Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Типология уроков в современной дидактике



2019-12-29 374 Обсуждений (0)
Типология уроков в современной дидактике 0.00 из 5.00 0 оценок




Типология уроков представляет собой классификацию уроков на типы и виды (составляющие соответстветствующего типа уроков) по различным основаниям. В традиционной отечественной дидактике, как правило, используют типологии уроков по внешним основаниям:

1. Классификация уроков по дидактическим целям:

- комбинированный урок;

-урок совершенствования знаний, умений, навыков;

-урок изучения нового материала;

- урок контроля;

- урок обобщающего повторения;

- урок с личностно-ориентированной и воспитательной направленностью.

2. Классификация уроков по этапам формирования навыка:

- вводный урок;

- тренировочный урок;

- итоговый урок.

3. Классификация уроков по используемым приемам активизации познавательного интереса и познавательной деятельности:

- урок-практикум;

- урок-семинар;

- урок-лекция;

- урок-зачет;

- урок-игра;

- урок-конференция;

- урок-экскурсия и др.

4. Классификация уроков по способу организации общения участников учебно-воспитательного процесса:

- урок организации работы в динамических парах или парах сменного состава;

- урок организации работы в статистических парах или парах постоянного состава;

- урок работы в малых группах;

- урок коллективного способа обучения.

5. Классификация уроков по приоритетно используемому методу обучения:

- информирующий урок;

- проблемный урок;

- исследовательский урок;

- эвристический урок.

6. Классификация уроков по типу межпредметных связей:

- интегрированный урок;

- библиотечный урок;

- клубный урок;

- медиаурок.

В развивающих и личностно-ориентированных системах образования приняты особые типологии уроков, где в основу классификаций положены внутренние основания, связанные с методологическими параметрами данных образовательных систем. Так в системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова используется типология уроков по структуре учебной деятельности, включающая:

1. Урок постановки учебной задачи.

2. Урок преобразования условий учебной задачи.

3. Урок моделирования.

4. Урок преобразования модели.

5. Урок построения системы конкретно-практических задач

6. Урок контроля

7. Урок оценки

8. Комбинированный урок (представляющий полный цикл учебной деятельности).

При этом сам урок представляет собой не временной (45 минут), а содержательный компонент образовательного процесса, связанный с выполнением определенного учебного действия.

В системе эвристического обучения А.В. Хуторского используется типология уроков, в основу которой положены способы создания учениками собственного образовательного продукта и типы образовательной продукции, являющейся результатом выполнения определенных видов деятельности: когнитивных, креативных, оргдеятельностных, коммуникативных и др. Деятельностная доминанта урока может быть одна при различных формах ее воплощения.

1. Уроки когнитивного типа:

- урок-наблюдение;

- урок-эксперимент;

- урок исследования объекта;

- поисковый урок;

- лабораторно-практический урок;

- урок постановки проблем и их решение;

- урок конструирования понятий (правил, закономерностей, гипотез);

- урок конструирования теорий;

- урок-концепт, построение картины мира или ее части;

- урок работы с первоисточниками (культурно-историческими аналогами);

- интегративный урок;

- метапредметный урок;

- межпредметный урок;

- урок философского обобщения.

2. Уроки креативного типа:

- урок составления и решения задач;

- урок-диалог (дискуссия, диспут, эвристическая беседа);

- урок-парадокс;

- урок-фантазия;

- урок изобретательства;

- урок технического (научного, прикладного, художественного, социального, культурного. педагогического) творчества;

- урок моделирования;

- урок символотворчества;

- урок «изменения» истории (собственное решение исторических событий);

- урок — эвристическая ситуация;

- урок открытий;

- сочинение (задачи-сказки, считалки, летописи и т. п.);

- деловая игра;

- ролевая игра;

- урок-путешествие (реальное, виртуальное);

- урок-наоборот (ученик в роли учителя);

- урок в школе будущего;

- прогностический урок;

- урок защиты творческих работ;

- урок-олимпиада;

- урок творческого обобщения.

