Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Экономическая сущность налогового контроля



2019-12-29 256 Обсуждений (0)
Экономическая сущность налогового контроля 0.00 из 5.00 0 оценок




Не секрет, что одной из важнейших составляющих государственного управления налоговыми поступлениями (налогового администрирования) является налоговый контроль. От организации и эффективности работы данного механизма во многом зависит эффективность всей налоговой системы в целом. Конечно же, налоговый контроль не может являться панацеей от неадекватной системы налогообложения, но, тем не менее, любой даже самый выверенный механизм налогообложения без надлежащего налогового контроля оказывается нежизнеспособен.

Официальное определение налогового контроля приведено в ст. 82 НК РФ в редакции, действующей с 1 января 2007 г.: «Налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном настоящим Кодексом» [2]. Такое определение ближе всего к определениям налогового контроля, дававшимся сторонниками первой из указанных точек зрения.

По нашему мнению, налоговый контроль может существовать только как система взаимосвязанных между собой элементов, с использованием которых и должно формироваться определение понятия налогового контроля. Составляющие этой системы [7, c. 29]: форма государственного управления; налогово-правовая норма; принципы налогового контроля; налоговые контрольные отношения; формы и методы налогового контроля; уполномоченные государственные органы, деятельность которых направлена на предупреждение и выявление нарушений налогового законодательства и привлечение к ответственности; форма обратной связи, посредством которой налоговый орган получает необходимую информацию о деятельности налогоплательщика.

Взаимосвязанные части этой системы дают нам возможность рассматривать налоговый контроль как организационно-правовой механизм, используя который государство осуществляет правовое регулирование в сфере контрольных налоговых отношений с помощью налогово-правовых норм, создает систему уполномоченных органов, которые осуществляют от имени государства деятельность по контролю за соблюдением налогового законодательства с использованием специальных форм и методов, создает условия для эффективного взаимодействия уполномоченных органов как между собой, так и с обязанными лицами.

Наиболее полное определение налогового контроля должно содержать указание на субъекты и объекты контроля, правовую основу контроля и цели контроля.

Субъектами налогового контроля выступают налоговые органы, органы государственных внебюджетных фондов, таможенные органы, ФСЭНП. Отдельными контрольными полномочиями относительно сферы налогообложения обладают Счетная палата РФ и Минфин России.

Объектами налогового контроля являются движение денежных средств в процессе аккумулирования публичных денежных фондов, а также материальные, трудовые и иные ресурсы налогоплательщиков.

Цель налогового контроля может быть определена как обеспе­чение законности и эффективности налогообложения. Наиболее ярко это выражается в проверке соблюдения специальных налого­вых режимов.

Сущность налогового контроля раскрывается в его функциях:

− обеспечение поступлений в бюджеты разных уровней за счет налоговых платежей;

− воспрепятствование посредством проверки исполне­ния налогового законодательства уходу от налогов со сторо­ны налогоплательщиков;

− соблюдение налогоплательщиками налоговой дисцип­лины и налогового законодательства, полноты и своевремен­ности уплаты налоговых платежей;

− выявление резервов увеличения налоговых поступле­ний в бюджеты.

Налоговый контроль осуществляется путем реализации государственными органами специальных мероприятий, именуемых формами налогового контроля. Набор мероприятий или форм налогового контроля достаточно обширен.

Оперативный контроль представляет собой проверку, которая осуществляется в пределах отчетного периода по завершении контролируемой операции в соответствии с ее качественной и количественной характеристиками. Источниками данных для оперативного контроля служат плановая, оперативно-техничес­кая, статистическая и бухгалтерская информация.

Периодический контроль – это проверка за определенный от­четный период планов, смет, норм и нормативов, первичных документов, отчетов, записей в учетных регистрах, отчетности и других источников. Задача такой проверки – установить, соблю­даются ли требования налогового законодательства, уплачивают­ся ли своевременно и в полной мере налоги, а также вскрыть на­рушения и принять меры к их устранению [31, c. 179].

