и отдельные части, компоненты учебного процесса не обеспечивают необходимой подготовки специалистов. Все они должны быть систематизированы, обобщены и взаимосвязаны цементом общих целей и задач обучения.

Системный подход позволяет рассматривать учебный процесс в синтезе компонентов, связанных, прежде всего оптимальным объемом и содержанием учебной информации, в соответствии с современным развитием науки, техники, производства и культуры и предвидимыми направлениями их развития.

Системный подход позволяет также определять рациональные пути совершенствования учебного процесса путем внедрения соответствующих методов и средств интенсификации. К таким путям относятся: повышение качества научно-методической работы, использование средств научного проникновения и новых средств обучения, обоснованное планирование содержания обучения, времени учебной работы, рациональное использование материально-технической базы и т. д.

Рассмотрение учебного процесса как взаимосвязанной системы позволяет оценивать ее с позиций изменяющихся целей и задач высшего профессионального образования, оценивать новые требования, новое содержание, технику и методы обучения как в сочетании с классическими, традиционными средствами и методами обучения, так и путем выделения всего нового, прогрессивного.

Целостный подход к системе позволяет проникать в природу внутреннего взаимодействия компонентов. Каждый из них выполняет свою роль в учебном процессе не в качестве какого-то самостоятельного, независимого элемента, а в определенной и непременной функциональной зависимости.

Такое зависимое положение компонентов не нарушает определенной свободы каждого из них, которая достаточно широка и многообразна, но всегда подчинена общему плану функционирования системы.

Все динамические системы, независимо от их целей, задач и количества составляющих их компонентов, определяют свою организацию, построение и функционирование исходя из заданного результата. Эта закономерность распространяется на все компоненты системы. Какой бы ни был по своему удельному весу компонент, решением своих задач он создает определенный результат и обеспечивает свой вклад в общий результат системы. Соответственно в решении задач системы в целом создается определенная иерархия решения частных задач компонентами с переходом результатов из одного уровня в другой. Такое движение и закрепление результатов функционирования компонентов в соответствии с заданной программой работы и ожидаемым результатом системы создает упорядоченность и организованность функционирования и взаимодействия компонентов и всей системы в целом.

В основу задач функционирования системы кладутся четыре условия: ожидаемый результат; время получения результата; средства, формы и методы достижения определенного эффекта; способы проверки достаточности результата. Эти условия обеспечивают возможность управления системой и ее совершенствования.

Построение системы учебного процесса, прежде всего, исходит из общих задач высшего образования и профессиональной подготовки специалиста данного профиля. Ее построение обусловливается, с одной стороны, рассмотрением ее как подсистемы в более общей системе высшего образования, а с другой стороны, оценкой всего того, что должно составлять ее внутреннюю структуру. Таким образом, у системы учебного процесса высшей школы имеется ее внешняя сфера, куда она входит в качестве компонента, и внутренняя сфера, определяющая ее существо. Кроме того, система учебного процесса входит в прямые и косвенные связи с областями науки, представленными соответствующими предметами, видами обучения, т. е. со всем тем, что формирует знания и мировоззрение студентов. Предметные системы в учебном процессе выполняют роль компонентов, но в качестве достаточно самостоятельных подсистем. Они определяют содержание, методы и средства соответствующей научной области, определяют и организуют пути изучения тех проблем, которые ставит перед учебным процессом определенная область научного знания, техники и производства. Как и все компоненты системы, они решают свои частные задачи с определенными степенями свободы, но исходя при этом из общих целей, задач и ожидаемых результатов обучения. Если говорить о каждом из слагаемых системы учебного процесса, то можно отметить, что назначение компонентов исходит из специфики решения отдельных задач обучения, содержания обучения, применения различных методов, форм и средств обучения, а также из связей и отношений компонентов в процессе функционирования.

Условием устойчивости и стабильности системы учебного процесса, ее оптимального функционирования является упорядоченное распределение информации по содержанию, количеству и во времени. Система подчиняется также правилу равновесного соответствия, которое означает, что изменение или нарушение функционирования одного из компонентов вызывает изменение или нарушение функционирования других компонентов и всей системы в целом. Поэтому при изменении целей и задач подготовки специалиста, содержания, методов, средств обучения, общих и частных, система неизбежно требует пересмотра и уточнения действия всех ее составляющих, а не только тех, которые подверглись изменению.


