Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Компетентностный подход к воспитанию



2019-12-29 181 Обсуждений (0)
Компетентностный подход к воспитанию 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Одним из важнейших направлений модернизации российского образования является обеспечение условий для развития индивидуальности ребенка. На смену авторитарной по характеру и социоцентрической по направленности педагогической деятельности приходит практика гуманистического личностно ориентированного обучения и воспитания детей. Педагогику насильственного формирования личности сменяет педагогика поддержки ребенка. Личностно ориентированный подход важен не только детям из неполных семей, но и всем воспитанникам и учащимся.

Концепция педагогической поддержки возможна только в том случае, если основу профессиональной позиции учителя составляют следующие нормы педагогического взаимодействия:

a любовь к ребенку, безусловное принятие его как личности;

a приверженность к диалоговым формам общения с детьми;

a уважение достоинства и доверие, вера в возможности каждого ребенка;

a ожидание успеха в решении проблемы, готовность оказать содействие и прямую помощь;

a признание права ребенка на свободу поступка, выбора, самовыражения;

a поощрение и одобрение самостоятельности, независимости и уверенности в сильных сторонах, стимулирование самоанализа ребенка;

a умение быть товарищем для ребенка, готовность ничего не требовать взамен;

a самоанализ, постоянный самоконтроль и способность изменить позицию и самооценку. [11]

Примерная программа работы с детьми из неполных семей

 

Важнейшие проблемы сегодня – увеличение числа проблемных семей и ослабление воспитательной функции семьи. Поэтому школа, педагогический коллектив должны усилить оказание помощи семье в воспитании детей.

Главными целями и задачами программы являются оказание помощи семье в воспитании детей, психолого-педагогическое просвещение семей, коррекция семейного воспитания, организация досуга семьи.

Основными направлениями в работе педагогического коллектива с семьями учащихся определяются следующие:

a изучение семей и условий семейного воспитания,

a пропаганда психолого-педагогических занятий,

a активизация и коррекция семейного воспитания через работу с родительским активом, дифференцированная и индивидуальная помощь родителям,

a обобщение и распространение опыта успешного семейного воспитания.

В работе с семьей педагоги руководствуются принципами:

1. Объективный характер изучения семьи.

2. Комплексный подход в изучении всех характеристик семьи.

3. Выявление специфических особенностей семьи и использование их для усиления ее воспитательного потенциала.

4. Анализ реальной ситуации.

5. Двусторонний характер изучения семьи (родители, дети).

6. Осуществление изучения воспитательной деятельности семьи с одновременным изучением личности ребенка, его воспитанности.

7. Оптимистический подход к семье.

8. Единство изучения с практической реализацией воспитательных возможностей семьи и общества.

9. Установление неиспользованных резервов семейного воспитания.

Диагностика семьи

Цель: выявление воспитательных возможностей, факторов семейного воспитания, оказывающих наиболее положительное воздействие на ребенка, и установление источников влияния на детей и возможных путей их преодоления.

Задачи:

1. Изучение образа жизни семьи.

2. Выявление особенностей ситуации семейного воспитания.

3. Положение детей в системе внутрисемейных отношений.

4. Характеристика нравственного микроклимата семьи, ее традиций.

5. Выявление взаимоотношений семьи и школы.

6. Поиск путей оптимизации педагогического взаимодействия школы, семьи и общества.

7. Установление неиспользованных резервов семейного воспитания.

Форма работы с семьей

Лекторий «О вас и для вас, родители»: роль семьи в формировании личности ребенка, семья глазами ребенка; психосексуальное развитие детей и подростков; проблемы здоровья наших детей; большие проблемы маленького ребенка; непослушный ребенок; проблемы общения родителей и детей; «дети и деньги»; ваш беспокойный подросток; знают ли они нас?

Цикл бесед по теме «Воспитание здоровых детей» - основы рационального питания; чтобы зубы не болели; беречь глаза; алкоголь и подростки; курение и здоровье; резервы нашего организма; нравственно-половое воспитание; первая любовь; физиологические особенности организма женщины и мужчины; гигиена юноши, девушки; СПИД – медико-биологические и социальные аспекты болезни; критические ситуации, сексуальное насилие и принуждение; уметь властвовать собой (или беседы о здоровой и больной личности); экология и здоровье ребенка.

Деловые игры: эстафета семейного воспитания; архитектура семьи; заповеди семейного воспитания.

«Круглые столы»: «Трудные дети и трудные взрослые»; «Отцы и дети в меняющемся мире»; «Семья сегодня»; «Родители и дети: противостояние или сотрудничество»; «Взаимодействие родителей и детей – живой источник установления отношений сотрудничества и взаимопонимания».

Семейные вечера: дети + родители; вечер – портрет семьи.

Семейные праздники: «День здоровья», «Новый год – семейный праздник».

Создание банка развлекательных игр «Дом и я играют вместе»: турнир знатоков этикета; час тихого чтения; корзина грецких орехов (решение трудных проблем ребенка); дерево, посаженное тобою; приглашение к чаю; пять минут поэзии; издание журнала «Ручеек» (самодеятельные стихи); смешинка; конверт дружеских вопросов; день добрых сюрпризов; мой друг магнитофон; у зеркала.

Примерный перечень мероприятий по программе

a Диагностика семей.

a Социологическое обследование родительского контингента.

a Организация содействия родителей школе.

a Праздники микрорайона «Масленица», «Рождество», «Троица» и др.

a Операции «Живая земля», «Будь здорова …».

a Конференция микрорайона «Социум и воспитание».

a Педагогический совет «Взаимодействие школы с родителями как частью социума».

a Создание возрастных объединений: «Старший брат», «Старшая сестра», «Бабушка».

a День открытых дверей в школе.

a Программа медико-социальной помощи семьям.

a Информационный стенд «О Вас и для Вас, родители».

a Конкурс досуговых программ родителей.

a Собрание (конференция) мужчин микрорайона (отцов).

a Семейные субботы.

a Проведение собраний родителей детей разного возраста по домам.

a Школа родителей будущих первоклассников.

a Деловая игра «Эстафета семейного воспитания».

a «Круглые столы»: «Семья сегодня»; «Родители и дети: противостояние или сотрудничество».

a Вечер – портрет семьи.

Помощь в организации семейных праздников, фестивалей, конкурсов. Например, встречи в «Семейной гостиной»; День матери; «Одаренные дети и их родители»; «Семьи-юбиляры» (совместно с комитетом по культуре). Это могут быть конкурсы семейных проектов: «История семьи и семейные реликвии», «Обустройство своей улицы, дома», «Русская игрушка».

Итак, преподаватель для ребенка из неполной семьи – это второй родитель. Он должен учитывать его психологические, физические, моральные и другие особенности. Для этого служит личностно ориентированный подход, который предусматривает ряд требований к преподавателю. Недостаточно быть просто педагогом, этому нужно учиться и учиться постоянно на протяжении всей педагогической деятельности, так как общество постоянно меняется, меняются его потребности, нравы, ценности, а следовательно меняются и дети. Личностно ориентированное образование актуализирует авторские характеристики педагогической деятельности, предъявляя повышенные требования к таким личностным качествам педагога, как осознание смысла своей профессии, выбор ценностей и целей, личная ответственность за детей, гуманистическая педагогическая позиция, творческое построение образовательно-познавательного процесса и др.


Заключение

 

Современные семьи, развиваются в условиях качественно новой и противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи, разрабатываются и реализуются комплексные целевые программы по укреплению и повышению ее значимости в воспитании детей. С другой стороны, наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем. Это, прежде всего падение жизненного уровня большинства семей, рост числа разводов, отрицательно влияющих на психику детей, увеличение числа неполных и имеющих одного ребенка семей. Значительная часть подростков отдаляется от родителей. Следовательно, в сложных современных условиях детям из таких семей требуется систематическая квалифицированная помощь.

Главной целью семьи является всестороннее развитие личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Этой цели необходимо достигать и в неполных семьях, количество которых в настоящее время постоянно растет. Очевидно, что сделать это будет намного труднее, так как все ложится на плечи одного из родителей, матери или отца. В каждой пятой российской семье с несовершеннолетними детьми отсутствует один из родителей [11, с. 6]. В настоящее время каждая третья семья неполная. Ежегодно, по данным Госкомстата, распадается 500–600 тысяч браков, также образуя неполные семьи, и почти столько же детей в возрасте до 18 лет становятся детьми семей риска.

Сам факт, когда ребенок воспитывается одиноким родителем, не всегда способствует появлению каких-то отклонений в его развитии, не препятствует счастью, не накладывает на него глубоких специфических черт. Дело в том, что воспитание в таких условиях труднее и возможны определенные опасности, которым необходимо уделить повышенное внимание. Конечно, нельзя считать идеалом, когда дети растут без отца или без матери, но уж если такое случилось, то воспитательные трудности можно снизить до самой минимальной меры. Педагог должен учитывать эти особенности, должна формироваться профессиональная готовность к взаимодействию с детьми из неполных семей. Чтобы оказать помощь таким детям, прежде всего нужно сформировать в преподавателе качественно новое мышление к воспитанию и образованию, таковым является личностно ориентированный подход, основываясь на котором педагог помогает социализации личности учащихся.

В современных условиях ребенок из неполной семьи становится одним из центральных объектов разных областей знания: социальной педагогики, социальной работы, здравоохранения, образования и т.д. От разрешения проблем неполных семей во многом зависит будущее страны, так как эта категория семей довольно-таки многочисленна [3].

Совокупность профессионально обусловленных требований к учителю определяется как профессиональная готовность к педагогической деятельности. В ее составе правомерно выделить, с одной стороны, психологическую, а с другой – научно-теоретическою и практическую подготовку как основу профессионализма.

Подводя итог к сказанному, попробуем определить, что же является главным в работе будущего педагога.

