Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 4. «Великий переход» – эпоха первоначального накопления капитала.



2019-12-29 368 Обсуждений (0)
Тема 4. «Великий переход» – эпоха первоначального накопления капитала. 0.00 из 5.00 0 оценок




ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОЬРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТУРИЗМА И СЕРВИСА»

ФГОУВПО «РГУТиС»

 

Кафедра «Экономическая теория»

Утверждаю:

                                                                  Проректор по учебной

                                                                 работе, д.э.н., профессор

__________ Новикова Н.Г.

  «___» ___________ 2008г.

Методические рекомендации

для преподавателя

 

Дисциплина «История экономики»__________________

Специальности экономического направления

 

 

Москва 2008 г.

Методические рекомендации для преподавателя составлены на основании рабочей программы по дисциплине «История экономики».

 

 

Методические рекомендации для преподавателя рассмотрены и утверждены на заседании кафедры «Экономическая теория».

 

Протокол № __                                                             «__» _________ 2008 г.

 

 

Заведующий кафедрой

 ''Экономическая теория''                                         д.э.н., доц. Леонова В.П.

 

 

Методические рекомендации для преподавателя одобрены Учебно-методическим советом ФГОУВПО «РГУТиС»

Протокол № ___                                                «___» ______________ 200_ г.

 

Методические рекомендации разработал:

Преподаватель кафедры

«Экономическая теория»                               ст. преп. Утчева И.А.                                     

Согласовано:

Зам. проректора-начальник

Учебно-методического управления                    к.э.н., доц. Дуборкина И.А.  

 

Начальник

Методического отдела                                                                Рыженок Н.В.

Введение

 

Изучение истории экономики в современных условиях перехода в рыночной экономике является особенно актуальным, т.к. без знания последствий экономических реформ, проводимых в развитых странах на различных этапах исторического развития, обобщения и изучения их опыта, осуществление эффективного научно обоснованного реформирования экономики России практически невозможно.

Целью изучения дисциплины является овладение студентами знаниями реформирования зарубежной и российской экономики в историческом аспекте.

В процессе изучения этого курса у студентов формируется система знаний о предмете истории экономики, о проблемах ее периодизации, об основных чертах развития стран на различных исторических этапах, об особенностях реформирования экономики России.

Данные методические рекомендации позволят преподавателям при подготовке к лекционным занятиям правильно выстроить план своих лекций, содержание вступительной, основной и заключительной части лекции.

 

Содержание дисциплины

 

№ п/п

Наименование тем

Дневная форма

полный курс

Л С
1 2 3 4
  Раздел I    
1 Предмет и задачи курса. Периодизация истории экономики 2 1
2 Становление первых цивилизаций. Восточный и античный варианты экономического развития 2 2
3 Варианты развития феодальной экономики 4 2
  Раздел II. Индустриальная экономика    
4 «Великий переход» – эпоха первоначального накопления капитала 4 2
5 Становление индустриальной экономической системы. Варианты развития промышленного капитализма 4 2
6 Эволюция промышленного капитализма в конце XIX-начале XX в. Монополизация экономики 4 2
7 Установление системы макроэкономического регулирования в зарубежных странах 4 2
8 Становление экономической системы государственного социализма в СССР 4 2
  Раздел III. Постиндустриальная экономика    
9 Основные тенденции развития мирового хозяйства после второй мировой войны и варианты его трансформации 4 2
10 Попытки трансформации советской экономической системы. Экономика переходного периода в России 4 2
  Итого 34 17

 

Тема 1. Предмет и задачи курса. Периодизация истории экономики

I. Содержание темы

Предмет, метод и задачи курса истории экономики. Различные подходы к определению предмета и периодизации истории экономики. Взаимодополняемость цивилизованного и формационного подходов. Место истории экономики в системе экономических наук.

 

II. Вопросы темы:

1. Возникновение и развитие истории экономики и ее связь с другими дисциплинами.

2. Предмет, метод и задачи истории экономики.

3. Различные подходы к определению предмета и периодизации истории экономики.

 

III . Вопросы семинарского занятия:

1.Возникновение и развитие истории экономики и ее связь с другими дисциплинами.

2.Предмет, метод и задачи истории экономики.

3. Проблемы периодизации истории экономики.

 

IV . Вопросы для контроля знаний студентов:

1. Что изучает история экономики?

2. Сформулируйте суть формационного и цивилизованного подходов к периодизации истории экономики.

3. Каково значение истории экономики для подготовки современных специалистов?

