Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Становление и развитие акцизного обложения в РФ.




Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Впервые в России акцизы были введены в 1992 году (Законом  „Об акцизах“ от 06.12.1991 г. №1993-1) с началом новой налоговой реформы. В 1992 г. доля всех акцизов в доходах федерального бюджета составляла около 3%.

Вместе с налогом на добавленную стоимость (НДС) они заменили налог с оборота на отдельные виды товаров. При этом российские акцизы ориентировались не столько на международную практику и опыт акцизного налогообложения, сколько на предыдущую практику налога с оборота. Главными критериями для отнесения тех или иных групп товаров к подакцизным, были сравнительно высокие ставки налога с оборота в предыдущие годы.

Поэтому к числу подакцизных, помимо традиционных товаров, были отнесены: ковры и хрусталь, икра и рыбные деликатесы, шоколад и автомобильные шины, меховые изделия, одежда из натуральной кожи (ст.1 указанного Закона). Достаточно быстро такой подход показал свою нецелесообразность и в последующие годы список подакцизных товаров менялся только в сторону сокращения. С 1993 г. из перечня подакцизных товаров исключены икра, шоколад, изделия из фарфора, но введены акцизы на импортные товары. В 1994 г. введены акцизы на бензин, спирт этиловый, покрышки и камеры для шин к легковым автомобилям, ружья охотничьи, яхты и катера (кроме специального назначения).



В первые годы после введения акцизов ввиду высокого темпа роста цен было признано целесообразным применять исключительно адвалорные ставки. Поскольку налоговая составляющая в цене алкогольной продукции была и остается очень высокой, эти ставки должны были применяться к отпускной цене подакцизной продукции, включающей в себя акцизы.

Даже при достаточно высоких таможенных пошлинах и более высокой стоимости производителя товары иностранного производства — главным образом алкогольные и табачные — в России получали лучшие конкурентные условия по сравнению с российскими. При утрате государственной монополии на эти товары и полной открытости российского рынка произошло резкое увеличение их поставок в Россию, что нанесло огромный ущерб российскому производству. Достаточно сказать, что легальное производство ликероводочных изделий в течение нескольких лет сократилось в 3-4 раза (по данным Госкомстата), что привело и к большим бюджетным потерям.

Федеральным законом от 7 марта 1996 г. N 23-ФЗ в Закон „Об акцизах“ были внесены значительные изменения. Законом было определено, что вводятся акцизы - косвенные налоги, включаемые в цену товара (продукции).

Акцизами облагались следующие группы товары (продукция): алкогольная продукция, табачные изделия, ювелирные изделия, нефть, включая стабилизированный газовый конденсат, бензин автомобильный, легковые автомобили, а также отдельные виды минерального сырья.

Многие из перечисленных проблем отпали при замене адвалорных ставок акцизов специфическими в начале 1997 года. В результате удалось перевести на единый режим налогообложение импорта и внутреннего производства аналогичных подакцизных товаров. Была ликвидирована возможность ухода от акцизного налогообложения при помощи трансфертного ценообразования.

У производителей появились дополнительные возможности для улучшения своей продукции, ее дизайна и продвижения ее на рынок. Теперь дополнительные расходы на подобные улучшения и рекламу не приводят автоматически к росту акцизов, хотя могут привести к увеличению себестоимости и отпускной цены товаров. Это позволяет производить более качественную и, соответственно, более дорогую продукцию при неизменных акцизах. Таким образом, доля акцизов в более качественной продукции снижается, что можно рассматривать как одно из проявлений налоговой политики, направленной на поощрение роста качества и потребительских свойств товаров.

 

  ГЛАВА 2. Анализ действующего механизма взимания акцизов.

  2.1 Оценка роли акцизов в доходах бюджетов различных уровней.

Федеральные налоги представляют собой обязательные платежи физических и юридических лиц, которые устанавливаются высшим органом законодательной власти федеративного государства. Поступления от федеральных налогов зачисляются в федеральный бюджет либо распределяются между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Федерации. Состав федеральных налогов, их налоговая ставка, налоговая база, режим уплаты определяются высшим законодательным органом Федерации.

Рассмотрим систему федеральных налогов Российской Федерации. Они создают основу доходной части федерального бюджета (поскольку формируются из наиболее доходных источников), за счет них поддерживается финансовая стабильность региональных и местных бюджетов. Перечень федеральных налогов и сборов устанавливается ст.13 Налогового кодекса Российской Федерации, эти налоги и сборы обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации. Объекты налогообложения, перечень плательщиков, виды налоговых льгот и ставок, порядок взимания налогов и их зачисления в бюджет и внебюджетные фонды устанавливаются законодательным органом Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 184 Бюджетного кодекса Российской Федерации были утверждены нормативы распределения доходов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 – 2012 годов.

