Типология уроков в современной дидактике
12 Типология уроков представляет собой классификацию уроков на типы и виды (составляющие соответстветствующего типа уроков) по различным основаниям. В традиционной отечественной дидактике, как правило, используют типологии уроков по внешним основаниям: 1. Классификация уроков по дидактическим целям: - комбинированный урок; -урок совершенствования знаний, умений, навыков; -урок изучения нового материала; - урок контроля; - урок обобщающего повторения; - урок с личностно-ориентированной и воспитательной направленностью. 2. Классификация уроков по этапам формирования навыка: - вводный урок; - тренировочный урок; - итоговый урок. 3. Классификация уроков по используемым приемам активизации познавательного интереса и познавательной деятельности: - урок-практикум; - урок-семинар; - урок-лекция; - урок-зачет; - урок-игра; - урок-конференция; - урок-экскурсия и др. 4. Классификация уроков по способу организации общения участников учебно-воспитательного процесса: - урок организации работы в динамических парах или парах сменного состава; - урок организации работы в статистических парах или парах постоянного состава; - урок работы в малых группах; - урок коллективного способа обучения. 5. Классификация уроков по приоритетно используемому методу обучения: - информирующий урок; - проблемный урок; - исследовательский урок; - эвристический урок. 6. Классификация уроков по типу межпредметных связей: - интегрированный урок; - библиотечный урок; - клубный урок; - медиаурок. В развивающих и личностно-ориентированных системах образования приняты особые типологии уроков, где в основу классификаций положены внутренние основания, связанные с методологическими параметрами данных образовательных систем. Так в системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова используется типология уроков по структуре учебной деятельности, включающая: 1. Урок постановки учебной задачи. 2. Урок преобразования условий учебной задачи. 3. Урок моделирования. 4. Урок преобразования модели. 5. Урок построения системы конкретно-практических задач 6. Урок контроля 7. Урок оценки 8. Комбинированный урок (представляющий полный цикл учебной деятельности). При этом сам урок представляет собой не временной (45 минут), а содержательный компонент образовательного процесса, связанный с выполнением определенного учебного действия. В системе эвристического обучения А.В. Хуторского используется типология уроков, в основу которой положены способы создания учениками собственного образовательного продукта и типы образовательной продукции, являющейся результатом выполнения определенных видов деятельности: когнитивных, креативных, оргдеятельностных, коммуникативных и др. Деятельностная доминанта урока может быть одна при различных формах ее воплощения. 1. Уроки когнитивного типа: - урок-наблюдение; - урок-эксперимент; - урок исследования объекта; - поисковый урок; - лабораторно-практический урок; - урок постановки проблем и их решение; - урок конструирования понятий (правил, закономерностей, гипотез); - урок конструирования теорий; - урок-концепт, построение картины мира или ее части; - урок работы с первоисточниками (культурно-историческими аналогами); - интегративный урок; - метапредметный урок; - межпредметный урок; - урок философского обобщения. 2. Уроки креативного типа: - урок составления и решения задач; - урок-диалог (дискуссия, диспут, эвристическая беседа); - урок-парадокс; - урок-фантазия; - урок изобретательства; - урок технического (научного, прикладного, художественного, социального, культурного. педагогического) творчества; - урок моделирования; - урок символотворчества; - урок «изменения» истории (собственное решение исторических событий); - урок — эвристическая ситуация; - урок открытий; - сочинение (задачи-сказки, считалки, летописи и т. п.); - деловая игра; - ролевая игра; - урок-путешествие (реальное, виртуальное); - урок-наоборот (ученик в роли учителя); - урок в школе будущего; - прогностический урок; - урок защиты творческих работ; - урок-олимпиада; - урок творческого обобщения. 3. Уроки оргдеятвльностного типа: - урок целеполагания; - урок нормотворчества; - урок разработки индивидуальных образовательных программ; - урок защиты индивидуальных образовательных программ; - уроки с группой работой; - урок-проект (с использованием метода проектов); - урок-консультация (взаимоконсультация); - урок самооценок (взаимооценок); - урок-зачет (самозачет); - урок-рефлексия. 4. Уроки коммуникативного типа: - бинарный урок (ведут два учителя); - урок рецензирования; - урок взаимоконтроля; - урок-вернисаж; - урок-выставка; - урок-аукцион; - урок-конференция; - урок-соревнование; - урок-КВН; - урок-«суд над явлением»; - урок-спектакль; - урок - «круглый стол»; - урок-панорама; - творческий отчет. Перечисленные типы уроков позволяют строить систему занятий, образующих целостную технологию обучения. На снове названных типов творческих уроков могут составляться и комбинированные уроки. Кроме того, каждый из перечисленных творческих уроков включает в себя неограниченный набор вариантов их построения. В условиях реализации программы формирования (развития) универсальных учебных действий как компонента основной образовательной программы начального (основного, среднего) общего образования рекомендуется использовать соответствующую типологию уроков, в основе классификации которых лежат соответствующие типы и виды УУД. Далее представлен принципиальный подход к построению типологии уроков, основанной на структуре универсальных учебных действий.
Данная типология является открытой для наполнения различными видами уроков и их комбинирования.
12
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (374)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |