Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ГЛАВА 3. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ



2019-12-29 193 Обсуждений (0)
ГЛАВА 3. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 0.00 из 5.00 0 оценок




Практические занятия являются одной из существенно важных форм учебной работы студентов. Здесь они впервые практически устанавливают пути приложения научных знаний, их закрепления и расширения, оценивают методы и средства современной науки.;

Существует два понятия этого вида учебной работы: широкое и узкое. При широком понятии под практикой понимается всякая -практическая деятельность студентов, т. е. все то, что относится к их практической подготовке, связанной с применением и углублением знаний, приобретением навыков и умений: упражнения, решение задач, семинарские и лабораторные работы, производственная и учебная практика и т. д.

Другое понятие практических занятий — узкое. Оно рассматривает практические занятия в качестве определенного вида практики, связанного с углублением, приложением и расширением знаний и навыков на основе содержания лекций. Соответственно практические занятия по тому или иному предмету следуют за лекциями с интервалом в 2—3 лекции. Практические занятия проводятся с группой в 25—30 человек, иногда по некоторым предметам с подгруппой 12—15 человек.

В процессе практических занятий главное внимание уделяется формированию у студентов определенных навыков и умений применения знаний изучаемого предмета. Практические занятия поэтому носят достаточно строгий академический характер.

Важной стороной практических занятий является закрепление теоретических знаний, полученных на лекциях и путем самостоятельного изучения рекомендуемой литературы, их углубление путем решения задач и выполнения специальных заданий практикума. На практических занятиях закрепляются и совершенствуются ранее полученные навыки и умения.

Наилучшее решение этих задач на практических занятиях происходит тогда, когда в заданиях предусматривается сочетание упражнений, задач с оценкой и углублением содержательной стороны знаний. Такое сочетание влечет за собой постановку научных проблем, требующих для решения не только сведений, полученных на лекциях, но и активного использования более широкого круга базисных знаний студентов и дополнительной информации. На таких практикумах и начинается первое приобщение студентов к занятиям наукой, к творческому поиску.

Задачи практических занятий можно представить в виде десяти основных положений:

1) закрепление знаний путем активного повторения материала лекций, конкретизации и расширения этого материала, его транспозиции на определенные задания;

2) развитие способности самостоятельно использовать полученные знания для выполнения определенных действий и для получения новых знаний и навыков;

3) установление связи закономерностей, формулировок, измерительных показателей с практикой их применения;

4) ознакомление с методами и средствами науки в их практическом применении;

5) приобретение первоначальных экспериментальных навыков;

6) ознакомление с различными средствами анализа и оценки состояний изучаемого предмета справочными и другими вспомогательными информационными материалами;

7) приобретение навыков самостоятельного решения научно-практических вопросов;

8) приведение разрозненных знаний в определенную систему;

9) воспитание дисциплины и ответственности учебного и научного труда;

10) развитие связей и отношений между предметами изучения.

Большой смысл имеют практические занятия для установления связи теории и практики сначала внутри одного предмета, затем ряда смежных дисциплин. Поэтому в их системе имеет место определенная дидактическая последовательность. На первых занятиях для решения ставятся однотипные задачи и примеры, затем они усложняются и расширяются. Соответственно изменяется и роль преподавателя. Вначале он ведет занятия в строгой определенной системе, требующей от студентов четкого выполнения всех работ как по содержанию, так и по форме. Затем преподаватель выступает в роли руководителя и консультанта при достаточной самостоятельности студентов.

Существенно важно, чтобы в процессе практических занятий происходило последовательное усложнение заданий с целью углубления самостоятельной работы студентов над учебным материалом, более широкого выбора методов и т. д. Развитие активного творческого мышления студентов на практических занятиях направляется соответствующими указаниями и рекомендациями преподавателя, но при этом от студентов требуется самостоятельная разработка путей решения, выполнения заданий.

Атмосфера для инициативного поиска рациональных решений создается путем постановки дополнительных вопросов, обзора новых литературных источников, реферативных данных. Несомненный интерес для совершенствования методики проведения практических занятий и особенно для развития самостоятельности студентов на этих занятиях представляет программирование обучения и использование обучающих алгоритмов, особенно алгоритмов поиска, распознавания и других типов, формируемых студентами самостоятельно в процессе выполнения заданий.

Однако необходимо при этом не забывать о логике связей отдельных разделов предмета изучения и целостности его содержания. Использование на практических занятиях программированных заданий и соответствующей контролирующей техники является существенной организационной формой занятий с приданием ей характерных признаков индивидуализации в проведении студентами учебной работы, однако при условии, что все задания выполняются в полном соответствии с требованиями как по форме, так и по существу.

Развитие самостоятельности студентов требует от преподавателя не только наблюдения и контроля за тщательностью выполнения практических работ, но и рассмотрения всех оригинальных решений, проведенных отдельными студентами. Естественно, что каждое задание на практических занятиях требует от студента решения, а от преподавателя оценки этого решения, анализа путей решения, указания направления для дальнейшей работы.

Оптимальное проведение практических занятий включает ряд условий их организации. К важнейшим из них мы относим: дидактически обоснованное планирование исходя из задач предмета изучения; определение состояния знаний студентов, их подготовки к занятиям; подготовка самих заданий, методических указаний к ним, алгоритмов и педагогических рекомендаций. (Как известно, задания к практическим работам могут носить разнообразный характер: тексты задач, упражнений, программированные задания, описания работ и т. д.); рекомендуемая литература; четкая организация и порядок проведения работ; установление цели каждого занятия с определением показателей результатов; научно-теоретическое введение к занятиям с указанием методов и средств их проведения; организация и проведение контроля работы; подведение итогов работы; указание путей для дальнейшей самостоятельной работы студентов по предмету изучения.

Выполнение этих условий является необходимым и существенно важным для проведения практических занятий в соответствии с их ролью, целями и задачами в системе обучения высшей школы.



2019-12-29 193 Обсуждений (0)
ГЛАВА 3. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ГЛАВА 3. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (193)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)