Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Уровень развития предпосылок учебной деятельности у детей подготовительной к школе группы детского сада



2019-12-29 197 Обсуждений (0)
Уровень развития предпосылок учебной деятельности у детей подготовительной к школе группы детского сада 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Наше исследование проводилось на базе ДОУ №10, Белгородского района, с. Таврово. В исследовании принимали участие дети подготовительной к школе группы 18 человек:

 

1. Асинов Руслан
2. Безотечество Влад
3. Бузова Алина
4. Вилькис Ромас
5. Дёрина Кристина
6. Зеленский Фёдор
7. Каменев Фёдор
8. Коломыченко Кирилл
9. Курлыкина Настя
10. Куценко Арсений
11. Куценко Катя
12. Медведева Полина
13. Мельникова Юля
14. Минайленко Варя
15. Ряснова Вика
16. Сахарова Даша
17. Чернобаев Кирилл
18. Яковлева Ангелина

 

Экспериментальная работа осуществлялась в три этапа (констатирующий, формирующий, контрольный эксперименты). На первом этапе, в процессе констатирующего эксперимента, был выявлен исходный уровень развития предпосылок учебной деятельности у старших дошкольников.

На втором, формирующем этапе эксперимента было апробировано содержание работы по развитию предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.

На третьем, контрольном этапе эксперимента осуществлялась повторная диагностика уровня развития предпосылок учебной деятельности, проводился сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента.

Цель констатирующего эксперимента – выявить исходный уровень развития предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Подобрать диагностические методики по выявлению уровня сформированности предпосылок учебной деятельности у старших дошкольников.

2. Выявит исходный уровень развития предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.

Для выявления уровня развития предпосылок учебной деятельности в процессе констатирующего этапа эксперимента использовались методика, тест, диагностика: диагностика готовности ребёнка к школе – тест Керна - Иерасека, методика «Бусы». Подробное содержание проведения методик см. Приложение 1, Приложение 2, 3.

Первым проводился тест Керна – Иерасека. Данный тест используют для исследования готовности ребёнка к школьному обучению. Он содержит три задания:

1. Графическое копирование фразы из письменных букв.

2. Срисовывание точек в определённом пространственном положении.

3. Рисование фигуры человека.

После проведения первого задания были получены данные по каждому испытуемому. Результат обработки данных, полученных при проведении первого задания теста, наглядно представлен в таблице 2.1.

 

Таблица 2.1. Результаты определения уровня развития предпосылок учебной деятельности по заданию срисовывания письменных букв, теста Керна – Иерасека

Ф.И. ребёнка Срисован- ную фразу можно прочитать Пред- ложение можно прочитать Можно про- читать хотя бы 4 буквы На обрацы похожи не менее 2 букв Кара- кули Уровень сформиро- ванн- ности пред- посылок  к учебной деятель- ности
1 Руслан А.     +     средний
2 Влад Б.       +   средний
3 Алина Б. +         высокий
4 Ромас В.     +     средний
5 Кристина Д.   +       высокий
6 Фёдор З.     +     средний
7 Фёдор К.       +   средний
8 Кирилл К.   +       высокий
9 Настя К.     +     средний
10 Арсений К.       +   средний
11 Катя К. +         высокий
12 Полина М. +         высокий
13 Юля М. +         высокий
14 Варя М.     +     средний
15 Вика Р.     +     средний
16 Даша С.     +     средний
17 Кирилл Ч.         + низкий
18 Ангелина Я.         + низкий

 

Высокий уровень – 6 человек, что соответствует 33%;

Средний уровень – 10 человек, что соответствует 56%;

Низкий уровень – 2 человека, что соответствует 11%.

В зависимости от скорости и качества выполнения задания, вся совокупность детей была разделена на три группы.

Первую группу, с высоким уровнем развития предпосылок учебной деятельности, составили: Алина Б., Кристина Д., Кирилл К., Куценко К., Полина М., Юля М.

Вторая группа дошкольников содержала детей со средним уровнем развития изучаемого параметра. Таких было выявлено 10 человек: Руслан А., Влад Б., Ромас В., Фёдор З., Фёдор К., Настя К., Арсений К., Варя М., Вика Р., Даша С.

Третья группа, 2 ребёнка, была представлена дошкольниками с низким уровнем развития предпосылок к учебной деятельности, это такие дети как Кирилл Ч. и Ангелина Я.

После первого задания было проведено второе – срисовывание группы точек. Мы выдали детям бланки с изображениями группы точек. Расстояние между точками по вертикали и горизонтали – 1 см, диаметр – 2мм. Детям даётся инструкция: «Здесь нарисованы точки. Попробуйте сами нарисовать такие же вот здесь», (показываем, где). Результат обработки данных, полученных при проведении второго задания теста, наглядно представлен в таблице 2.2.

 

Таблица 2.2. Результаты определения уровня развития предпосылок учебной деятельности по заданию срисовывания группы точек, теста Керна – Иерасека

Ф.И. ребёнка Точное воспро- изведение образца Число и располо- жение точек соответст- вует заданному образцу Рисунок в целом соответст- вует образцу Контур рисунка не соответ- ствует образцу Кара- кули Уровень сформиро- ванн- ности пред- посылок  к учебной деятель- ности
1 Руслан А.   +       высокий
2 Влад Б.       +   средний
3 Алина Б. +         высокий
4 Ромас В.       +   средний
5 Кристина Д.   +       высокий
6 Фёдор З.       +   средний
7 Фёдор К.     +     средний
8 Кирилл К.     +     средний
9 Настя К.     +     средний
10 Арсений К.       +   средний
11 Катя К. +         высокий
12 Полина М. +         высокий
13 Юля М. +         высокий
14 Варя М.   +       высокий
15 Вика Р.       +   средний
16 Даша С.       +   средний
17 Кирилл Ч.         + низкий
18 Ангелина Я.         + низкий

 

Высокий уровень – 7 человек, что соответствует 39%;

Средний уровень – 9 человек, что соответствует 50%;

Низкий уровень – 2 человека, что соответствует 11%.

В зависимости от скорости и качества выполнения задания, вся совокупность детей была разделена на три группы.

Первую, с высоким уровнем развития предпосылок учебной деятельности, составили: Руслан А., Алина Б., Кристина Д., Куценко К., Полина М., Юля М., Варя М.

Вторая группа дошкольников содержала детей со средним уровнем развития изучаемого параметра. Таких было выявлено 9 человек: Влад Б., Ромас В., Фёдор З., Фёдор К., Кирилл К., Настя К., Арсений К., Вика Р., Даша С.

Третья группа, 2 ребёнка, была представлена дошкольниками с низким уровнем развития предпосылок к учебной деятельности, это такие дети как Кирилл Ч. и Ангелина Я.

В заключении теста, детям было предложено третье задание – рисование мужской фигуры.

Детям предложили нарисовать в определённом месте какого-нибудь мужчину (дядю). Никаких пояснений или указаний при этом не даётся, на вопрос детей мы отвечали: «рисуй так, как умеешь».

Результат обработки данных, полученных при проведении третьего задания теста, наглядно представлен в таблице 2.3.

 

Таблица 2.3.Результаты определения уровня развития предпосылок учебной деятельности по заданию «рисунок человека», теста Керна – Иерасека

Ф.И. ребёнка Есть голова, туло-вище, конеч- ности, шея Отсутст- вуют шея, волосы Есть голова, туловище, конечности, отсутствуют шея, волосы При- митивный рисунок Кара- кули Уровень сформиро- ванн- ности пред- посылок  к учебной деятель- ности
1 Руслан А.     +     средний
2 Влад Б.       +   средний
3 Алина Б. +         высокий
4 Ромас В.       +   средний
5 Кристина Д.   +       высокий
6 Фёдор З.       +   средний
7 Фёдор К.       +   средний
8 Кирилл К.       +   средний
9 Настя К.   +       высокий
10 Арсений К.       +   средний
11 Катя К. +         высокий
12 Полина М. +         высокий
13 Юля М. +         высокий
14 Варя М.   +       высокий
15 Вика Р.       +   средний
16 Даша С.       +   средний
17 Кирилл Ч.         + низкий
18 Ангелина Я.         + низкий

 

Высокий уровень – 7 человек, что соответствует 39%;

Средний уровень – 9 человек, что соответствует 50%;

Низкий уровень – 2 человека, что соответствует 11%.

В зависимости от скорости и качества выполнения задания, вся совокупность детей была разделена на три группы.

Первую, с высоким уровнем развития предпосылок учебной деятельности, составили: Алина Б., Кристина Д., Настя К., Куценко К., Полина М., Юля М., Варя М.

Вторая группа дошкольников содержала детей со средним уровнем развития изучаемого параметра. Таких было выявлено 9 человек: Руслан А., Влад Б., Ромас В., Фёдор З., Фёдор К., Кирилл К., Арсений К., Вика Р., Даша С.

Третья группа, 2 ребёнка, была представлена дошкольниками с низким уровнем развития предпосылок к учебной деятельности, это такие дети как Кирилл Ч. и Ангелина Я.

Уровни развития предпосылок учебной деятельности у детей подготовительной группы по тесту Керна – Иерасека по всем трём заданиям, целесообразно, по нашему мнению представить в сводной таблице 2.4.

 

Таблица 2.4. Сводная таблица определения уровня развития предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста по тесту Керна - Иерасека

Ф.И. ребёнка Задание срисовывание письменных букв Задание срисовывание группы точек Задание рисование мужской фигуры Общий уровень сформированности предпосылок к учебной деятельности
1 Руслан А. средний высокий средний средний
2 Влад Б. средний средний средний средний
3 Алина Б. высокий высокий высокий высокий
4 Ромас В. средний средний средний средний
5 Кристина Д. высокий высокий высокий высокий
6 Фёдор З. средний средний средний средний
7 Фёдор К. средний средний средний средний
8 Кирилл К. высокий средний средний средний
9 Настя К. средний средний высокий средний
10 Арсений К. средний средний средний средний
11 Катя К. высокий высокий высокий высокий
12 Полина М. высокий высокий высокий высокий
13 Юля М. высокий высокий высокий высокий
14 Варя М. средний высокий высокий высокий
15 Вика Р. средний средний средний средний
16 Даша С. средний средний средний средний
17 Кирилл Ч. низкий низкий низкий низкий
18 Ангелина Я. низкий низкий низкий низкий

 

Высокий уровень – 6 человек, что соответствует 33%;

Средний уровень – 10 человек, что соответствует 56%;

Низкий уровень – 2 человека, что соответствует 11%.

В зависимости от скорости и качества выполнения всех заданий в тесте Керна – Иерасика, согласно приведённой таблице, вся совокупность детей была разделена на три группы.

Первую, с высоким уровнем развития предпосылок учебной деятельности, составили: Алина Б., Кристина Д., Катя К., Полина М., Юля М., Варя М.

Вторую группу, со средним уровнем предпосылок учебной деятельности составили такие дети как: Руслан А., Влад Б., Ромас В., Фёдор З., Фёдор К., Кирилл К., Настя К., Арсений К., Вика Р., Даша С.

Третья группа, 2 ребёнка, была представлена дошкольниками с низким уровнем развития предпосылок к учебной деятельности, это такие дети как Кирилл Ч. и Ангелина Я.

Следующей, для выявления уровня развития предпосылок учебной деятельности, была использована методика «Бусы». При помощи этой методики мы выявили количество условий, которые может удержать ребёнок в процессе деятельности при восприятии задания на слух. Мы раздали детям отдельные листы с рисунком кривой, изображающей нитку, а также по 6 фломастеров разного цвета и сказали: «Дети, у каждого из вас на листочке нарисована нитка. На этой нитке нужно нарисовать пять круглых бусинок так, чтобы нитка проходила через середину бусинок. Все бусины должны быть разного цвета, средняя бусина должна быть синяя». Инструкцию мы повторили для детей дважды, затем они начали рисовать. После того, как дети справились с заданием, мы ещё раз повторили, какие бусы нужно было нарисовать, и попросили детей проверить свои рисунки. Тем, кто заметил неточности в своих рисунках, было предложено рядом нарисовать верный вариант. После проведения данной методики, нами были получены данные по каждому испытуемому. Результат обработки данных, полученных при проведении методики «Бусы», наглядно представлен в таблице 2.5.

 

Таблица 2.5.Результаты определения уровня развития предпосылок учебной деятельности по методике «Бусы»

Ф.И. ребёнка Задание выпол- нено правиль- но При выполнении задания выполнены 3-4 условия При выполнении задания выполнены 2 условия При выполнении задания выполнено одно условие Уровень сформированности предпосылок  к учебной деятельности
1 Руслан А.   +     средний
2 Влад Б.     +   средний
3 Алина Б. +       высокий
4 Ромас В.     +   средний
5 Кристина Д.   +     средний
6 Фёдор З.     +   средний
7 Фёдор К.     +   средний
8 Кирилл К.     +   средний
9 Настя К.     +   средний
10 Арсений К.       + низкий
11 Катя К. +       высокий
12 Полина М.   +     средний
13 Юля М. +       высокий
14 Варя М.     +   средний
15 Вика Р.   +     средний
16 Даша С.   +     средний
17 Кирилл Ч.       + низкий
18 Ангелина Я.       + низкий

Высокий уровень – 3 человека, что соответствует 17%;

Средний уровень – 12 человек, что соответствует 66%;

Низкий уровень – 3 человека, что соответствует 17%.

В зависимости от качества и скорости выполнения задания, вся совокупность детей была разделена на три группы.

Первую, с высоким уровнем развития предпосылок учебной деятельности, составили: Алина Б., Катя К., Юля М.

Вторую группу, со средним уровнем предпосылок учебной деятельности составили такие дети как: Руслан А., Влад Б., Ромас В., Кристина Д., Фёдор З., Фёдор К., Кирилл К., Настя К., Полина М., Варя М., Вика Р., Даша С.

Третья группа, 3 ребёнка, была представлена дошкольниками с низким уровнем развития предпосылок к учебной деятельности, это такие дети как Арсений К., Кирилл Ч. и Ангелина Я.

Третьей, заключительной методикой для выявления у старших дошкольников уровня развития предпосылок учебной деятельности, была выбрана и проведена методика "Долговременная память".

Экспериментальный материал состоит из следующего задания. Мы сообщаем детям: "Сейчас мы прочитаем вам ряд слов, а вы постараетесь их запомнить. Приготовились, слушайте внимательно: стол, мыло, человек, вилка, книга, пальто, топор, стул, тетрадь, молоко".

Ряд слов мы зачитываем несколько раз, чтобы дети запомнили. Проверку провели через 7-10 дней. Коэффициент долговременной памяти высчитывается по следующей формуле:

 

 

где А - общее количество слов,

В - количество запомнившихся слов,

С - коэффициент долговременной памяти.

Результаты интерпретируются следующим образом:

75-100% - высокий уровень;

50-75% - средний уровень;

30-50% - низкий уровень;

ниже 30% - очень низкий уровень.

После проведения данной методики, нами были получены данные по каждому испытуемому. Результат обработки данных, полученных при проведении диагностики долговременной памяти, наглядно представлен в таблице 2.6.

