Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Способы оценки использования здоровьесберегающих принципов в учебном процессе



2019-12-29 175 Обсуждений (0)
Способы оценки использования здоровьесберегающих принципов в учебном процессе 0.00 из 5.00 0 оценок




Методика самооценки влияния школьных ситуаций на состояние тревожности (по Кондашу) (используется для учащихся 7-го и более старших классов.)

Инструкция: необходимо оценить каждую ситуацию в баллах в зависимости от того, насколько она может вызвать у тебя тревогу: 0-ситуация не волнует; 1 — ситуация слабо волнует; 2 — ситуация достаточно волнует; 3 — ситуация очень волнует.

1. Ответ у доски.

2. Разговор с директором школы.

3. Учитель решает, кого спросить.

4. Тебя критикуют, в чем-то упрекают.

5. Выполнение контрольной работы.

6. Учитель называет оценки за контрольную работу.

I. Ожидание родителей с родительского собрания.

8. Сдача экзамена.

9. Участие в соревнованиях, конкурсах.

10. Ответ у доски.

11. Непонимание объяснений учителя.

12. Неожиданный вопрос учителя.

13. Не получается домашнее задание.

14. Принятие важного, ответственного решения.

Оценка результата: до 20 баллов — низкий уровень тревожности; 20-30 баллов — средний уровень тревожности; более 30 баллов — высокий уровень тревожности. (При сумме менее 6 баллов достоверность результата сомнительна.)

Важна не только оценка, полученная школьником, но и динамика показателей (за год, два и т.д.).

Полученные результаты: Эта методика использовалась для учащихся 11-ых классов в начале учебного года и в конце. В начале учебного года: большинство школьников имели низкий уровень тревожности (60%), 30% школьников – средний уровень тревожности и 10% школьников высокий уровень тревожности. В конце учебного года: большинство школьников имели средний уровень тревожности 55%; 25% школьников - низкий уровень тревожности, 10% школьников - высокий уровень тревожности.

Вывод : Методика самооценки влияния школьных ситуаций на состояние тревожности используемая для учащихся 11-ых классов показала, что уровень тревожности меняется в течении года (увеличивается).

Методика анализа урока с точки зрения его влияния на здоровье учащихся.

Инструкция: дать оценку урока по следующим позициям:

1. Учет степени трудности предмета при составлении расписания.   

Да – 1   Нет - 0

2. Режим проветривания соблюден 

Да- 1 Нет- 0

3. Температурный режим соблюден

Да – 1   Нет- 0

4. Продолжительность урока соответствует возрасту.   

Да-1 Нет-0

5. Физкультпаузы

Есть-1   Нет- 0

6. Стиль общения

Авторитарный - 0

Либеральный -0

Демократичный - 1

7. Психотравмирующие ситуации на уроке

Есть – 0 Нет - 1

8. Позиция учителя

Взрослый- 1

Родитель - 0

Ребенок - 0

9. Работоспособность учащихся

Отсутствие усталости -1

Отмечена усталость -0

10. Положительный эмоциональный настрой

Да -1 Нет -0

Оценка результатов: 7-10 баллов - урок способствует сохранению здоровья; 5-6 баллов - средний уровень направленности урока на здоровьесбережение; 0-4 балла - урок негативно влияет на здоровье учащихся.

На основе разработанной схемы были проведены анализы уроков в 5-ых и 7-ых классах. В результате уроки в 5-ых классах способствуют сохранению здоровья, а в 7-ых классах средний уровень направленности урока на здоровьесбережение.

 

Анализ расписания уроков школы на 2008/2009 учебный год

Классы Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница Суббота
1-а 1-б 2-а 2-б 3-а 3-б 5-а 5-б 5-в 6-а 6-б 7-а 7-б 7-в 8-а 8-б 9-а 9-б 9-в 10-а 10-б 10-в 11-а 11-б 36 30 30 30 40 40 35 41 34 29(39) 45 44 46 42 43 33 40 36(46) 43 60 60 51 41 37 31 32 27 25 33 29 53 44 47 48 48 44 42(52) 48 53 49 51 46 54 51 42 46 43 43 26 27 29 27 39 33 48 37 43 42 54 48(58) 46 45 50 37 48 43 56 49 41 50 26 34 30 33 30 30 30 33 30 41 55 49 35 54 38 41 49 56 46 56 41 58 49 47 57 47(57) 28 29 18 22 36 29 51 40 30 49 22 24(34) 33(43) 32 45 50 57 51(41) 37 40 44 60 38 41(51) ─ ─ ─ ─ ─ ─ 18 30 25 21(31) 34 40 37 45 39 41 37 43 49 34 32 38 55 48

 

Анализ расписания 2008/2009 г. показал, что нагрузка превышает норму один раз в неделю в классах начальной школы, но, правда, в эти дни есть уроки физической культуры. В средней школе нагрузка превышает норму с 5 по 9 класс в одной из параллелей. В старшей школе нагрузка также превышает норму (все параллели 10 классов). Основная причина перекрузки расписания — нехватка учителей. Работающие учителя имеют большую нагрузку, поэтому есть трудности с составлением расписания. Этим же объясняется и наличие сдвоенных уроков.

На сегодняшний день школе очень трудно уложиться в нормы ранговой шкалы трудности И. Г. Сивкова. С каждым годом необходимых знаний растет, а вместе с ним увеличивается нагрузка

 


 

Показатели самочувствия учащегося 7 класса

Ф.И. _______________________

Примечание: Отметить галочкой правильный ответ

 

Показатели самочувствия учащихся 7 классов до занятий

Отдохнули

 

Настроение

 


 

Желание заниматься

 

Болевые ощущения

 

Показатели самочувствия учащихся 7 классов после занятий

Усталость

 

Настроение

 


 

Желание заниматься

 

Ответ на вопрос: "Создает наша школа условия для положительного эмоционального самочувствиия учащихся?" получено при обследовании учеников 7 классов. Детям предлагалось заполнить до и после занятий анкету, в которой отразилось бы их самочувствие.

В данном исследовании настораживает то, что многие дети отмечают уже до занятий, что они мало отдохнули (надо заменить, что обследования проводились после выходного дня). Почти все дети, которые пришли в школу с хорошим настроением сохраняют его и после занятий. К сожалению, детей, пришедших в школу с большим желанием учиться, стало меньше (64% 2008 г. и 57 % в 2009 г.). А к концу дня этот показатель и снижается. Имеются дети, которые приходят в школу, испытывая недомогание. Хорошую переносимость занятий отмечают 50%детей, а остальные - удовлетворительную. А в 2009 г. 2 % детей отметили плохую переносимость занятий.

Эти данные получены при обследовании, проведенном в обычный день, когда уроки были по 45 минут.

 


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Данная курсовая работа предусматривала рассмотрение нескольких основных блоков:

- описать организацию здоровьесберегающей деятельности в школе;

- охарактеризовать здоровьесберегающие принципы;

-показать значение валеологического сопровождения в образовательном процессе;

- показать степень и способы реализации здоровьесберегающих принципов в учебно-воспитательном процессе.

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования позволил сформулировать следующие выводы.

Современное образование столкнулось с двумя глобальными проблемами: продолжается снижение уровня здоровья школьников — в школу приходит все меньше здоровых детей, но при этом система общего образования базируется не на валеологических, а на информационных принципах.

Цели современной организации учебно-воспитательного процесса должны определять принципы обучения, которые бы отражали насущные общественные потребности.

В данной работе показаны разнообразные принципы здоровьесберегающей педагоги. С опорой на систему валеологических принципов, организация современного учебно-воспитательного процесса как в общеобразовательной, так и в коррекционной школе стала бы на качественно новый уровень развития.

Здоровьесберегающая деятельность в школе описана на основе программы "Школа содействию здоровья".

Учитывая современное состояние проблем валеологии, актуальным направлением является валеологическое сопровождение образовательного процесса. Под валеологическим сопровождением образовательного процесса понимается система взаимодействия субъектов образовательного процесса по формированию, сохранению и укреплению здоровья школьников, педагогов (Е.О.Школа). Данная система предусматривает, что каждый урок и воспитательное мероприятие должны содержать оздоровительный эффект, именно это обеспечит каждому ребенку индивидуальную траекторию развития на основе его возможностей, склонностей, состояния здоровья, поможет учителям обучать без перегрузок и школьных стрессов, формировать индивидуальный стиль в работе как один из ведущих способов адаптации ребенка к учебной деятельности.

 


 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

1. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. — М.: Университетское, 1990

2. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса.- М.: Просвещение, 1982

3. Брехман И.И. Валеология - наука о здоровье. 2-е изд., доп., перераб. -М.: Физкультура и спорт, 1990.

4. Гаврилова М.А. Использование интерактивных методик в валеологическом воспитании школьников // Гуманитарные технологии в биологическом и экологическом образовании. Сборник материалов У11 международного методологического семинара. Выпуск 6. – СПб.: Теса, 2007.

5. Гатальская Г.В., Крыленко А.В. В школу — с радостью. - Мн.: Амалфея, 1998

6. Гигиена детей и подростков. / Под ред. Г.И.Сердюковской и А.Г.Сухарева. - М., Медицина, 1986.

7. Гигиенические проблемы охраны здоровья населения// Материалы научно-практической конференции. - Самара, 2000.

8. Гликман И.З. Теория и методика воспитания. — М., 2002.

9. Гузеев В.В. Лекции по педтехнологии. — М., 1992.

10. Дыхан Л.Б., Кукушкин В.С., Трушкин А.Г. Педагогическая валеология. М.: МарТ, 2005.

11. Запорожец А.В. Подготовка детей к школе.— В кн.: Основы дошкольной педагогики / под ред. А.В.Запорожца, Т.А.Марковой - М., 1980.

12. Ильющенков В.В., Берсенева ТА. Здоровье и образование. — СПб., 1993.

13. Казин Э.М., Блинова Н.Г., Литвинова НА. Основы индивидуального здоровья человека: Введение в общую и прикладную валеологию. — М., 2000.

14. Как быть здоровым (из зарубежного опыта обучения принципам здорового образа жизни). – М.: Медицина, 1990.

15. Киколов А.И. Обучение и здоровье: Методическое пособие. - М., 1988.

16. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1 – 4 класс. – М., 2004.

17. Кучма В. Р. Теория и практика гигиены детей и подростков на рубеже тысячелетий. — М., 2001.

18. Кучма В.Р., Сердюковская Г.Н., Демин А.К. Руководство по гигиене и охране здоровья школьников. - М., 2000.

19. Лебедева Н.Т. Совершенствование школьного образования и здоровье учащихся. // Фiзiчная культура i здароўе. - 2000. - № 2

20. Лебедева Н.Т. Формирование здорового стиля жизни школьника. – Мн.: Народная асвета, 1996.

21. Лищук В. А., Мосткова Е. В. Основы здоровья. Актуальные задачи, решения, рекомендации. Обзор. - М.: РАМН, 1994.

22. Методические рекомендации: Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения/ Под ред. М.М. Безруких, В.Д. Сонькина. - М., 2002.

23. Назаренко ЛД. Оздоровительные основы физических упражнений. - М., 2002.

24. Педагогика и психология здоровья/ Под ред. Н.К. Смирнова. — М.: АП-КиПРО, 2003.

25. Полонский В.М. Научно-педагогическая информация: Словарь-справоч-ник. - М.: Новая школа, 1995.

26. Попов С.В. Валеология в школе и доме. ( О физическом благополучии школьников) – СПб.: Союз, 1997

27. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М., 1998.

28. Смирнов Н.К. Задачи валеологии в контексте проблем общества и системы образования//Актуальные проблемы валеологии в образовании. - М., 1997.

29. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. - М.: АРКТИ, 2003.

30. 5. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. - М.: АРКТИ, 2005.

31. Современные образовательные технологии. Основные понятия и обзор/ автор-составитель Г.Н.Петровский. - Мн.: НИО, 2000. - 92с.

32. Чумаков Б.Н. Валеология: Учеб. пособие. - 2-е изд., испр. и доп. -- М.: Педагогическое общество России, 2000

33. Щуркова Н.Е., Питюков В.Ю., Савченко А.П., Осипова Е.А. Новые технологии воспитательного процесса. — М., 1993

 

 



2019-12-29 175 Обсуждений (0)
Способы оценки использования здоровьесберегающих принципов в учебном процессе 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Способы оценки использования здоровьесберегающих принципов в учебном процессе

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (175)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)