Специфика проблемы прогнозирования и повышения финансовой устойчивости предприятия в современных условиях
Проблемы прогнозирования в течение последних десятилетий стали особенно сложными вследствие быстрых изменений в экономике. Основной проблемой прогнозирования на отечественных предприятиях является снижение уровня прогнозирования, что обусловлено объективными и субъективными причинами. Объективные причины заключаются в недостатках централизованной системы прогнозирования, созданной в дореформенный период, которая оказалась неадекватной изменившимся условиям работы предприятий. Субъективные причины обусловлены недостаточной квалификацией руководителей и специалистов по прогнозирования предприятий. Кроме того, важными проблемами прогнозирования на российских предприятиях в настоящее время являются следующие: - слабая проработка вопросов теории и практики прогнозирования; - недостаточная координация действий по развитию прогнозирования, в том числе по обмену информацией и подготовке кадров; - незнание исполнителями многих методов прогнозирования; - недостаточная информационная база для разработки прогнозов, закрытость многих данных; - недостаточность разработки методик и процедур выполнения прогнозов; - формирование прогноза только работниками, без участия исполнителей и клиентов предприятия. Ограничивающими факторами, отрицательно влияющими на использование прогнозирования в отечественных условиях, являются чрезмерно высокая степень неопределенности на российском рынке, которая снижает масштабы и горизонты прогнозирования, а также низкий уровень накопления капитала на предприятиях, не позволяющий осуществлять эффективные затраты на организацию прогнозирования. [5; 88] Проблемы прогнозирования должны решаться на основе повышения квалификации специалистов, осуществляющих планирование; внедрения информационных технологий, позволяющих ускорить и упростить процесс прогнозирования; проведения теоретических и практических исследований по данному вопросу; повышения доступности информации о внешней среде, в которой функционируют предприятия. Прогнозирование как наука сформировалась в начале XX века, что было связано с развитием и усложнением производства, требовавшего новых подходов к управлению. Повышение неопределенности среды функционирования предприятия потребовало разработки новых подходов к прогнозированию. Прогнозирование играет ведущую роль в повышении эффективности деятельности предприятия, поскольку способствует достижению основной цели предприятия, которая заключается в получении максимальной прибыли на основе удовлетворения спроса потребителей. Это достигается за счет координации деятельности предприятия, выявления рисков и разработки мер по их предотвращению, объективной оценки деятельности предприятия, рационального распределения ресурсов, повышения производительности труда, снижения неопределенности результата и т.д. Для осуществления роли в повышении эффективности деятельности предприятия прогнозирование должно основываться на ряде принципов, важнейшими из которых являются системность, компетентность, оптимальность, адаптивность, учет ограниченности ресурсных возможностей, научная обоснованность прогнозов. [3; 9] Рассмотрение прогнозной деятельности как исследования будущих событий и явлений в развитии объекта требует определения методологических принципов, составляющих конструктивную основу для разработки и использования прикладных методов прогнозирования. Принцип прогнозирования характеризует основное исходное положение или идею теории. Рассмотрим основные принципы прогнозирования и для удобства сведем их в таблицу 1.1.3. Таблица 1.1.3 Основные принципы прогнозирования финансовой устойчивости предприятия
Повышение эффективности деятельности предприятия невозможно без решения проблем прогнозирования. Выбор конкретного метода прогнозирования во многом зависит от наличия и качества информационной базы. В данном случае важен принцип наблюдаемости, который обеспечивает исследователя достаточными, по возможности, и достоверными статистическими данными [13; 22]. Важнейшим принципом, позволяющим объединить на общей методологической базе все многообразие методов прогнозирования в исследовании процессов самой разной природы, является принцип системности. Принцип системности прогнозирования определяет необходимость взаимосвязанности и соподчиненности прогнозов объекта прогнозирования и прогнозного фона и их элементов с учетом обратных связей. Практическая реализация этого принципа означает соответствие прогнозов содержанию каждого элемента прогнозируемой системы и одновременно получение целостной картины развития экономического объекта в будущем. Соблюдение этого принципа особенно важно при прогнозировании перспектив развития сложных больших экономический систем, а также при согласовании перспектив развития объекта прогнозирования и прогнозного фона. Принцип согласованности прогнозирования требует согласования нормативных и поисковых прогнозов, а также прогнозов различной природы и различного периода упреждения, прогнозов развития взаимосвязанных объектов. Принцип вариантности прогнозирования требует разработки вариантов прогноза, исходя из особенностей рабочей гипотезы, постановки цели и вариантов прогнозного фона. Главная проблема практической реализации этого принципа состоит в том, чтобы отделить реалистичные, осуществимые варианты развития от вариантов развития, которые при прогнозируемых условиях не могут быть реализованы. Принцип непрерывности прогнозирования требует корректировки прогнозов по мере необходимости при поступлении новых данных об объекте прогнозирования. Принцип адекватности означает максимальное приближение теоретической модели к устойчивым существенным закономерностям. Он предполагает учет реальных процессов, т.е необходимость оценки действующий тенденций, закономерностей и возможных отклонений от них, определение возможного диапазона отклонений или оценки степени вероятности реализации выделенной тенденции. Практическое использование данного принципа означает, что прогнозные модели должны быть сначала проверены на близость к ретроспективной информации и репрезентативность выборочных наблюдений.[4; 17] Методы прогнозирования можно разделить на два больших класса: фактографические (т.е. количественные, основанные на экстраполяции уже известных тенденций и моделей) и экспертные (т.е. качественные, составляемые на основе оценок экспертов и дающие представление о возможных принципиальных изменениях в прогнозируемой системе). Для прогнозирования потребительской привлекательности товаров и услуг в современных условиях применяются методы прогнозирования, представленные в табл. 1.1.4
Таблица 1.1.4. Фактографические (количественные) и экспертные (качественные) методы прогнозирования финансовой устойчивости предприятия
На прогнозирование и повышение финансовой устойчивости предприятия оказывают влияние различные факторы. К основным из них относятся совершенствование организационной структуры и структуры управления; оптимизация состава работников предприятий по количеству и профессионализму; эффективное использование труда работников, повышение производительности труда; совершенствование уровня менеджмента; повышение культуры предприятия и его репутации; совершенствование маркетинга. Таким образом, в ходе проведения теоретического исследования финансовой устойчивости предприятия и ее прогнозной оценки были сформулированы и определены понятия «прогнозирования» и «финансовая устойчивость», установлена методика оценки финансовой устойчивости и ее прогнозная оценка, рассмотрены основные проблемы и пути их решения в рамках торгового предприятия, что далее требует практического подтверждения
2. АНАЛИЗ ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ И ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ «Дулгис»
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (241)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |