Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Язык художественной литературы (16 часов)



2019-12-29 218 Обсуждений (0)
Язык художественной литературы (16 часов) 0.00 из 5.00 0 оценок




Литературный язык и язык художественной литературы. Основные признаки художественной речи: образность, широкое использование изобразительно-выразительных средств, а также языковых средств других функциональных разновидностей языка.

Язык как первоэлемент художественной литературы, один из основных элементов художественного произведения.

Источники богатства и выразительности русской речи. Основные виды тропов (перифраза, эпитет, сравнение, метафора, олицетворение, гипербола, литота, аллегория, ирония) и стилистических фигур (инверсия, градация, антитеза, многосоюзие, бессоюзие, риторическое обращение, параллелизм), их использование мастерами русского слова, использование учащимися. Синонимия как источник средств художественной выразительности.

Звучание слова в стихотворной речи: ассонанс, аллитерация, рифма, ритм, поэтическая интонация как изобразительные средства. Индивидуально-авторский стиль писателя.

Повседневный, обиходный, «практический» язык и язык художественной литературы, поэтический язык.

Роль мастеров художественного слова в становлении, развитии и совершенствовании языковых норм (В.Г.Белинский, Л.В.Щерба, В.В.Виноградов).

Анализ текста художественного произведения - прозаического, стихотворного (произведения малой формы или отрывка из произведения крупной формы).

Материал для сопутствующего повторения и

Обобщения

Орфоэпия. Основные нормы современного литературного произношения: произношение безударных гласных звуков, некоторых согласных, сочетаний согласных. Произношение некоторых грамматических форм. Особенности произношения иноязычных слов, а также русских имен и отчеств. Нормы ударения в современном русском языке. Допустимые варианты произношения и ударения. Типичные ошибки в произношении и ударении.

Орфография. Правописание морфем. Слитные, дефисные и раздельные написания. Употребление прописных и строчных букв. Правила переноса слов. Правила графического сокращения слов.

Ориентировочное планирование «Русский язык.

Профильный уровень» 10 класс

(94 часа)

Введение в науку о языке (11часов)

Урок 1

Русский язык как одна из основных национально-культурных ценностей русского народа. Русский язык в Российской Федерации. Русский язык в современном мире.

1. 1 Упр. 267 У, первые 5 абзацев; упр. 269 У, доп. задания 1,2, II; с. 135-136 У, задания 1-5; упр.73 У; с. 143 У, вопросы 5,6,7; упр. 177 Д; упр. 188 Д; с. 94-95 М.

2.2 Энциклопедия для детей.-Том 10: Языкознание. Русский язык. - М., 1998.–С. 52-55. Быстрова Е. А.Диалог культур на уроках русского языка.- СПб.,2002.

Урок 2

Взаимосвязь языка и культуры. Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур. Отражение в современном русском языке культуры других народов.

1. Упр. 268 У; с. 136 У, задание 6; упр. 277 У – 280 У; с. 143 У, задания 1,2,3,4; с. 36-37 У; упр. 58У–60У; упр. 178 Д; с.93-94 М.

2. Энциклопедия для детей.–Том 10: Языкознание. Русский язык. - М., 1998.–С. 334-337. Быстрова Е.А. Диалог культур на уроках русского языка. - СПб.,2002.

Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация. - М., 2000.- С. 10-15. Брагина А.А. Лексика языка и культура страны. - М., 1986.

Уроки 3, 4

Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык в кругу других славянских языков. Понятие о старославянском языке. Роль старославянского языка в развитии русского языка. Старославянизмы в современном русском языке и их признаки. Ученые-лингвисты, внесшие заметный вклад в изучение истории русского языка: М.В. Ломоносов, A.X. Востоков, А.И.Соболевский, А.А. Шахматов, С.П. Обнорский, Э.В. Виноградов, Р.И. Аванесов и др.

1. С. 132 У, пункты 1,2, задания 1-3; упр. 269 У, задания 3-6; c.34-36 У; упр. 61 У-64 У; упр. 342 У, дополнить заданием: Расскажите о вкладе М.В.Ломоносова в развитие науки о русском языке; упр. 499 У; упр. 178Д - 181 Д; упр. 197 Д.

