Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Особенности детского мышления.



2019-12-29 213 Обсуждений (0)
Особенности детского мышления. 0.00 из 5.00 0 оценок




1. Синкренизм ( глобальность, нерасчлененность) детского мышления – особенно у младших дошкольников. Ребенок не способен воспринимать отдельные элементы в явлении. Он воспринимает предмет в целом, нерасчлененность, в совокупности его существенных и не существенных признаков. Ребенок наобум вычленяет из целого отдельные элементы не связывая их ни между с собой не с целым.

Например: ребенка спрашивают, как работает велосипед, он отвечает: «Вот колеса, потом педали, цепь. Колеса крутятся и цепь тоже». Здесь путаница в причинах и следствиях. Или (- Ты знаешь, что такое ночь? – Это когда солнце заходит. – Почему, когда оно заходит, наступает ночь? – Потому, что так нужно, просто все кончали работать. Все устали.- Почему наступает ночь?- Чтобы спать.) [6]

2. Эгоцентризм мышления – решение мыслительных задач только со своей точки зрения. Она вступает как абсолютная. Ребенок еще не догадывается, что вещи могут выглядеть иначе, чем ему представляются. ( ребенок не может встать на другую, чужую точку зрения). Наглядным примером эгоцентрической позиции является эксперимент с макетом трех гор. Горы на макете были разной высоты с отличительными особенностями, домиком, речкой, снежной ве5ршиной. Пиаже давал ребенку несколько фотографий гор с разных сторон. Ребенку надо было выбрать те, где горы были изображены так, так как он видит их в данный момент на макете. Обычно ребенок выбирал правильный снимок. После этого ребенку показывают куклу с головой в виде гладкого шара без лица, что бы ребенок не мог следить за направлением взгляда куклы. Игрушка ставилась на другую сторону макета. Надо было выбрать фотографию с точки зрения куклы. Ребенок выбирал снимок, где горы были изображены так, как он видит их сам. Ребенка и куклу меняли местами, он снова выбирал фото, где горы выглядели так, как он воспринимал их со своего места.

Причины детского эгоцентризма:

- отсутствие знания о мире.

- спонтанная позиция ребенка. Он непосредственно относится к объекту, не осозновая своей собственной точки зрения.

Эгоцентризм уступает место децентрации, а это более совершенная позиция.[10]

Условия децентрации:

1) Осознание своего «я» в качестве субъекта и отделения субъекта от объекта( для этого надо освободиться от принуждения, надо взаимодействие мнений. Между ребенком и взрослым это невозможно, так как взрослый давит авторитетом. Ребенок не обменивается с ним мнениями, а подражает ему, а с детьми это возможно. Значит, снимает эгоцентризм кооперация с другими детьми. Хороши и режиссерские игры, где ребенок ставиться в позицию исполнителя разных ролей.

2) Значит следовательно условием является координация своей точки зрения с точкой зренией других людей. Эгоцентризм в основном представляется к 12- 14 годам. Но его уже меньше в 7- 8 лет.

3. Необратимость детского мышления – невозможность мысленно вернуться назад. В исходящею ситуацию. Необратимость мышления проявляется в опытах с феноменом Ж. Пиаже.

а)

Ж. Пиаже наливал жидкость в сосуд, затем в другой сосуд той же формы и спрашивал у ребенка воды столько же, что и в первом сосуде, ребенок отвечал, что столько же. Затем Ж. Пиаже из второго сосуда перелил жидкость в третий сосуд другой формы, и спросил у ребенка здесь столько же жидкости. Ребенок ответил, что нет.

б)

        

 Ж. Пиаже сделав из глины комочки и колбаску одинаковые по весу задает вопрос одинаково ли весят колбаска и комочек ребенок отвечает, что нет.

в)

Ж. Пиаже выложил бусинки в два ряда, где бусинка лежала под бусинкой, он задавал ребенку вопрос, одинаково ли бусинок в двух рядах ребенок отвечал, что одинаково. Затем Ж. Пиаже во втором ряду сдвинул бусины и задал тот же вопрос, и ребенок ответил, что бусин во втором ряду стало меньше.

У ребенка во внутреннем плане восприятие не отдельно от мышления. Наглядная ситуация мешает правильно решить задачу. А внутренней обратимости еще нет. Она появляется только к 6 -7 годам. К этому возрасту и исчезает феномен Ж. Пиаже. Но исчезает постепенно.

4. Каузальность мышления – неумение ребенка выделять существенные признаки в предмете и явление устанавливать причинно – следственные связи и отношения между явлениями и делать обобщенный вывод. Ребенок спрашивает – страус это только птица она. Папа, а ты когда был маленький, ты был мальчик иди девочка. Пиаже считал, что дошкольникам вообще недоступны логические рассуждения. Однако в эксперементе с плавающими и тонущими предметами ( от 4 до 7 лет) было доказано, что если сначала никто из детей не может правильно объяснять закономерности плавания предметов, то после собственных ответов все отвечали правильно. Значит, логические рассуждения тесно связаны с накоплением опыта ребенка, в результате тренировки логики. (игры- упражнения типа 4-й лишний, анализ ситуаций).

5. Пиаже считал, что мышления ребенка характеризуется реализмом, анимизмом, артифициализмом.

а) Реализм – неспособность ребенка видеть вещи объективно, как это видят взрослые. Всем психическим явлениям они придают характер реального существования. Например, снам, мыслям. Они убеждены, что действие сновидений развертываются непосредственно в их комнате, название предмета так же реально, как сам предмет. Например, мама твой сон видела? Конечно, кто его не видел то. Отсюда рисунки детей прозрачны, так как он рисует не то, что видит, а то, что знает о предмете (5-6 лет).

б) Анимизм – наделение сознанием все движущие предметы реальности: облака. Солнце, реки.. (до 11-12 лет). Лишь в 11 – 12 лет ребенок начинает признавать живыми только биологические организмы. Например: ветер знает, что он дует.

в) Артифициализм – ребенок считает себя центром миросоздания, он убежден, что в мире создано лишь по воле человека (5-6 лет). Например: ребенок говорит, что озера это круглые речки, которые выкопаны людьми.

Таким образом мышления ребенка дошкольника существенно отличается от мышления взрослого человека как по своим формам, так и по содержанию.[12]

 



2019-12-29 213 Обсуждений (0)
Особенности детского мышления. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Особенности детского мышления.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (213)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)