Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Бюджетный процесс в субъекте РФ и его принципы (На примере Ярославской области)




Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В материальном смысле бюджет субъекта Российской Федерации - это денежный фонд, находящийся в собственности данного субъекта. При этом под денежным фондом понимается обособленная совокупность денежных средств, распределенных на определенные группы, имеющие свое целевое назначение, порядок использования и орган, который ими распоряжается.

Таким образом, в материальном смысле бюджет субъекта Российской Федерации - это имущество (в денежной форме), принадлежащее субъекту Российской Федерации на праве государственной собственности и входящее в состав его казны.

Как экономическая категория бюджет субъекта Российской Федерации - это совокупность экономических отношений, которые возникают в связи с формированием и распределением бюджета как денежного фонда субъекта Российской Федерации. При этом различаются два вида экономических финансовых отношений: приходные и расходные. Первые отношения опосредуют движение денежных средств от плательщиков в бюджет и выражают его формирование как денежного фонда. Будучи стороной этого отношения, субъект Российской Федерации выступает в качестве получателя денежных средств. Примером могут служить налоговые отношения, которые выражают одностороннее движение стоимости в денежной форме от плательщика в бюджет субъекта Российской Федерации, не сопряженное встречным движением стоимости в товарной форме. Вторые - расходные экономические отношения выражают расходование (распределение) бюджета и движение денежных средств из бюджета к получателю бюджетных средств. Как сторона данного отношения субъект Российской Федерации выступает в качестве поставщика денежных средств.



Как правовая категория бюджет субъекта Российской Федерации - это финансово-правовой акт субъекта Российской Федерации, посредством которого утверждается финансовый план формирования и распределения создаваемого на уровне субъекта

Российской Федерации денежного фонда, предназначенного для финансирования задач и функций данного субъекта.

Правовая форма, в которую облачается бюджет как финансовый план, предопределяется тем, о каком бюджете - федеральном, субъекта Российской Федерации или местном, идет речь. Федеральный бюджет утверждается федеральным законом, бюджеты субъектов Российской Федерации - законом соответствующего субъекта, местный бюджет -решением представительного органа местного самоуправления.

Бюджетный процесс в субъекте Российской Федерации - это регламентируемая нормами бюджетного права деятельность органов государственной власти субъекта Российской Федерации, а также других участников бюджетного процесса по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджета субъекта Российской Федерации, контролю за его исполнением, а также по заключению данного бюджета.

Следует иметь в виду, что само понятие «бюджетный процесс» применяется в финансово-правовой литературе в двух значениях.

В первом значении им обозначают разновидность бюджетной деятельности. Именно в этом значении раскрыто понятие бюджетного процесса в приведенном выше определении.

Объектом бюджетного процесса выступает бюджет как разновидность финансово-планового акта при понимании бюджета в его правовом значении.

В этом смысле бюджет субъекта Российской Федерации представляет собой роспись доходов и расходов централизованного денежного фонда субъекта Российской Федерации. А поскольку правовой формой бюджета субъекта Российской Федерации выступает закон субъекта Российской Федерации, то применительно к бюджетному процессу речь идет о разработке, принятии и исполнении правового акта о бюджете как основном финансовом плане субъекта Российской Федерации. Так, составление бюджета в практическом плане означает разработку проекта закона субъекта Российской Федерации о бюджете; рассмотрение и утверждение бюджета выражается в форме принятия этого закона; исполнение бюджета есть исполнение закона о бюджете.

Бюджетный процесс в субъекте Российской Федерации осуществляется на определенных принципах. К числу этих принципов относятся:

1. Принцип ежегодности бюджет. Этот принцип означает, что бюджет (как финансовый план) разрабатывается и утверждается ежегодно (желательно до начала планируемого года). Все стадии бюджетного процесса повторяются из года в год, в той же последовательности и периодичности, как они проходили в прошлом; так же они будут осуществляться и в будущем.

2. Принцип гласности и публичности бюджетного процесса. Этот принцип означает:

- обязательное опубликование в открытой печати утвержденого бюджета субъекта Российской Федерации и отчетов о его исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджета, а также доступность иных сведений по решению законодательных (представительных) органов государственной власти субъекта Российской Федерации. 3. Принцип разграничения компетенции между исполнительными и законодательными органами субъекта Российской Федерации на всех стадиях бюджетного процесса. Разработка проекта бюджета осуществляется только исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, утверждение бюджета - только законодательным (представительным) органом этого субъекта, исполнение бюджета - вновь возлагается на исполнительный орган, утверждение отчета об исполнении бюджета находится в исключительной компетенции законодательного органа.

