Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Современное состояние рынка въездного туризма



2019-12-29 160 Обсуждений (0)
Современное состояние рынка въездного туризма 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Низкий уровень развития въездного туризма в России не соответствует значительному туристскому потенциалу страны с уникальными уголками природы, богатой памятниками истории и культуры мирового значения

Сложность анализа развития туризма в России обусловлена прежде всего нерешенностью проблем адекватного статистического учета турпотоков и экономических показателей функционирования туриндустрии как межотраслевого хозяйственного комплекса. Не решены такие важные проблемы, как учет в структуре въезда и выезда челночных поездок и нелегальной миграции, исчисления мультипликативного эффекта развития туризма, более точной оценки его вклада во внешнеторговый оборот, формирование ВВП, налоговые поступления в бюджеты всех уровней, занятость населения и т.д.

Данные ФСБ России (Пограничной службы), с одной стороны, свидетельствуют об увеличении въезда в Россию иностранных граждан (без учета въехавших на постоянное место жительства) с 1995 г. почти в 2,2 раза (22,06 млн. прибытий в 2004 г.). С другой - констатируют, что произошло это в основном за счет роста прибытий из стран СНГ (с 5,0 млн. в 1995 г. до 13,4 млн. в 2004 г.), тогда как число прибытий из стран дальнего зарубежья за тот же период увеличилось всего в 1,6 раза - с 5,3 млн. до 8,7 млн.

Кроме того, необходимо учитывать, что увеличение въезда из стран СНГ произошло в основном из-за роста частных поездок (в 3,6 раза), среди которых особенно велика доля трудовой миграции, тогда как туристские поездки составляют всего 3,3%, сохраняясь примерно на одном уровне с 2000 г. Наконец, такая динамика общего числа прибытий из стран СНГ может в известной степени объясняться улучшением пограничного контроля в условиях относительной прозрачности границ.

Общая цифра международных прибытий в страну впечатляет, и если считать большинство из них туристскими, то в списке самых посещаемых туристами государств Россия должна была бы занимать 7-е место после Франции (75 млн. прибытий), Испании (52,5 млн. прибытий), США (40,4 млн. прибытий), Италии (39,6 млн. прибытий), Китая (33,0 млн. прибытий) и Великобритании (24,8 млн. прибытий).

Но в Великобритании валютные поступления от 24,2 млн. иностранных прибытий составляют 19,4 млрд. долл., а в России, по данным за 2003 г., на 22,5 млн. прибытий приходится экспорт услуг на сумму 4,5 млрд. долл. Если валютные поступления в расчете на одно прибытие в США превышают 1600 долл., в Германию - 1250 долл., Италию и Испанию - по 790 долл., Австрию - 700 долл., Китай - 520 долл., то средние расходы, произведенные нерезидентом во время пребывания на территории Российской Федерации, составили всего 200 долл.

Это не означает, что мировой туристский рынок утратил интерес к нашей стране, о чем свидетельствует и динамика въезда в Россию из стран, граждане которых чаще всего выезжают за рубеж. Так, в 2003 г. на долю Германии приходилось 516 тыс. прибытий, США - 281, Франции - 189, Великобритании - 177, Италии - 170 и Японии - 87. Тем не менее, тон в структуре въезда из стран дальнего зарубежья задают государства, сопредельные России, на долю которых приходится и основная часть челночного оборота. В 2004 г. на долю Польши пришлось 1129 тыс. прибытий, Финляндии - 1092 тыс., Литвы - 951 тыс., Китая - 813 тыс., Эстонии - 521 тыс., Латвии - 371 тыс. и Монголии - 123 тыс. Особенно в этом отношении важен Китай, который располагает сегодня самым большим в мире потенциалом выездного туризма. По мере развития современных форм организации приграничной торговли число челночных прибытий из Китая сокращается, уступая место реальным турпоездкам, особенно после включения России в 2002 г. в список стран, рекомендованных властями КНР для посещения китайскими гражданами.

К этому перечню можно добавить Турцию, откуда в 2004 г. в Россию въехали 178 тыс. человек, значительная, если не большая, часть которых приезжала на заработки. Хотя нельзя не учитывать, что челночные направления со временем, как правило, становятся популярными туристскими дестинациями. Примером тому с точки зрения поездок российских граждан за рубеж могут служить и Римини в Италии, и Дубай, и Греция, и Турция, и Финляндия. Можно не сомневаться, что то же самое произойдет с поездками в Китай и Польшу.