 

Таблица 2.6. Результаты определения уровня развития предпосылок учебной деятельности по диагностике долговременной памяти

Ф.И. ребёнка

Кол-во запомненных слов

%

Уровень сформированности предпосылок

к учебной деятельности

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1 Руслан А.       +             40 низкий
2 Влад Б.       +             40 низкий
3 Алина Б.               +     80 высокий
4 Ромас В.     +               30 низкий
5 Кристина Д.           +         60 средний
6 Фёдор З.     +               30 низкий
7 Фёдор К.     +               30 низкий
8 Кирилл К.       +             40 низкий
9 Настя К.         +           50 средний
10 Арсений К.     +               30 низкий
11 Катя К.                 +   90 высокий
12 Полина М.               +     80 высокий
13 Юля М.                 +   90 высокий
14 Варя М         +           50 средний
15 Вика Р.       +             40 низкий
16 Даша С.       +             40 низкий
17 Кирилл Ч.     +               30 низкий
18 Ангелина Я.     +               30 низкий

Высокий уровень – 4 человека, что соответствует 22%;

Средний уровень – 3 человек, что соответствует 17%;

Низкий уровень – 11 человек, что соответствует 61%.

В зависимости от качества и скорости выполнения задания, вся совокупность детей была разделена на три группы.

Первую, с высоким уровнем развития предпосылок долговременной памяти, составили: Алина Б., Катя К., Полина М., Юля М.

Вторую группу, со средним уровнем развития долговременной памяти составили такие дети как: Кристина Д., Фёдор З., Фёдор К., Кирилл К., Настя К., Варя М.

Третья группа, 11детей, была представлена дошкольниками с низким уровнем развития предпосылок к учебной деятельности, это такие дети как Руслан А., Влад Б., Ромас В., Арсений К., Вика Р., Даша С., Кирилл Ч. и Ангелина Я. Результаты, полученные по каждой из проведённых методик, целесообразно, по нашему мнению, представить в сводной таблице 2.7.

 

Таблица 2.7. Уровни развития предпосылок учебной деятельности у детей подготовительной к школе группы на этапе констатирующего эксперимента

Ф.И.

ребёнка

Методики, тесты, диагностики

Уровень сформированности предпосылок к учебной деятельности

Тест Керна - Иерасика Методика «Бусы» Диагностика долговременной памяти
1 Руслан А. средний средний низкий средний
2 Влад Б. средний средний низкий средний
3 Алина Б. высокий высокий высокий высокий
4 Ромас В. средний средний низкий средний
5 Кристина Д. высокий средний средний средний
6 Фёдор З. средний средний низкий средний
7 Фёдор К. средний средний низкий средний
8 Кирилл К. средний средний низкий средний
9 Настя К. средний средний средний средний
10 Арсений К. средний низкий низкий низкий
11 Катя К. высокий высокий высокий высокий
12 Полина М. высокий средний высокий высокий
13 Юля М. высокий высокий высокий высокий
14 Варя М высокий средний средний средний
15 Вика Р. средний средний низкий средний
16 Даша С. средний средний низкий средний
17 Кирилл Ч. низкий низкий низкий низкий
18 Ангелина Я. низкий низкий низкий низкий

 

Высокий уровень 6 человек, что составляет 33% 3 человека, что составляет 17% 4 человека, что составляет 22% 22%
Средний уровень 10 человек, что составляет 56% 12 человек, что составляет 66% 3 человека, что составляет 17% 61%
Низкий уровень 2 человек, что составляет 11% 3 человека, что составляет 17% 11 человек, что составляет 61% 17%

 

Результаты обследования детей подготовительной группы показали, что по результатам проведённой диагностики у детей преобладают средний и высокий уровни развития предпосылок учебной деятельности. Средний уровень присутствует у 61%, высокий у 22% детей. Низкий уровень развития предпосылок учебной деятельности выявлен у 17%. Данные результаты диагностики могут служить ориентиром для стартовой оценки уровня развития предпосылок учебной деятельности у старших дошкольников. Таким образом, анализ полученных результатов показал разную степень развития предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста. Данные результаты убеждают нас в необходимости последовательной и целенаправленной работы по развитию предпосылок учебной деятельности, а литературные источники - в том, что в процессе их развития целесообразно использование различных методик обучения дошкольников, для развития у них данных предпосылок.

