Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Заемный капитал предприятия




Заемный капитал есть финансовые обязательства, подлежащие погашению в определённые сроки. Заёмный капитал включает в себя денежные средства или другие имущественные ценности, привлекаемые на возвратной основе для финансирования развития деятельности предприятия. Привлечение заемного капитала позволяет существенно расширить инвестиционные возможности предприятия. Формально заемный капитал представлен в пассиве баланса как совокупность долгосрочных обязательств предприятия перед третьими лицами, а его основными компонентами являются долгосрочные кредиты и займы.

В основном банки выдают краткосрочные кредиты. Эти кредиты используются для финансирования текущих операций и поддержания ликвидности и платежеспособности предприятия. Долгосрочные кредиты в основном используются для финансирования затрат по капитальному строительству, реконструкции и другим капитальным вложениям, а потому они должны окупиться за счет будущей прибыли, ожидаемой к получению в результате проводимых мероприятий «капитального» характера.

Долгосрочные заемные средства

Наиболее выгодными для предприятия являются долгосрочные займы и кредиты, к которым в российской практике относятся обязательства со сроком погашения свыше 1 года. Долгосрочные источники являются полноценным инвестиционным ресурсом, который может быть вложен в масштабные проекты, способные окупить затраты к моменту погашения задолженности. В этом смысле долгосрочные источники приравниваются к собственному капиталу. Сумма собственного и долгосрочного заемного капиталов называется постоянным или долгосрочным капиталом.



Краткосрочные заемные средства

Это кредиторская задолженность, подлежащая погашению в течение 12 месяцев после отчетной даты, задолженность поставщикам и подрядчикам за поступившие материальные ценности, выполненные работы, оказанные услуги; задолженность по заработной плате, отчислениям на государственное социальное страхование, пенсионное и медицинское обеспечение;    задолженность по налогам и другим платежам в бюджет; задолженность по кредитам банков.

Таблица 4 - Структура  краткосрочных обязательств ООО «ПТФ»

Наименования статей

Абсолютные величины, тыс.руб.

Структура.%

Абсолютное отклонение, тыс.руб

 

Темп изменения

 

Начало года Конец года Начало года Конец года

 

V. КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА          

 

Займы и кредиты 30552 30385 41,7 58,46 -167

0,99

Кредиторская задолженность 42707 21593 58,3 41.54 -21114

0,5

в том числе: поставщики и подрядчики 22174 875 30 1,7 -21299

0,04

задолженность перед персоналом организации 11 0 0.02 0 -11

0

задолженность перед государствен­ными внебюджетными фондами 3 0   0 -3

0

задолженность по налогам и сборам 549 571 0,75 1.1 22

1,04

прочие кредиторы 19971 20147 27,26 38.74 176

1

ИТОГО по разделу V 73259 51978 100 100 -21281

 

 

 

Рисунок 6 – Изменение структуры краткосрочных обязательств

По данным приведенной таблицы можно сделать вывод о том, что заемный капитал в конце года уменьшился по сравнению с началом годом на 21281тыс. руб.

Снижение заемного капитала происходит за счет уменьшения кредиторской задолженности. На начало года удельный вес кредиторской задолженности больше, чем займов и кредитов. А концу года происходит повышение удельного веса кредиторской задолженности до 58.46%. 


Расчеты предприятия

При ведении хозяйственной деятельности каждое предприятие сталкивается с необходимостью производить денежные расчеты внутри предприятия и за его пределами. Внутренние расчеты связаны с выплатой заработной платы и подотчетных сумм работникам, дивидендов акционерам и пр. Внешние расчеты связаны с поставщиками продукции, выполнения работ, услуг, закупки сырья и материалов, уплаты налогов, взносов во внебюджетные фонды и др.

В соответствии с п. 1 ст. 140 ГК РФ [5 с.140] платежи на территории России осуществляются путем наличных и безналичных расчетов. При наличных расчетах происходит передача денежных средств в виде монет и банкнот, а при безналичных - передается право на денежную сумму путем оформления соответствующих расчетных документов и проведения записи по счетам.

Расчеты осуществляются следующими видами платежей: платежными поручениями; аккредитивами; расчетными чеками; векселями.

Гражданский кодекс РФ устанавливает, что выбор наличной или безналичной формы расчетов напрямую связан с характером производимой операции, а также с правовым статусом участников. Расчеты юридических лиц по общему правилу осуществляются в безналичном порядке. Без каких-либо ограничений наличными денежными средствами могут рассчитываться только физические лица и только по операциям, не связанным с осуществлением ими предпринимательской деятельности.

2.5.1 Действующие формы безналичных расчетов

Безналичные расчеты - это расчеты, совершаемые путем списания или зачисления средств по счетам клиентов, на основе платежных документов, составленных по единым стандартам и правилам. Безналичные расчеты осуществляются через кредитные организации по счетам, открытым на основании договоров банковского счета или корреспондентского счета (субсчета).

Для осуществления безналичных расчетов предприятие открывает в банке следующие счета:

- расчетные счетапредназначены для осуществления текущих платежей по распоряжению предприятия и зачисления поступлений денежных средств в адрес предприятия;

- текущие счетаоткрываются для некоммерческих учреждений и организаций, не являющихся юридическими лицами. Перечень операций по текущему счету ограничен, а распоряжаться средствами с текущего счета можно лишь в строгом соответствии с утвержденной сметой;

- специальные счета применяются для хранения средств строго целевого назначения;

- валютные счетапредназначены для осуществления расчетов в иностранной валюте. Эти счета открываются в коммерческих банках, имеющих лицензию ЦБ РФ на ведение валютных операций.

Основные принципы организации и техника безналичных расчетов сформулированы в инструкции от 12 апреля 2001 г. №2-п «Положение о безналичных расчетах в РФ». Формы безналичных расчетов и их краткая характеристика приведены в гл. 46 Гражданского кодекса РФ. Действующим

законодательством установлены несколько форм расчетов и видов платежей, которые организации могут выбирать по своему усмотрению:

- расчеты платежными поручениями;

- расчеты по аккредитиву;

- расчеты чеками;

- расчеты по инкассо.

Расчетный документ представляет собой оформленное в виде документа на бумажном носителе или, в установленных случаях, электронного платежного документа.

Расчетные документы действительны в течение десяти дней, не считая дня их выписки.

Расчеты платежными поручениями. Платежным поручением является распоряжение владельца счета (плательщика) обслуживающему его банку, оформленное расчетным документом, перевести определенную денежную сумму на счет получателя средств, открытый в этом или другом банке. Платежное поручение исполняется банком в срок, предусмотренный законодательством, или в более короткий срок, установленный договором банковского счета либо определяемый применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота.

Платежными поручениями могут производиться:

а) перечисления денежных средств за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги;

б) перечисления денежных средств в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды;

в) перечисления денежных средств в целях возврата/размещения кредитов (займов)/депозитов и уплаты процентов по ним;

г) перечисления денежных средств в других целях, предусмотренных законодательством или договором.

Основные преимущества данной формы расчетов заключаются в относительно быстром документообороте.

Расчеты по аккредитивам. В соответствии с Положением о безналичных расчетах аккредитив представляет собой условное денежное обязательство, принимаемое банком-эмитентом по поручению плательщика, произвести платежи в пользу получателя средств по предъявлении последним документов, соответствующих условиям аккредитива, или предоставить полномочия другому банку (исполняющему банку) произвести такие платежи. Банками могут открываться следующие виды аккредитивов:

- покрытые (депонированные) и непокрытые (гарантированные);

- отзывные и безотзывные (могут быть подтвержденными).

Аккредитивная форма расчетов имеет несомненные преимущества. Поставщик получает дополнительные гарантии по своевременному получению оплаты от покупателя. С другой стороны, несмотря на то, что денежные средства забронированы, поставщик сможет получить их только при условии добросовестного исполнения договора в полном объеме и в соответствующие сроки.

