Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Уровень сбалансированности спроса и предложения на рынке труда




Под влиянием рыночных преобразований за последние годы профессионально-квалификационная структура занятых существенно изменилась (см. прил. 2, 3). Можно выделить несколько тенденций, влияющих на конфигурацию рынка труда[8]:

· увеличение спроса на труд информационного типа и в сфере обслуживания;

· растущая потребность в работниках, так называемых актуальных рыночных профессий;

· повышение спроса на высококвалифицированных работников традиционных профессий, способных производить конкурентоспособную продукцию;

· снижение потребности в неквалифицированных рабочих (безработица среди них растет даже в период оживления экономики).

Сдвиги в профессиональном составе работающих отражают изменения в масштабах и отраслевой структуре спроса на рабочую силу. Это обусловлено, во-первых, снижением в результате спада производства доли инженерно-технических специалистов всех профилей и рабочих индустриальных профессий (металлообработчиков, текстильщиков, отдельных групп строителей), во-вторых, увеличением численности финансистов, управленцев, работников, имеющих новые профессии в сфере услуг и в отраслях рыночной инфраструктуры.



Рыночные реформы и экономический кризис в наибольшей степени повлияли на сокращение потребности в рабочей силе двух крупных профессиональных групп, характерных для занятости индустриального типа: инженеров и рабочих-станочников.

В первые пореформенные годы среди лиц умственного труда безработица ИТР была наивысшей. Но вскоре они начали адаптироваться к рынку: усилилась межпрофессиональная миграция, значительное число инженерно-технических работников (в том числе высвобожденных), приобретя актуальную рыночную профессию, сменили вид трудовой деятельности. Косвенное подтверждение довольно высокого профессионального динамизма данной группы работников - отмечаемое в последнее время снижение доли ИТР в общей численности безработных и даже некоторое абсолютное уменьшение количества безработных инженеров (хотя, по данным социологических опросов, оно все еще очень значительно).

Вынужденную профессиональную мобильность демонстрируют также работники науки и научного обслуживания. Объективные обстоятельства (недофинансирование этого сектора, низкая заработная плата) побуждают наиболее активных представителей этой сферы кардинально менять свою профессиональную принадлежность и вид деятельности (другое дело, как это сказывается на научно-техническом и творческом потенциале страны).

Отечественная система профессионального обучения, естественно, реагировала на колебания спроса на рабочую силу. В большей степени это относится к учреждениям высшего и среднего специального образования: менялись структура образовательных заведений (появилось, например, двухступенчатое высшее образование, негосударственные формы обучения), сроки, программы и методы обучения.

Снижение спроса на рабочих в промышленности поставило в сложное положение учреждения профессионально-технического обучения. В середине 90-х годов запаздывающая перестройка системы профессиональной подготовки рабочих кадров усугубила положение на соответствующем профессиональном сегменте рынка труда. В последние годы все более ощутимой становится нехватка высококвалифицированных рабочих кадров, которая может усилиться при переходе к экономическому росту.

Данные 2005 г. о приеме учащихся в профессиональные учебные заведения страны позволяют составить представление о том, сколько и каких специалистов выйдет на рынок труда в 2010 г. Сопоставление этой информации с возможными структурными изменениями в профессионально-квалификационном составе занятых, отвечающих приоритетам, которые сформулированы в Стратегии развития Российской Федерации до 2010 г., обнаруживает явную несбалансированность спроса и предложения рабочей силы.

Если в первые пореформенные годы в учреждениях начального профессионального образования готовилось около половины квалифицированных рабочих, то к 2005 г. - 30%. Количество принятых в техникумы практически не изменилось, а в высшие учебные заведения - возросло с 23 до 40%. По прогнозам, численность выпускников вузов по всем группам специальностей за пять лет увеличится в 1,8 раза.

То, что большее количество российских граждан получит высшее образование, безусловно, положительное явление. Однако возникает опасность неэффективного использования труда дипломированных специалистов. Опыт развитых экономик свидетельствует о том, что существует масса профессий, для овладения которыми достаточно одно-, двухгодичного обучения (медицинские сестры, техники и технологи, организаторы туристического, рекламного, рекреационного обслуживания и т.д.). Их подготовка значительно дешевле, нежели специалистов высшей квалификации, при этом труд этой категории работников стабильно востребован.

Ожидается, что в 2010 г. выпуск молодых специалистов, получающих инженерные специальности, сократиться вдвое. Тем не менее данная группа останется одной из самых крупных - примерно 22% всех выпускников высшей школы, уступая по численности только группе специалистов в области экономики и управления. Для развитых стран такая ситуация не типична: на долю инженеров там приходится не более 10-15% выпускников. Зато система их подготовки гораздо более гибко реагирует на изменения спроса на рабочую силу.

Сокращение масштабов подготовки инженерных кадров происходит в нашей стране без увязки с перспективными потребностями экономики. Так, начавшееся в 1994 г. уменьшение приема студентов по 22 инженерным специальностям в первую очередь затронуло область информационных технологий. Более 40% совокупного снижения объемов подготовки пришлось на специальности: информатика и вычислительная техника, радиотехника и связь, приборостроение. Стоит напомнить, что именно эти специальности в развитых экономиках наиболее востребованы и количество таких специалистов в составе занятого населения увеличивается.

Вместе с тем сохраняется опасность перепроизводства инженерных кадров по ряду традиционных специальностей (энергетика и энергомашиностроение, машиностроение и металлообработка, технологические машины и оборудование), а значит, и увеличения безработицы среди них.

Подготовка кадров по специальности «экономика и управление» увеличится в наибольшей степени: количество выпускников возрастет почти в 2,6 раза; по гуманитарно-социальным специальностям - в 1,7 раза. Такая динамика находится в русле общемировых тенденций гуманитаризации образования и в целом соответствуют потребностям экономики.

Численность выпускников медицинских и педагогических институтов постоянно увеличивается, однако, закончившие вузы в 60% случаев трудоустраиваются не по специальности. Так же поступают до 50% молодых инженеров, 70% выпускников сельхозинститутов, 30-40% врачей, экономистов, юристов. Все это свидетельствует о просчетах в определении перспективной потребности в квалифицированных кадрах по профессиям и специальностям.

Относительно высокий доход, получаемый от работы, стал основным стимулом межотраслевых и межпрофессиональных перемещений, отодвинув на второй план такие мотивы выбора рабочего места, как удовлетворенность характером и содержанием труда, степенью их соответствия полученному профессиональному образованию. За исключением относительно небольшой группы работников перспективных рыночных профессий, переток рабочей силы нередко осуществляется с потерей профессиональной квалификации. В результате рынок труда в профессионально-квалификационном плане сильно деформирован, особенно в части соответствия уровня квалификации, объективно необходимого для выполнения той или иной работы, реальной профессиональной подготовленности индивида.

Следует отметить то, что работники, имеющие среднее и особенно высшее профессиональное образование, оказались наиболее мобильными, способными в короткие сроки адаптироваться к рынку труда. Уровень безработицы экономически активных граждан с высшим образованием - самый низкий по сравнению с другими группами населения.

Что касается возрастных критериев, то каждый третий безработный сегодня находится в возрасте до тридцати лет. Основные причины низкой конкурентоспособности молодежи состоят в недостатке профессиональных знаний, отсутствии необходимой квалификации и трудовых навыков. Нежелание работодателей нести дополнительные издержки по повышению профессионального уровня новых сотрудников приводит к тому, что молодежь сейчас является одной из самых уязвимых категорий на рынке труда.

 

Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Читайте также:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (172)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.016 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7