Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Характеристика теорий происхождения государства и права




Теории происхождения государства:

1. Теологическая (Фома Аквинский). Широкое распространение получила при феодализме. Однако и в настоящее время эта концепция представляет официальную доктрину Ватикана.

Согласно данным воззрениям, государство является результатом проявления божественной воли, практическим воплощением власти бога на земле. По мнению богословов, любая светская власть производна от власти церкви, власти религиозных организаций. А народ должен беспрекословно повиноваться всем велениям государственной воли как продолжению воли божественной.

2. Патриархальная (Аристотель, Фильмер, Н.К. Михайловский). По утверждению Аристотеля, государство — наилучшая форма челове­ческого общения в целях достижения общего блага. Это своеобразная разросшаяся семья. Власть монарха — естественное продолжение влас­ти отца (патриарха), который заботится о членах своей семьи и обеспе­чивает их послушание.

3. Патримониальная (А. Галлер). Представители этой теории счи­тают, что государство произошло от права собственника на землю (пат-римониум). Из права владения землей власть автоматически распро­страняется и на проживающих на ней людей. Подобным образом обо­сновывается феодальный сюзеренитет.



4. Договорная (Б. Спиноза, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо, П. Гольбах, А.Н. Радищев). По мнению этих мыслителей, государство возникло в результате общественного договора о правилах совместного проживания. Они отмечали, что было время, когда не было ни государ­ства, ни права. В догосударственном состоянии в условиях «золотого века» (Ж.Ж. Руссо) или «войны всех против всех» (Т. Гоббс) люди жили в соответствии со своими естественными правами. Но не сущест­вовало власти, способной защитить человека, гарантировать его права на жизнь, честь, достоинство и собственность. Для устранения такого социального «порока» люди объединились и заключили между собой договор о том, что часть своих прав, присущих им от рождения, они передают государству как органу, представляющему их общие интере­сы, а государство, в свою очередь, обязуется обеспечить права человека. Если же условия договора нарушаются, то народ приобретает право на революцию.

5. Теория насилия (Е. Дюринг, Л. Гумплович, К. Каутский). Сто­ронники этой теории утверждают, что государство возникло как ре­зультат насилия, путем завоевания слабых и беззащитных племен более сильными и организованными

6. Психологическая (Л.И. Петражицкий). Возникновение государ­ства объясняется свойствами человеческой психики, потребностью ин­дивида жить в коллективе, его стремлением к поиску авторитета, ука­заниями которого можно было бы руководствоваться в повседневной жизни, желанием повелевать и подчиняться. Для обоснования своей идеи сторонники данной теории ссылаются на исторические примеры зависимости человеческого сознания от авторитета вождей, религиоз­ных и политических деятелей, царей, королей и других лидеров.

7. Марксистская (К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин, Г.В. Плеха­нов). Согласно этой теории, государство есть результат изменения со­циально-экономических отношений, способа производства, итог воз- никновения классов и обострения борьбы между ними. Оно выступает средством угнетения людей, поддержания господства одного класса над другими. Однако с уничтожением классов отмирает и государство. Существуют и иные, менее известные теории происхождения госу­дарства. Но все они не могут претендовать на абсолютную достовер­ность. Каждая доктрина является лишь определенной ступенькой к познанию истины.

 

Теории происхождения права:

1. Договорная (или естественно-право­вая) теория.

Сторонники этой теории (Гуго Гроций, Спиноза, Локк, Гоббс, Руссо, Радищев) полагали, что кроме права, которое ус­танавливает государство, существует естественное право, присущее человеку от рождения. Их никто – ни общество, ни государство – человеку не даруют, они – эти права – являются условиями сущест­вования человека и его жизнедеятельности. Среди них право на жизнь, свободу, равенство, собственность и ряд других, и, следова­тельно, утверждала эта теория, естественное право (сумма естествен­ных, вечных, неотчуждаемых и неизменимых прав человека) - это высшее право по отношению к действующему праву (законы, обы­чаи, прецеденты), это право, воплощающее в себе разум и вечную справедливость.

Теория естественного права, таким образом, снимала, по сущест­ву, проблему происхождения права, делая упор на изначальном при­сутствии у человека как у социального существа определенной суммы прав. Тем самым она уходила от изучения и объяснения объективных процессов возникновения суммы прав у каждого человека, в ее абстрактное признание.

2. Теологическая теория (Фома Аквинский (ХII-ХIII вв.) утверждает о существовании высшего божественного закона и естественного права, которые и составляют основу действу­ющего права. Эта теория опиралась в своем объяснении происхождения права на религиозные книги, прежде всего Библию, где утверждалось, что основные законы (заповеди Моисея) были да­ны человечеству Богом.

3. Исто­рическая школа права обращается к реальным процессам возникно­вения права. Она сложилась в первой половине XIX века в Германии. В работах Савиньи утверждается, что право не созда­ется законодателем, оно появляется самопроизвольно в результате развития народного духа, примерно также, как появляется язык.

4. Марксистская теория происхождения права утверждает, что с появлением частной собственности и образованием классов правила поведения стали отражать и закреплять общественное неравенство. А с возникновением классового деления общества и об­разованием государства появились правила поведения, исполнение ко­торых обеспечивалось всей силой государственного принуждения.

Отдельные вопросы происхождения права рассматриваются и в таких теориях, как психологическая, позитивистская (нормативная), социологическая, и в ряде других.

 

Тема 3

Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Читайте также:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (209)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7