Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Информатизация образования: проблемы и перспективы



2019-12-29 173 Обсуждений (0)
Информатизация образования: проблемы и перспективы 0.00 из 5.00 0 оценок




Успешная информатизация образования порождает ряд социальных проблем. Их нельзя отнести к категории "недостатков", как нельзя назвать недостатком зиму. Зима станет явным недостатком, если у Вас нет дома и теплой одежды. А так, это замечательно красивое время года, и первому снегу мы всегда радовались не меньше, чем первым подснежникам.

Рассмотрим некоторые из этих проблем.

Педагогическая революционная ситуация. Широкое внедрение информационных технологий в образовательную практику порождает социальное напряжение среди педагогической общественности. Оно имеет несколько фаз. Фаза первая: руководство системы образования требует от педагогов массовой компьютерной грамотности. Все вынуждены идти на соответствующие курсы, все понимают: время пришло. Фаза вторая: педагоги, получившие базовые (читай – поверхностные) знания и умения, начинают имитировать использование компьютера в своей профессиональной практике. Делают презентации (пару штук в год) и проводят с ними открытые уроки. При этом все вокруг понимаю, что это показуха, что влияния на учебный процесс она не оказывает. Главная причина заключается в том, что руководители, пославшие учительские массы на учебу, забыли выделить деньги на соответствующие материальные ресурсы. Фаза третья: материальные ресурсы в одной отдельно взятой гимназии или школе найдены. Использовать компьютер и Интернет в учебном процессе можно постоянно и системно. И тут выясняется, что для этого требуются даже не знания, а определенный пересмотр своей личной педагогической концепции. Нужно сойти с пьедестала великого гуру и сесть рядом с учениками за парту. Нужно принять, что новую тему не хуже, а даже лучше, можно изложить на компьютере, что проверка знаний и выявление в них пробелов у компьютера, как правило, получается лучше. То есть, нужно найти себя в новом, до предела информатизированном, образовательном процессе. Или перейти в другую школу, где соответствующие материальные ресурсы пока еще не найдены. А там за серию открытых уроков с использованием презентаций можно и высшую категорию получить.

Массовое обучение на дому. Возможность получать знания экстерном была узаконена не так давно. Советская школа такую практику признавала крайне неохотно, в исключительных случаях для детей-вундеркиндов. Первая волна желающих быстро пошла на убыль. С экстернатом проблем семья получала больше, чем преимуществ. Затем в крупных вузовских центрах стала постепенно формироваться новая тенденция. Экстернат стал развиваться среди учащихся выпускных классов. Они, как правило, готовились поступать в конкретный вуз, посещали специальные подготовительные курсы. Непрофильные предметы при этом старались осваивать малой кровью. Введение единого государственного экзамена в форме централизованного тестирования сформировало среди выпускников еще одну тенденцию. Дети при попустительстве родителей начали манкировать школьными уроками, занимаясь целенаправленной подготовкой к единому государственному экзамену. Распространение тестовых форм контроля со временем приведет к тому, что тенденция перекочует из выпускных классов в младшие параллели. Обучающие программные продукты нового поколения, появление которых витает в воздухе, может сделать явление массовым. По моему мнению, вопрос не в том, случится это или нет. Вопрос в том, как скоро это произойдет. Успеет ли система образования адекватно к этому подготовиться? Найдет ли достойную замену классно-урочной форме организации учебного процесса? Сформирует необходимое количество педагогов нового поколения? Найдет сферу применения для тех, кто в новые реалии не вписался? Один из законов Паркинсона гласит: "Неприятности всегда случаются раньше, чем их ожидают".

Расслоение учебных заведений. Насыщение школ и гимназий средствами информационных технологий имеет свой предел. Для последующего качественного рывка учебное заведение обязано вовлекать в образовательный процесс домашние компьютеры учеников. Оно должно построить распределенный учебный процесс, в котором школьные и домашние компьютерные ресурсы будут использоваться согласовано. Это приведет к необходимости закладывать в семейный бюджет расходы на информатизацию образования для детей (оплата трафика в Интернете, покупка обучающих программ). Для достаточно обеспеченных семей эти расходы не принципиальны, для семей с обычным достатком они посильны. Главное убедить родителей в окупаемости вложений. Однако пока еще очень велик слой малообеспеченных семей, для которых такие расходы будут неприемлемой роскошью. Так как внедрение распределенного процесса обучения в школе имеет смысл только при 100% охвате, может усилиться миграция детей между учебными заведениями. Эта тенденция есть и сейчас, но при переходе информатизации учебного процесса на новый уровень, она, безусловно, усилится. Сгладить ее проявления можно только одним способом: разъяснять, что инвестиции в образование – самые выгодные из всех существующих.

Наверное, проблем будет гораздо больше. Может быть, их будет даже слишком много, и мы начнем искусственно замедлять информатизацию образования. И все-таки хочется верить, что плюсы и перспективы перевесят минусы и проблемы.



2019-12-29 173 Обсуждений (0)
Информатизация образования: проблемы и перспективы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Информатизация образования: проблемы и перспективы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (173)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)