Еще одним важным индикатором работы индустрии гостеприимства является количество созданных в этой сфере рабочих мест, в том числе с учетом сезонной занятости. Сказанное не умаляет, разумеется, значения таких показателей, как коэффициент загрузки средств размещения, объем реализации услуг, рентабельность, сроки окупаемости капиталовложений применительно к предприятиям и организациям, специализирующимся на приеме иностранных туристов, и, конечно, сумма налогов, уплачиваемых ими в бюджеты всех уровней.

Если считать народно-хозяйственную эффективность, нельзя не учитывать мультипликативный эффект развития въездного туризма (равно как и внутреннего), возникающий в результате создания рабочих мест и реализации товаров и услуг туристам предприятиями смежных отраслей - транспорта, культуры, народных промыслов, общественного питания, торговли, связи и т.д. Соответствующие методики разработаны Всемирной туристской организацией, но внедрение их сопряжено с немалыми трудностями в организации статистического учета и отчетности на региональном и общероссийском уровнях.

Таким образом, повышение эффективности государственного регулирования в сфере въездного туризма, равно как и решений, принимаемых на уровне внутрифирменного управления, невозможно без совершенствования системы соответствующих показателей, методологии и методики статистического учета и отчетности.

Проблема привлечения инвестиций в гостиничное хозяйство заключается прежде всего в том, что сроки окупаемости отелей уровня 3 звезды с учетом сложившейся процентной ставки по кредиту и стоимости строительства составляют, как правило, более семи лет. Тогда как, например, сроки окупаемости капиталовложений в офисное строительство - 2,5-3 года, а жилищное и того меньше. Кроме того, инвесторов ждет исключительно сложная процедура землеотвода и различных согласований. Не в последнюю очередь отпугивает и существующая во многих городах практика "обременений" инвестора расходами, например, на реконструкцию коммуникаций в прилегающих районах, благоустройство города и т.п., а также просто высокий уровень коррумпированности инстанций, дающих разрешение на строительство.

По результатам экспертного опроса 115 работающих на въезд туроператоров, который РСТ провел в 24 регионах России, составлен рейтинг проблем, препятствующих развитию въездного туризма в нашу страну (см. Приложение). Совершенно очевидно, что большинство вопросов, которые необходимо решить для увеличения турпотока в Россию, относятся к компетенции непосредственно государства.

Основные проблемы, мешающие развитию въездного туризма, напрямую связаны с общеэкономической ситуацией, в частности, инвестиционным климатом в стране. И, по большому счету, именно этим объясняется, например, дефицит гостиниц туркласса, то есть уровня 2-3*, и других объектов туристической инфраструктуры. Но есть первоочередные вопросы, которые государство может решить, а некоторые уже начало решать. На прошедшем в Лондоне саммите, как известно, Россия и Евросоюз договорились об упрощении въезда в Россию для граждан экономически развитых стран. Речь пока не идет о туристах, но, тем не менее, это важный шаг для стимуляции въездных потоков.

А договоренность о единой стоимости виз в 35 евро не только для стран Шенгенской зоны, но и для всего Евросоюза, дает основания надеяться, что и Россия в ближайшее время перейдет к реально паритетному варианту, а также сократит сроки выдачи виз максимум до трех-четырех дней, зарабатывая на количестве выданных въездных документов, а не на срочности их оформления. Но решение вопроса упирается не столько в МИД, который занимает по этому поводу достаточно конструктивную позицию, а в то, чтобы обеспечить достойное финансирование российских консульств за рубежом со стороны Минфина.

Но все эти меры можно рассматривать лишь как первый шаг на пути упрощения визовой процедуры, поскольку наши конкуренты – страны Юго-Восточной Азии, Восточной Европы и даже СНГ, например, Казахстан, Киргизия, Украина - идут по пути перехода на режим безвизового въезда для экономически развитых стран и поэтапной отмены институтов подтверждения и обязательной регистрации.

Показательны примеры значения визовой политики для привлечения турпотоков. За последние два сезона Россия потеряла 50-60% израильского рынка, весьма важного для въездного туризма нашей страны. Причиной стала отмена Чехией и Венгрией виз для израильтян, и они дружно поехали в Восточную Европу. Пару лет назад по аналогичной причине заметно снизился въездной поток в Россию из Японии. Японские туристы предпочли Китай, который установил для них безвизовый въезд. В результате турпоток из Японии в Китай увеличился в 4 раза.

