Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Результаты и выводы экспериментального исследования




Таким образом, исследование взаимодействия в игровых формах коллективного (группового) обучения старших дошкольников позволило обнаружить повторяющиеся факты, свидетельствующие о закрытости мира ребенка миру взрослого, что говорит об отсутствии в широкой педагогической практике личностно - ориентированной модели образования. Взаимодействие воспитателя с детьми зачастую не носило личностно - развивающего характера. Воспитатели отдают предпочтение методам прямого воздействия, что свидетельствует о преобладании авторитарного, хотя в большинстве случаев и доброжелательного стиля в общении с детьми.

Полученные результаты исследования позволили сделать следующие выводы:

- Одним из аспектов проблемы преемственности между детским садом и начальной школой является поиск оптимальных средств, форм и методов подготовки детей к школе, одним из результатов которой является психологическая готовность к школьному обучению.

- Подготовка старших дошкольников к школьному обучению должна проходить в системе развивающих игр и строиться на необходимости формирования у них произвольно-контекстной формы общения, а также предпосылок учебной деятельности, главная из которых способность к общему способу действования в условиях решения определенного типа задач.



- Содержание, методика организации процесса подготовки к школьному обучению и психолого-педагогическая диагностика дошкольников включают в себя две части. Первая - это содержание и методика воспитательного процесса, направленного на формирование личности дошкольника, и психолого-педагогическая диагностика различных сторон этой личности: познавательных процессов, межличностных отношений и др. Вторая часть - это содержание и методика организации процесса подготовки дошкольников непосредственно к обучению в школе, и психолого-педагогическая диагностика уровня психологической готовности к школьному обучению.

- Методика организации процесса подготовки старших дошкольников к школьному обучению базируется на использовании в нем всех видов игр - режиссерской, сюжетно-ролевой, игры с правилами - а также предлагаемого авторского пакета игр и игровых упражнений, направленных на формирование психологической готовности.

- С целью оптимизации процесса подготовки старших дошкольников к обучению в школе педагог-взрослый должен участвовать в играх детей с позиции «равного партнера», владеть игровой грамотой, культурой игры.

- Процесс подготовки к школьному обучению у каждого ребенка отличается индивидуальным темпом и характером, содержательным своеобразием проявлений свойств личности. Поэтому увеличить эффективность данного процесса возможно организацией индивидуальной и дифференцированной работы с детьми по результатам психолого-педагогической диагностики уровней психического развития ребенка.

Для формирования надлежащего уровня общения старших дошкольников со сверстниками в процессе игрового обучения необходимо выполнять следующие методические приемы:

1. Совместная деятельность-игра, где дети должны согласовать свои действия не по заданным ролям, а по смыслу этой деятельности.

2. В процессе наблюдения взрослого за совместной игрой детей взрослый подсказывает детям, советует, непосредственно учит взаимодействовать при решении общей задачи.

3. Введение в игру роли болельщиков, которые возгласами одобрения поддерживают одного из участников или одну из команд, помогая тем самым игрокам установить соревновательные отношения.

4. Введение в коллективную игру роли управляющего, который руководил бы действиями остальных участников, но сам непосредственного участия не принимал. Эта роль помогает ребенку одновременно учитывать позиции разных участников игры.

5.Обучение ребенка игре одновременно за двух партнеров со взаимно противоположными интересами: это формирует у него «двойную позицию», то есть умение одновременно рассматривать сложившуюся ситуацию с разных точек зрения.

Результаты исследования дают основание сделать вывод, что выдвинутая гипотеза доказана, поставленные задачи решены. Однако выполненная работа не исчерпывает всех проблем коллективного обучения старших дошкольников. За пределами исследования остались вопросы, связанные с ситуацией совместной продуктивной и творческой деятельности педагога с дошкольниками при коллективном обучении, которое может рассматриваться как одно из возможных направлений развития и реализации на практике принципов инновационного группового обучения старших дошкольников, в ходе которого можно сформировать ценностное отношение к дальнейшей учебно-познавательной деятельности.

 


Заключение

 

Проведённое теоретическое и опытно-экспериментальное исследование проблемы коллективного обучения старших дошкольников позволяет сделать ряд выводов.

Повышение требований к качеству дошкольного обучения актуализирует практическое решение проблемы эффективного коллективного обучения старших дошкольников с учётом различных дидактических аспектов. Для организации коллективного обучения дошкольников особенно актуально системное рассмотрение дидактических условий, при которых дошкольники могут и должны проявить высокую волевую активность и организованность, так как именно она наиболее полно способствует развитию их творческих и познавательных способностей в процессе игрового обучения.

Таким образом, коллективное обучение - это обучение, при котором коллектив обучает каждого своего члена, а каждый член активно участвует в обучении всех своих товарищей по работе.

При организации коллективного обучения системообразующим становится уже не групповой вид организации обучения, а коллективный. В этом выражается инновационный подход к организации учебно-познавательной деятельности старших дошкольников. Преподаватель, осуществляющий инновационный подход, занимает лишь лидирующую, но не доминирующую позицию, «выполняет функции режиссера, но не распорядителя, играет роль не только организатора, но и соучастника учебного процесса» [4, С. 10].

Обобщая результаты опытно-экспериментальной работы можно сделать следующие выводы:

- Содержание, методика организации процесса подготовки к школьному обучению и психолого-педагогическая диагностика дошкольников включают в себя две части. Первая - это содержание и методика воспитательного процесса, направленного на формирование личности дошкольника, и психолого-педагогическая диагностика различных сторон этой личности: познавательных процессов, межличностных отношений и др. Вторая часть - это содержание и методика организации процесса подготовки дошкольников непосредственно к обучению в школе, и психолого-педагогическая диагностика уровня психологической готовности к школьному обучению.

