Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Постановка поднимаемых проблем.



2019-12-29 182 Обсуждений (0)
Постановка поднимаемых проблем. 0.00 из 5.00 0 оценок




МИНИСТЕРСТВО СПОРТА И ТУРИЗМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ»

Кафедра психологии

 

Курсовая работа

По дисциплине

«ПСИХОЛОГИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА»

на тему:

«Социально-психологический климат в спортивной команде»

Исполнитель: студент __ курса,

Факультета __________, группы _

______________________________

(Фамилия,инициалы)

Научный руководитель:

______________________________

(Ученая степень, звание)

__________________________________________

(Фамилия, инициалы)

Минск, 2008


СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОНЯТИЯ «СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ МИКРОКЛИМАТ В СПОРТИВНОМ КОЛЛЕКТИВЕ»

1.1 Спортивная команда как объект исследования

1.2 Психологический климат команды как предмет исследования

1.3 Психолого-педагогические факторы формирования психологического микроклимата в спортивном коллективе

– характер взаимоотношений в команде

– содержание, организация и условия деятельности

– руководство и лидерство

– личность спортсмена в команде

1.4 Групповая сплоченность как показатель психологического микроклимата

1.5 Выводы

2. ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО МИКРОКЛИМАТА В СПОРТИВНОЙ КОМАНДЕ

2.1 Результаты исследования психологического микроклимата в хоккейной команде

2.2 Характеристика психологического микроклимата в хоккейной команде

2.3 Методы оптимизации психологического микроклимата в хоккейной команде

ПРИЛОЖЕНИЕ

 


Введение

 

На современном этапе в нашей стране можно отметить возрождение ранее актуальных психолого-педагогических проблем командной подготовки в спорте.

Это требует особого внимания ученых для получения научной информации о причинах подъема общественного интереса к ранее актуальным проблемам психологии спорта, к спортивной педагогике как средству развития личности, сохранения и укрепления здоровья Нации.

Современный спорт с полным основанием может рассматриваться совместной коллективной деятельностью, включающей в себя весь спектр социально-педагогических и социально-психологических проблем общения, взаимовлияний, лидерства в малых группах, стилей и методов руководства коллективами и командами. Психолого-педагогическое обеспечение подготовки высококвалифицированных спортсменов выражается прежде всего в слаженной организации совместной деятельности спортсменов в команде и их тренеров в учебно-тренировочном процессе и во время соревнований.

Отмеченная социально-педагогическая и психологическая специфика современного спорта делает чрезвычайно актуальной разработку путей и методов эффективного управления взаимоотношениями в спортивных коллективах и командах, формирования благоприятной “психологической атмосферы” спортивных команд. (1) С. Н. Шиленков, 1996 г.

Среди актуальных проблем командного спорта является проблема взаимоотношений тренера со спортсменами, как показано во многих работах ученых спорта 70-х годов, она является комплексной и междисциплинарной, т.е. решаемой на стыке спортивной педагогики и современной психологии спорта. Эта проблема в равной мере затрагивает педагогические интересы как тренеров и руководителей команд, так и интересы спортсменов, ибо в спорте важен не только процесс тренировки, но и конечный результат соревновательной деятельности.

Теоретическая значимость, проведенного исследования выражается в необходимости дальнейшей теоретической разработки и уточнении той части методологических основ спортивной тренировки, которая обращена к методам педагогической и социальной психологии спортивной деятельности. Научные знания о формировании и проявлении психологического климата в команде являются неотъемлемой частью профессиональной подготовки любой спортивной команды.

Теоретическая значимость проведенного нами исследования определяется развиваемыми в отечественной социальной и спортивной психологии представлениями о спорте:

1. как о психомоторной совместной деятельности людей, основу которой образует коммуникативная соревновательная деятельность;

2. как о социально-психологическом феномене групповой и командной организации межличностных взаимоотношений в процессе спортивно-технического взаимодействия людей, участвующих в спортивных тренировках и соревнованиях;

3. как об интеграторе и социальном синтезаторе групповых процессов и межличностных взаимовлияний спортсменов и тренеров, что выражается в особых состояниях и свойствах “психологической атмосферы” команды – сыгранность, сплоченность, сработанность, командная надежность и др.

Практическая значимость исследования вытекает из его теоретической значимости, “Знания и методы формирования благоприятного психологического климата в команде зримо работают на рост спортивного мастерства членов команды” (1). Эти знания и методы практичны и влияют на спортсменов и сами по себе, и через тренерскую деятельность, педагогическое мастерство которой постоянно опосредуется взаимоотношениями тренера со спортсменами.

Педагогические наблюдения тренеров, работы авторов А.Ц. Пуни, В.В. Белорусова, А.П. Рудик, И.П. Волков, Ю.Л. Ханин, Г.Д. Горбунов, В.И. Румянцева, Р.Л. Кричевский, P.M. Загайнов, Д.Я. Богданова, MB. Прохорова, Ю.А. Коломейцев и др./ доказывают, что результаты исследований психологического климата в спортивных командах могут быть практически использованы как в многообразных педагогических вариантах для рациональной организации учебно-тренировочного процесса, так и для качественной психологической подготовки спортивной команды к соревнованиям. (2) Ю.Л. Ханин, А.В. Стамбулов,1977г.

Сказанное подтверждается тем, что за последние 20 лет сложность задач, которые поставил современный спорт перед спортсменами, спортивными коллективами и их тренерами-руководителями руководителями значительно возросла. За последние четверть века /1970-2000 годы/ в спортивно-медицинской прессе появилась статистика внезапных смертей спортсменов. В послесоветский период наряду с Олимпийским 4| спортом высших достижений в нашей стране начал бурно развиваться массовый оздоровительный спорт и вместе с ним все более четкие формы ныне приобретает профессиональный коммерческий спорт, требующий особых качеств, как от спортсменов, так и от их тренеров.

Появилась необходимость индивидуализировать взаимоотношения и спортивную подготовку высококвалифицированных спортсменов с учетом их задатков и склонностей, их врожденными индивидуально-типологическими и функциональными возможностями. (3) И.П. Волков 1999.

Выход Белорусского Олимпийского спорта высших достижений на уровень международных требований и стандартов спортивного и культурного развития – личности спортсменов, сформировал социальный заказ на качественное и эффективное социально-психологического обеспечение, в задачу которого входит научно-практическое решение вопросов психологического микроклимата в спортивных командах.


Новизна исследования.

По существу, выбранная для исследования проблема до сих пор имеет много “белых пятен” в спортивной педагогике и психологии спорта. Наличие разрозненных исследований взаимоотношений в спортивных группах и командах, сыгранности команд, процессов лидерства, конфликтов и психологической совместимости в спорте, применение отдельных методов социально-психологического тренинга спортсменов и психотехнических игр в спорте отнюдь не компенсируют отсутствия новых теоретических концепций и системы педагогических методов и приемов формирования благоприятной для спортивного развития личности психологической атмосферы команды. (4)/Б.Г. Ананьев/. От психологической атмосферы в команде зависит рост спортивных достижений ее участников. В этом видится новизна проведенного исследования.

Постановка поднимаемых проблем.

1. Проблема формирования оптимального психологического климата спортивной команды является первейшей педагогической задачей тренера по спорту. психологический микроклимат спортивный хоккейный команда

2. Психологический климат спортивной команды обеспечивает характер взаимоотношений в команде, мотивацию спортсменов, их самооценку и уровень успешности.

3. При выборе методов и средств формирования психологического климата команды следует учитывать ведущую роль тренера в обучении, тренировке и воспитании спортсменов как членов команды.

Само понятие психологического микроклимата будет пониматься как “социально-обусловленная, относительно устойчивая система отношений членов коллектива к коллективу как к целому” (5) О.С. Михалюк, А.Ю. Шалыто., 2006.

А.В. Батаршев (6) понимает социально-психологический микроклимат как “общий эмоционально-динамический настрой, в котором отражаются установившаяся система взаимоотношений, господствующее умонастроение, удовлетворенность, привлекательность работы, стабильность и рост кадров. Единство коллективных и личных целей, степень совмещения официальных и неофициальных взаимоотношений на принципиальной и деловой основе”.

Социально-психологический микроклимат формируется на основе субъективного мнения и отношения человека к окружающей его в коллективе обстановке: к людям, к условиям труда, стилю руководства, групповым нормам и ценностям и т.д. Социально-психологический микроклимат представляет собой согласованные мнения, оценки и отношения членов коллектива к окружающему. Каждым человеком переживается индивидуально в виде удовлетворенности и привлекательности работы в данном коллективе, в данных условиях.

Выделяют эмоциональный, когнитивный и поведенческий компоненты отношений в коллективе. В качестве существенного признака эмоционального компонента рассматривается критерий привлекательности коллектива на уровне понятий нравится – не нравится, приятный-неприятный. Поведенческий компонент проявляется в мотивации членов коллектива к совместной деятельности и желании общаться с членами коллектива. Когнитивная составляющая характеризует знание-незнание особенностей членов коллектива.

Выделяют ряд факторов, влияющих на формирование психологического климата.

1. характер профессиональных отношений того общества, составной частью которого является данная группа.

2. содержание, организация и условия трудовой деятельности.

3. особенности работы органов управления и самоуправления организации.

4. характер руководства.

5. степень совпадения официальной и неофициальной структуры коллектива.

6. социально-демографические и психологические особенности членов группы.

7. численность группы и др.

Любая спортивная команда в каждом конкретном виде спорта представляет собой вид “малой” социальной группы (7) /Г.С. Антипина, 1987/, устройство взаимоотношений в которой, соответствует известным социально-психологическим схемам (8) /Е.С. Кузьмин, 1967/ и педагогическому плану (4)/Б.Г. Ананьев, 1969/.

Ученые – педагоги, психологи, социологи, стали сводить поведение и формирование человека как личности к свойствам малых групп /семья, компании, товарищеские группы, трудовые коллективы/. Успешность деятельности людей в социальных организациях зависит от их сплоченности, сработанности, совместимости и бесконфликтности взаимоотношений.

Спортивная команда как объект изучения в любом виде спорта представляет собой особый вид контактной общности людей, объединенных общей целью совместной спортивной деятельности, основными видами которой являются тренировка и соревнование.

Еще одной интересной и важной проблемой в данной теме является на мой взгляд тот факт, что спортивные коллективы – это коллективы молодых людей, у которых в силу возраста, происходит формирование основных новообразований юности – самосознания, самооценки, личностного и профессионального самоопределения. Эти новообразования формируются в спортивном коллективе, где зачастую сама личность спортсмена затирается направленностью на результат, используются жесткие методы стимулирования к успехам, не уделяется достаточно внимания психологической и личностной комфортности спортсменов, формированию позитивной Я-концепции спортсмена. Эту задачу просто обязаны взять на себя тренеры, психологи и воспитатели, чтобы и после спортивной карьеры спортсмены чувствовали себя личностно-значимыми, имеющими жизненную концепцию. Все эти параметры можно формировать у спортсмена через благоприятный психологический микроклимат.

Подводя итог выше сказанному, очевидной становится значимость проблемы формирования благоприятного психологического микроклимата в спортивной команде, процесс формирования которого будет рассмотрен в теоретической и практической части нашей работы.

 


1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОНЯТИЯ «СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ МИКРОКЛИМАТ В СПОРТИВНОМ КОЛЛЕКТИВЕ»



2019-12-29 182 Обсуждений (0)
Постановка поднимаемых проблем. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Постановка поднимаемых проблем.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (182)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)