Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Право как регулятивная основа политической системы



2019-12-29 304 Обсуждений (0)
Право как регулятивная основа политической системы 0.00 из 5.00 0 оценок




Роль права в политической системе общества заключается в том, что оно:

• служит одним из средств связи между обществом и его поли­тической системой (в законах, принимаемых государствен­ными законодательными органами, выражаются интересы большинства, различных слоев, классов, групп населения);

• аккумулирует волю общества, всех его политических сил:

• интегрирует общество, делает политическую систему ста­бильной (в частности, конституции и законы обычно на дли­тельный период закрепляют систему политических институ­тов, правовую основу взаимоотношений между ними, уст­ройство государства и т.п.);

• устанавливает правовые формы организации, функциониро­вания и смены государственной власти, способы и методы политической борьбы всех существующих в данном обществе политических сил и т.д.

• субъекты политической организации — государство, поли­тические партии, движения, общественные объединения и т.п. — легитимированы в правовых актах (конституции, за­конах, подзаконных актах) и должны действовать в их рам­ках.

 

Государство в политической системе. Признаки государства, отличающие его от других организаций и учреждений общества

Силой, объединяющей общество, разделенное на классы, слои, этнические, культурные, профессиональные группы, является го­сударство с присущими ему специфическими признаками.

Во-первых, это способность к интеграции общества. Определяя внутреннюю и внешнюю политику, обеспечивая общественный поря­док и оборону страны, государство выступает в качестве официального представителя общества, каждого его члена.

Во-вторых, государство — это орган власти, правового принуж­дения, активно использующий санкции поощрения и наказания за со­блюдение или нарушение установленных им норм, правил организа­ции общественных отношений. Специфика государственной власти — в ее суверенности, полноте и верховенстве по сравнению с другими возможными субъектами власти в обществе. Оно обладает достаточно разветвленным аппаратом принуждения, способным обеспечить после­довательную реализацию его задач и воли.

В-третьих, правотворческая функция государства в обществе. На основе издаваемых законов, имеющих обязательный характер для всех его членов, осуществляется управление обществом, регламентация собственной деятельности государства.

В-четвертых, публичность государственной власти, професси­онализация управления общими делами, добровольная или принуди­тельная передача государственным органам и их служащим полномо­чий на управление другими людьми.

В-пятых, специфичность и четкость границ политического про­странства.

Многие десятилетия умы людей заняты теоретическими и практи­ческими поисками такого состояния политической системы, когда че­ловек и государство были бы не враждебными, а взаимодополняющими началами социальной жизни. Таковыми они могут быть в случае, если их усилия будут направлены не на взаимное разрушение или подавле­ние одного другим, а на взаимодействие в рамках сохранения самосто­ятельности, автономии государства и личности. Подобное состояние достигается, когда политическая система строится на основе принци­пов гражданского общества и правового государства.

 

Государство и церковь

В истории политических систем особняком стоит вопрос о соот­ношении государства и церкви. Как правило, политические системы большинства обществ, осо­бенно на современном этапе, исключили формально церковь из сво­его состава, произошло отделение государства от церкви. Этот прин­цип закреплялся конституционно, государство формально не вмешивалось в дела церкви, а церковь, имея перед собой благород­ную цель нравственно-религиозного, духовного воспитания, а весьма часто и возрождения общества, не вмешивалась в государственную жизнь, в политику. В таком взаимоотношении реализуется принцип свободы совести, свободы вероисповедания и автономии религии.

В целом, конечно же, церковь во многих обществах, как прави­ло, – это все же практически и фактически важный элемент полити­ческой системы общества, хотя в либерально-демократических систе­мах такое положение открыто не признается, а конституционно даже отвергается. (Например, ч.2 ст. 14 Конституции Российской Федера­ции гласит: «Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом».). Вместе с тем и в таких системах отдельные политические контакты между государством и церковью в конкретно-исторической обстановке являются весьма интенсивными и значимыми.

Заслуживает внимания классификация государств по их отноше­нию к религии. Выделяют светские, клери­кальные, теократические и атеистические государства.

В светском государстве все виды религиозных организаций отделе­ны от государства, они не вправе выполнять ни политические, ни юридические функции, не могут вмешиваться в дела государства. Статус светского государства конституционно закрепили Россий­ская Федерация, Германия, Франция, все государства СНГ и др.

Клерикальным считается государство, где та или иная религия офи­циально имеет статус государственной и занимает привилегированное положение по сравнению с другими конфессиями. В таком государстве, несмотря на сильные позиции госу­дарственной религии, тем не менее слияния государства и церкви не происходит. К клерикаль­ным в настоящее время могут быть отнесены Великобритания, Нор­вегия, Швеция, Дания, Испания, Япония и др.

Для теократических государств характерны следующие признаки:

1) государственная власть принадлежит церкви, которая имеет ста­тус государственной религии;

2) религиозные нормы составляют основной источник законода­тельства и регулируют все сферы частной и публичной жизни;

3) глава государства одновременно является высшим религиозным деятелем, верховным священнослужителем, например в городе-госу­дарстве Ватикане.

Теократическими являются Иран, Пакистан, Саудовская Аравия, Марокко.

В атеистических государствах религиозные организации преследу­ются властями.

Государствами воинствующего атеизма были Советское государст­во, а также некоторые бывшие социалистические государства.

 

 

Тема 4



2019-12-29 304 Обсуждений (0)
Право как регулятивная основа политической системы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Право как регулятивная основа политической системы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (304)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)