Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Возрастные особенности вхождения приемного ребенка в семью



2019-12-29 204 Обсуждений (0)
Возрастные особенности вхождения приемного ребенка в семью 0.00 из 5.00 0 оценок




Возраст Положительный потенциал Возможные трудности
0-1 год · задержки и отклонения в развитии ребенка еще не значительны · приемные родители начинают формирование личности ребенка практически с нуля · ребенок не помнит никого из бывших родственников, с ними он ничем не связан, кроме наследуемых признаков ( цвет глаз, волос, формы лица, носа, губ, особенности фигуры, тип нервной деятельности). · неизвестно, как протекала беременность биологической матери, как проходили роды, · неизвестно, какие болезни и отклонения в развитии могут проявиться позже, · некоторые заболевания, травмы, полученные при рождении, обнаруживаются только после года, · придется потратить много сил по уходу за ребенком, недосыпать, · при усыновлении ребенка до 6 месяцев отклонение в развитии чаще всего выражено в отсутствие или слабовыраженном "комплексе оживления", но при правильном обращении с малышом, он быстро догонит своих сверстников, · дети второго полугодия жизни довольно часто страдают из-за недостатка привязанности к взрослому, иногда имеют диагноз ЗПР.
от 1 года до 3-х лет · дети быстро забывают о своем прежнем окружении, · видны особенности внешности, можно оценить состояние здоровья ребенка, а также заметить патологии развития, · ребенок податлив к внешним влияниям, можно эффективно влиять на развитие интеллекта и черт характера, · ребенок начинает говорить, речь своеобразная и забавная, много положительных эмоций, · ребенок подвижен, интересуется окружающим. · если ребенок с рождения воспитывался в условиях интернатного учреждения, у него возможны нарушения эмоциональных привязанностей, которые требуют особых подходов в воспитании, · нужно много времени уделять уходу за ребенком, не остается времени на себя и других членов семьи, потому что все это время занимает подвижный и любознательный малыш. · ребенок подвержен различным заболеваниям, простудам, инфекциям
от 3 до 7 лет · ребенок уже самостоятелен и независим, · можно определить отдельные черты характера, темперамент, · проявляются его способности, склонности и интересы, · он реже болеет · он разумен, почти не капризничает, с ним можно поговорить, как с взрослым, побеседовать на разные темы · ребенок относительно быстро забывает обстановку детского дома, социально- реабилитационного центра, постепенно новая мать в своем каждодневном контакте с ребенком становится для него самым близком человеком. · Ребенок еще помнит отдельные эпизоды из своей прошлой жизни, родственников и других людей, и, возможно, эти воспоминания наложили негативный отпечаток на его сознание и поведение
От 7 до 10 лет · ребенок самостоятелен и не требует много времени для ухода, он независим и трудолюбив, · видны особенности характера, поведения, привычки, склонности, способности, уровень интеллекта, · ребенок очень хочет иметь хорошую семью, любого взрослого, проявившего к нему внимания и позаботившегося о нем, готов назвать родителем, · ребенок может оценить желание приемных родителей заменить ему родных. · Трудно бывает приспособиться к особенностям поведения, · привычкам, чертам характера и принять его таким, какой он есть, · если что-то не нравится, ребенок проявляет характер, · нужно терпение, умение сдерживаться, не разражаться, понимать, что ребенок- продукт среды и обстоятельств, стал таким не по своей воле, а по вине окружающих его взрослых
Подростковый возраст · ребенок самостоятелен и обучен навыкам самообслуживания, · приобретение знаний и умений в школе, вне школы · умение полноценно проводить время, свободное от обязанностей · привязанность к взрослым, положительно реагирует на физическую близость, но проявляет избирательность в общении · развитие половой идентификации и интерес к противоположному полу · отсутствие навыков самоконтроля, · эмоциональная ригидность, · отсутствие представлений о семье, функциях семьи. · отсутствие ценностных ориентиров и правил построения взаимоотношений в семье, подросток испытывает сильное напряжение и страх в ситуации общения с взрослым "один на один"

 

Приложение 3

ПРАВИЛА РАБОТЫ ГРУППЫ

Þ Необходимость конфиденциальности.

Þ Необходимость посещения всех занятий без пропусков и опозданий. Предупреждать о пропуске или опоздании.

Þ Право на свое мнение. Нельзя оценивать и интерпретировать высказывания других членов группы. Можно лишь обсудить спорные вопросы, говоря от себя и использовать свой опыт.

Þ Не говорить всем одновременно! Есть опасность, что не будет услышан никто!