Русская пословица «Что дорого – то мило» в отношении турпоездок в Россию не работает. Въездной поток из Западной Европы в нашу страну сокращается во многом из-за высокой стоимости туров. Даже себестоимость туров в Россию превышает «желательную» платежеспособности граждан западноевропейских стран. То есть, они, конечно, могут потратить такие деньги на путешествие, но не будут этого делать, поскольку есть огромный выбор гораздо более выгодных предложений из Восточной Европы».

Классический недельный тур Москва - Санкт-Петербург за последние четыре года подорожал в 2-2,5 раза, и сейчас обходится европейцу в 1300-1400 евро при размещении в двухместном номере. При этом аналогичная поездка в Чехию или Венгрию стоит 500-700 евро.

Стоимость турпакета в Россию растет за счет всех составляющих. Например, за четыре года стоимость железнодорожного билета Москва - Санкт-Петербург выросла с $28-30 до $80, билеты в самые популярные музеи увеличилась в 3-4 раза, услуги гостиниц и предприятий общественного питания каждый год дорожают на 20-25%.

Также актуальна ситуация с привлечением инвестиций для развития туристической инфраструктуры в стране. Помимо снижения таможенных пошлин на импорт воздушных пассажирских судов, на котором сейчас настаивает Минэкономразвития, необходимо срочно рассмотреть вопрос о снижении, а лучше отмене таможенных пошлин на импорт современных туристических автобусов. Сегодня, чтобы ввезти в страну современный автобус, надо к его цене прибавить 20% - таможенные пошлины, 18% - НДС, 2,2% - налог на имущество. В итоге стоимость его для российских компаний увеличивается на 44% по сравнению с ценой, которую платят за такую же машину наши коллеги, например, из стран Балтии. Конкретно: установка таможенных пошлин на автобусы старше 7 лет в 3 евро за 1 куб. см двигателя увеличивает стоимость комфортабельного и безопасного западноевропейского туристического автобуса на 36 тыс. евро. В результате многие турфирмы не могут вообще позволить себе не только новые, но и даже подержанные автобусы недавнего года выпуска. Да и смысла нет их покупать: из-за высокой цены значительно растягиваются сроки окупаемости этих инвестиций. В результате оказывается под угрозой безопасность туристов, которых возят на старых автобусах с соответствующими техническими характеристиками.

По данным таможенной статистики за шесть месяцев 2005 года в страну ввезено 176 новых туристических автобусов. А подержанных – 1493, в том числе 163 – 80-х годов выпуска и 1042 – 1997-98 годов, ввезенные из Китая и Кореи.

Аналогичная проблема с речными круизными судами, которых реально в России не строят, а при импорте накручивается 23% стоимости (18% НДС плюс 5% таможенные пошлины). Сроки окупаемости, опять же, зашкаливают далеко за 10 лет. Не случайно затормозилась даже объявленная сделка по строительству первых шести теплоходов для России в Германии, а отечественный круизный флот представляет собой, чуть ли не экспозицию плавучего музея. Иными словами, без кардинального снижения налогов и таможенных пошлин на импорт транспортных средств для перевозок туристов реальных перспектив укрепления позиций на мировом туристическом рынке у России просто нет. Этот же вопрос необходимо срочно решать и в отношении импортного оборудования – лифтового, холодильного, вентиляционного и др. - для гостиниц и других предприятий индустрии гостеприимства.

Еще одна не менее важная проблема - некоммерческая реклама туристических возможностей страны за рубежом. Из федерального бюджета на это выделяется всего3 млн. евро, включая не только непосредственно рекламные акции, но и выставки, конференции и прочие мероприятия, проводимые Федеральным агентством по туризму. А та же Польша в 2006 году намерена потратить на свое продвижение более 60 млн. евро. Даже Франция, давно лидирующая на рынке въездного туризма, выделяет на рекламу страны 60 млн. евро, не считая региональных бюджетов. В среднем же каждая страна Евросоюза тратит на некоммерческую рекламу 34 млн. евро.

