Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Валеологическое сопровождение как условие соблюдения здоровьесберегающих принципов в обучении



2019-12-29 189 Обсуждений (0)
Валеологическое сопровождение как условие соблюдения здоровьесберегающих принципов в обучении 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Социальная важность и необходимость решения проблемы укрепления здоровья учащихся в процессе обучения и воспитания вытекает из стратегии устойчивого развития государственной образовательной политики. Современная педагогика призвана найти такие пути построения образовательного процесса, которые имеют в своей основе главное – сбережение природы Ребенка, который приходит в школу не только готовиться к жизни: он уже живет и имеет право быть здоровым. Становление Человека проходит через главную ось его восхождения к своей индивидуальности – здоровье. Таким образом, создание условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся становится одним из главных направлений совершенствования образовательного процесса в современной школе

Думается, что национальные проекты "Образование", "Здоровье" при их реальном воплощении в жизнь могут обеспечить благоприятную возможность для устранения ухудшающейся тенденции в состоянии здоровья школьников. В этом контексте, по мнению многих авторов [2, 3, 5, 6 и др.], роль валеологического сопровождения образовательного процесса может оказаться определяющей [3].

За последние годы отечественными учеными были разработаны валеологические рекомендации, способствующие регуляции физического и психического состояния школьников. Особенно следует отметить следующие.

– повышение общей культуры учащихся и обучение их различным приемам саморазвития;

– соблюдение общих гигиенических норм учебной деятельности;

– проведение оценки утомляемости школьников и распределение учебных предметов в соответствии с дневной и недельной динамикой их работоспособности;

– проведение систематической коррекции психических функций учащихся;

– совершенствование форм проверки знаний учащихся;

– оказание эмоционально-интеллектуальной поддержки.

Ряд авторов рассматривают валеологическое сопровождение как "систему взаимодействия субъектов образовательного процесса по формированию, сохранению и укреплению здоровья школьников, учителей".

Кроме того, валеологическое сопровождение включает в себя индивидуальное и общее сопровождение образовательного процесса, сопровождение отдельных направлений работы в школе

Индивидуальное сопровождение – диагностическая работа: определение адаптационных возможностей учащихся, оценка их здоровья и развития, постоянное наблюдение за состоянием самочувствия детей, помощь ребенку в выборе оптимального образовательного маршрута с учетом его индивидуальных и возрастных особенностей, помощь валеолога, психолога при проблемах адаптации к учебной нагрузке [11].

Общее сопровождение включает внедрение валеологических рекомендаций в учебный процесс, разработку новых рекомендаций, разнообразные исследования и анализ полученных данных, практическое использование результатов исследования для оптимизации образовательного процесса, участие валеологической службы в работе по основным направлениям функционирования школы

Сопровождение отдельных направлений работы – это организация валеологической службы образовательного учреждения, прослеживание общих закономерностей течения образовательного процесса

В формировании системы валеологического сопровождения образовательного процесса можно условно выделить три группы принципов:

- методические и дидактические принципы: системность, интеграция, систематичность, вариативность. Они определяют само содержание системы валеологического сопровождения;

- организационные и педагогические принципы: технологичность, мотивация, индивидуализация, дифференциация. Они определяют организацию деятельности учителя и учащихся как субъектов познавательной деятельности;

- методологические и философские принципы: демократичность, прогностичность, гуманизм, нравственность, экологический принцип. Они определяют основу и стратегию в построении системы валеологического образования [20].

Школьному учителю надо обращаться к тем педагогическим средствам, которые не будут вести к ухудшению здоровья учащихся. Его задача заключается в том, чтобы проанализировать валеологические возможности своего учебного предмета, технологии обучения, разработать свои средства, реализующие валеологическую функцию, определить свое видение проблемы валеологического сопровождения образовательного процесса.

Эффективность валеологизации образовательного процесса будет выражаться в формировании валеологического мышления детей, учителей, родителей; структурировании учебного процесса на основе валеологической доминанты; интеграции учебных курсов в едином поле знаний на основе учебно-тематических блоков-модулей; введении в учебный процесс валеологических технологий; осуществлении опытно-экспериментальной работы на валеологической основе; частичном изменении управленческих функций за счет введения валеологического анализа уроков и валеологической экспертизы учебного процесса.

Комплексность, междисциплинарность и обязательный выход в сферу практических действий накладывают на процесс валеологического сопровождения образовательного процесса ряд требований, наиболее важным из которых является смена натуралистического подхода на системно-аксиологический. Несомненно, натуралистический подход имеет большие преимущества в исследовательской работе с материалом "неживой природы" и узаконил за четыре века своего существования принцип "простоты" исследования и как следствие – "простоты" законов природы. Но валеология в качестве предмета исследования имеет индивидуальное здоровье, которое рассматривается на соматическом, социальном и личностном уровнях, поэтому работа в натуралистическом подходе чрезмерно переупрощает реальность. Мы не можем в натуралистическом подходе определить, например, сущность влияния творческой активности человека на состояние его здоровья.[4]

Валеологическое сопровождение всей системы образования предусматривает, что каждый урок и воспитательное мероприятие должны содержать оздоровительный эффект, именно это обеспечит каждому ребенку индивидуальную траекторию развития на основе его возможностей, склонностей, состояния здоровья, поможет учителям обучать без перегрузок и школьных стрессов, формировать индивидуальный стиль в работе как один из ведущих способов адаптации ребенка к учебной деятельности.

здоровьесберегающий педагогика валеологический образовательный


 

2. РЕАЛИЗАЦИЯ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ



2019-12-29 189 Обсуждений (0)
Валеологическое сопровождение как условие соблюдения здоровьесберегающих принципов в обучении 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Валеологическое сопровождение как условие соблюдения здоровьесберегающих принципов в обучении

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (189)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)