Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ПРИНЯТЫЕ МЕРЫ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ВАЛЮТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ




Валютное регулирование – одна из форм государственного регулирования международных экономических отношений, направленная на регулирование международных расчетов и порядок осуществления операций с валютой и валютными ценностями с целью уравновешивания платежных балансов, смены структуры импорта или его ограничения, уменьшения платежей за рубеж, концентрации валютных ресурсов в руках государства .

Иными словами, под валютным регулированием понимается совокупность форм и методов организации денежных потоков как в иностранной валюте, так и в национальной валюте при проведении внешнеэкономических операций, в целях предотвращения оттока капитала и укрепления отечественного платежного баланса, сохранения стабильной динамики валютного курса.

Таким образом, валютное регулирование вместе с валютным контролем, являясь важной частью механизма, обеспечивающего экономическую безопасность национального хозяйства, подлежит постоянному совершенствованию.

Основными направлениями совершенствования валютного регулирования в Республике Беларусь являются:

усиление единства целей валютного регулирования на внутреннем и внешнем рынках. В странах с переходной экономикой, как правило, в большей степени преобладают внутренние интересы, обусловленные необходимостью регулирования девальвационных ожиданий субъектов рынка (в республике это выражается прежде всего в поддержании курса белорусского рубля к иностранным валютам в рамках заданного достаточно жесткого «коридора», что не всегда в интересах расширения экспорта);



активизация взаимодействия органов валютного регулирования и валютного контроля с агентами валютного контроля (республиканскими и местными органами власти, таможнями, банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями);

постепенный переход к преимущественно экономическим методам валютного регулирования, снижение значимости административных мер регулирования валютного рынка;

расширение круга операций, не подлежащих валютному контролю и валютному регулированию. [ 5, с.193 ]

Одним из приоритетных направлений валютного регулиро­вания в Республике Беларусь  является: стаби­лизация валютного рынка и обеспечение устойчивости бело­русского рубля; содействие ускорению темпов экономического роста реального сектора экономики; снижение доли расчетов на территории Республики Беларусь в иностранной валюте.

Исходя из поставленных задач, Национальный банк Республики Беларусь определил направления политики валютного регулирования:

рыночное удовлетворение потребностей всех агентов эко­номической деятельности в иностранной валюте;

уменьшение отрицательного сальдо торгового баланса;

наращивание золо­товалютных резервов государства;

создание предпосылок кон­вертируемости белорусского рубля по текущим операциям. [ 12, с.133-134 ]

Валютное регулирование в Республике Беларусь осущест­вляется на основе Закона «О валютном регулировании и валют­ном контроле», принятом 22 июля 2003 г. №226-З. В это Закон внесены ряд изменений и дополнений.

Совершенствование валютного законодательства осуществлялось в соответствии со сложившимися экономическими условиями.

Принят Закон Республики Беларусь от 3 июня 2009 года ”О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь ”О валютном регулировании и валютном контроле“ (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2009 г., № 145, 2/1575), предусматривающий принципиально иной подход к отнесению валютных операций, проводимых между резидентами и нерезидентами, к текущим валютным операциям либо валютным операциям, связанным с движением капитала.

Отнесение расчетов между резидентами и нерезидентами по всем сделкам, предусматривающим экспорт либо импорт, независимо от срока осуществления таких расчетов, к текущим валютным операциям позволило все внешнеторговые операции, связанные с экспортом и импортом, проводить в свободном режиме без необходимости получения разрешений. Валютные операции, связанные с предоставлением и получением кредитов и займов вне зависимости от срока их осуществления, отнесены к операциям капитального характера, и в случае, если операции связаны с оттоком капитала, необходимо получение разрешения для их проведения.

В целях реализации комплекса мероприятий, направленных на предотвращение необоснованного оттока денежных средств из страны, повышения эффективности валютного контроля, активизации внешнеэкономической деятельности принят Указ Президента Республики Беларусь от 19 февраля 2009 г. № 104 ”О внесении изменений и дополнения в Указ Президента Республики Беларусь от 27 марта 2008 г. № 178“ (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2009 г., № 53, 1/10496), нормы которого:

упростили процедуры, связанные с проведением внешнеторговых сделок;

предоставили Национальному банку право (в целях повышения конкуренции отечественных предприятий-экспортеров на мировых сырьевых и товарных рынках) устанавливать иные сроки завершения внешнеторговых операций.