Поэтому, в России расходы на эти цели из федерального бюджета, если страна действительно делает ставку на развитие туризма, не могут составлять меньше $100 млн. в год. И пора, наконец, признать экспортный характер предпринимательской деятельности в области въездного туризма, предусмотрев соответствующие льготы по НДС.

Как видно из прилагаемой таблицы, перечень подобных вопросов к государству можно продолжить. Но если экстренно не взяться за решение хотя бы вышеупомянутых первоочередных проблем, то нам еще долго придется удивляться тому, что в Россию приезжает так мало иностранных туристов, въездным туризмом в стране реально занимается не более 1-2% зарегистрированных фирм, а дефицит платежного баланса по статье «Поездки» - при наших-то богатейших туристических ресурсах – составляет в 2004 году, по данным Банка России, более $10,5 млрд.

По данным Росстата, увеличение стоимости услуг в сфере внутреннего туризма в 2001 г. составило 31,1%, в 2002 г. - 21,8%, а в 2003 г. - 19,4%. Тогда как, например, стоимость поездок российских граждан за рубеж в 2001 г. выросла на 8,8%, в 2002 г. - на 8,0%, а в 2003 г. - на 4,9% (при этом средняя стоимость поездки в Турцию даже сократилась на 3,6%, а в Китай - на 4,5%). В основе роста цен в сфере туризма лежат причины общеэкономического характера: неэффективность структурной, антимонопольной политики, сложившийся инвестиционный климат, рост мировых цен на энергоносители и др. Однако анализ динамики цен на отдельные виды услуг, реализуемых туристам, дает основания для дополнительных выводов. Прежде всего обращает на себя внимание то, что опережающими темпами растет стоимость услуг в тех отраслях, где регулирование цен (тарифов) относится к зоне ответственности государства. Речь идет, например, о железнодорожных билетах и входных билетах в музеи, большинство которых являются государственными.

Немало проблем возникает и при работе с музеями, особенно федерального значения, начиная от очередей на вход во время высокого сезона, обеспечения стоянками для автобусов, туалетами и заканчивая той же ценовой политикой. Проведенный Российским союзом туриндустрии (РСТ) анализ цен входных билетов в крупнейшие музеи мира показал, что в России их стоимость уже вышла на европейский уровень, уступая только музеям Тауэра и Ватикана.

Определенный прогресс во взаимоотношениях турбизнеса с музеями наметился. По итогам переговоров РСТ с руководством Государственного Эрмитажа и Государственного историко-культурного музея-заповедника "Московский Кремль" эти музеи как наиболее пользующиеся спросом у иностранных туристов не повысили цены входных билетов на 2005 г. При этом Эрмитаж ввел сезонные скидки, а Московский Кремль довел информацию о стоимости своих услуг в следующем году до турфирм заранее, в октябре 2004 г.

Прежде турфирмы узнавали о ценах на высокий сезон уже после начала года, хотя договорный процесс с зарубежными партнерами и выпуск каталогов с указанием цен начинались осенью предыдущего.

Главной же причиной опережающего роста стоимости отечественного турпродукта является дефицит современных гостиниц туристского класса. Количество гостиничных предприятий за период с 1995 по 2003 г. сократилось на 28,8% и составило 3916, номерной фонд - на 17,2% (177,2 тыс. номеров), а единовременная вместимость - на 14,5% (364 тыс. мест). Разумеется, отчасти это связано с выбытием изношенных основных фондов и реконструкцией части гостиниц, предполагающей, как правило, увеличение площади номеров за счет сокращения их количества. Кроме того, надо учитывать, что, помимо гостиниц, отечественная база размещения включает санаторно-курортные учреждения и организации отдыха (пансионаты, дома и базы отдыха, турбазы и др.), общее число которых составляет 4601, а вместимость - 787,4 тыс. мест. Таким образом, общее количество мест в официально зарегистрированных в России средствах размещения, не считая детских оздоровительных учреждений, по состоянию на 2003 г. составляло 1151,4 тыс., что втрое больше, чем в Турции, и в четыре с лишним раза больше, чем в Египте. По этому показателю Россию в Европе опережают только Италия, Германия, Испания и Франция.

Согласно исследованию, подготовленному Оксфордским институтом экономики, доля российской туристической индустрии в ВВП России на сегодняшний день составляет 9%, или 306 млрд. руб., а до конца 2005 г. этот показатель увеличится на 5,2%. По прогнозу, этот рост продолжится и доля туризма в экономике в течение десяти лет достигнет 11% ВВП. Развиваясь, туристический сектор России будет содействовать развитию экономики страны в целом. В 2005 г. число занятых в российской индустрии туризма составило 5,3 млн. человек, что соответствует 7,7% общей занятости населения, т. е. каждое тринадцатое рабочее место связано с индустрией гостеприимства. В течение ближайших десяти лет ожидается создания 1,2 млн. новых рабочих мест и увеличения доли туризма в общей занятости населения России на 9,4%.


Заключение

 

Туризм – один из немногих устойчиво развивающихся видов отечественного бизнеса. В туристской индустрии с 1991 по 1996 год создано и сохранено около 600 тыс. рабочих мест. В ближайшие 10 лет туризм останется крупнейшим источником создания новых рабочих мест в европейских странах.

Кроме того, велико значение туризма как источника валютных поступлений, расширения международных контактов.

С экономической точки зрения привлекательность туризма, как составной части услуг – более быстрой окупаемости вложенных средств и получение доходов в СКВ. На долю туризма приходится около 6% мирового ВНП, 7% суммарных капитальных вложений, 11% мировых потребительских расходов и 5 % всех налоговых поступлений. В 1995 году каждое 16 –е рабочее место в мире приходилось на туризм.

Значение туризма, как стимулятора развития других отраслей хозяйства: строительство, торговли. Сельского хозяйства, производство товаров народного потребления, связи и т.д. постоянно растет.

В туристской индустрии динамика роста объемов предоставляемых услуг приводит к увеличению числа рабочих мест не много быстрее, чем в других отраслях. Временной промежуток между ростом спроса на туристские услуги и появлением новых рабочих мест в туристском бизнесе минимальны.

Данный бизнес привлекает предпринимателей по многим причинам: небольшие стартовые инвестиции, растущих спрос на туристские услуги, высокий уровень рентабельности.

В ряде зарубежных стран туризм является одной из самых приоритетных отраслей, вклад ВНП которых составляет 15 – 35%.

Несмотря на продолжающийся туристский бум в России, влияние туризма на экономику страны пока незначительно. Оно адекватно вкладу государства в развитие данной отрасли и сдерживаемости в основном отсутствием реальных инвестиций, низким уровнем частичного сервиса, недостаточным количеством гостиничных мест, дефицитом квалифицированных кадров.

По самым оптимистическим подсчетам в российской индустрии туризма занят лишь 1 работник из 300, что в 30раз меньше аналогичного мирового показателя.

Неразвитость туристской инфраструктуры, невысокая качество сервиса, высокий уровень преступности в стране привели к тому, что в настоящее время на Россию приходится менее 1% мирового туристского потока.


Список литературы

 

1. Балабанов И.Т., Балабанов А.И. Экономика туризма: Учеб. пособие. - М.: Финансы и статистика, 2000.

2. Бургонова Г.Н., Коморджанова Н.А. Гостиничный и туристский бизнес. Учеб. пособ. - М.: Финансы и статистика, 2002. - 352с.

3. Власова И.Б., Зорин И.В., Ильина Е.Н. Основы туристской деятельности. — М.: Российский международный институт туризма, 2003.

4. Въездной туризм может стать высокодоходным // Экономика России: ХХI век» № 20, 2004

5. Герасимова А. Особенности осуществления бухгалтерского учёта в международном туризме. //Экономика и жизнь. 2001 №14.

6. Годфри Харрис, Кеннет М. Кац. Стимулирование международного туризма. М: Финансы и статистика, 2000 – 240 с.

7. ГОСТ 28681.0-90 «Стандартизация в сфере туристско-экскурсионного обслуживания. Основные положения;

8. ГОСТ Р 50645-94 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Классификация гостиниц».

9. Гостиничный и туристический бизнес. - М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем», 2001.

10. Гуляев В.Г. Организация туристской деятельности. — М.: Нолидж, 2000.

11. Гуляев В.Г. Туристские перевозки (документы, правила, формуляры, технология). - М.: Финансы и статистика, 2001.

12. Гуляев В.Г. Новые информационные технологии в туризме. М.: «Издательство ПРИОР», 2001. - 144с.

13. Добрецов А. Экспорт услуг и международный туризм. // Экономика и жизнь. 2003. №42.

14. Доходы от въездного туризма в Россию возрастутhttp://www.ratanews.ru/rubricator/?id=464 // http://www.welt.ru/ru/news/market/tourism_news_russia_2.html

15. Дурович А.П. Поведение покупателей на рынке: маркетинговый анализ. – Минск: БГЭУ, 2001.

16. Дурович А.П., Копанёв А.С. Маркетинг в туризме: Учебное пособие/Под общей ред. З.М. Горбылёвой. - Мн.: "Экономпресс", - 2002 - 400с.

17. Зуева М. Путешествия на продажу // Свой бизнес, № 11, 2004

18. Ильина Е.Н. Туризм — путешествия. Создание туристской фирмы. Агентский бизнес: Учебник для туристских колледжей и вузов. - М.: РМАТ, 2000.

19. Ильина Е.Н. Туроперейтинг: организация деятельности. Учеб. - М.: Финансы и статистика, 2002. - 256с.

20. Исмаев Д.К. Основы стратегии и планирования маркетинга в иностранном туризме. – М.: Луч, 2003.

21. История развития отрасли гостеприимства/ Под ред. Дашкова Л.П. – М.: ЮНТИ, 2000. – 213 с.

22. Кабушкин Н.И., Бондаренко Г.А. Менеджмент гостиниц и ресторанов: Учеб. пособ. - Мн.: ООО «Новое знание», 2000. - 216с.

23. Квартальнов В.А. Туризм: Учебник. М.: Финансы и статистика, 2003 – 320 с.

24. Квартальнов В.А. Туризм, экскурсии, обмены: Современная практика. — М.: Наука, 2001.

25. Квартальнов В.А. Туризм: теория и практика: Избранные труды: В 5-ти т. - М.: Финансы и статистика, 2002.

26. Легорнев С.Ф. Туризм в экономике открытого типа. // Вестник московского Университета. 2004. №2.

27. Международные стандарты. Управление качеством продукции. ИСО 9000 – ИСО 9004, ИСО 8402. – М.: Изд-во стандартов, 2002. – С.41.

28. Моисеева Н., Рюмин М. Коммуникационная концепция маркетинга и её методическое обеспечение.// Маркетинг. - 2001. - №6.

29. Новый Закон о туризме и туриндустрии // http://www.mcds.ru/default.asp?

30. Осипов Д. Вопросы и ответы сайта MITT - 2002.//Туризм: практика, проблемы, перспективы. - 2002 -№1.

31. Попчиковский В.Ю. Организация и проведение туристических походов. - М.: Профиздат, 2003. - 224с.

32. Правила предоставления гостиничных услуг в РФ, утверждённые Постановлением Правительства РФ от 25.04.97г., № 490.

33. Результаты опроса 115 компаний из 24 регионов Российской Федерации по ситуации на рынке въездного туризма // http://www.ratanews.ru/news/news_7102005_3.stm

34. Россия проигрывает конкурентную борьбу за привлечение иностранных туристов // http://www.ratanews.ru 17.10.2005.

35. Ростуризм рассказал о причинах снижения объемов въездного туризма // http://www.turist.ru/onews/business/?2005/10/07/91857

36. СНиП 2.08.02-89. «Общественные здания и сооружения». Правила технической эксплуатации гостиниц и их оборудования.

37. Туризм - бизнес будущего // http://ekburg.ru/adm/otd/30161_0_0_0

38. Туристская декларация: Всемирная конференция министров по туризму (4 ноября 2002 г.) //Туринфо. № 16. 2002.

39. Туристские услуги//Спрос. №3. 2003

40. Уваров В.Д., Борисов К.Г. Международные туристские организации. - М.: Междунар. отношения, 2001.

41. Указ Президента РФ от 22 декабря 1995 г. № 1284 «О реорганизации и развитии туризма в Российской Федерации»

42. Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (с изменениями от 10 января 2003 г., 22 августа 2004 г.)

43. Хвилер Я. А как у них?//Турбизнес - 2001 - №8.

44. Чеботарь Ю.М. Туристский бизнес. - М.: Мир деловой книги, 2001.

45. Экономика современного туризма. Под ред. доктора эконом. наук Г.А. Карповой. М.-СПб., Издательский Торговый Дом «Герда», 2000.-416с.


Приложение



2019-12-29 160 Обсуждений (0)
Современное состояние рынка въездного туризма 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Современное состояние рынка въездного туризма

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (160)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.059 сек.)