 

 

V. Студент должен уметь пользоваться следующими понятиями и определениями:

Предмет истории экономики, периодизация курса, формационный подход, цивилизованный подход, доиндустриальное общество, индустриальное общество, постиндустриальное общество.

 

VI. Рекомендуемая литература:

1. Вощанова Г.П., Годзина Г.С. «История экономики» Учебное пособие: - М: Инфра – М, 2006.

2. Конотопов М.В., Сметанин С.И. История экономики. Учебник. – М.: Академический проект, 2005.

3. Кузнецова О.Д., Шапкин И.Н. История экономики. Учебник. – М.: ИНФРА – М, 2002.

4. Полетаева Н.И., Голубович В.И. Экономическая история зарубежных стран. Учебное пособие. – Мн.: Интерпрессервиз; Экоперспектива, 2002.

 

VII. Методические рекомендации:

При разработке данного раздела следует подчеркнуть процесс развития человеческого общества под давлением экономических факторов.

Проведение той или иной политики диктовалось в исторически значимых периодах объективными условиями существования и развития общества. Динамика изменений экономических условий существования общества и закономерности этих изменений и предопределила возникновение такой науки как «История экономики» (она же «Экономическая история», «История народного хозяйства»).

Также при разработке данной темы необходимо обратить внимание на возникновение и развитие истории экономики, на различные подходы к определению предмета и периодизации истории экономики.

Вопрос о периодизации истории экономики является одним из наиболее сложных. Здесь существует два основных подхода: формационный и цивилизованный (некоторые ученые говорят о линейном и циклических подходах).

Следует уделить особое внимание взаимодополняемости цивилизованного и формационного подходов периодизации истории экономики.

История экономики связана со многими общественными науками и является неотъемлемой частью подготовки не только экономистов, но и юристов, политологов, социологов.

 

 

Тема 2. Становление первых цивилизаций. Восточный и античный варианты экономического развития

I. Содержание темы

Становление цивилизации как воспроизводящего хозяйства. Имперский тип воспроизводства: иерархия власти и собственности на Ближнем Востоке, в Индии, Китае. Азиатский способ производства. «Восточная стагнация».

Средиземноморский регион: новые центры цивилизации. Античные государства: геополитические факторы и стратегия. Античный опыт имперской глобализации экономики. Расцвет римской рабовладельческой экономики. Рыночная инфраструктура. Кризис рабовладельческого строя.

 

II. Вопросы темы:

1. Становление цивилизации как воспроизводящего хозяйства.

2. Имперский тип воспроизводства: иерархия власти и собственности на Ближнем Востоке и Среднем Востоке, в Индии, Китае.

3. Расцвет римской рабовладельческой экономики.

4. Кризис рабовладельческого строя.

 

III . Вопросы семинарского занятия:

1. Периоды развития первобытного строя.

2. Хозяйственная деятельность в условиях первобытной общины.

3. Причины разрушения первобытнообщинного строя.

4. Экономическое развитие стран Древнего Востока.

5. Экономическое развитие античных государств.

6. Кризис рабовладельческой системы.

 

IV . Вопросы для контроля знаний студентов:

1. Каковы основные признаки первобытнообщинного строя.

2. Какие изменения произошли в эпоху неолита?

3. Каковы условия перехода от родовой к соседской, семейной общине?

4. Каковы причины появления первых государств на Востоке?

5. Что такое ирригационное земледелие?

6. Какие виды собственности характерны для государств Востока?

7. Назовите основные отличительные черты восточной модели хозяйственного развития.

8. Какие основные варианты экономических моделей характерны для древней Греции?

9. Что такое эргастерия?

10. Что такое вилла и латифундия?

11. Каковы особенности развития ремесла и торговли в древнем Риме?

12. Каковы причины кризиса античной модели хозяйственного развития?

 

V. Студент должен уметь пользоваться следующими понятиями и определениями:

Палеолит, мезолит, неолит, присваивающее хозяйство, производящее хозяйство, «неолитическая революция», родовая община, земледельческая община, соседская община, ирригационные системы, колонии, античные полисы, долговое рабство, классическое рабство, эргастерии, латифундии, виллы, пекулий, колонат, ростовщический капитал, торговый капитал.

 

VI. Рекомендуемая литература:

1. Вощанова Г.П., Годзина Г.С. «История экономики» Учебное пособие: - М: Инфра – М, 2006.

2. Конотопов М.В., Сметанин С.И. История экономики. Учебник. – М.: Академический проект, 2005.

