Проект формирующего эксперимента
Цель формирующего эксперимента – разработка комплекса педагогических условий по формированию коммуникативной готовности к школе детей с ЗПР. В рамках проведения формирующего эксперимента следует придерживаться следующих пунктов: – совместно с медицинским сопровождением обеспечить систематическую реабилитацию психического здоровья детей с ЗПР с целью устранения или сглаживания аффективных состояний, повышенной возбудимости; – развивать социальный интеллект школьников, т.е. способствовать их правильному пониманию окружающих, учить сопереживать другому, адекватно оценивать себя; – обучать агрессивных детей навыкам бесконфликтного общения, подчинения, а также терпимости и компромиссу; – развивать у замкнутых и неуверенных в себе детей вкус к общению, потребность в расширении адекватных социальных контактов, умение снимать у них коммуникативную тревожность. Психокоррекционную работу возможно организовать и обеспечить средствами игротерапии, психотренингов, групп общения. Психологу и учителю совместными усилиями придется: проанализировать стиль общения самих взрослых (родителей, учителей): не являются ли они причиной отрицательных эмоциональных и поведенческих проявлений в отношении учебной ситуации, других людей; – закреплять в духовном сознании ребенка с ЗПР групповые нормы гуманного отношения, миролюбия, гуманистических установок и привычек через доступные формы социального поведения (например, организацию ситуаций взаимопомощи, взаимозаботы, поздравления с днем рождения); – целенаправленно создавать личностную привлекательность каждого ребенка путем моделирования ситуаций успеха, общей для класса радости; – включать изолированных и отверженных детей в совместную разноплановую деятельность коллектива; – одобрять, обсуждать любые проявления доброго, внимательного отношения к сверстникам; – обеспечивать каждому ребенку индивидуальную компенсаторную психологическую поддержку. В рамках формирующего эксперимента планируется проведение коммуникативных игр, направленных на развитие навыков общения у детей с ЗПР.
Примерный план-сетка использования в работе с детьми с ЗПР коммуникативных игр на этапе формирующего эксперимента
В ходе констатирующего эксперимента нами были изучены особенности коммуникативной готовности детей с ЗПР к школьному обучению. Выявлено, что навыки общения у детей с задержкой психического развития находятся на среднем или низком уровне развития. Предложен проект формирующего эксперимента в ходе которого планируется проведение ряда занятий с использованием коммуникативных игр. По завершению формирующего эксперимента планируется получить положительные тенденции в развитии навыков общения у детей с задержкой психического развития, а также увеличения уровня коммуникативной готовности к школьному обучению в целом.
Заключение
Результаты констатирующего исследования позволили определить необходимые коррекционно-педагогические условия повышения уровня коммуникативной готовности к школе детей с ЗПР, к числу которых можно отнести: – введение специальных коррекционно-педагогических приёмов, направленных на повышение социальной компетентности ребёнка, в основные разделы программы; – реализация личностно – ориентированного подхода в общении педагогов с детьми, основанного на принципах гуманистической психологии и педагогики; – создание условий для формирования позитивности и адекватности самовосприятия и коррекции неадекватной самооценки; – создание положительно окрашенной, радостной, доброжелательной атмосферы в ДОУ. В результате коррекционного воздействия многие коммуникативные трудности, свойственные детям с ЗПР значительно уменьшились. В дальнейшем это должно помочь детям реализовать свой потенциал и постепенно овладеть более высоким уровнем общения. Таким образом, гипотеза получила своё подтверждение. Доказано, что коммуникативная деятельность детей имеет свои особенности, обусловленные не только нарушением интеллектуального и речевого развития, но и предрасположенностью к дезадаптивным формам поведения, что ведёт к школьной дезадаптации и мешает успешному обучению в школе. Установлена возможность формирования коммуникативной готовности детей данной категории в старшем дошкольном возрасте путём создания благоприятных для коммуникативного развития педагогических условий и коррекционно-педагогического воздействия. Эта модель представляет собой систему специальных коммуникативных дополнений в разделах программы, включающей и потенциал семьи.
Список литературы
1. Алексеева М.М, Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.: Изд. центр «Академия», 1997. 2. Амонашвили Ш.А. В школу с 6 лет. - М.: Педагогика, 1996. 3. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник. – 2 изд., доп. и перераб. – М.: МГУ, 2004. 4. Андреева Г.М. Специальная психология. – М., 2001. 5. Андреева Г.М. Психология познания в группе. – М.: Аспект-Пресс, 2005. 6. Бабкина Н.В. Оценка психологической готовности детей к школе.-М., 2006. 7. Бабкина Н.В. Общие рекомендации по оценке готовности к школе детей с задержкой психического развития // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2007. – №5. 8. Бодалев А.А. Восприятие и взаимопонимание человека человеком. – М.: МГУ, 1982. 9. Божович Л.И. Психологические вопросы готовности ребёнка к школьному обучению // Вопросы психологии: сб. статей / Под ред. А.Н. Леонтьева и А.В. Запорожца. - М.: Междунар. образоват. психол. колледж, 1995. 10. Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. – М.: Мысль, 1998. 11. Бычкова С.С. Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников: Методические рекомендации для воспитателей и методистов ДОУ. - М.: АРКТИ, 2002. 12. Венгер Л.А., Венгер А.Л. Готов ли ваш ребёнок к школе? – М., 1994. 13. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения от года до семи лет. - М.: Просвещение, 1992. 14. Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Степина Н.М. В мире детских эмоций: Пособие для практических работников ДОУ. – М.: Айрис-пресс, 2004. 15. Дмитриева Е.Е. Шестилетние дети: проблемы и исследования. – Н. Новгород, 1993. 16. Дмитриева Е.Е. Проблемные дети. Развитие через общение: Пособие для педагогов, психологов-практиков, родителей. – М.: АРКТИ, 2005. 17. Дубина Л.А. Коммуникативная компетентность дошкольников: Сборник игр и упражнений. - М.: Книголюб, 2006. 18. Запорожец А.В. Педагогические и психологические проблемы всестороннего развития и подготовки к школе старших дошкольников // Дошкольное воспитание. – 1972. – №4. - С. 37–42. 19. Защиринская О.В. Коммуникативное качество личности в контексте социализации детей с ЗПР / Историческая психология и ментальность. Детство. Семья. Опыт. - СПб., 2001. 20. Калинина Р.Р. Тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения. 2-е изд., доп. и перераб. СПб.: Издательство «Речь», 2004. 21. Кондратьева С.Ю., Агапутова О.Е. Коррекционно-игровые занятия в работе с дошкольниками с задержкой психического развития. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008. 22. Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Шестилетний ребёнок. Психологическая готовность к школе. - М., 1987. 23. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе/НИИ дошк. воспитания АПН СССР. - М.: Педагогика, 1991. 24. Лебединский В.В., Нарушения психического развития в детском возрасте. - М., 1987. 25. Леонтьев А.А. Психология общения. – 2 изд., испр. и доп. – М.: Смысл, 1997. 26. Лисина М.И. Возрастные и индивидуальные особенности общения со взрослыми у детей от рождения до семи лет. Дисс. доктора психол. наук. - М., 1974. 27. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. - М.: Педагогика, 1986. 28. Лисина М.И., Капчеля Г.И. Общение со взрослыми и психологическая подготовка детей к школе. - Кишинёв: Штинца, 1987. 29. Локтева Е.В. Содержание работы по формированию социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников с ЗПР // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2007. – №3. 30. Лубовский В.И., Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. - М., 2001. 31. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. – СПб., 2001.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (211)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |