Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава 4. Освещение Крестного хода в русской культуре



2019-12-29 199 Обсуждений (0)
Глава 4. Освещение Крестного хода в русской культуре 0.00 из 5.00 0 оценок




На Всероссийской научно практической конференции «V Дамиановские чтения», которая состоялась в Курске, много шуму наделал доклад заведующего группой исторической библиографии Российской национальной библиотеки кандидата исторических наук Алексея РАЗДОРСКОГО. Он поставил под сомнение официально принятую Русской православной церковью датировку обретения чудотворной иконы «Знамение Божьей Матери» Курской Коренной, являющейся главной святыней Русской православной церкви за рубежом.

— Алексей Игоревич, реакция представителей Курской епархии на ваш доклад была довольно бурной. Вы знаете об этом?

— Да. Я видел по телевидению вечерний выпуск местных новостей, в котором представители Курской епархии заявили, что я сомневаюсь в подлинности и чудотворности самой иконы! Не берусь судить, была ли эта подмена понятий произведена сознательно или же они просто не поняли сути вопроса. Речь идет не о чудотворности иконы, а о достоверности официальной даты ее обретения! Это совершенно разные вещи!

— Почему, по-вашему, 8 сентября 1295 года — недостоверная дата обретения иконы?

— В исторической науке, говоря о фактах и событиях прошлого, принято опираться на первоисточники. Единственным первоисточником, повествующем об истории обретения иконы, является «Повесть о граде Курске», созданная неизвестным автором в середине XVII века. Несколько лет назад я начал работу по подготовке этого историко-литературного памятника к публикации.

В Российской национальной библиотеке в Петербурге, в Российской государственной библиотеке и Государственном историческом музее в Москве удалось обнаружить 8 разновременных списков «Повести». Ни в одном из них даты обретения иконы нет, хотя автор «Повести» тщательным образом собрал все известные ему устные и письменные свидетельства об истории иконы.

— Откуда же появилась дата?

— В «Описании Курского наместничества» С. И. Ларионова, изданном в 1786 году, в рассказе об обретении иконы имеется примечание, что дата этого события приведена на гравированных листах с изображениями икон Богоматери. Такие гравюры, содержащие изображения десятков почитавшихся на Руси икон, появились только в XVIII веке и сами по себе никак не могут считаться достоверными источниками сведений о событиях. Кроме того, историко-искусствоведческие исследования подобных гравюр показали, что даты обретения икон в них зачастую указаны неверно. При их изготовлении и тиражировании происходили опечатки. В результате даты, относящиеся к одним иконам, нередко попадали под изображения совсем других.

— То есть вы считаете, что эта дата — следствие ошибки гравера XVIII века?

— Весьма вероятно. Но не исключено, что она была вымышлена сознательно. Такое случалось в начале ХVIII столетия.

Известно, например, что в 1715–1716 годах сторож Кремлевского Благовещенского собора (эта должность была тогда весьма почетной) Симеон Моховиков на основе широкого круга документов составил рукописный сборник под названием «Солнце Пресветлое», содержащий исторические сведения о 136 иконах. В процессе работы выяснилось, что даты обретения многих икон неизвестны и сведений на этот счет нет. В этих случаях даты были вымышлены автором. Кстати, в отношении даты обретения курской иконы в сборнике Моховикова значится вообще 1697 год, что совершенно не соответствует действительности. Этот факт, однако, свидетельствует, что дата «8 сентября 1295 г.» на тот момент не была зафиксирована в церковных источниках, имевшихся, без сомнения, у Моховикова под рукой.

— Когда же, по-вашему, на самом деле была обретена икона?

— В конце ХV или в начале ХVI века. В «Повести о граде Курске» — нашем первоисточнике — прямо сказано о том, что рыльские охотники, нашедшие икону на берегу Тускари, вернулись домой и рассказали о произошедшем своим землякам. Молва об иконе дошла до рыльского князя Василия Ивановича Шемячича, и он приказал перенести чудотворный образ в Рыльск. Известно, что Шемячич княжил в Рыльске в конце ХV — начале ХVI века и умер в 1529 году. Все дальнейшие события, связанные с иконой, о которых идет речь в «Повести», представляют нам реалии исключительно XVI-ХVII веков.

— Почему же до сих пор достоверность даты «1295 год» не вызывала сомнений?

— Вызывала! Одним из первых, кто усомнился в официальной датировке обретения иконы, был великий русский историк Василий Ключевский. Он считал, что это событие произошло не раньше XV века. Ко второй половине XV века относил время обретения иконы замечательный курский краевед и церковный историк Николай Сенаторский, посвятивший истории чудотворного образа специальное исследование.

— Но ведь прямых доказательств ошибочности нынешней датировки все равно нет?

— Для этого специалистам в области древнерусского искусства необходимо провести комплексное исследование самой иконы с использованием всего спектра современных технологий. Если окажется, что образ написан позднее XIII века, то вопрос о достоверности даты «1295 год» отпадет сам собой.

— Но это одна из самых почитаемых святынь. Допустим ли подобный сугубо научный подход применительно к ней?

— Безусловно! Она ведь не только главная святыня Курского края и Русского Зарубежья, но одновременно и выдающийся памятник отечественной истории и культуры! Икона Владимирской Богоматери, например, изучена искусствоведами самым тщательным образом, но от этого она, согласитесь, не перестала быть одной из главных святынь всей Русской земли[23].

 


Заключение

 

Великие беды Курского края длились почти до конца XIII века. Заметим, что вплоть до 1295 года никаких летописных сведений о крае не имелось, казалось, что курская сторона Руси и в самом деле погибла. Но не оставила курян их вера и надежда на Господа Бога нашего и Пречистую Матерь Его. Верные заветам Христа куряне молили его о пощаде. 8 сентября 1295 года в окрестностях Курска на берегу реки Тускарь в лесной чаще была явлена чудотворная икона Знамения пресвятой Богородицы.По преданию, икона была найдена жителем Рыльска в 1295 году в лесу, на месте ее появления забил святой источник. В 1383 году монголо-татары пытались сжечь святыню, но она не загорелась, а когда рассекли мечом соединилась снова. В 1597 году икону взяли в Москву, и в тот же год царь Федор Иоаннович издал Указ о сооружении на месте явления иконы мужского монастыря Коренная пустынь. В 1613 году икону вернули в Курск. Образ помогал русским ратникам – его изображения украшали полковые знамена в Крымском походе в 1689 году. В 1812 году список с чудотворной иконы куряне отправили в действующую армию Михаила Кутузова.

Ежегодно25 сентября православные верующие Курска переносят крестным ходом чудотворную икону Божией Матери "Знамение" Курскую Коренную из монастыря Коренная пустынь на зимнее хранение в Знаменский кафедральный собор.

Крестный ход начался с Божественной литургии, которую отслужил архиепископ Курский и Рыльский Герман. Руководитель пресс-службы Курской епархии Людмила Штукина сообщила ИТАР-ТАСС, что поклониться святыне прибыли паломники из соседних областей, а также Белоруссии, Приднестровья, Украины и Сербии.

Первый крестный ход со святыней состоялся в 1618 году. Праздник стал традиционным, проходил два раза в год. В настоящее время крестный ход с иконой является одним из самых значимых событий в жизни курских православных верующих. В прошлом году в нем участвовали более 70 тыс. человек.



2019-12-29 199 Обсуждений (0)
Глава 4. Освещение Крестного хода в русской культуре 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава 4. Освещение Крестного хода в русской культуре

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (199)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)