ГЛАВА 1. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К СУЩНОСТИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Все компоненты и подсистемы учебного процесса как целостной системы функционируют на основе передачи, переработки и усвоения многообразной информации.

Такими компонентами информационных коммуникаций системы учебного процесса являются: лекции, практические и семинарские занятия, лабораторные работы, учебные научно-исследовательские работы, учебная и производственная практика, курсовые работы и курсовые проекты, дипломные работы и дипломные проекты, компоненты контроля (консультации и коллоквиумы, экзамены и зачеты, самостоятельная учебная и научная работа студентов).

Все эти компоненты являются не только информационными, главное — они одновременно выполняют обучающую роль. На их основе формируются знания, навыки и умения студентов, формируется специалист определенной профессии.

Характерным для системы с такими информационными компонентами является то, что их функционирование определяется постоянным воздействием (прямым или косвенным) двух главных составляющих интеллектуальных центров учебного процесса — студентов и преподавателей. Причем эти компоненты не только главные составляющие, они — люди со всеми свойствами и особенностями их психической и физической деятельности. Это особенно важно для оценки всех связей и всего содержания остальных компонентов с позиций студентов и преподавателей. Такая оценка всегда неизбежна, она относится к построению, организации и функционированию системы и особенно ко всему тому, что выражает и определяет информацию в учебном процессе: ее содержание, объем, форму выражения, адресность, доступность восприятия и т. д. Всякая информация в учебном процессе всегда своеобразна в отличие от ее кибернетического понятия. Она всегда объективна и в то же время субъективна как для ее изложения, восприятия, так и для переработки и перехода в знания и навыки.

Важнейшим для обучения в высшей школе является операция отбора информации и образование на этой основе оптимальной информации различного рода ассоциативных связей. Решение этой задачи теснейшим образом связано с постоянным совершенствованием учебного процесса, его содержания, организации, методики. В учебный процесс поступает увеличивающийся объем информации, который далеко не всегда является необходимым для формирования знаний, навыков и умений студентов. Операция отбора информации, нахождение пути образования необходимых ассоциаций и форм познания могут быть ускорены за счет соответствующей организации направления мыслительной деятельности студентов — использования алгоритмов, кейсов, технических средств обучения и построения учебной работы на основе научной организации учебного процесса.

В учебном процессе важным является не только рассмотрение информации, но и связь ее с базисными знаниями студентов и наличие взаимосвязи информационных элементов между собой. Для учебного процесса равно необходимы как познание части через целое, так и познание целого путем анализа и связей частей. Необходимо также, чтобы существовали логические связи и отношения между понятиями и закономерностями в процессе преобразования информации в знания студентов. Известно, что наиболее информационно-емкими положениями являются законы, правила и принципы, имеющие логическую связность и обоснование.

Более того, необходимая в учебном процессе избыточная информация (куда входят сведения о частностях, действиях и самые разнообразные следствия каких-либо законов и правил) также значительно интенсивнее переходит в знание и понимание существа вопроса, когда она дается путем логических выводов из каких-либо положений.

Для современного учебного процесса существенным является процесс уплотнения информации и соответственно повышение емкости знаний.

Знания студентов тем содержательнее и глубже, чем больше свойств, отношений они фиксируют, чем больше рождают ассоциаций в небольшом количестве общих принципов и закономерностей, т. е. когда большая информация заключена в небольшом объеме.

Емкость получаемых студентами знаний теснейшим образом связана с содержанием предмета обучения и языком науки, выражающим учебную информацию. Для учебной информации характерны три параметра: количество, содержание и степень абстрагирования» причем последний параметр определяет степень уплотнения информации при изложении данного содержания.

В высшей школе существуют определенные ступени познания. Принцип системности обучения, как известно, рассматривает учебный процесс как переход от одного уровня знаний к другому в спиральной последовательности, от менее глубоких знаний к более глубоким, от конкретных к обобщенным и абстрактным знаниям.