3. Кузнецова О.Д., Шапкин И.Н. История экономики. Учебник. – М.: ИНФРА – М, 2002.

4. Полетаева Н.И., Голубович В.И. Экономическая история зарубежных стран. Учебное пособие. – Мн.: Интерпрессервиз; Экоперспектива, 2002.

5. Тимошина Т.М. Экономическая история зарубежных стран. Учебное пособие. – М.: Юридический Дом «Юстицинформ», 2003.

 

VII. Методические рекомендации:

При разработке данного раздела следует особое место уделить становлению различных цивилизаций как воспроизводящего хозяйства.

Далее необходимо рассмотреть особенности экономического развития государств Древнего Востока и античных рабовладельческих государств.

В заключительной части лекции следует проанализировать причины кризиса античной модели хозяйственного развития и возникновения протофеодальных отношений.

 

Тема 3. Варианты развития феодальной экономики

 

I. Содержание темы

Общее и особенное в развитии западноевропейских стран в эпоху феодализма. Экономическое развитие Франкского государства. Сельское хозяйство Западной Европы. Городская экономика. Уровень общественного разделения труда. Цеховой строй. Развитие товарно-денежных отношений и зарождение капиталистического хозяйства.

Зарождение феодальных отношений на Руси. Периодизация феодализма. Киевская Русь. Экономика удельных княжеств. Закрепощение населения. Становление государственного хозяйства. Предпосылки перехода от азиатского способа производства к феодализму. Утверждение крупных феодальных владений (княжеств) в Японии.

 

II. Вопросы темы:

1. Генезис феодализма в Западной Европе.

2. Экономика стран Западной Европы в эпоху феодализма.

3. Особенности экономического развития западноевропейских городов в феодальную эпоху.

5. Становление феодальных отношений на Руси.

6. Развитие ремесленного производства и промышленности на Руси в период феодализма.

III . Вопросы семинарского занятия:

1. Генезис феодализма в Западной Европе.

2. Экономика стран Западной Европе в XI- XV вв.

3. Экономическая роль городов. Цеховая организация ремесла.

4. Становление феодальных отношений на Руси.

5. Особенности феодального хозяйства в период формирования централизованного государства. Закрепощение крестьян.

6. Развитие ремесленного производства и промышленности.

 

IV . Вопросы для контроля знаний студентов:

1. Перечислите основные черты и этапы развития феодальной экономики в Западной Европе. Что такое аллод, бенефиций, феод?

2. Как происходил процесс коммутации ренты? Какое влияние оказал этот процесс на экономику Франции, Англии, Германии?

3. Как происходил процесс становления городов в Западной Европе?

4. Назовите причины и последствия коммунальных революций.

5. В чем заключалось сущность цеховой системы организации ремесел в средневековой Европе?

6. Как происходило зарождение и развитие торговли и денежного обращения в Западной Европе?

7. Каковы основные формы феодального землевладения в России?

8. Каковы основные условия и причины объединения русских земель?

9. Кто такие «служилые дворяне»? На каких принципах строилась их служба?

10. Как происходил процесс закрепощения крестьян? Объясните смысл понятий: «заповедные лета», «урочные лета».

 

V. Студент должен уметь пользоваться следующими понятиями и определениями:

Феодалы, бенефиций, феод, рыцари, натуральное хозяйство, рента, феодальная раздробленность, барщина, крепостное право, коммутация, цех, регламентация производства, города – коммуны, корпорация, купеческие гильдии, менялы – банкиры, вотчина, поместье, «полюдье», смерды, холопы, бояре, «кормление», артели, подряды, посад, служилые дворяне, «заповедные годы», «черные земли», «второе издание крепостничества».

 

VI. Рекомендуемая литература:

1. Вощанова Г.П., Годзина Г.С. «История экономики» Учебное пособие: - М: Инфра – М, 2006.

2. Конотопов М.В., Сметанин С.И. История экономики. Учебник. – М.: Академический проект, 2005.

3. Конотопов М.В., Сметанин С.И. История экономики России. Учебник. – М.: Палеотип; Логос, 2005. – 208 с.

4. Полетаева Н.И., Голубович В.И. Экономическая история зарубежных стран. Учебное пособие. – Мн.: Интерпрессервиз; Экоперспектива, 2002.

5. Тимошина Т.М. Экономическая история зарубежных стран. Учебное пособие. – М.: Юридический Дом «Юстицинформ», 2003.

6. Тимошина Т.М. Экономическая история России. Учебное пособие. - М.: Юридический Дом «Юстицинформ», 2005.

 

VII. Методические рекомендации:

Чтение лекции следует начинать с рассмотрения периодизации западноевропейского феодализма. Особое внимание стоит уделить особенностям зарождения и развития феодализма.

По мере развития производительных сил главным направлением развития феодализма в сельском хозяйстве в Западной Европе стал рост товарного производства. Главным здесь является процесс постепенной ликвидации натуральных форм феодальной ренты, перевод их на деньги. Этот процесс – коммутация. Рассматривая данный вопрос, определите значение этого процесса для стран Западной Европы.

В разложении Западноевропейского феодализма не последнюю роль сыграли города. С самого своего основания города противостояли феодалам: именно из городских бюргеров, из третьего сословия вырастала буржуазия, которая пришла на смену феодалам. Рассматривая данный вопрос, определите значение цеховой организации ремесла: Западноевропейский феодализм – это вариант классического феодализма.

Далее следует акцентировать внимание студентов на особенностях возникновения и развития феодализма в России. До нашествия монголов развитие Киевской Руси шло по тому же пути, что и другие европейские государства, а ее экономика и культура находились на высоком уровне. К концу монгольского ига она намного отставала от европейских стран. Вследствие монгольского нашествия Русь не просто отстала в своем развитии, но и пошла по другому пути: в ее экономику включены многие элементы азиатского способа производства.

Рассмотрите, как развивалась экономика Росси сначала в период феодальной раздробленности (конец XII – первая половина XV века), а затем в период формирования централизованного Русского государства (вторая половина XV – XVII века).

Российское дворянство образовалось из военного сословия. Но дворяне не были собственниками земли, земля была в собственности государства и использовалась им для содержания армии. Дворянство находилось на службе государства, и государство держало дворян в экономическом подчинении посредством раздачи поместий.

В России не было цехов и купеческих гильдий, а во главе городов стояли администраторы, назначенные царем из числа знатных бояр.

Основной чертой привнесенного игом азиатского способа производства явилось то, что крупное производство в России первоначально было государственным.

 

 

Тема 4. «Великий переход» – эпоха первоначального накопления капитала.

I. Содержание темы

Первоначальное накопление капитала (ПНК). Социально-экономическая сущность. Методы, источники, периодизация. Рыночная перестройка хозяйства. Сдвиги в приоритетах хозяйственной деятельности. Расширение государственных прерогатив в экономике, меркантилизм.

Западная Европа. Великие географические открытия. Цивилизация христианского Запада: Возрождение, Реформация и «дух капитализма». Формирование мирового рынка, колониальная экспансия, борьба за лидерство. Экономическое первенство Голландии в XVI в., причины его утраты. Форсированный характер ПНК в условиях французского абсолютизма и феодальной реакции в Германии.

Россия. Процессы ПНК и усиление феодально-государственного режима. Возрастание роли геополитических факторов, милитаризации хозяйства в период империи. Противоречивость экономических реформ Петра I: «великие» прорывы и провалы. Япония. Специфика процессов ПНК в условиях самоизоляции, консервации феодального режима.

 

II. Вопросы темы:

1. Эпоха Великих географических открытий и ее экономические последствия.

2. Особенности генезиса капиталистического хозяйства в странах Западной Европы (Англия, Нидерланды, Франция)

3. Особенности экономического развития России в XVII – XVIII вв.

4. Сущность и противоречивость экономических реформ Петра I: «великие» прорывы и провалы.

5. Особенности экономического развития России в первой половине XIX в. Реформы Александра II: их причины и следствия.

6. Отмена крепостного права. Аграрная реформа 1862 года.

 

III . Вопросы семинарского занятия:

1. Эпоха Великих географических открытий и ее экономические последствия.

2. Первоначальное накопление капитала. Особенности становления капиталистического способа производства в Англии.

3. ПНК в Голландии. Экономическое первенство Голландии в XVI в. и причины его утраты.

4. Модификация процессов ПНК в условиях французского абсолютизма.

5.Особенности экономического развития России в XVII – XVIII вв.

6.Сущность и противоречивость экономических реформ Петра I: «великие» прорывы и провалы.

7. Особенности экономического развития России в первой половине XIX в. Реформы Александра II: их причины и следствия.

8. Отмена крепостного права. Аграрная реформа 1861г.    