В таком разграничении проявляется и конституционный принцип разделения государственной власти на законодательную и исполнительную.

Бесспорно, полномочие по утверждению бюджета относится к числу наиболее важнейших (как в политическом, так и экономическом смысле) полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти. И в конечном счете полномочие законодательного (представительного) органа государственной власти по утверждению бюджета переросло в исключительное полномочие данного органа.

В некоторых странах к данному принципу примыкает принцип контроля законодательных (представительных) органов государственной власти за осуществлением государственных займов и эмиссией государственных ценных бумаг, что приводит к увеличению государственного долга.

4. Принцип строгой законодательной регламентации

всех стадий бюджетного процесса. В законе о бюджете все

процедуры его разработки, принятия и исполнения тщательно и

подробно прописаны, уложены в определенные временные рамки и

сроки, определены все права и обязанности участников бюджетного процесса. Пожалуй, нет ни одного другого правового акта, какой

бы важной теме он ни был посвящен, какой бы сферы ни касался,

которым столь подробно регламентировались бы соответствующие

правоотношения.

Принцип достоверности бюджета. Принцип достоверности бюджета проявляется в детализированной проработке бюджета как финансового плана, максимальном сближении показателей акта бюджет, максимально сближенный с экономическими и социальными реалиями, выражает собой объективную потребность как государства, так и общества.

5. Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджета. Данный принцип примыкает к принципу достоверности бюджета. Он означает, что все доходы и расходы бюджета субъекта

Российской Федерации подлежат отражению в бюджете в обязательном порядке и в полном объеме в строгом соответствии с установлениями налогового и бюджетного законодательства.

6. Принцип специализации бюджетных показателей. Этот

принцип основывается на том, что составление, рассмотрение, утверждение и исполнение бюджета осуществляется в соответствии

с бюджетной классификацией, обеспечивающей единство отображения в бюджете его расходов и доходов, что дает возможность не

только обеспечить полноту, обоснованность и научную достоверность бюджетных показателей, но и сопоставимость бюджетов всех

уровней бюджетной системы. В свою очередь это дает возможность

выявить ее слабые места и направить бюджетное планирование на

выравнивание уровня бюджетных показателей всех субъектов Российской Федерации.

В практике бюджетного планирования встречаются два понятия: бюджетный год (или финансовый год) и бюджетный период (или бюджетный цикл).

Бюджетный год - отрезок времени, в течение которого исполняется бюджет - основной финансовый план государства. В большинстве стран, к числу которых относится и Российская Федерация, бюджетный год совпадает с календарным годом, т. е. длится с 1 января по 31 декабря включительно.

Бюджетный период - отрезок времени, охватывающий все стадии бюджетного планирования. Начинается бюджетный период с момента начала работы по составлению проекта бюджета и завершается утверждением отчета о его исполнении. Длится бюджетный период около трех лет.

Бюджетный период включает определенные стадии. Обычно выделяют четыре стадии бюджетного процесса:

- составление проекта бюджета,

- рассмотрение и утверждение бюджета,

- исполнение бюджета,

- заключение бюджета, что подразумевает составление, рас

смотрение и утверждение отчета о его исполнении.

Текущий контроль проводится в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджетов на заседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в ходе депутатских слушаний и в связи с депутатскими запросами.

Последующий контроль осуществляется в ходе подготовки отчетов об исполнении бюджетов, а также в ходе рассмотрения и утверждения этих отчетов законодательным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

В настоящее время существуют два порядка исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации:

• самостоятельное исполнение бюджетов субъектов Российской Федерации, когда субъект Российской Федерации осуществляет это исполнение исключительно собственными силами;

• казначейское исполнение бюджета, осуществляемое через

органы Федерального казначейства.

6.1. Доходы и расходы бюджета по Ярославской области на 2008 год:

Доходы областного бюджета.

Проектом закона доходы областного бюджета на 2008 год прогнозируются в сумме 24833,5 млн. руб., что на 2157,8 млн. руб., или на 9,5% выше доходов, утвержденных законом «Об областном бюджете на 2007 год» в действующей редакции от 04.10.2007 № 58-з.

Сравнение произведено с учетом отражения в бюджете доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

Собственные доходы областного бюджета составят 20084,5 млн. руб., что на 2525,3 млн. руб. (или на 14,4%) выше бюджетных назначений 2007 года и выше на 2914,1 млн. руб. ожидаемого исполнения областного бюджета за 2007 год.