3. Уроки оргдеятвльностного типа:

- урок целеполагания;

- урок нормотворчества;

- урок разработки индивидуальных образовательных программ;

- урок защиты индивидуальных образовательных программ;

- уроки с группой работой;

- урок-проект (с использованием метода проектов);

- урок-консультация (взаимоконсультация);

- урок самооценок (взаимооценок);

- урок-зачет (самозачет);

- урок-рефлексия.

4. Уроки коммуникативного типа:

- бинарный урок (ведут два учителя);

- урок рецензирования;

- урок взаимоконтроля;

- урок-вернисаж;

- урок-выставка;

- урок-аукцион;

- урок-конференция;

- урок-соревнование;

- урок-КВН;

- урок-«суд над явлением»;

- урок-спектакль;

- урок - «круглый стол»;

- урок-панорама;

- творческий отчет.

Перечисленные типы уроков позволяют строить систему занятий, образующих целостную технологию обучения. На снове названных типов творческих уроков могут составляться и комбинированные уроки. Кроме того, каждый из перечисленных творческих уроков включает в себя неограниченный набор вариантов их построения.

В условиях реализации программы формирования (развития) универсальных учебных действий как компонента основной образовательной программы начального (основного, среднего) общего образования рекомендуется использовать соответствующую типологию уроков, в основе классификации которых лежат соответствующие типы и виды УУД. Далее представлен принципиальный подход к построению типологии уроков, основанной на структуре универсальных учебных действий.

 

Тип урока Виды уроков
1. Урок личностно-ориентированного типа - ориентирован на ценностно-смысловое самоопределение учащихся относительно изучаемого содержания и осваиваемых способов деятельности 1. Урок смыслообразования – поиск ответа на вопрос «какое значение, смысл имеет для меня учение» 2. Урок нравственно-этического оценивания – оценка усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей
2. Урок организационно-деятельностного типа – ориентирован на формирование умений обучающихся организовывать собственную деятельность 1. Урок целеполагания - отбор целей обучения из предложенного учителем набора, их дополнение; самоопределение учеников в общем многообразии целей, уточнение и переопределение собственных целей; составление индивидуальных образовательных траекторий 2. Урок планирования - составление плана и последовательности действий 3. Урок прогнозирования – построение концептуального образа (обобщенной модели) раздела, темы 4. Урок контроля - сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона 5. Урок оценки - осознание качества и уровня усвоения способа действия
3. Урок когнитивного типа – ориентирован на стрктуру учебной деятельноси и виды познавательной деятельности 1. Урок постановки учебной задачи - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно 2. Урок информационного поиска - поиск и выделение необходимой информации 3. Аналитический урок - анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных), выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов, установление причинно-следственных связей 4. Урок моделирования – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическую или знаково-символическую) и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область 5. Урок - доказательство - построение логической цепи рассуждений, доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование 6. Урок отработки освоенного способа действия - выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий 7. Урок – обобщение - синтез как составление целого из частей, в том числе на основе самостоятельного достраивания, восполняние недостающих компонентов; подведение под понятия, выведение следствий 8. Урок рефлексии - рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности 9. Урок постановки и решения проблем
4. Урок коммуникативного типа - обеспечивает формирование социальной компетентности, способности учетывать позиции партнеров по общению или деятельности, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество 1. Урок – дискуссия (диспут) - выражение с достаточно полнотой и точностью собственных мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации; выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конструктивного конфликта, принятие решения и его реализация 2. Урок учебного сотрудничества - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; контроль, коррекция, оценка действий партнеров

Данная типология является открытой для наполнения различными видами уроков и их комбинирования.

 



2019-12-29 374 Обсуждений (0)
Типология уроков в современной дидактике 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Типология уроков в современной дидактике

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (374)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)