 

 IV . Вопросы для контроля знаний студентов:

1. Каковы основные факторы, способствующие ВГО?

2. Что такое «революция цен»? Каковы были ее экономические последствия?

3. Что такое «огораживание»? Какую роль сыграл этот процесс в зарождении и развитии капиталистического производства в Англии?

4. Каковы причины экономического господства Голландии в XVI в.?

5. В чем проявлялись особенности ПНК во Франции?

6.Как развивалось промышленное производство в XVII – XVIII вв.? Что такое «мануфактура»?

7. Чем казенная мануфактура отличалась от купеческой?

8. Что вы знаете о формах государственного вмешательства в экономику России в начале XVIII в.?

9. Что такое «подушная подать»? Что такое «ревизии»?

10. Как экономическая политика Петра I повлияла на формирование капиталистического хозяйства в России?

11. Когда были подписаны «Манифеста об освобождении крестьян» и «Положение о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости» и кем?

12. Как проходил выкуп крестьянских наделов?

13. Удалось ли реформе 1861 года до конца ликвидировать феодальные отношения в России?

 

V. Студент должен уметь пользоваться следующими понятиями и определениями:

Великие географические открытия (ВГО), меркантилизм, первоначальное накопление капитала (ПНК), «огораживание», централизованная мануфактура, рассеянная мануфактура, разделение труда, акционерные компании, «навигационный акт», биржа, казенная мануфактура, посессионная мануфактура, «подушная подать», «ревизия», промыслы, «выкупная сумма», командная экономика.

 

VI. Рекомендуемая литература:

1. Вощанова Г.П., Годзина Г.С. «История экономики» Учебное пособие: - М: Инфра – М, 2006.

2. Конотопов М.В., Сметанин С.И. История экономики. Учебник. – М.: Академический проект, 2005.

3. Конотопов М.В., Сметанин С.И. История экономики России. Учебник. – М.: Палеотип; Логос, 2005. – 208 с.

4. Кузнецова О.Д., Шапкин И.Н. История экономики. Учебник. – М.: ИНФРА – М, 2002.

5. Полетаева Н.И., Голубович В.И. Экономическая история зарубежных стран. Учебное пособие. – Мн.: Интерпрессервиз; Экоперспектива, 2002.

6. Тимошина Т.М. Экономическая история зарубежных стран. Учебное пособие. – М.: Юридический Дом «Юстицинформ», 2003.

7. Тимошина Т.М. Экономическая история России. Учебное пособие. - М.: Юридический Дом «Юстицинформ», 2005.

 

 

VII. Методические рекомендации:

При разработке данной темы следует особое внимание роли Великих географических открытий (ВГО) в переходе мирового хозяйства от феодального к капиталистическому способу производства. Эпоху ВГО иногда еще называют эпохой первоначального накопления капитала (ПНК).

Рассматривая этот вопрос акцентируйте внимание студентов на то, как эти два процесса повлияли на развитие капиталистического производства в странах Западной Европы.

Далее рассмотрите особенности процесса ПНК в России. В XVII в. в России, в значительной степени усилиями государства, рождается симбиоз феодальных и капиталистических отношений в экономике. Это обеспечило дальнейший рост феодально-крепостнического хозяйства, усилило государство, повысило международный престиж. Однако противоречия между развивающимся капиталистическим производством и феодальными отношениями привели к кризису феодально-крепостнической системы.

Именно крепостное право стало инструментом, который позволил приспособить капиталистическую мануфактуру феодальному строю. Крепостная мануфактура была «вторым изданием крепостничества», крупным товарным производством с использованием крепостного труда.

Уникальной особенностью России было то, что в результате петровских реформ основную часть мануфактур составляли казенные и посессионные, принадлежащие государству. Основная часть продукции поступала в казну, а цены на нее устанавливались государственными указами.

Мануфактура еще могла быть крепостной, но крепостная фабрика была невозможна. Применение машин несовместимо с крепостным трудом.

Прогресс в сельском хозяйстве выражался в капиталистических, по существу, явлениях. Но их развитие тормозила государственная феодально-крепостническая система, поэтому прогрессивные явления получали уродливую форму. Крепостничество затормозило в России промышленный переворот. Рассмотрите возможность и значимость аграрной реформы в 1861 г. Удалось ли данной реформе до конца ликвидировать феодальные отношения в России.

