Культура речи, понятие о системе языка (11 часов).
Власенков А. И., Рыбченкова Л.М. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 кл.» авторов Власенкова А.И. , Рыбченковой Л.М. Допущено МО РФ в качестве методических рекомендаций по использованию учебника для 10-11 классов при организации изучения предмета на базовом и профильном уровнях. Просвещение Москва 2004 Пояснительная записка С сентября 2004 года планируется проведение эксперимента по профильному обучению в 10-11 классах общеобразовательных учреждений. В соответствии с новым Базисным учебным планом русский язык в старшей школе становится обязательным предметом, на его изучение на базовом уровне отводится 1 час в неделю, на изучение русского языка на профильном уровне – 3 часа в неделю. Предлагаемые методические рекомендации показывают, как можно использовать учебный комплект по русскому языку А.И.Власенкова и Л.М.Рыбченковой при организации профильного обучения (на базовом и профильном уровне), реализуя федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования по русскому языку. Учебник «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 кл.» использовался при организации профильного обучения (на базовом и профильном уровнях) в рамках эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования в 2001-2002 г.г. В учебный предмет входят: Программа по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений (базовый уровень); учебник «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 кл.» (9-е изд., М.; Просвещение, 2003); Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 кл.» (5-е изд., М.; Просвещение, 2002); Дидактические материалы к учебнику «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 кл.» (М.; Просвещение, 2003). Материал учебного комплекта в целом соответствует целям обучения русскому языку, определенным в федеральном компоненте государственного стандарта общего образования по русскому языку. Дополнительный материал (тот, которого нет в комплекте), касается тем, связанных с речевым общением, языковыми нормами, введением в науку о языке. В ориентировочном планировании (базовый уровень, 10 класс) указаны источники, которыми можно воспользоваться, чтобы компенсировать недостающий в учебнике материал. Список литературы, дополняющей сведения учебника, дан также в программе для 10 класса (профильный уровень). При распределении часов на изучение русского языка на базовом и профильном уровне учитывалось, что 10% учебного времени должно отводиться на реализацию национально-регионального компонента в содержании образования. Методические рекомендации включают в себя: а) программу по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных б) ориентировочное планирование уроков русского языка в 10 классах в) программу по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных г) ориентировочное планирование уроков русского языка в 10 классах общеобразовательных учреждений (профильный уровень). В планировании к каждому уроку указан материал, которым следует дополнить учебник при изучении русского языка на профильном уровне (10 кл.) Предложенное планирование является ориентировочным, упражнения даны в ряде случаев с избытком, выбор осуществляет учитель. В списке дополнительной литературы (планирование и программа) названы книги, рекомендуемые по той или иной теме (разделу). Вполне возможно воспользоваться одной из названных. В программе по русскому языку для профильного уровня не назван материал, который следует исключить при изучении русского языка в 10 классе: он перечислен в программе для 11 класса. Основное содержание программы «Русский язык. Базовый уровень». Класс (32 часа) Общие сведения о языке (2 часа). Русский язык в Российской Федерации. Русский язык сегодня. Проблемы «экологии языка». Взаимосвязь языка и культуры. Русский язык в кругу языков народов России. Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур. Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов. Формы существования русского национального языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разнорвидности, жаргон, арго). Культура речи, понятие о системе языка (11 часов). Культура речи. Основные аспекты культуры речи: нормативный, коммуникативный и этический. Языковая норма и ее основные особенности. Основные виды языковых норм: орфоэпические (произносительные и акцентологические), лексические, стилистические и грамматические (морфологические и синтаксические) нормы русского литературного языка. Понятие о системе языка, его уровнях и единицах, взаимосвязях и отношениях единиц языка разных уровней. Совершенствование умений опознавать, анализировать и классифицировать факты языка разных уровней. Разборы языковых единиц разных уровней. Орфоэпические (произносительные и акцентологические) нормы. Роль орфоэпии в устном общении. Лексические нормы. Употребление слова в строгом соответствии с его лексическим значением — важное условие речевого общения. Лексика, обозначающая предметы и явления традиционного русского быта; историзмы: фольклорная лексика и фразеология; русские имена. Русские пословицы и поговорки. Лексика, заимствованная русским языком из других языков, особенности ее освоения. Синонимы и речевая культура. Выбор из синонимического ряда нужного слова с учетом его значения и стилистических свойств. Нарушения лексических норм, характерные для современной речи. Грамматические нормы. Нормативное употребление форм слова. Нормативное построение словосочетаний по типу согласования, управления. Правильное употребление предлогов в составе словосочетаний. Орфографические нормы. Разделы русской орфографии и основные принципы написания. Правильное построение предложений. Нормативное согласование сказуемого с подлежащим. Правильное построение предложений с обособленными членами, придаточными частями. Синонимия грамматических форм и их стилистические и смысловые возможности. Пунктуационные нормы. Принципы русской пунктуации. Разделы русской пунктуации. Типичные речевые нарушения грамматических норм. Нормативные словари современного русского языка и справочники: орфоэпический словарь, толковый словарь, словарь грамматических трудностей, орфографический словарь и справочники по русскому правописанию. Использование нормативных словарей русского языка. Соблюдение норм литературного языка в речевой практике.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (205)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |