Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Свобода печати и информации



2019-12-29 196 Обсуждений (0)
Свобода печати и информации 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Первоосновой свободы печати, как это вытекает из ст29 ч.4 Конституции РФ, является право каждого человека искать и получать информацию. Это означает, что государство в лице любых органов, а также и общественные организации обязаны предоставлять интересующимся сведения о своей деятельности, если эти сведения не являются согласно закону государственной тайной.
    Каждый человек вправе передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, т.е. он может сделать ее достоянием общества под собственную ответственность за ее достоверность, для чего создать свою газету, использовать государственный или частный канал телевидения, выступить с публичной лекцией и др. Распространение государства не должно быть монополией государства - в этом залог полноты и объективности информации, получаемой обществом.
Особое значение имеют массовая информация, которая реализуется через информационные агентства и различные средства массовой информации (СМИ) - газеты, журналы т.д. Ответственная роль и опасность злоупотреблений свободой информации заставляют демократические государства детально определять их правовое положение, порядок создания, деятельности и ликвидации.
    Конституция гарантирует свободу массовой информации. Этот общий принцип открывает дорогу для беспрепятственного создания любым лицом (включая лиц без гражданства и иностранцев) газет и других СМИ и распространения в них любой информации, не затрагивающей государственной тайны. Независимое телевидение и пресса не обязаны согласовывать свои материалы, с каким либо государственным органом (например, с Государственным комитетом РФ по печати), они вправе отбирать информацию, предоставляемую им от госорганов, самостоятельно строить свои отношения с международными информационными агентствами, направлять за рубеж собственных корреспондентов.
   В основе механизма правового регулирования любой конституционной политической свободы граждан должна лежать норма Конституции. Что касается свободы слова и печати, то, к сожалению, она регулируется действующей Конституцией РФ не в полном объеме. В частности, в статье 29 получили закрепление права граждан на свободу мысли, свободу слова, свободу выражения своих мнений и убеждений и право искать, получать и свободно распространять информацию. Часть пятая ст29 гарантирует запрет цензуры. Ни в каких редакциях СМИ (в том числе и правительственных,) ни в каком - либо государственном органе не может быть лиц, надзирающих за работой печатных органов, а тем более обладающих правом снимать с публикации или изменять те или иные подготовленные материалы.
     Собственно свобода печати Конституцией не урегулирована. Можно, конечно, обосновать отсутствие упоминания о свободе печати тем обстоятельством, что она является частным проявлением свободы выражения своих мнений. Но этот аргумент не соответствует международно-правовым обязательствам России. Международный пакт о гражданских и политических правах в числе способов выражения мнения указывает использование печати как самостоятельное правомочие граждан.
    Конкретные гарантии свободы средств массовой информации содержаться в Законе «о средствах массовой информации» (в редакции от 16 октября 2006г.) [11]. Так, установлено, что государственные органы и общественные объединения обязаны предоставлять сведения о своей деятельности средствам массовой информации по запросам редакций и других формах. Воспрепятствование в какой-либо форме деятельности СМИ (например, незаконное прекращение или приостановление) влечет уголовную, административную или иную ответственность в соответствии с законом. Установленный порядок создания и регистрации СМИ, а также основания для отказа в регистрации или в ликвидации. Деятельность СМИ, в частности, может быть прекращена в порядке и по основаниям, предусмотренным Федеральным Законом « О противодействии экстремистской деятельности». Такие суровые санкции возможны только по решению суда.
     В январе 1995г. был принят Федеральный закон  «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации» (в редакции от 16 октября 2006г.). Закон устанавливает что, государственные СМИ обязаны давать информацию о деятельности Президента, Федерального собрания, Правительства РФ и других органов, включать программы с соблюдением определенных требований (например, не прерывать официальные сообщения рекламой). Из того же Закона следует что, федеральные органы государственной власти и органы власти субъектов РФ не могут быть учредителями периодического печатного издания, за исключением печатного издания, публикующего только официальные сообщения и материалы. Проведено акционирование государственного телевидения.
    Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» в редакции от  27 июля 2006г. закрепляет свободу поиска, получения, передачи, производства и распространения информации законным способом, устанавливает, что ограничение доступа к информации возможно только федеральными законами[12]. Граждане осуществлять поиск и получение любой информации в соответствии с законом, а также требовать от государственных органов и должностных лиц информации, непосредственно затрагивающей их права и свободы. Запрещается требовать от гражданина предоставления информации о его частной жизни, личной или семейной тайне, получать такую информацию помимо его воли.

Закрепляя свободу получения и распространения информации любым законным способом, Конституция РФ (ч.4 ст.29) указывает на определенное препятствие: необходимость соблюдать государственную тайну. Но перечень сведений, составляющих государственную тайну, должен определяться федеральным законом. Это значит, что никто не вправе произвольно определять секретность той или иной информации, ограничивая тем самым конституционную свободу. Реализация требований ч.4 ст.29 Конституция обеспечивается Законом РФ "О государственной тайне» (в редакции от 22 августа 2004г.) [13], в котором определенно понятие государственной тайны и указаны сведения, относимые к государственной тайне. Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне, утвержденУказом Президента РФ (в редакции от 11 февраля 2006 г.) [14].

 



2019-12-29 196 Обсуждений (0)
Свобода печати и информации 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Свобода печати и информации

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (196)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)