- Методика организации процесса подготовки старших дошкольников к школьному обучению базируется на использовании в нем всех видов игр - режиссерской, сюжетно-ролевой, игры с правилами - а также предлагаемого авторского пакета игр и игровых упражнений, направленных на формирование психологической готовности.

- С целью оптимизации процесса подготовки старших дошкольников к обучению в школе педагог-взрослый должен участвовать в играх детей с позиции «равного партнера», владеть игровой грамотой, культурой игры.

- Процесс подготовки к школьному обучению у каждого ребенка отличается индивидуальным темпом и характером, содержательным своеобразием проявлений свойств личности. Поэтому увеличить эффективность данного процесса возможно организацией индивидуальной и дифференцированной работы с детьми по результатам психолого-педагогической диагностики уровней психического развития ребенка.

Проведенное исследование доказало гипотезу нашего исследования. При этом, многочисленные аспекты проблемы исследования остаются не достаточно изученными.

 


Библиографический список:

 

1. Авдеева Н.Н., Силвестру А.И., Смирнова Е.О. Развитие представлений о самом себе у ребенка от рождения до 7 лет // Воспитание, обучение и психологическое развитие. - М., 1977.

2. Брушлинский А.В., Поликарпов В.А. Диалог в процессе познания // Познание и общение. – М.: Наука, 1988. - С.63-69

3. Вербицкий А. А. Деловая игра как вид активного обучения // Современная высшая школа. – Варшава, 1982. - №3/39. – С.129-142

4. Виноградова М. Д. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников. – М.: Просвещение, 1977. – 179 С.

5. Ганошенко Н.И., Ермолова Т.В., Мещерякова С.Ю. Особенности личностного развития дошкольников в предкризисной фазе и на этапе кризиса семи лет // Вопросы психологии. - 1999. - №1.

6. Дьяченко В. К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие. – М.: Педагогика, 1989. – 160 с.

7. Диагностика и коррекция психического развития дошкольников / Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. - Минск., 1997.

8. Дидактика средней школы: Некоторые проблемы современной дидактики / Под ред. М.Н. Скаткина. – М.: Просвещение, 1982. – 319 с.

9. Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. – Л., 1985. – 168 с.

10. Журавлеву И.К. Формы организации процесса обучения // Теоретические основы процесса обучения в советской школе / Под ред. В.В. Краевского. – М.: Педагогика, 1989

11. Звягин А. Н.Развитие дидактической категории «форма организации учебного занятия»// Совершенствование форм учебных занятий в средней школе. – Челябинск: ЧГПИ, 1986. – С.10-18

12. Ибрагимов Г.И. Формы организации обучения: теория, история, практика. – Казань, 1998. – 244 с.

13. Китайгородская Г. А. Интенсивное обучение иностранным языкам: теория и практика. – М.: Русский язык, 1992. – 254 с.

14. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических системах. – М.: Арена, 1994

15. Куписевич Ч. Основы общей дидактики / Пер. с польск. О.В. Долженко. - М., 1986.

16. Лейметс Х. И.Как воспитывает процесс обучения?- М.: Знание, 1982

17. Лисина М.И., Силвестру А.И. Психология самосознания у дошкольников. - Кишинев: Штиинце, 1983.

18. Лернер И.Я., Скаткин М.Н., Шахмаев Н.М. Формы организации обучения// Дидактика средней школы: Некоторые проблемы современной дидактики / Под ред. М.Н. Скаткина. – М.: Просвещение, 1982

19. Лисина М.И., Смирнова Р.А. Формирование избирательных привязанностей у дошкольников // Генетические проблемы социальной психологии. - Минск. - 1985.

20. Махмутов М.И. Современный урок. - М., 1983.

21. Мухина В.С. Психология дошкольника. - М., 1975.

22. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. – М., 1969

23. Развитие образа себя, образа сверстника и взаимоотношений детей в процессе общения // Развитие общения дошкольников со сверстниками. - М.: Педагогика, 1989.

24. Развитие общения дошкольников со сверстниками / Под. ред. А.Г. Рузской. -М., 1989.

25. Развитие общения у дошкольников/Под ред. А.В. Запорожца, М.И. Лисиной.

26. Репина Т.А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада. - М.: Педагогика, 1988.

27. Рояк А.А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития личности ребенка. -М.: Педагогика, 1988.

28. Рояк А.А. Эмоциональное благополучие ребенка в группе детского сада // Дошкольное воспитание. - 1977. - №2.

29. Сарджвеладзе Н.И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой. - Тбилиси, 1989.

30. Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2000.

31. Смирнова Е.О., Калягина Е.А. Особенности отношения к сверстнику у популярных и непопулярных дошкольников // Вопросы психологии. - 1988. - №3.

32. Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. -М.: Изд-во МГУ, 1989.

33. Чередов И. М.Система форм организации форм обучения в советской общеобразовательной школе. – М.: Педагогика, 1987

34. Цукерман А.Г. Что развивает и чего не развивает учебная деятельность младших школьников? // Вопросы психологии. – 1998. - №5. – С.68-81

35. Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. – Л., 1985. – 168 с.

36. Щедровицкий П. Г. К анализу топики организационно-деятельностных игр. – Пущино, 1987. – 42 с.

37. Харламов И.Ф. Педагогика: Учебное пособие. - 2-е изд. - М., 1990.

Общение детей в детской саду и семье / Под. ред. Т.А. Репиной, Р.Б. Стеркиной; Науч.-исслед. ин-т дошкольного воспитания Акад. пед.. наук СССР. - М.: Педагогика, 1990.

 


Приложение 1

Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Читайте также:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (108)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7