Þ Право Ведущего. Он отвечает за выполнение программы тренинга, поэтому имеет право прерывать любого участника, предоставлять кому-либо слово или переключать группу на другие виды деятельности.

Þ Активность всех участников группы в течение всего занятия.

Þ Отключить сотовые телефоны.

Þ Занятия в субботу в 10.00. Продолжительность встреч-3-4 часа.


Приложение 4

 


Приложение 5

 

РАЗДЕЛ 1 Восстановление сенсорного уровня развития

Задача Реабилитация ребенка- сироты на сенсорном уровне.
Содержание 1 часть. Формирование зрительно – моторной координации ( восстановление способности ребенка к саморегуляции и самоконтролю своей аффективной сферы, формирование стабильных аффективных ритмов). 2часть. Формирование личностных границ ребенка - сироты. Организация личностного пространства, формирование понятий собственности "мое" - "твое", выделение личных вещей через упражнения. 3 часть. Формирование позитивных телесных контактов через упражнения на телесные контакты. 4 часть. Формирование сенсорных контактов в близких семейных отношениях.

РАЗДЕЛ 2 Мир эмоций и чувств

Задачи § Формирование чувства привязанности, близости и их развитие. § Развитие умения выразить словами собственное чувство. § Научить интерпретировать отношения, чувства других людей, понимать чувства другого человека.
Содержание 1.Интерпретация мимических выражений лица, поз, чувств. Работа над чувствами и эмоциями на уровне картинки, на уровне отношений с другим человеком. Работа с эмоциями через сенсорные каналы. 2.Воссстановление способностей к чувству привязанности. Установление эмоционального контакта и границ личности через комплекс упражнений.
Примечание Освоение данного раздела поможет ребенку - сироте снять неуверенность в проявлении своих эмоций и чувств, выражать словами собственные чувства. Комплекс упражнений направлен на формирование положительного эмоционального самочувствия у ребенка.

РАЗДЕЛ 3 Мир семьи

Задачи § Знакомство с понятием "семья" и ее структурой, определение функции семьи, ролевых обязанностей в семье. § Осознание места ребенка в семье и его саморазвитие. Знакомство с экономическими основами семьи. § Знакомство с жизнедеятельностью семьи, с взаимоотношениями в семейной структуре. § Изучение семейных конфликтов и выработка навыков позитивного сотрудничества с членами семьи.
Содержание Раздел состоит из 16 занятий по жизненному самоопределению воспитанников детского дома. Каждое занятие состоит из теоретической и практической части. В практическую часть входят: тестирование, тренинги, сюжетно- ролевые игры, игры- драматизации, деловые игры, ситуационные игры, цель которых осознание сильных и слабых сторон своей личности, особенностей стиля поведения в семье при решении семейных ситуаций.
римечание В данном разделе Программы предусмотрено изучение вопросов семейного воспитания, знакомство с понятием "семья" и ее жизнедеятельностью, с ролью ребенка в семье, искусством семейных взаимоотношений.

РАЗДЕЛ 4

Социализация ребенка – сироты

 Задачи § Подготовка ребенка к жизни в социальном пространстве: личностная, социальная, культурная, экономическая и правовая адаптация воспитанника. § Знакомство с основами социализации и общения. § Отработка общепринятых стандартных вариантов норм поведения в наиболее типичных жизненных ситуациях.
Содержание Раздел состоит из 4 занятий по социализации воспитанников детского дома. Каждое занятие состоит из двух частей: теоретической и практической части (сюжетно- ролевые, ситуационные игры - упражнения).

 


Приложение 6

Занятие по программе "Подготовка ребенка к жизни в семье"

Раздел "Мир чувств"

Тема: Наши эмоции

Цель:

§ познакомить детей с эмоциями;

§ научить определять эмоциональное состояние других людей;

§ тренировать умение владеть своими эмоциями.

Ход занятия

1. Упражнение на эмоциональный разогрев группы и сплочение коллектива.

Игра по кругу "Комплимент".

2. Групповая работа.

Разминка. Упражнение на развитие мимики: поднять брови, опустить брови, нахмурить брови, сдвинуть и надуть губы, опустить уголки губ, наморщить нос и т.д.

Педагог проводит опрос детей по кругу, предлагая вспомнить, какое настроение чаще всего у каждого было за неделю.

При обсуждении эмоционального опыта детей желательно добиться информации от каждого участника. Чем больше будет проанализировано чувств и жизненных ситуаций, тем лучше.

Задание группе: какие ты испытывал чувства, когда тебя не пустили гулять, ты получил двойку за домашнее задание, которое с таким желанием выполнял дома, когда тебя отметили как хорошего ученика на школьной линейке и т.д.?

После обсуждения ребята приходят к выводу, что все люди иногда бывают злыми и раздражительными, а иногда добрыми и веселыми. Внутри нас живут наши друзья и наши враги - эмоции.

Работа по теме

Обсуждение понятия "эмоции". Воспитанники рассматривают плакат со схематичным изображением эмоций.

Педагог: Попробуйте дать определение понятия "эмоции". Обобщая ответы детей, педагог дает свое определение: "Эмоции - это выражение нашего отношения (чувства) к происходящему внутри нас или вокруг нас".

Педагог: Могут ли эмоции нанести человеку вред? Перечислите, какие эмоции можно назвать нашими врагами (злость, агрессия, насмешка и т.д.). На плакате хорошо видно, что даже выражение лица становится неприятным, если человек является рабом своих внутренних врагов. Общаться с такими людьми тоже неприятно.

Положительные эмоции, наоборот, помогают бороться с нашими врагами, поэтому положительные эмоции можно назвать нашими друзьями. Назовите положительные эмоции (радость, нежность, спокойствие, доброжелательность, улыбка и т.д.)

Советы "Как можно побороть своих врагов":

§ Досчитать до 20.

§ Побыть одному, улыбнуться.

§ Подумать о чем-то хорошем.

§ Написать на бумаге и разорвать ее.

Педагог предлагает поиграть в игры и закрепить полученные знания об эмоциях.

Игра "Угадай эмоцию"

Воспитанники берут в руки "Кубики эмоций" и определяют, какие эмоции изображены на кубиках.

Игра "Назови эмоцию"

Передавая мяч по кругу, воспитанники называют эмоции, мешающие общению. Затем, мяч передается в другую сторону, и называются эмоции, помогающие общению.

Игра "Изобрази эмоцию".

Педагог разъясняет детям, что эмоции можно выражать с помощью движений, жестов и интонации. Всем участникам раздаются карточки, на каждой написано слово, означающее ту или иную эмоцию (радость, грусть, насмешка, обида, страх, удивление и др.) Водящий пытается изобразить доставшуюся ему эмоцию без слов. Остальные должны угадать, какую эмоцию пытается изобразить водящий. Принимают участие все желающие.

Обсуждение с группой воспитанников по вопросам:

Если эти эмоции могут быть нашими врагами, то нужно ли учиться управлять ими?

Как этому научиться?

После обсуждения педагог делает вывод. Владеть эмоциями – это значит:

§ Проявлять терпимость к чужому мнению.

§ Уважать права других.

§ Не причинять вреда и не совершать насилия.

§ Мириться с чужим мнением.

§ Не возвышать самого себя над другими.

§ Уметь слушать. ( Детям можно вносить свои добавления)

3. Рефлексия детей.

Что для Вас было новым на занятии?

Что было уже известно?

Что понравилось на занятии?

Что бы Вы хотели изменить?

Поставьте свою оценку (свой балл) нашему занятию?


Приложение 7

 


Приложение 8

СЕМИНАР- ТРЕНИНГ

Тема: программа "Подготовка ребенка к жизни в семье"

Место проведения: детский дом Дата и время проведения: 21.02.09г., 14.30.

Присутствовало: 11 чел.

План семинара

I. Теоретическая часть:

Программа "Подготовка ребенка к жизни в семье". Раздел программы "Мир семьи". Методы и формы работы по данному разделу.

II. Практическая часть.

Раздел "Мир семьи". Ролевая игра "Построй свою семью".

Цель: осмысление ролевых отношений, взаимоотношений в семье, выработка позитивных способов поведения с членами семьи.

Ход игры:

1.Приветствие педагогов в роли воспитанников. Упражнение на эмоциональный разогрев и сплочение коллектива.

2. Работа с группой:

· мини-беседа "Думал ли я о создании своей семьи?"

· Анкетирование " Мое мнение о семье?", "Что я знаю о семье?"

· Знакомство с рисуночной методикой. Рисунок "Моя будущая семья".

· Игра-упражнение "Семейный фотограф".

· Ролевая игра "Прояви такт и мудрость".

3.Рефлексия.

 


Приложение 9

 



2019-12-29 204 Обсуждений (0)
Возрастные особенности вхождения приемного ребенка в семью 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Возрастные особенности вхождения приемного ребенка в семью

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (204)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)