Актуальные проблемы налогового контроля в современных
Условиях
Проведение налогового контроля за налогообложением юридических лиц, в том числе налоговых проверок, сопряжено с многочисленными проблемами. Не только результат налоговой проверки и соответствующие выводы и взаимные претензии сторон, но и сам ход ее проведения потенциально являются конфликтными. Рассмотрим некоторые проблемы организации работы налоговых инспекций по камеральной проверке деклараций налогоплательщиков – юридических лиц. Налоговые инспекции имеют в своем составе многочисленные (15-20 процентов от численности персонала) отделы камеральных проверок, укомплектованные квалифицированными, опытными сотрудниками. Потенциал этих отделов (затраты рабочего времени) используется нерационально, так как приходится выполнять малопроизводительную работу технического характера [10, c. 163]. Работники отделов камеральных проверок допускают большое количество ошибок, причем они носят технический или арифметический характер. В настоящее время показатели, характеризующие размер налоговой базы, отражаемые в налоговых декларациях, очень слабо связаны с показателями бухгалтерской отчетности. Соответственно обязанность сдавать в инспекцию и бухгалтерскую отчетность, и налоговые декларации, в которых многие показатели называются одинаково, но по сути своей различны, путает бухгалтеров и налоговых инспекторов, не имеющих опыта работы, понуждает их "увязывать" и "стыковать" то, что не должно увязываться и стыковаться в принципе. Отсюда - ошибки. Выездная налоговая проверка является наиболее трудоемкой формой налогового контроля и сама по себе, практически не поддается автоматизации. Это творческий процесс, связанный с использованием всех знаний и опыта проверяющих для анализа документов плательщика и иной информации о нем. Однако это не значит, что вся работа на этом технологическом участке делается вручную. Использование вычислительной техники и программ на участке документальных проверок возможно для выполнения следующих операций [10, c. 237]: 1. Выбор объектов для проверки. 2. Помощь проверяющим в систематизации и группировке первичных бухгалтерских документов с целью выявления незавершенных оборотов, выявления всех операций, осуществленных с каждым конкретным контрагентом и облегчения сбора доказательств и написания акта. 3. Помощь проверяющим в оформлении результатов проверки. 4. Отражение результатов проверки в лицевых счетах проверенных плательщиков и контроль за своевременностью и полнотой поступления в бюджет доначисленных налогов, пени и санкций. Необходимо отметить, что наибольшую сложность в части автоматизации представляют первые две операции. Третья и четвертая операции являются по сути своей техническими и достаточно хорошо поддаются программированию. Процедура отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок очень трудоемкая. Она включает следующие этапы [16, c. 82]. Этап 1. Определяется количество налогоплательщиков, которые могут быть включены в план проведения выездных налоговых проверок на предстоящий квартал исходя из показателя средней сложившейся нагрузки на одного налогового инспектора за последние два года. Этап 2. После того как определено количество налогоплательщиков, формируются списки налогоплательщиков, подлежащих обязательному включению в план выездных налоговых проверок. Этап 3. Составляются списки налогоплательщиков, подлежащих первоочередному включению в план проведения выездных налоговых проверок. Этап 4. Из сформированного списка отбираются налогоплательщики, проверка которых представляется приоритетной. Этап 5. Исходя из конкретных особенностей соответствующей территории, обслуживаемой налоговым органом, и возможностей инспекторского состава формируется список налогоплательщиков для включения в план проведения выездных налоговых проверок. Не менее трудоемок процесс при проверки учетной документации налогоплательщика – юридического лица. Во-первых, проверке подлежит большое количество документов. Во-вторых, в случаях когда изучаются учетные документы налогоплательщика, хранящиеся в электронном виде, встает вопрос о необходимости привлечения специалиста в области информационных технологий для участия в проверке. В-третьих, в ходе проверки учетной документации налогоплательщика проводится многосторонний ее анализ. Налоговым инспекторам, проводящим выездную налоговую проверку нередко приходится восстанавливать бухгалтерский учет на проверяемом предприятии исходя из тех документов, которые были представлены им для проверки. Не исключено, что часть документов выданы для проверки не будут, что не позволит в полном объеме охватить проверкой облагаемые обороты плательщика, оценить суть хозяйственных операций, выявить всю выручку и все затраты, которые могут быть умышленно или неосторожно замаскированы под дебиторскую и кредиторскую задолженность. Если в ходе выездной налоговой проверки имеет место отсутствие у налогоплательщика учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения этого учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги, суммы налогов, подлежащие внесению в бюджет (внебюджетные фонды), то представитель налогового органа должен расчетным путем на основании имеющейся у налогового органа информации о налогоплательщике или данных об иных аналогичных налогоплательщиках определить недостающую информацию. Часть скрытых документов может быть "обнаружена" плательщиком уже после окончания проверки и ознакомления его с актом, и использоваться для написания разногласий по проверке. Такие "найденные" документы могут полностью изменить картину хозяйственной деятельности плательщика и привести к полному пересмотру результатов проверки. В результате, проверка может завершиться не доначислениями, а уменьшением сумм налогов, внесенных плательщиками в бюджет. Положение усугубляется тем, что плательщикам не запрещено представлять новые, не исследованные в ходе проверки по причине отсутствия, документы на любой стадии обжалования результатов проверки. Бывают случаи, когда проверка делается по одним документам, в ходе рассмотрения разногласий на уровне территориальной инспекции фигурируют другие, на уровне регионального налогового органа – третьи, на уровне ФНС – четвертые. Состав представляемых на разногласия документов каждый раз корректируется в соответствии с итогами рассмотрения на предшествующем уровне. Налоговый кодекс не предусматривает каких-либо ограничений ни по срокам, ни по составу пакета документов, представляемых в связи с разногласиями [10, c. 238]. Итак, актуальные проблемы проведения налогового контроля, в частности налоговых проверок состоят в следующем: нерационально используется потенциал отделов камеральных проверок; работники отделов камеральных проверок допускают большое количество ошибок; сложность выбора объектов для выездной налоговой проверки; трудности автоматизации первичных бухгалтерских документов, изъятых в ходе выездной налоговой проверки; большое количество сокрытых документов.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (367)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |