Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Принципы функционально-стоимостного анализа



2019-12-29 156 Обсуждений (0)
Принципы функционально-стоимостного анализа 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Объект исследования ФСА   Принцип ФСА Содержание принципа ФСА

Подразделение предприятия (отдел маркетинга)

Системный подход Анализ подразделения как элемента системы более высокого порядка и как системы, состоящей из взаимосвязанных элементов
Функциональный подход Анализ подразделения как комплекса выполняемых функций
Творческий подход Активизация творческой работы по проблемам структуры и функций подразделения

Качество продукции

Функциональность Рассмотрение продукции как комплекса выполняемых функций
Системность Изучение каждой функции продукции как самостоятельной системы
Экономичность Анализ затрат на функции продукции на всех стадиях жизненного цикла продукции
Творчество Активизация коллективной работы над повышением качества продукции

 

В настоящее время в отечественной и зарубежной практике применяются три основные формы ФСА.

Достоинством ФСА является наличие достаточно простых расчетных и графических методов, позволяющих дать оценку выявленных причинно-следственных связей. Это еще раз подчеркивает, что ФСА – эффективный метод исследования технических, производственных, экономических систем эффективное средство ускорения внедрения новой продукции, повышения качества продукции, оптимизации соотношений между потребительной стоимостью объекта и затратами на его разработку.

Следует отметить, что ФСА необходимо рассматривать как внутрифирменный метод маркетинговых исследований и управления маркетингом на предприятии, и управления качеством продукции. Целесообразна тесная взаимосвязь между маркетинговыми службами и группами, которые проводят функционально-стоимостной анализ.

 

Формы функционально-стоимостного анализа

Форма ФСА Цель использования форм ФСА Сфера использования форм ФСА
Корректирующая форма Выявление излишних затрат; определение диспропорции между значимостью функций для потребителя и затратами на их обеспечение; поиск резервов снижения себестоимости и повышения качества изделий Сфера производства (для совершенствования освоенных и действующих объектов)
Творческая форма Поиск оптимальных технических решений; установление предельных нормативов затрат по изготовлению разрабатываемых объектов Сфера проектирования (при проектировании новой продукции на стадиях НИР и ОКР)
Инверсная форма Поиск наиболее эффективных условий использования объектов Сфера применения (при поиске новых сфер применения продукции, унификации продукции)

 

При проведении функционально-стоимостного анализа определяют функции элементов продукции и проводят оценку затрат на реализацию этих функций с целью снижения затрат. Иными словами, ФСА должен способствовать изготовлению или модернизации продукции высокого качества при одновременном накоплении функционально излишних затрат, благодаря решению следующих проблем:

• экономия материалов и затрат труда;

• снижение себестоимости продукции;

• целенаправленное обеспечение высокого качества продукции;

• улучшение потребительских свойств продукции;

• достижение оптимального соотношения «качество-цена»;

• поиск резервов снижения затрат на производство и эксплуата­цию продукции;

• поиск резервов повышения качества продукции.

Организация работы по любой форме ФСА предусматривает выполнение нескольких этапов.

Этапы ФСА.

Этап Содержание этапа
1   2  
1. Подготовительный Создание организационных предпосылок для внедрения ФСА. Определение объекта анализа с соответствующим технико-экономическим обоснованием. Подбор и утверждение исследовательской группы ФСА. Определение целей, задач, глубины проработки техники проведения ФСА по объекту. Разработка и утверждение плана-графика проведения работ по ФСА. Оформление распоряжения по предприятию о проведении ФСА выбранного объекта.
2. Информационный Сбор, обработка и анализ информации об объекте. Построение структурной модели объекта ФСА.
3. Аналитический Определение состава объекта и выявление связей между элементами. Выявление и формулировка функций. Классификация функций. Построение функциональной модели объекта. Оценка уровня выполнения функций. Определение функциональной, проблемной и затратной зависимости объекта. Построение совмещенной (функционально-структурной) модели объекта. Формулировка задач совершенствования объекта.
4. Творческий Поиск идей и вариантов решений по совершенствованию объекта. Обработка и систематизация результатов проведения творческих совещаний. Подготовка материалов для оценки полученных результатов.
5. Исследовательский Оценка, обсуждение и отбор рациональных вариантов совместно со специалистами функциональных служб. Коммерческая оценка вариантов решений в соответствии с выбранными на данном этапе критериями. Оценка реальных предложений.
6. Рекомендательный Рассмотрение предложений соответствующими службами предприятия. Проведение технико-экономических расчетов. Принятие решения комитетом ФСА о приемлемости предложений. Составление плана-графика внедрения рекомендаций. Передача утвержденных рекомендаций соответствующим службам.
7. Этап внедрения Утверждение руководством плана-графика внедрения. Разработка и составление соответствующей документации о внедрении. Внедрение полученных результатов. Оценка полученных результатов.

 

Преимущества и недостатки функционально-стоимостного анализа. Преимущества:

-Более точное знание стоимости продукции дает возможность принимать верные стратегические решения по следующим вопросам:

- назначения цен на продукцию;

- оптимального сочетания продуктов;

- выбора между возможностями изготавливать самостоятельно или приобретать;

- вложения средств в научно-исследовательские работы, автоматизацию процессов, продвижение продукции и т.п.

Метод способствует:

- качественной реализации управленческих функций, таких как повышение эффективности дорогостоящих операций;

- выявлению и сокращению объемов операций, не повышающих ценность продукции.

Недостатки данного метода:

– процесс описания функций может оказаться излишне детализированным, а модель учета иногда слишком сложна и ее трудно адаптировать к реальным условиям;

– этап сбора данных об источниках затрат по функциям (activity drivers) часто недооценивается;

– для качественной реализации метода требуются специальные программные средства;

– изменения, вносимые в модель не соответствуют скорости организационных изменений;

– реализация рассматривается как «прихоть» финансового менеджмента и недостаточно поддерживается оперативным руководством.

Основными проблемами внедрения ФСА могут стать:

 – трудности психологического характера, связанные с высоким уровнем тревожности и низким уровнем мотивации менеджеров по отношению к внедрению прогрессивных методов управления затратами;

– трудности информационного характера, связанные со слабой степенью развития методологического аппарата проведения ФСА, недостатком программного обеспечения и средств автоматизации процесса управления затратами.

К функционально – стоимостному методу можно отнести метод бухгалтерской отчетности. Бухгалтерский учет как экономический метод исследования систем управления представляет информацию для экономического и финансового анализа, а аудит обеспечивает достоверность такой информации. Бухгалтерский баланс является основной отчетной и аналитической формой юридического лица. Сравнение балансов на начало и конец отчетного периода позволяет получать важную информацию о системе управления предприятием за отчетный период, предупреждать возможные проблемы в его финансовом состоянии, в т.ч. банкротство. Бухгалтерский баланс получают как результат бухгалтерского учета, который является системным описанием взаимосвязи ряда элементов: активов, обязательств, собственности.

 

SWOT-анализ.

В 1963 году в Гарварде на конференции по проблемам бизнес политики проф. K. Andrews впервые публично озвучил акроним SWOT (Strengths, Weaknesses, Opportunities, Threats), что означает «Сила», «Слабость», «Возможности», «Угрозы». С 1960-х годов и по сей день SWOT анализ широко применяется в процессе стратегического планирования. С появлением SWOT модели аналитики получили инструмент для своей интеллектуальной работы. SWOT-анализ, т.е. анализ сильных и слабых сторон организации, возможностей и угроз, исходящих из окружающей среды, проводится с помощью вспомогательных таблиц (матриц). Простейшая форма представления результатов SWOT-анализа

 Матрица SWOT.

  Возможности угрозы
сильные стороны СИВ СИУ
слабые стороны СЛВ СЛУ

В качестве дополнений к данной таблице, могут составляться так называемые вспомогательные матрицы. Информация представленная во вспомогательных матрицах переносится в основную и используется для обобщения результатов анализа. Таких матриц две: матрица возможностей и матрица угроз.

Матрица возможностей.

Вероятность использования возможностей

влияние

сильное умеренное малое
высокая ВС ВУ ВМ
средняя СС СУ СМ
низкая НС НУ НМ

Матрица угроз.

Вероятность использования возможностей

влияние

  разрушение критическое состояние тяжелое состояние легкие ушибы
высокая ВР ВК ВТ ВЛ
средняя СР СК СТ СЛ
низкая НР НК НТ НЛ


Показатели, необходимые для проведения SWOT-анализа.

Показатели внешней среды Показатели непосредственного окружения Показатели внутренней среды компании
Экономические факторы – величины ВНП, темпов инфляции, уровня безработицы, процентной ставки, производительности труда, норм налогообложения, платежного баланса, норм накопления и т.п. Политические факторы – ясное представление о намерении органов государственной власти в отношении развития общества и о средствах, с помощью которых государство намерено проводить в жизнь свою политику Рыночные факторы – многочисленные факторы, которые могут оказать непосредственное воздействие на успехи и провалы организации Технологические факторы – возможности, которые наука открывает для производства новой продукции Международные факторы – угрозы и возможности могут возникнуть в результате легкости доступа к сырьевым материалам, деятельности иностранных картелей (например, ОПЕК), изменений валютного курса и политических решений в странах, выступающих в роли инвестиционных объектов или рынков Правовые факторы – изучение законов и других нормативных актов, действенность правовой системы Социальные факторы – отношение людей к работе и качеству жизни, обычаи и верования, демографическая структура, разделение ценностей, рост населения, уровень образования и т.д. Покупатели – географическое положение, демографические характеристики, социально-психологические характеристики, отношение покупателей к продукту Поставщики – стоимость поставляемого товара, гарантия качества, временной график поставок, пунктуальность и обязательность выполнения условий поставщиком Конкуренты – выявление слабых и сильных сторон Рынок рабочей силы Кадры фирмы, их потенциал, квалификация, интересы Организация управления Производство, включая организационные, операционные и технико-технологические характеристики и научные исследования и разработки Финансы фирмы Маркетинг Организационная культура

Для каждого из рассматриваемых рынков или сегментов нужно перечислить наиболее важные (имеющие наибольшее отношение влияющие на бизнес) элементы по всем четырем категориям: силы, слабости, возможности и угрозы. В каждой из них формулировки должны быть упорядочены по значимости: сначала идет угроза номер один и так далее. SWOT должен быть как можно более сфокусированным: например, если нужно, то для каждого нового рынка или группы покупателей строится отдельная таблица. Нет смысла перечислять все возможное и невозможное.
На практике SWOT-анализ часто составляется для каждого ведущего конкурента и для отдельных рынков. Это раскрывает относительные силы и слабости компании, ее способности по борьбе с угрозами и использованию возможностей.


В настоящее время можно выделить следующие основные направления развития SWOT-анализа:

2 отображение в модели динамических изменений фирмы и ее конкурентной среды.

3 учет результатов анализа фирмы и ее конкурентной среды с использованием классический моделей стратегического планирования.

4 разработка SWOT моделей с учетом различных сценариев развития ситуаций на рынке.

SWOT-анализ применяется для:

· анализа факторов конкурентного окружения. В настоящее время в рамках технологий стратегического планирования SWOT анализ рассматривается как отдельный этап оценки и структурирования информации, собранной в соответствии с классическими моделями PEST, моделями Портера, и т.д.

· планирования реализации стратегий. Для планирования реализации стратегий, разработанных на основе SWOT моделей проф. Weihrich, используют матрицы balanced scorecard. Этот инструмент позволяет определить наиболее важные направления стратегического развития и наиболее важных исполнителей стратегий.

· конкурентной разведки. По данным обзора (Survey of SCIP membership conducted by The Pine Ridge Group, Inc. and the T.W. Powell Company, 1998.) SWOT-анализ широко используется в конкурентной разведке. В 55,2% случаев выполнения конкурентной разведки был использован SWOT анализ для изучения разведывательной информации о конкурентах.



2019-12-29 156 Обсуждений (0)
Принципы функционально-стоимостного анализа 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Принципы функционально-стоимостного анализа

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (156)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)