В 2008 году предусмотрена передача в бюджеты муниципальных районов (городских округов) дополнительных нормативов отчислений от налога на доходы физических лиц и единого налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, для замены дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, что приведет к сокращению доходов областного бюджета согласно пояснительной записке к законопроекту на 1024,7 млн. руб.

В структуре доходов отражены безвозмездные поступления из федерального бюджета в сумме 4103,4 млн. руб. в разрезе субсидий и субвенций.

Вместе с тем, в прогнозируемых доходах областного бюджета не нашли отражения средства федерального бюджета на осуществление выплат для приобретения жилья гражданами, выезжающими из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также гражданами, выехавшими из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года, в соответствии с федеральной целевой программой «Жилище» на 2002-2010 годы в сумме 2,8 млн. руб. согласно федеральному закону от 24.07.2007 № 198-фз «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов».

Обращаем внимание, что объем средств федерального бюджета, передаваемых бюджетам субъектов РФ на содержание депутатов Государственной Думы и их помощников (4,6 млн. руб.), а также на содержание членов Совета Федерации и их помощников (0,8 млн. руб.), не соответствует объему средств, отраженных в расходах областного бюджета по указанным направлениям (соответственно 0,8 млн. руб. и 4,6 млн. руб.).

Выпадающие доходы областного бюджета от предоставления налоговых льгот в соответствии с законодательством области прогнозируются в сумме 1120,5 млн. руб. (с учетом суммы льгот, предоставляемых участникам инвестиционной деятельности, реализующим приоритетные инвестиционные проекты).

В ходе анализа планируемых показателей доходов контрольно-счетная палата отмечает следующее.

Прогнозируемая сумма по налогу на прибыль организаций составляет 7631,0 млн. руб., с увеличением на 16,5% к ожидаемому исполнению за 2007 год (6550,0 млн. руб.) и на 6,5% от плана текущего года.

Учитывая показатели прогноза социально-экономического развития, представленные к проекту закона, ожидаемое поступление налога может быть увеличено. Сумма налога может быть увеличена на 100 млн. руб.

Налог на имущество организаций планируется в сумме 2670,0 млн. руб. с увеличением на 18,3% к назначениям текущего года.

Учитывая, что в прогнозе социально-экономического развития Ярославской области на 2008 год такой показатель как «основные фонды, из введенных в действие, облагаемые налогом на имущество организаций» планируется с ростом в размере 133,5% к предыдущему году, считаем возможным корректировку прогноза поступления налога на 30 млн. руб.

Поступления транспортного налога запланированы в сумме 310,0 млн. руб. с увеличением на 43,5% к уровню бюджетных назначений текущего года (216,0 млн. руб.).

Рост поступлений связан с уплатой в 2008 году налога физическими лицами за 2007 год, которые согласно пояснительной записке к законопроекту составят около 120,0 млн. руб.

Указанная сумма поступлений соответствует уровню 2006 года (123,2 млн. руб.). С 01.01.2007 года ставки транспортного налога были увеличены в среднем на 25%, кроме того, в прогнозе социально-экономического развития области оценка 2007 года предусматривает рост легковых автомобилей у индивидуальных владельцев на 6,7% к предыдущему году.

Следует увеличить сумму прогноза поступлений по транспортному налогу на 2008 год с учетом изложенных факторов как минимум на 20 млн. руб.

Сумма доходов от перечисления части прибыли, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей государственных унитарных предприятий субъектов РФ, в законопроекте определена в размере 3,5 млн. руб.

Следует отметить, что прогнозные показатели по этому доходному источнику ежегодно занижались. Так, в 2006 году при плане 2,7 млн. руб. поступило 9,7 млн. руб. При внесении изменений в закон об областном бюджете на 2007 год (ред. от 04.10.2007 № 58-з) увеличен план с 2,5 млн. руб. до 4,2 млн. руб.

Представленный к проекту закона об областном бюджете план финансово-хозяйственной деятельности государственных унитарных предприятий Ярославской области на 2008 год свидетельствует о возможности увеличения доходов областного бюджета от перечислений ГУП на 2,5 млн. руб.

Как и в предыдущие годы, представленные к законопроекту материалы не содержат расчетов доходов областного бюджета. Отсутствие расчетов проектируемых доходов затрудняет анализ прогнозируемых сумм, оценку их обоснованности и влияния на формирование налоговой базы изменений налогового законодательства.

Расходы областного бюджета.

Объем расходов в проекте закона «Об областном бюджете на 2008 год» запланирован в сумме 26297,0 млн. рублей, что выше объема, утвержденного на 2007 год (в последней утвержденной редакции Закона о бюджете на 2007 год), на 641,5 млн. рублей или на 2,5 %.

Наибольший рост расходов в проекте областного бюджета на 2008 год по сравнению с 2007 годом наблюдается по следующим разделам:

«Обеспечение проведения выборов и референдумов» - в 3,9 раза, «Функционирование законодательных органов государственной власти» - в 2,7 раза, «Коммунальное хозяйство» - в 2,4 раза.

Запланирован рост бюджетных ассигнований по отраслям, отвечающим за качество жизни населения - «Образование» «Здравоохранение, физическая культура и спорт» и «Социальная политика»», как в абсолютном, так и в относительном выражении от 9 % до 23 % к действующей редакции областного бюджета. Вместе с тем, в 2008 году предусмотрено уменьшение финансирования раздела «Культура, кинематография и средства массовой информации» на 28 %. При этом за счет средств указанного раздела запланированы субсидии общественным организациям в сфере культуры и искусства на поддержку их уставной деятельности. В соответствии с концепцией реформирования бюджетного процесса бюджетные средства общественным организациям должны выделяться на конкурсной основе в зависимости от формализованной оценки обоснованности и результативности их программ, а также соответствия приоритетам государственной политики. Кроме того, по данному разделу выделяются средства муниципальным театрам г. Рыбинска и театру им. Ф.Г. Волкова, который финансируется из федерального бюджета. Всего на указанные цели планируется выделить 12,5 млн. руб.

Финансирование общественных организаций предусмотрено также и через Департамент труда и социальной поддержки населения на общую сумму 3,5 млн. руб.

Расходы на обслуживание государственного долга в 2008 году составят 636,4 млн. рублей, что превышает сумму расходов, предусмотренных на жилищно-коммунальное хозяйство, охрану окружающей среды, культуру и средства массовой информации.

Расходы областного бюджета в соответствии с ведомственной структурой расходов на 2008 год будут осуществлять 40 главных распорядителей бюджетных средств. Наиболее крупные из них – Департамент финансов (37 % средств областного бюджета), Департамент здравоохранения и фармации (14 %) и Департамент дорожного хозяйства области (9 %).

В соответствии с Бюджетным кодексом организация исполнения бюджета возлагается на соответствующий финансовый орган. Поскольку с 1 января 2008 года главным распорядителем средств областного бюджета по отдельным видам финансовой помощи будет Департамент жилищно-коммунального хозяйства и инфраструктуры, Департаменту финансов области следует прописать механизм исполнения расходов в части субсидий местным бюджетам на поддержку жилищно-коммунального хозяйства.

Согласно статье 172 Бюджетного кодекса РФ проект бюджета области должен основываться на Бюджетном послании Президента РФ и Основных направлениях бюджетной и налоговой политики на 2008 год и на период до 2010 года.

В этой связи контрольно-счетной палатой проведен анализ представленного законопроекта на соответствие его основным приоритетам бюджетной стратегии Администрации на 2008 год, утвержденным постановлением Губернатора области от 27.06.2007 №591.

В целях решения задачи «комплексного проведения мероприятий бюджетной реформы по повышению эффективности и результативности бюджетных расходов» Губернатор области в Основных направлениях бюджетной и налоговой политики Ярославской области на 2008 год и на период до 2010 года наметил основные направления совершенствования бюджетного процесса, а именно:

· необходимость «упорядочения бюджетного процесса на базе единых принципов и закрепления единых требований к бюджетному планированию». В соответствии со статьей 1742 Бюджетного кодекса «планирование бюджетных ассигнований осуществляется в порядке и в соответствии с методикой, устанавливаемой соответствующим финансовым органом». Указанная методика должна быть утверждена нормативным правовым актом и содержать общие для всех распорядителей средств областного бюджета подходы к формированию бюджета на 2008 год. Одним из условий вступления нормативного правового акта в силу является его опубликование. До настоящего времени указанная методика не опубликована.

· «безусловное исполнение действующих расходных обязательств бюджета перед населением и работниками бюджетной сферы», «формирование областного бюджета на 2008 год в условиях нового бюджетного законодательства: уже в 2007 году должен быть составлен реестр расходных обязательств». Норма об обязательном ведении реестров расходных обязательств на всех уровнях бюджетной системы предусмотрена в Бюджетном кодексе РФ. В целях оценки общего объема расходов областного бюджета на 2008 годы необходим анализ предварительного реестра расходных обязательств области». Непредставление в настоящее время реестра расходных обязательств не позволяет сопоставить их с общим объемом бюджетных ассигнований, запланированных главным распорядителям средств областного бюджета.