 

 

 Тема 5. Становление индустриальной экономической системы

I. Содержание темы

Социально-экономическая сущность индустриальной системы, этапы эволюции. Промышленная революция: технический, организационный, социальные аспекты. Предпосылки и основные этапы промышленной революции в странах Западной Европы. Становление экономики индустриального типа в США. Промышленный переворот в США. Развитие промышленности и транспорта в России до 1860 года. Начало промышленного переворота. Особенности пореформенного периода промышленности переворота в России: эффект массового железнодорожного строительства. Начало финансовых банковских реформ.

 

II. Вопросы темы:

1. Социально-экономическая сущность индустриальной системы: движущие силы и институты индустриализации в континентальной Европе и США.

2. Особенности промышленного переворота по странам Западной Европы (Англия, Франция, Германия).

3. Особенности промышленного переворота в США.

4. Развитие промышленности и транспорта в России до 1860 года. Начало промышленного переворота.

5. Особенности пореформенного периода промышленного в России. Форсирование железнодорожного строительства.

III . Вопросы семинарского занятия:

1. Промышленный переворот как социально- экономическое явление.

2. Промышленный переворот в Англии и его социально- экономические последствия.

3. Особенности промышленного переворота во Франции.

4. Особенности промышленного переворота в Германии.

5. Особенности промышленного переворота в США.

6. Развитие промышленности и транспорта в России до 1860 года. Начало промышленного переворота.

7. Особенности пореформенного периода промышленного в России. Форсирование железнодорожного строительства.

 

 

IV. Вопросы для контроля знаний студентов:

1.В чем заключается сущность промышленного переворота?

2.Какое изобретение считается центральным событием промышленного переворота?

3.Почему стало возможно такое явление, как «примитизация труда»?

4. Какова была специфика промышленного переворота во Франции?

5.Какие преимущества давало позднее осуществление промышленного переворота в Германии?

6. Каковы были предпосылки промышленного переворота в США?

7. Назовите особенности и последствия промышленного переворота в США?

8. Каковы причины позднего осуществления промышленного переворота в России?

9. Что вы знаете о развитии железнодорожного транспорта в России в конце XIX века?

 

V. Студент должен уметь пользоваться следующими понятиями и определениями:

Капитализм, индустриализация, промышленный переворот, паровой двигатель, машинное производство, ростовщичество, «прусский путь» развития капитализма в Германии, юнкерство, страна «молодого капитализма», акционерное предпринимательство, американский путь развития капитализма в сельском хозяйстве, «дефицит рабочих рук», расслоение крестьянства, кустарные промыслы, иностранный капитал.

 

VI. Рекомендуемая литература:

1. Вощанова Г.П., Годзина Г.С. «История экономики» Учебное пособие: - М: Инфра – М, 2006.

2. Конотопов М.В., Сметанин С.И. История экономики. Учебник. – М.: Академический проект, 2005.

3. Конотопов М.В., Сметанин С.И. История экономики России. Учебник. – М.: Палеотип; Логос, 2005. – 208 с.

4. Кузнецова О.Д., Шапкин И.Н. История экономики. Учебник. – М.: ИНФРА – М, 2002.

5. Полетаева Н.И., Голубович В.И. Экономическая история зарубежных стран. Учебное пособие. – Мн.: Интерпрессервиз; Экоперспектива, 2002.

6. Тимошина Т.М. Экономическая история зарубежных стран. Учебное пособие. – М.: Юридический Дом «Юстицинформ», 2003.

7. Тимошина Т.М. Экономическая история России. Учебное пособие. - М.: Юридический Дом «Юстицинформ», 2005.

 

VII. Методические рекомендации:

Разработку лекции по данной теме следует начать с рассмотрения социально-экономической сущности промышленного переворота.

Промышленный переворот характерен для всех стран мира, однако в силу того, что в разных странах предпосылки к нему вызревали не одновременно, происходил он в различные исторические времена и имел свои специфические особенности.

Обратите внимание студентов на эти особенности. Какие причины позволили Англии стать первой страной, в которой произошел промышленный переворот и какие привели к отставанию промышленного переворота во Франции и Германии? Каковы причины экономических успехов США в результате промышленного переворота?

Особого внимания заслуживает рассмотрение вопроса о развитии промышленного переворота в России.

Какие причины привели к большому опозданию промышленного переворота в России по сравнению с Англией, и как поменялась ситуация в России после аграрной реформы 1861 года?

 



2019-12-29 368 Обсуждений (0)
Тема 4. «Великий переход» – эпоха первоначального накопления капитала. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 4. «Великий переход» – эпоха первоначального накопления капитала.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (368)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)