Выявление уровня сформированности знаний об аквариумных рыбках у детей старшего дошкольного возраста
Для выявления уровня сформированности знаний об аквариумных рыбках у детей старшего дошкольного возраста был проведен констатирующий эксперимент. Цель констатирующего эксперимента: выявление уровня сформированности знаний у детей старшего дошкольного возраста об аквариумных рыбках. Для реализации цели эксперимента, были поставлены следующие задачи: 1) Подобрать диагностический инструментарий, позволяющий определить уровень сформированности знаний об аквариумных рыбках у детей старшего дошкольного возраста. 2) Организовать изучение уровней сформированностей знаний об аквариумных рыбках у детей старшего дошкольного возраста. 3) Проанализировать полученные результаты обследования и сделать выводы. Опытно – экспериментальная работа проходила с 11 детьми старшего дошкольного возраста на базе МДОУ № 152. Критерии оценки знаний были взаимствованны и адаптированы в дошкольный возраст из исследований И.Я. Лернера, С.Н. Николаевой, П.Г. Саморуковой. Критерии и показатели формированности знаний у старших дошкольников:
На основе критериев и показателей была составлена таблица.
Для выявления уровня знаний детей об аквариумных рыбках были использованы методики О.А. Соламенниковой, С.Н. Николаевой, Т.М. Бондаренко, С.А. Вохринцовой. Для выявления полноты знаний была проведена беседа по открыткам из серии «Аквариумные рыбки» и книга – раскраска С.А. Вохринцовой «Аквариумной рыбки». Цель: выявить количество знаний детей об аквариумных рыбках. Оборудование: набор открыток из серии «Аквариумные рыбки» и книга – раскраска С.А. Вохринцовой «Аквариумные рыбки». Беседа проводилась в свободное время в групповой комнате за столом, с каждым ребенком индивидуально. Вопросы беседы: - кто изображен на картинках? - каких рыбок вы знаете? - назовите части тела рыбки? - в каких условиях живут рыбки? - чем питаются? - как нужно ухаживать за аквариумными рыбками? Детям предлагается выполнить практическую часть задания. Дается книга – раскраска из серии «Аквариумные рыбки». Результаты исследования:
Таблица.
Всех исследуемых детей можно распределить на 3 уровня в соответствии имеющихся у них знаний об аквариумных рыбках
Таблица
Для выявления глубины знаний была провидена дидактическая игра «Кто где живет?» Цель: установление связей между внешним видом и повадками, соотнести зависимость между биологическим равновесием и нормальной жизнедеятельность рыб. Оборудование: картинка с изображение аквариума и с изображением моря, набор карточек с изображением водных обитателей. Ход проведения: Детям предлагается набор карточек с изображением различных водных обитателей и рисунки моря и аквариума. Водные жители заблудились и никак не найдут свою реку, а ребята могут помочь им. Предлагаю детям выбрать из предложенного набора карточек водных жильцов и поместить их на рисунки моря и аквариума. Детям задается вопрос: - По каким признакам можно определить, что эти животные обитают именно в воде? Результаты исследования: Из всех исследуемых (11) детей, полностью справились с заданием три ребенка (Максим Г., Света К., Ксюша К) – они отнесены к высокому уровню знаний о водных обитателях, устанавливают связь между внешним видом и повадками, сформированы знания о водных животных, их особенностях, приспособленности к жизни именно в водной среде. Четверо детей частично справились с заданием (Алина Н., Алеша Б., Артем Ч., Костя Ц), знания носят частично – обобщенный характер, что соответствует среднему уровню знаний о водных обитателях; ситуативно устанавливают связь между внешним видом и повадками, имеют не совсем точные знания о приспособленности к жизни животных именно в водной среде. Не справились с заданием четверо детей (Данил М., Аня Ш., Саша П., Дима Т) – они отнесены к низкому уровню знаний о водных обитателях, не могут установить связь между внешним видом и повадками, имеют не точные знания о приспособленности к жизни животных именно в водной среде.
Для выявления осознанности знаний было использовано игровое упражнение «Закончи предложение» Цель: понимание связей и путей их получения, умение их доказывать, понимание принципа связей и механизм их становления. Осознаность знаний об уходе за аквариумными рыбками в объяснительной речи. Ход проведения: Я начинаю предложение и предлагаю детям закончить его. - тело у рыб…какое? (обтекаемое) - а покрыто оно… (чешуей) - рыбы дышат…(жабрами) - рыбы плавают с помощью…чего? (плавников, хвоста) - люди кормят рыб… чем? (кормом) - рыбки живут…(в воде, в аквариуме) - кроме рыбок в аквариуме живут…(улитки, ракушки) - человек должен за рыбками …что делать? (ухаживать, заботиться) уточнить у детей каким образом нужно ухаживать (убирать грязь с песка, протирать стены аквариума, доливать чистую воду, протирать стекла аквариума) Результаты исследования: Из всех исследуемых детей (11), четверо справились с заданием (Максим Г, Света К, Ксюша К, Костя Ц) – они относятся к высокому уровню знаний; понимают принцип связей и механизм их становления, уверенно заканчивают предложение, понимают значение ухода человека за аквариумными рыбками. Пятеро детей частично справились с заданием (Алеша Б, Алина Н, Артем Ч, Аня Ш, Саша П), что характерно для среднего уровня знаний; не всегда правильно заканчивали предложение, не совсем понимают значение ухода человека за аквариумными рыбками. Не справились с заданием двое детей (Данил М, Дима Т) – они относятся к низкому уровню знаний; не понимают принцип связей и механизм их становления, не уверенно заканчивают предложение, не понимают значение ухода человека за аквариумными рыбками.
Вывод: используемые на констатирующем этапе опытно – экспериментальной работы диагностические методы позволили получить определенные представления об имеющихся у детей знаний о аквариумных рыбках и определить их уровень, выявить имеющиеся проблемы, не точности. Таким образом, результаты эксперимента показали необходимость в проведении целенаправленной педагогической работы в данном направлении.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (273)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |