Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Актуальные проблемы налогового контроля в современных     




Условиях

 

Проведение налогового контроля за налогообложением юридических лиц, в том числе налоговых проверок, сопряжено с многочисленными проблемами. Не только результат налоговой проверки и соответствующие выводы и взаимные претензии сторон, но и сам ход ее проведения потенциально являются конфликт­ными.

Рассмотрим некоторые проблемы организации работы налоговых инспекций по камеральной проверке деклараций налогоплательщиков – юридических лиц.

Налоговые инспекции имеют в своем составе многочисленные (15-20 процентов от численности персонала) отделы камеральных проверок, укомп­лектованные квалифицированными, опытными сотрудниками. Потенциал этих отделов (затраты рабочего времени) используется нерационально, так как приходи­тся выполнять малопроизводительную работу технического характера [10, c. 163].

Работники отделов камеральных проверок допускают большое количество ошибок, причем они носят технический или арифметический характер. В настоящее время показатели, характеризующие размер налоговой базы, отражаемые в налоговых декларациях, очень слабо связаны с показателями бухгалтерской отчетности. Соответственно обязанность сдавать в инспекцию и бухгалтерскую отчетность, и налоговые декларации, в которых многие пока­затели называются одинаково, но по сути своей различны, путает бухгалтеров и налоговых инспекторов, не имеющих опыта работы, понуждает их "увязы­вать" и "стыковать" то, что не должно увязываться и стыковаться в принципе. Отсюда - ошибки.



Выездная налоговая проверка является наиболее трудоемкой формой налогового контроля и сама по себе, практически не поддается автоматизации. Это творческий процесс, связанный с использованием всех знаний и опыта проверяющих для анализа документов плательщика и иной информации о нем. Однако это не значит, что вся работа на этом технологи­ческом участке делается вручную.

Использование вычислительной техники и программ на участке докумен­тальных проверок возможно для выполнения следующих операций [10, c. 237]:

1.  Выбор объектов для проверки.

2. Помощь проверяющим в систематизации и группировке первичных бухгалтерских документов с целью выявления незавершенных оборотов, выявления всех операций, осуществленных с каждым конкретным контрагентом и облегчения сбора доказательств и написания акта.

3. Помощь проверяющим в оформлении результатов проверки.

4. Отражение результатов проверки в лицевых счетах проверенных пла­тельщиков и контроль за своевременностью и полнотой поступления в бюджет доначисленных налогов, пени и санкций.

Необходимо отметить, что наибольшую сложность в части автоматиза­ции представляют первые две операции. Третья и четвертая операции явля­ются по сути своей техническими и достаточно хорошо поддаются программированию.

Процедура отбора налогоплательщиков для проведения выезд­ных налоговых проверок очень трудоемкая. Она включает следующие этапы [16, c. 82].

Этап 1. Определяется количество налогоплатель­щиков, которые могут быть включены в план проведения выезд­ных налоговых проверок на предстоящий квартал исходя из по­казателя средней сложившейся нагрузки на одного налогового инспектора за последние два года.

Этап 2. После того как определено количество налогопла­тельщиков, формируются списки налогоплательщиков, подлежащих обязательному включению в план выездных налого­вых проверок.

Этап 3. Составляются списки налогоплательщиков, подлежа­щих первоочередному включению в план проведения выездных налоговых проверок.

Этап 4. Из сформированного списка отбираются налогопла­тельщики, проверка которых представляется приоритетной.

Этап 5. Исходя из конкретных особенностей соответствую­щей территории, обслуживаемой налоговым органом, и возмож­ностей инспекторского состава формируется список налогопла­тельщиков для включения в план проведения выездных налого­вых проверок.

Не менее трудоемок процесс при проверки учетной документации налогоплательщика – юридического лица. Во-первых, проверке подлежит большое количество документов.

Во-вторых, в случаях когда изучаются учетные документы налогопла­тельщика, хранящиеся в электронном виде, встает вопрос о необхо­димости привлечения специалиста в области информационных технологий для участия в проверке.

В-третьих, в ходе проверки учетной документации налогоплательщика проводится многосторонний ее анализ.

Налоговым инспекторам, проводящим выездную налоговую проверку нередко приходится восстанавливать бухгалтерский учет на проверяемом пред­приятии исходя из тех документов, которые были представлены им для про­верки. Не исключено, что часть документов выданы для проверки не будут, что не позволит в полном объеме охватить проверкой облагаемые обороты плательщика, оценить суть хозяйственных операций, выявить всю выручку и все затраты, которые могут быть умышленно или неосторожно замаскирова­ны под дебиторскую и кредиторскую задолженность.

Если в ходе выездной налоговой проверки имеет место отсутствие у налогоплательщика учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения этого учета с нару­шением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги, суммы налогов, подлежащие внесению в бюд­жет (внебюджетные фонды), то представитель налогового органа должен расчетным путем на ос­новании имеющейся у налогового органа информации о нало­гоплательщике или данных об иных аналогичных налогоплатель­щиках определить недостающую информацию.

Часть скрытых документов может быть "обнаружена" плательщи­ком уже после окончания проверки и ознакомления его с актом, и использо­ваться для написания разногласий по проверке. Такие "найденные" документы могут полностью изменить картину хозяйственной деятельности плательщика и привести к полному пересмотру результатов проверки. В результате, про­верка может завершиться не доначислениями, а уменьшением сумм налогов, внесенных плательщиками в бюджет.

Положение усугубляется тем, что плательщикам не запрещено представ­лять новые, не исследованные в ходе проверки по причине отсутствия, доку­менты на любой стадии обжалования результатов проверки. Бывают случаи, когда проверка делается по одним документам, в ходе рассмотрения разно­гласий на уровне территориальной инспекции фигурируют другие, на уровне регионального налогового органа – третьи, на уровне ФНС – четвертые. Со­став представляемых на разногласия документов каждый раз корректируется в соответствии с итогами рассмотрения на предшествующем уровне. Налого­вый кодекс не предусматривает каких-либо ограничений ни по срокам, ни по составу пакета документов, представляемых в связи с разногласиями [10, c. 238].

Итак, актуальные проблемы проведения налогового контроля, в частности налоговых проверок состоят в следующем: нерационально используется потенциал отделов камеральных проверок; работники отделов камеральных проверок допускают большое количество ошибок; сложность выбора объектов для выездной налоговой проверки; трудности автоматизации первичных бухгалтерских документов, изъятых в ходе выездной налоговой проверки; большое количество сокрытых документов.

Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Читайте также:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (155)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7