Национальным банком продолжены разработка и внедрение системы мониторинга внешнеэкономических операций в виде систематического сбора и обработки информации, которая может быть использована для последующего контроля за проведением внешнеторговых сделок и анализа внешнеэкономической деятельности. Целями названного мониторинга являются получение на основании информации таможенных органов о движении товаров и информации банков о движении денежных средств оперативных сведений о состоянии внешнеторговых сделок, выявление реального уровня соотношения товарных и денежных потоков в регистрируемых внешнеторговых операциях, отслеживание динамики сальдо баланса внешнеторговых сделок и оценка эффективности действия норм, установленных валютным законодательством.

Оперативному реагированию на ситуацию во внешнеэкономической деятельности и на внутреннем валютном рынке способствовало принятие Указа Президента Республики Беларусь от 12 мая 2009 г. № 240 ”О некоторых вопросах в области валютного регулирования“ (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2009 г., № 119, 1/10687), который предоставил право Национальному банку устанавливать размер обязательной продажи иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Республики Беларусь, а также регулировать отдельные текущие валютные операции с целью ограничения нелегального оттока валютных средств из страны.

Совершенствовался порядок проведения субъектами хозяйствования авансовых платежей по импортным договорам. Ввиду принятых Национальным банком решений ограничения на проведение авансовых платежей по импорту сохранились только для случаев, когда авансовые платежи сопряжены с покупкой иностранной валюты на внутреннем валютном рынке.

В целях дедолларизации экономики продолжено дальнейшее сокращение случаев использования иностранной валюты на территории Республики Беларусь, что совместно с реализацией мер, направленных на увеличение привлекательности белорусского рубля как средства сбережения, будет способствовать усилению доверия к национальной валюте. [ 15, с.39-41 ]

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Под валютным регулированиемпонимается совокупность форм и методов организации денежных потоков как в иност­ранной, так и в национальной валюте при проведении внешнеэкономических операций в целях укрепления отечественного платежного баланса, обеспечения стабильности валютного кур­са и предотвращения оттока капитала.

Основными элементами системы валютного регулирования являются:

 законодательные и нормативно-правовые документы, определяющие основные принципы и организационно-правовую структуру валютного регулирования, уровни реализации данной системы;

органы валютного регулирования;

процедура регламентации проведения валютных операций.

Основными принципами валютного регулирования и валютного контроля являются:

приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования;

исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов;

единство внешней и внутренней валютной политики государства;

единство системы валютного регулирования и валютного контроля;

обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.

Существует рыночное и государственное регулирование величины валютного курса. Рыночное регулирование, основанное на конкуренции и действии законов стоимости, а также спроса и предложения, осуществляется стихийно. Государственное регулирование направлено на преодоление негативных последствий рыночного регулирования валютных отношений и на достижение устойчивого экономического роста, равновесия платежного баланса, снижения роста безработицы и инфляции в стране. Оно осуществляется с помощью валютной политики - комплекса мероприятий в сфере международных валютных отношений, реализуемых в соответствии с текущими и стратегическими целями страны.

К методам государственного воздействия на величину валютного курса относятся: дисконтная политика, валютные интервенции, «протекционистские меры», девальвация и ревальвация, управление официальными золотовалютными резервами с целью их диверсификации и др.

Способы валютного регулирования можно разделить на два основных вида: принудительно-властные, или административные (императивные), направленные на обязывание субъектов к исполнению определенных действий или к отказу от них; экономические (диспозитивные), при которых субъекты самостоятельно принимают решения, свободно выбирают способ и условия своего участия в сделке или операции.

Валютное регулирование – одна из форм государственного регулирования международных экономических отношений, направленная на регулирование международных расчетов и порядок осуществления операций с валютой и валютными ценностями с целью уравновешивания платежных балансов, смены структуры импорта или его ограничения, уменьшения платежей за рубеж, концентрации валютных ресурсов в руках государства .

Валютное регулирование в Республике Беларусь осущест­вляется на основе Закона «О валютном регулировании и валют­ном контроле», принятом 22 июля 2003 г.

Валютное регулирование осуществляется органами валютного регулирования и валютного контроля.

Органы валютного регулирования и валютного контроля – это организации, издающие на основе выработанной валютной политики нормативные акты, обязательные к исполнению, в которых определяется порядок учета и отчетности по валютным операциям, осуществляющие контроль и проверки их проведения, а в случае установления отклонений принимающие меры к их устранению.

Органами валютного регулирования в Республике Беларусь являются Совет Министров Республики Беларусь и Национальный банк.