Поддержать ребенка в трудную минуту – дело нелегкое. Прежде всего нужно поддержать духовно, убедить его в том, что все в его жизни можно изменить к лучшему, затем помочь найти путь выхода из кризисной ситуации и, приняв решение вместе, последовательно его реализовывать. Будущий педагог работает с отдельным ребенком, подростком, а если и с группой, то небольшой. Работу с семьей он также строит с использованием индивидуального и личностного подходов, с учетом специфики конкретной семьи.

Основное назначение педагога – это социальная защита ребенка, подростка, содействие ему социальной или медицинской помощи, помощь в организации его обучения, адаптации и реабилитации в школе, семье, обществе.

Жизнь в педагогической профессии – это неустанный труд души. Нелегок хлеб, добываемый на учительской ниве, по истине достоин всеобщей благости педагог, избравший свою профессию по призванию и высокому гражданскому долгу. Его труд, полный тревог и волнений, радостей и печалей, дерзаний и поисков, - это вечное испытание на мудрость и терпение, профессиональное мастерство и человеческую незаурядность [17, с. 3].

Таким образом, в данной работе изучены проблемы детей из неполных семей, отражены важность и необходимость решения этих проблем, определены содержание и формы работы педагога с детьми из неполных семей. Задачи можно считать решёнными и цель исследования считать достигнутой.


Список использованной литературы

 

1. Бордовская Н.В. Педагогика [Текст] / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2000. – 304 с.

2. Вишневский Ю.Р. Практикум по социологии молодежи [Текст] / Ю.Р. Вишневский. – М.: Социум, 2000. – 486 с.

3. Воронов В.В. Педагогика [Текст] / В.В. Воронов, В.И. Журавлев, В.В. Краевский, И.В. Крупина, А.Ф. Меняев, П.И. Подкасистый, М.Л. Портнов, Н.Е. Щуркова. Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 638 с.

4. Галагузова М.А. Социальная педагогика: Курс лекций [Текст] / М.А. Галагузова. – М.: Гуманит. Изд. Центр Владос, 2000. – 416 с.

5. Дементьева И.Ф. Негативные факторы воспитания детей в неполной семье [Текст] / И.Ф. Дементьева // Социс. – 2005. – №1, с 55-60.

6. Закон Российской Федерации «Об образовании» (по состоянию на 20 ноября 2008 года). – Новосибирск: Сиб. универ. изд-во, 2008. – 64 с.

7. Зубкова Т.С. Организация и содержание работы по социальной защите детей и семей [Текст] / Т.С. Зубкова. Учебное пособие – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 95 с.

8. Ильина Т.А. Педагогика [Текст] / Т.А. Ильина. Педагогика: курс лекций. Учебное пособие для студентов. – М.: Просвещение, 2005. – 496 с.

9. Кахуто С.В. Организация и содержание работы по оказанию социальных услуг в центре социального обслуживания [Текст] / С.В. Кахуто // Работник социальной службы. – 2002. – №4. – С 11–12.

10. Лавриненко В.Н. Социология [Текст] / В.Н. Лавриненко. Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДИАНА, 2005. – 448 с.

11. Личностно ориентированный подход в условиях реализации национального проекта «Образование» [Текст] / Материалы региональной научно-практической конференции. – Миасс.: Челябинский педагогический университет, 2007. – 269 с.

12. Мухамедьянов С.А. Практическая педагогика [Текст] / С.А. Мухамедьянов, Р.Х. Калимуллин. Учебное пособие для бакалавров высших педагогических учебных заведений. – Уфа.: ЧУРАГУЛ, 2007. – 290 с.

13. Николаенко В.М. Психология и педагогика [Текст] / В.М. Николаенко, Г.М. Залесов, Т.В. Андрюшина. Учебное пособие. – М.% ИНФРА-М, 2000. – 175 с.

14. Павленок П.Д. Основы социальной работы [Текст] / П.Д. Павленок. Учебное пособие. – М.: «Дашков и Ко», 2007. – 476 с.

15. Павленок П.Д. Теория, история и методы социальной работы [Текст] / П.Д. Павленок. Учебное пособие. – М.: ИНФРА, 2006. – 560 с.

16. Савинов А.Н. Организация работы органов социальной защиты [Текст] / Учебное пособие. – М.: Мастерство, – 2001. – 78 с.

17. Сластенин В.А. Педагогика [Текст] / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических заведений. – М.: Школа-Пресс, 2000. – 512 с.

18. Созонов В.П. Организация воспитательной работы в классе [Текст] / В.П. Сазонов. Методическое пособие для классного руководителя. – М.: Педагогический поиск – 2007. – 84 с.

19. Социализация личности учащихся и студентов – одно из приоритетных направлений в образовании [Текст] / Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Миасс, 2010. – 446 с.

20. Харламов И.Ф. Педагогика [Текст] / И.Ф. Харламов. Педагогика: Учебник 6-е издание. – Минск, 2005. – 560 с.

21. Шептенко П.А. Методика и технология работы социального педагога [Текст] / И.А. Шептенко, Г.А. Воронина // под общ. ред. В.А Сластенин. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 208 с.

 

 



2019-12-29 181 Обсуждений (0)
Компетентностный подход к воспитанию 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Компетентностный подход к воспитанию

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (181)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)