При этом каждый уровень имеет свой смысл, так же как и процесс перехода от одного уровня к другому.

Первые ступени познания в процессе обучения менее информационно-экономны, широко используют избыточную информацию, а более высокие ступени учебного познания становятся более информационно емкими. С переходом от нижних ступеней к более высоким ступеням учебного познания происходит последовательное уплотнение информации на основе введения обобщенных закономерностей, абстрактных положений, а также на основе замены пассивных знаний активными, т. е. знаниями, которые находят постоянное применение в учебном процессе и переходят из одного предмета в другой, занимая там определенное место.

Проблема уплотнения, или, как ее называют, «сжатия» информации в условиях высшей школы представляет весьма большой интерес. Соответственно значительный интерес вызывает информационная перегрузка студентов как на младших, так и на старших курсах. Решение этих проблем взаимосвязано, и путь его в основном сводится к отбору действительно необходимой учебной информации, где факты заменяются принципами и закономерностями их образования и развития, и к замене пассивных знаний активными навыками.

В частности, одним из путей решения этих проблем является непременное использование более низких ступеней знания и при рассмотрении учебной информации на более высоких ступенях обучения, т. е. установление конкретной функциональной связи между предшествующим и последующим изучением учебных дисциплин.

В высшей школе существуют определенные ступени познания. Принцип системности обучения, как известно, рассматривает учебный процесс как переход от одного уровня знаний к другому в спиральной последовательности, от менее глубоких знаний к более глубоким, от конкретных к обобщенным и абстрактным знаниям.

Система обучения не только состояние, но и процесс, так как все ее компоненты находятся в постоянном изменении и развитии под воздействием потоков информации, выражающих содержание знаний.

Учебный процесс высшей школы по своей природе и своим задачам является творческим процессом приобретения знаний в определенной, последовательно и логически связанной системе. Известные студентам знания и новые положения науки, поступающие из информационных источников, включаясь в систему учебного процесса, становятся все более содержательными, глубокими, раскрывающими связи и отношения явлений и все более приобретающими значение инструмента познания и практической деятельности.

Всякий поиск информации, ее восприятие, оценка и переработка в знания есть процесс творческого искания и самостоятельных открытий, активной мыслительной деятельности. Результатом этой деятельности являются знания и умение применять эти знания как для получения новых знаний, так и для их применения в профессиональной деятельности специалиста высшей квалификации. Оптимальное информационное обеспечение учебного процесса на основе рассмотрения фактов, закономерностей науки, интерпретаций результатов не только объясняет мир, но и указывает пути его изменения в области определенной научной и практической деятельности специалиста.

Учебная информация есть не только сообщение новых сведений, но и определенных сведений для студентов данного курса, в соответствии с их базисными знаниями, определенными целями и задачами получения данной информации. Без соблюдения этих условий никакое учебное сообщение информации не ведет и не может привести к тому, что для обучения является основным, — к пониманию информации и ее усвоению, т. е. к переходу ее в собственные знания. В учебном процессе, как и вообще в жизни, студенты запоминают не каждую информацию, а только ту, которая связана с какими-то интересами, целями, эмоциями.

С большим интересом, например, воспринимается информация в сфере неожидаемых сведений, информация о связях и закономерностях между событиями, явлениями и теми или иными объектами и персонажами, которые открывают новую картину в известных представлениях. Для восприятия учебной информации непременно нужен интерес, мотивы, активность восприятия, предугадывание содержания информации, т. е. наличие в сообщении того, что будит мысль и углубляет понимание новых и ранее полученных знаний. Студент в процессе изучения того или иного предмета не должен чувствовать себя в роли некоего «великого» компонента системы, на который воздействует некоторая информация. Обучение только тогда достигает цели, когда каждый студент воспринимает информацию как ожидаемую, как сведения, раскрывающие завесу неизвестного, находящегося в сфере его интересов и активного поиска знаний.



2019-12-29 180 Обсуждений (0)
ГЛАВА 1. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К СУЩНОСТИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ГЛАВА 1. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К СУЩНОСТИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (180)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)