2.Горшков А.И. Старославянский (древнецерковнославянский) язык. - М., 2002.- С. 6-8, § 1-4;

с.9-12, § 5-7.

Дроздова О.Е. Уроки языкознания для школьников. - М., 2001. – С.72-77, с. 64-69.

Энциклопедия для детей.-Том 10: Языкознание. Русский язык. - М., 1998. – С. 405-422.

Энциклопедия: Русский язык / Гл.редактор Караулов Ю.Н. - М., 1998.-С. 536-537.

Ященко В.Д. Занимательное путешествие по страницам истории русской лингвистической

науки. — М., 2002.

Уроки 5, 6

Краткая история русской письменности. Создание славянского алфавита. Реформы в истории русского письма.

1. Упр. 196 Д.

1 Материал учебника – У, Дидактических материалов – Д, Методических рекомендаций – М, рекомендуемый для изучения на профильном уровне.

Учебный материал базового уровня, входящий в содержание профильного уровня, см. в ориентировочном планировании «Русский язык. Базовый уровень. 10 класс Материал учебника - У, Дидактических материалов - Д, Методических рекомендаций - М, рекомендуемый».

2 Материал, дополняющий содержание темы с указанием на источники

2. Энциклопедия: Русский язык/Гл.редактор Караулов Ю.Н. – М., 1998.- С.343-344. Горшков А.И. Старославянский (древнецерковнославянский) язык. - М., 2002, § 10-16. Энциклопедия для детей.-Том 10: Языкознание. Русский язык. - М., 1998.– С. 105-108. Горшков А.И. Русская словесность. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. – М., 2000, § 7-9.

Урок 7

Формы существования русского национального языка. Понятие о современном русском литературном языке и его диалектах. Диалекты как историческая база литературных языков.

1. Упр. 267 У, начиная с предпоследнего абзаца на с. 131; с. 104-105 М; с.43 У; упр. 71 У, 72 У;
с.45 У; упр. 549 У.

2. Энциклопедия: Русский язык/Гл. редактор Караулов Ю.Н. – М., 1998. – С. 221-223;
112, 114.

Энциклопедия для детей.-Том 10:Языкознание. Русский язык. - М., 1998.–С. 308-310; 433-434. Горшков А.И. Русская словесность: От слова к словесности. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. - М., 2000, § 27, 29.

Язык             русской             деревни:             Школьный             диалектологический

атлас. – М., 1994.

Уроки 8-10

Языковая норма, ее основные признаки и функции. Кодификация нормы; фиксация нормы в грамматиках, словарях справочниках. Норма обязательная и допускающая выбор, вариантная; общеязыковая (с вариантами или без них) и ситуативная (стилистическая). Варианты норм. Основные виды языковых норм: орфоэпические (произносительные и акцентологические), лексические, стилистические и грамматические (морфологические и синтаксические) нормы русского литературного языка.

1. Упр. 8 У, 12 У, 25 У, 76 У, 85 У, 144 У, 145 У, 215 У,
216 У; упр. 180 Д, 181 Д.

2. Энциклопедия: Русский язык/Гл. редактор Караулова Ю.Н. – М., 1998.– С.270-272.
Дроздова О.Е. Уроки языкознания для школьников. - М., 2001.-С. 280-282.
Горбачевич К.С.Нормы современного русского литературного языка. - М., 1989. – С. 23-32.

Урок 11

Проблемы экологии русского языка на современном этапе его развития. Современные нормативные словари, справочники, пособия.

1.Упр. 270 У, 271 У, 138 У, 139 У, 273 У, 276 У.

2. Скворцов Л.И. Экология слова, или Поговорим о культуре русской речи. - М., 1996.

Костомаров В.Г Языковой вкус эпохи. - М., 1994.

Козырев В.А., Черняк В.Д. Вселенная в алфавитном порядке: Очерки о словарях русского

языка. – СПб., 2000.

Нормативные словари и справочники.



2019-12-29 218 Обсуждений (0)
Язык художественной литературы (16 часов) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Язык художественной литературы (16 часов)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (218)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)