 


Содержание работы по развитию предпосылок учебной деятельности у детей подготовительной к школе группе

 

Исходя из полученных данных констатирующего этапа эксперимента, мы определили цель формирующего эксперимента: реализовать содержание работы по развитию предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.

На формирующем этапе эксперимента для реализации поставленной цели нами были подобраны и реализованы игры, способствующие развитию предпосылок учебной деятельности у детей подготовительной группы.

Игры были направлены на реализацию следующих задач:

1. Продолжать учить детей воспринимать задания на слух.

2. Продолжать развивать способность к сосредоточенности, концентрации внимания.

3. Продолжать развивать память детей.

4. Продолжать развивать у старших дошкольников моторику рук.

Для достижения намеченных задач, нами были разработаны занятия, в которых использовались заранее подобранные нами игры: игра «Фотоаппараты», игра «Что изменилось?», игры-шнуровки М. Монтессори. Данные игры проводились с детьми в течение трех месяцев 3 раза в неделю, при этом игры повторялись, варьировались их условия и правила. Подробное проведение игр см. Приложение 4, 5.

Первой нами проводилась игра «Фотоаппараты». Мы раздали всем детям по три карточки с 8 различными изображениями на каждой и по 24 отдельных картинок, имеющихся на этих карточках. По команде дети смотрели на карточку в течение 30 секунд, а затем откладывали её в сторону и выбирали из предложенных отдельных картинок те, которые, по их мнению были на предложенной карточке.

Воспитатель следил за ходом игры, чтобы дети не мешали друг другу и не подсказывали. Ребята были очень сосредоточены во время проведения игры, некоторые из них повторяли названия картинок вслух, каждый старался за отведённое ему время (30 секунд) вспомнить как можно больше изображений, находившихся на карточке. Такое же задание было и к двум другим карточкам. Более подробное проведение игры см. Приложение 4.

Второй мы провели с детьми игру «Что изменилось?» Нами были разложены на столе 10 мелких предметов: календарик, ластик, карандаш, пуговица, спичка, скрепка, конфета, блокнот, прищепка, кисточка. Все эти предметы мы накрыли плотным непрозрачным платком. Затем каждый ребёнок по очереди подходил к столу в течение 30 секунд знакомился с расположением предметов; потом он поворачивался спиной к столу, а в это время три или четыре предмета мы перекладывали на другие места. Снова 30 секунд давали на осмотр предметов, после чего опять накрывали их платком. Затем спрашивали играющего: что изменилось в расположении предметов, какие из них были переложены?

Ответы оценивали в очках. За каждый правильно указанный предмет играющему засчитывали в выигрыш 1 очко, но зато и за каждую ошибку 1 очко снимали из числа выигранных. Перемешав предметы, разложив их в другом порядке, звали к столу другого участника игры. Так один за другим прошли испытание все участники группы. Более подробное проведение игры см. Приложение 5.

Условия игры для всех были одинаковые: если для первого играющего меняли местами четыре предмета, то и для остальных перекладывали столько же. Во время игры дети вели себя активно, каждый хотел быть первым. По просьбе воспитателя, дети старались не подсказывать друг другу.

Для развития мелкой моторики рук, как одной из основных составляющих развития предпосылок учебной деятельности, на всём этапе формирующего эксперимента мы предложили детям занятия играми-шнуровками Марии Монтессори. Дети привыкли к ярким и интересным играм-шнуровкам и с удовольствием занимались ими в самостоятельной игровой деятельности, меняясь друг с другом.



2019-12-29 197 Обсуждений (0)
Уровень развития предпосылок учебной деятельности у детей подготовительной к школе группы детского сада 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Уровень развития предпосылок учебной деятельности у детей подготовительной к школе группы детского сада

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (197)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)