Документальный контроль – это проверка, при которой содер­жание проверяемого объекта и его соответствие регламентиро­ванному значению определяются на основании данных, содержа­щихся в документах (первичных и сводных).

Фактический контроль – это проверка, при которой количест­венное и качественное состояние проверяемого объекта уста­навливаются на основании обследования, осмотра, обмера, пересчета, взвешивания, контрольной закупки, контрольной поставки и т. п.

В соответствии с действующей редакцией НК РФ налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов посредством: налоговых проверок; получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора; проверки данных учета и отчетности; осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли); в других формах, предусмотренных НК РФ. В ст. ст. 83-98 гл. 14 («Налоговый контроль») НК РФ описан порядок проведения налоговых проверок (ст. ст. 87-89) и осмотра (ст. 92). Порядок же осуществления таких форм налогового контроля, как получение объяснений при проверке данных учета и отчетности, НК РФ не регламентирован [2].

В указанной гл. 14 НК РФ, наряду с упомянутыми, перечислены и следующие контрольные мероприятия: учет организаций и физических лиц (ст. ст. 83-86); участие свидетеля (ст. 90); доступ должностных лиц налоговых органов на территорию или в помещение для проведения налоговой проверки (ст. 91); истребование документов при проведении налоговой проверки (ст. 93); истребование документов (информации) о налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте или информации о конкретных сделках (ст. 93.1); выемка документов и предметов (ст. 94); экспертиза (ст. 95); привлечение специалиста для оказания содействия в осуществлении налогового контроля (ст. 96); участие переводчика (ст. 97); участие понятых (ст. 98). В рассматриваемой связи интересно отметить, что описание процедур проведения указанных мероприятий дано "вперемешку" с описанием процедур осуществления "форм налогового контроля" [2].

Анализ перечисленных в гл. 14 НК РФ контрольных мероприятий позволяет сделать вывод о том, что они имеют разное значение для работы по проверке деятельности налогоплательщиков с точки зрения уплаты ими налогов и соблюдения налогового законодательства. Статьи, входящие в состав указанной главы, регламентируют: собственно формы налогового контроля (учет налогоплательщиков, налоговые проверки); отдельные мероприятия по сбору доказательств наличия налоговых правонарушений, которые могут быть проведены в ходе налогового контроля (осмотр, экспертиза, выемка и т.п.); порядок документирования доказательств, получаемых в ходе налогового контроля и производства по делу о налоговом правонарушении (составление протокола, привлечение понятых).

Действительно, если налоговая проверка является самостоятельным направлением налоговой работы, позволяющим выявлять и пресекать нарушения законодательства, допускаемые плательщиками, то осмотр, опрос свидетелей и некоторые другие "формы" являются лишь инструментами контроля, способами сбора доказательств о совершенных налоговых правонарушениях.

Итак, с учетом сказанного налоговый контроль – это деятельность уполномоченных государственных органов, формы и методы которой регламентированы законодательством РФ, с целью обеспечения полного и своевременного выполнения налогоплательщиками, плательщиками сборов, налоговыми агентами и иными обязанными лицами налоговых и иных обязательств, возлагаемых на них налоговым законодательством РФ в связи с их деятельностью или имущественным положением. Формы налогового контроля подразделяются в зависимости от сроков (оперативный и периодический) и источников получе­ния информации (документальный и фактический). Основными формами налогового контроля являются: учет налогоплательщиков (как организаций, так и физических лиц); налоговые проверки (камеральные и выездные); контроль за полнотой и своевременностью внесения в бюджет налогов и сборов (в настоящее время эта форма налогового контроля в НК РФ вообще не описана). Однако четкий перечень форм проведения налогового контроля в законодательстве отсутствует. Некоторые формы налогового контроля в НК РФ названы, но порядок их проведения не установлен.

 



2019-12-29 256 Обсуждений (0)
Экономическая сущность налогового контроля 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Экономическая сущность налогового контроля

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (256)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)