В 2010 году и в плановом периоде 2011 и 2012 годов 60 процентов доходов от акцизов на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9 до 25 процентов включительно (за исключением вин) и алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 25 процентов (за исключением вин), производимую на территории Российской Федерации, указанных в статье 56 Бюджетного кодекса Российской Федерации, направляется в уполномоченный территориальный орган Федерального казначейства и перечисляется им в бюджеты субъектов Российской Федерации не реже одного раза в 10 дней в соответствии с нормативами распределения на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов.    

Также было установлено, что 100 процентов доходов от акцизов на автомобильный и прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, указанных в статье 56 Бюджетного кодекса Российской Федерации, направляется в уполномоченный территориальный орган Федерального казначейства и перечисляется им в бюджеты субъектов Российской Федерации не реже одного раза в 10 дней в соответствии с нормативами распределения на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов.  

В федеральном законе «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» определены нормативы распределения доходов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2010 годов. (Табл. 1.)

 

                                                                                                          Таблица 1.

 

Наименование дохода Федеральный бюджет Бюджеты субъектов Российской Федерации
1 2 3
В части погашения задолженности прошлых лет по отдельным видам налогов    
Акцизы на автомобильный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимые на территории РФ (в части погашения задолженности прошлых лет, образовавшейся до 1 1января 2003г)     100  
Акцизы на алкогольную продукцию с объемной долей спирта этилового свыше 9 процентов (за исключением вин) при реализации производителями, за исключением реализации на акцизные склады, в части сумм по расчетам за 2003 год 50 50
Акцизы на алкогольную продукцию с объемной долей спирта этилового свыше 9 процентов (за исключением вин) при реализации производителями на акцизные склады в части сумм по расчетам за 2003 год 100  
Акцизы на алкогольную продукцию с объемной долей спирта этилового свыше 9 процентов (за исключением вин) при реализации с акцизных складов в части сумм по расчетам за 2003 год   100
В ЧАСТИ ПОГАШЕНИЯ ЗАДОЛЖЕННОСТИ И ПЕРЕРАСЧЕТОВ ПО ОТМЕНЕННЫМ НАЛОГАМ, СБОРАМ И ИНЫМ ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ ПЛАТЕЖАМ    
Акцизы на природный газ 100  
Акцизы на нефть и стабильный газовый конденсат   100  
Акцизы на ювелирные изделия   100

 

       Поступление доходов от уплаты акцизов на нефтепродукты в федеральный бюджет в 2008 году составило 87 828,0 млн. рублей. Среднемесячное поступление акцизов на нефтепродукты составило 7 319 ,0 млн. рублей, что на 428,7 млн. рублей больше по сравнению с этим же периодом прошлого года.

      Поступление доходов от уплаты акцизов на алкогольную продукцию за 2008 год составило 53 456,0 млн. рублей. Среднемесячное поступление акцизов на алкогольную продукцию составляет 4 454, 7 млн. рублей, что на 53,9 млн. рублей меньше, чем в прошлом году за этот же период. Снижение акцизов на алкогольную продукцию обусловлено уменьшением объема производства.

    С 2008 года изменился порядок возврата (зачета, уточнения) акцизов на нефтепродукты и акцизов на алкогольную продукцию, который осуществляется на основании заявок органов Федерального казначейства по субъектам РФ. За 2008 год исполнено заявок на сумму 4 859,2 млн. рублей. В 2007 году возврат (зачет, уточнение) акцизов на нефтепродукты и акцизов на алкогольную продукцию осуществлялся по письменному указанию Федерального казначейства. За 2007 год было возвращено акцизов на сумму 5306,7 млн. рублей.

      Доходы от уплаты акцизов на нефтепродукты и на алкогольную продукцию распределялись в соответствии с нормативами отчислений, установленными приложениями № 2 и 3 кФедеральному закону от 24 июля 2007г. N 198-ФЗ "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов».Нормативы распределения за отчетный период соблюдены.

 За 2008 год отделом доходов в рамках исполнения своих функций осуществлялось распределение поступлений между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с кодами бюджетной классификации по законодательно установленным нормативам, проводилась активная работа с администраторами по уточнению невыясненных поступлений, качественно исполнялись функции уполномоченного территориального органа Федерального казначейства по распределению между бюджетами субъектов Российской Федерации доходов от уплаты акцизов на нефтепродукты и акцизов на алкогольную продукцию.

 

   

        

 

 




Читайте также:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (132)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7