· в сфере межбюджетных отношений «ввести дисквалификационные критерии (несоблюдение параметров предельного объема дефицита, муниципального долга, расходов на его обслуживание, предельная величина расходов местного бюджета), которые необходимо учитывать при формировании и распределении дотаций из областного фонда финансовой поддержки муниципальных образований». Однако, в представленной методике распределения дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов отсутствуют показатели, взаимоувязанные с данными критериями.

Областной фонд софинансирования расходов на 2008 год состоит из 33 субсидий на общую сумму 2839,5 млн. руб. и уменьшился относительно текущего года на 61,2 млн. руб.

В соответствии с требованиями статьи 139 Бюджетного кодекса РФ целевое назначение, условия предоставления и расходования указанных субсидий устанавливается законами области. Однако в настоящее время отсутствуют нормативные правовые акты, утверждающие порядок (методику) и условия распределения субсидии на содержание жилищного фонда по региональным стандартам оплаты жилого помещения и коммунальных услуг.

В нарушение статьи 138 Бюджетного кодекса РФ в рассматриваемом законопроекте не представлено распределение субсидии на содержание жилищного фонда по региональным стандартам оплаты жилого помещения и коммунальных услуг в сумме 822,0 млн. руб. Следует отметить, что в соответствии со статьей 8 Закона Ярославской области от 21.12.2004 №69-з размеры региональных стандартов оплаты жилого помещения и коммунальных услуг могут пересматриваться не чаще одного раза в год, до принятия закона Ярославской области об областном бюджете на очередной финансовый год путем внесения изменений в настоящий Закон по представлению Губернатора Ярославской области.

По 3-м субсидиям объём расходов меньше запланированного на 2007 год: на финансирование природоохранных мероприятий, на поддержку массового спорта и на реализацию губернаторской целевой программы «Поддержка учреждений культурно-досуговой сферы Ярославской области».

Совокупность 43-х субвенций местным бюджетам из областного бюджета образует региональный фонд компенсаций в сумме 7450,8 млн. руб. На 2008 год предусматривается увеличение общего объема субвенций относительно текущего года на 15,3 %, или на 989,7 млн. рублей. Наибольший удельный вес в фонде компенсации занимает субвенция на обеспечение образовательного стандарта и реализацию образовательных программ дошкольного образования в общеобразовательных учреждениях – 35,2 %. В расчет указанной субвенции заложена следующая структура регионального норматива бюджетного финансирования образовательного стандарта:

-90% фонд оплаты труда,

-10 % фонд материального обеспечения.

Однако законодательно утверждена структура образовательного стандарта 83 % - фонд оплаты труда, 17 % - фонд материального обеспечения.

В 2008 году с вступлением в силу новой редакции БК РФ изменяется бюджетная классификация расходов бюджетов РФ, в результате раздел 1100 «Межбюджетные трансферты» дополнен подразделом 1105 «Межбюджетные трансферты бюджетам государственных внебюджетных фондов». На 2008 год по данному подразделу в областном бюджете следовало предусмотреть страховые взносы территориальному фонду обязательного медицинского страхования на ОМС неработающего населения в сумме 1825,8 млн. руб.

В 2008 году доля расходов на областные целевые программы в общих расходах проекта областного бюджета составит 14,0 % против 9,6 % в 2007 году.

В разрезе разделов функциональной классификации расходов наибольший объем инвестиций на Адресную инвестиционную программу области предусмотрен в законопроекте по разделам «Межбюджетные трансферты» (58,4 % от общего объема АИП – объекты муниципальной собственности), «Здравоохранение, физическая культура и спорт» (21,4 %- строительство онкологической и психиатрической больницы и перинатального центра) и «Национальная экономика» (12,7 % – строительство обхода г. Ярославля с мостом через реку Волга).

Следует отметить, что расходы проекта областного бюджета, предусмотренные на финансирование мероприятий нацпроектов, характеризуются недостаточным уровнем прозрачности, в законопроекте не определены общие объемы расходов областного бюджета по нацпроектам «Развитие агропромышленного комплекса», «Доступное и комфортное жилье – гражданам России», «Образование» и «Здоровье».

Бюджет Ярославской области и итоги исполнения бюджета на 01.03.08 смотри в Приложении.

 




Читайте также:



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (134)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.024 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7