Совет Министров Республики Беларусь в целях проведения единой государственной экономической политики:

осуществляет взаимодействие с Национальным банком по вопросам валютного регулирования;

определяет компетенцию министерств, других республиканских органов государственного управления, а также объединений, подчиненных Совету Министров Республики Беларусь, облисполкомов и Минского горисполкома в вопросах осуществления функций агентов валютного контроля;

осуществляет иные функции, определяемые законодательством Республики Беларусь о валютном регулировании и валютном контроле.

Национальный банк Республики Беларусь, как орган валютного регулирования:

определяет сферу и порядок обращения в Республике Беларусь иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте, в том числе правила проведения резидентами и нерезидентами операций с иностранной валютой, платежными документами в иностранной валюте;

определяет правила проведения нерезидентами в Республике Беларусь операций с валютой Республики Беларусь;

устанавливает порядок перевода, ввоза, вывоза и пересылки в Республику Беларусь иностранной валюты, а также случаи и условия открытия резидентами счетов в иностранной валюте в банках за пределами Республики Беларусь;

устанавливает официальные курсы национальной денежной единицы по отношению к другим валютам;

устанавливает функции банков как агентов валютного контроля;

создает резервы иностранной валюты и иных валютных ценностей Республики Беларусь и управляет ими;

в соответствии с законодательством представляет Комитету государственного контроля необходимую для осуществления валютного контроля информацию о платежах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по импортным операциям, поступлении денежных средств от экспортных операций, об экспорте-импорте товаров (работ, услуг) по данным платежного баланса;

осуществляет контроль за проведением банками валютных операций и соблюдением ими валютного законодательства;

привлекает банки к ответственности за нарушение ими валютного законодательства, невыполнение функций агентов валютного контроля, непредставление либо представление недостоверной информации по установленным формам учета и отчетности валютных операций, а также за нарушение порядка и сроков ее представления;

осуществляет иные функции, определяемые законодательством Республики Беларусь о валютном регулировании и валютном контроле.

Совет Министров Республики Беларусь и Национальный банк определяют:

сферу и порядок обращения в Республике Беларусь ценных бумаг в иностранной валюте, в том числе правила проведения резидентами и нерезидентами операций с ценными бумагами в иностранной валюте и валюте Республики Беларусь;

порядок перевода, ввоза, вывоза и пересылки ценных бумаг в иностранной валюте.

Валютный контроль- это определение степени соответствия (несоответствия) реального процесса ведения валютных операций законодательно установленным валютным ограничениям.

Целью валютного контроля является обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций.

Основными направлениями валютного контроля являются:

проверка соответствия проводимых валютных операций законодательству и наличия необходимых лицензий и разрешений;

проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством и обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем рынке;

проверка обоснованности платежей в иностранной валюте;

проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям.

Органами валютного контроля в Республике Беларусь являются Комитет государственного контроля и Государственный таможенный комитет, а агентами валютного контроля - таможни, банки, министерства, другие республиканские органы государственного управления, а также объединения, подчиненные Совету Министров Республики Беларусь, облисполкомы и Минский горисполком.

Как орган валютного контроля Комитет государственного контроля:

в соответствии с порядком и сроками, установленными законодательством Республики Беларусь, получает от иных органов, а также агентов валютного контроля по согласованной с ними форме информацию, необходимую для осуществления валютного контроля;

формирует на основании указанной информации базу данных по вопросам валютного контроля, анализирует итоги и разрабатывает на их основе предложения по совершенствованию системы валютного контроля и устранению недостатков;

осуществляет в пределах своей компетенции контроль за выполнением органами и агентами валютного контроля порядка осуществления валютного контроля;

осуществляет иные функции, предусмотренные законодательством Республики Беларусь.

Государственный таможенный комитет:

представляет Комитету государственного контроля информацию в соответствии с определяемым им порядком, согласованным с Государственным таможенным комитетом;

осуществляет иные функции, определяемые законодательством Республики Беларусь.

Следует отметить, что действующее валютное законодательство нельзя считать окончательно сформированным, оно развивается в соответствии с изменяющимися экономическими условиями: принимаются новые нормативные акты, вносятся изменения и дополнения в ранее принятые, отменяются документы, содержащие устаревшие положения, не отвечающие задачам, поставленным экономической политикой государства. В то же время, все изменения, вносимые в валютное законодательство, базируются на принципах, изложенных в Законе «О валютном регулировании и валютном контроле».

 

Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Читайте также:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (159)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.024 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7