Отрицательными сторонами данной формы платежа является то, что:

- средства покупателя в сумме аккредитива отвлекаются из его хозяйственного оборота на срок действия аккредитива;

- замедляется товарооборот, т.к. поставщик до извещения об открытии аккредитива не может отгрузить уже готовую продукцию и несёт дополнительные затраты на её хранение;

- является наиболее дорогостоящей (т.к. требует дополнительных затрат покупателя)

Расчеты чеками. Чек - это ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю. Чекодателем является юридическое лицо, имеющее денежные средства в банке, которыми он вправе распоряжаться путем выставления чеков. Чекодержатель - юридическое лицо, в пользу которого выдан чек. Плательщик - банк, в котором находятся денежные средства чекодателя.

Порядок и условия использования чеков в платежном обороте регулируются частью второй Гражданского кодекса Российской Федерации.

В хозяйственной практике выделяют два вида чеков:

- денежные - чеки, предназначенные для выдачи чекодержателю наличных денежных средств;

- расчетные - чеки, используемые для расчетов между юридическими лицами.

Для осуществления безналичных расчетов могут применяться чеки, выпускаемые кредитными организациями. Чеки кредитных организаций могут использоваться клиентами кредитной организации, выпускающей эти чеки, а также в межбанковских расчетах при наличии корреспондентских отношений.

Чек должен содержать все обязательные реквизиты, установленные частью второй Гражданского кодекса Российской Федерации, а также может содержать дополнительные реквизиты, определяемые спецификой банковской деятельности и налоговым законодательством.

Чек служит ценной бумагой, а бланки чеков являются бланками строгой отчётности.

Расчеты по инкассо. Расчеты по инкассо представляют собой банковскую операцию, посредством которой банк-эмитент по поручению и за счет клиента на основании расчетных документов осуществляет действия по получению от плательщика платежа. Для осуществления расчетов по инкассо банк-эмитент вправе привлекать другой (исполняющий) банк.

Расчеты по инкассо осуществляются на основании платежных требований, оплата которых может производиться по распоряжению плательщика (с акцептом) или без его распоряжения (в безакцептном порядке), и инкассовых поручений, оплата которых производится без распоряжения плательщика (в бесспорном порядке). Платежные требования и инкассовые поручения предъявляются получателем средств (взыскателем) к счету плательщика через банк, обслуживающий получателя средств (взыскателя).

Оплата расчетных документов производится по мере поступления денежных средств на счет плательщика в очередности, установленной законодательством. Допускается частичная оплата платежных требований, инкассовых поручений, находящихся в картотеке.

Платежное требование является расчетным документом, содержащим требование кредитора по основному договору к должнику об уплате определенной денежной суммы через банк. Платежные требования применяются при расчетах за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги, а также в иных случаях, предусмотренных основным договором. Инкассовое поручение является расчетным документом, на основании которого производится списание денежных средств со счетов плательщиков в бесспорном порядке.

Инкассовые поручения применяются:

- в случаях, когда бесспорный порядок взыскания денежных средств установлен законодательством, в том числе для взыскания денежных средств органами, выполняющими контрольные функции;

- для взыскания по исполнительным документам;

- в случаях, предусмотренных сторонами по основному договору, при условии предоставления банку, обслуживающему плательщика, права на списание денежных средств со счета плательщика без его распоряжения.

2.5.2 Наличные расчеты на предприятии

Налично-денежный оборот регламентирован Положением ЦБ РФ «О правилах организации наличного денежного обращения на территории РФ» от 5 января 1998 г. №14-П.

Все организации независимо от организационно правовых форм и вида деятельности обязаны хранить свободные денежные средства в учреждениях банков и основную часть расчетов по своим обязательствам осуществлять в безналичном порядке. Однако существуют такие виды расчетов, которые требуют использования наличных денег, поэтому каждая организация должна иметь кассу, через которую осуществляются расчеты наличными деньгами.

Наличные денежные средства, поступающие в кассу предприятия, подлежат сдаче в учреждение банка с последующим зачислением на счет данного предприятия. Сумма денежных средств, которую можно держать в кассе предприятия, лимитируется. Порядок и сроки сдачи наличных денег в учреждение банка устанавливаются индивидуально по каждому предприятию.

Для установления лимита остатка наличных денег в кассе предприятие представляет в учреждение банка, осуществляющее его расчетно-кассовое обслуживание, расчёт по форме №0408020 "Расчёт на установление предприятию лимита остатка кассы и оформление разрешения на расходование наличных денег из выручки, поступающей в его кассу".

Для предприятий, которые не представили расчёт на установление лимита остатка наличных денег в кассе ни в один из обслуживающих банков, лимит остатка кассы считается нулевым, а не сданная фирмой в банк денежная наличность сверхлимитной.

Установленные банками лимиты остатка наличных денег в кассе письменно сообщаются каждой предпринимательской фирме. Лимит остатка кассы может пересматриваться в течение года в установленном порядке по обоснованной просьбе фирмы, например, в случае изменения объемов кассовых оборотов, условий сдачи выручки и т.п., а также в соответствии с договором банковского счета.

Важно учитывать, что предприятия могут хранить в своих кассах наличные деньги сверх установленных лимитов только для выдачи заработной платы, выплат социального характера и стипендий не свыше 3 рабочих дней, включая день получения денег в учреждении банка. По истечении этого срока не использованные по назначению суммы наличных денег сдаются в банк и в последующем выдаются в очередности, установленной правовыми актами РФ и разрабатываемыми в соответствии с ними банковскими правилами.

Кассир для учета движения наличных денег на предприятии ведет кассовую книгу. Подчистка и не оговоренные исправления в кассовой книге не допускаются. Сделанные исправления заверяются подписями кассира, а также главного бухгалтера фирмы или лица, его заменяющего.

Выдача наличных денежных средств из кассы предприятия сотрудникам может производиться на следующие цели:

- под отчёт на хозяйственные и операционные расходы;

- в порядке возмещения произведённых работником из личных средств расходов на нужды фирмы (по решению руководителя);

- на командировочные расходы;

- на выплату зарплаты;

- на выплату пособий по социальному страхованию и стипендий;

- на выдачу ссуд и тому подобные цели.

Прием наличных денег кассами предприятий производится по приходным кассовым ордерам, подписанных главным бухгалтером. О приеме денег выдается квитанция к приходному кассовому ордеру. Выдача наличных денег из касс предприятия производится по расходным кассовым ордерам, платежным ведомостям, заявлениям или счетам, имеющим соответствующее оформление и штамп с реквизитами расходного кассового ордера и с подписью руководителя и главного бухгалтера.

Оплата труда, выплата пособий по социальному страхованию и стипендий осуществляется по платежным ведомостям без составления расходного кассового ордера на каждого получателя.

Приходные и расходные кассовые ордера или заменяющие их документы регистрируются в специальном журнале до передачи их в кассу, а оформленные на платежных ведомостях расходные кассовые ордера регистрируются после их выдачи.

2.5.3 Неденежные формы расчетов

Наиболее распространенными неденежными формами расчетов являются бартер, взаимозачеты и векселя.

Бартер - товарообменная операция, в результате которой за полученную продукцию расчет производится встречными поставками продукции.

Взаимозачет - форма исполнения обязательств, когда договаривающиеся стороны освобождаются от своих долгов в обмен на отказ от требования долгов со своих должников.

Вексель - ценная бумага, представляющая собой письменное долговое обязательство, дающее ее владельцу (векселедержателю) бесспорное право по истечении срока обязательства требовать от должника уплаты обозначенной на векселе денежной суммы. Вексельное обращение значительно уменьшает количество необходимых для оборота денежных средств, потребность в прямых банковских кредитах. Один и тот же вексель может обслужить несколько торговых сделок, прежде чем будет предъявлен к учету, а во многих случаях может не предъявляться к учету вообще.

Расчеты по договорам цессии. Договор цессии представляет собой сделку по уступке права требования кредитора другому лицу, не требующую согласия должника, если иное не предусмотрено законом или договором. Денежное требование, таким образом, переходит от клиента к финансовому агенту.

Применение неденежных форм расчетов негативно влияет на экономику в целом. Это проявляется и в замедлении расчетов, и в увеличении рисков, которые несут хозяйствующие субъекты, и в генерации новых неплатежей.

Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Читайте также:
Почему в черте города у деревьев заболеваемость больше, а продолжительность жизни меньше?
Почему молоко имеет высокую усвояемость?
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему в редких случаях у отдельных людей появляются атавизмы?



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (109)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.032 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7