Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Рыбодобывающем производстве



2019-12-29 188 Обсуждений (0)
Рыбодобывающем производстве 0.00 из 5.00 0 оценок




Отечественное рыболовство характеризуется преобладанием на промысле тралового лова (до 80% общего улова). Среди других способов лова заметное место занимает кошельковый (менее 10%), ярусный (более 2%), ловушечный (на Дальнем Востоке – до 3%) лов, лов на электросвет – до 3,6%. В траловом лове ведущее место в последние годы занимал разноглубинный лов. Тенденция по увеличению доли разноглубинного тралового лова характерна и для мирового рыболовства, чему способствует распространение на флоте автоматизированных систем прицельного тралового лова, совершенствование применяемых конструкций тралов и используемых для их постройки сетематериалов, что позволило значительно увеличить габаритные размеры тралов при сравнительно незначительном росте их сопротивления.

Совершенствование конструкции разноглубинных тралов осуществлялось по двум направлениям: первое направление базировалось на выборе рациональных параметров трала, исходя из закономерностей распределения облавливаемых промысловых скоплений; второе – на стремлении увеличения раскрытия устьевой части, считая, что чем больше будет раскрыто устье, тем больше вероятность облова рыбных скоплений. В результате были разработаны тралы с раскрытием устьевой части по вертикали до 100 м и более.

Одной из основных проблем промысла рыбы разноглубинными тралами наряду с использованием современных высокопрочных материалов, является обеспечение селективности орудий лова с целью ограничения вылова неполовозрелых особей и предотвращения чрезмерного отлова крупных рыб.

Донные тралы в отечественном траловом промысле в последние годы используются мало. Их доля в объёме тралового вылова не превышает 3-5%. Ограниченное применение находят они и в зарубежном рыболовстве. Это обусловлено нарушением субстрата дня, большим приловом молоди рыб, негативным воздействием на сложившиеся донные биоценозы. Хотя донный траловый лов в настоящее время в большинстве рыбопромысловых районов запрещен, тем не менее в отдельные периоды при лове таких объектов, как килька, салака, камбала в балтийском море, минтай, камбала, палтусы, окуни на Дальнем Востоке, промысел донными тралами оказывается достаточно эффективным. В связи с этим остаётся актуальной задача создания селективных, экологически безопасных и уловистых конструкций донных тралов.

Конструкции отечественных донных тралов и их оснастка не уступают зарубежным. Однако так же, как и разноглубинные тралы, они далеки от них по качеству и физико-математическим показателям применяемых материалов и их ассортименту.

Другой серьёзной проблемой использования донных тралов является обеспечение их селективности. Результаты разработок отечественных и зарубежных специалистов по применению вместо обычных мешков с квадратной ячеёй показали, что благодаря этому селективность улучшается, в трале остаётся меньше молоди. Однако траловые мешки с зеркальной ячеей не получили распространения, так как в процессе их эксплуатации деформируется дель и снижается прочность кутка. В последние годы основным направлением в деле создания сортирующих устройств в тралах стало использование жестких металлических решеток.

При лове донных и придонных объектов (камбала, минтай, терпуг, треска и др.) на сравнительно небольших глубинах в местах с ровным рельефом песчаного или илистого дна свободного от зацепов, используются донные неводы (снюрреводы). В общем объёме тралового вылова на долю снюрреводов приходится 3-5%.

В России снюрреводы наиболее широко применяются на Дальнем Востоке, особенно на Камчатке. За последние годы значение этого вида лова здесь заметно возросло, расширились районы промысла. Традиционно на снюрреводном лове задействовано большое количество малых судов (МРС-150, МРС-225, МРТР пр.1328 РС-300 и др.). На Камчатке на этот вид лова переориентирован ряд судов кошелькового лова.

В недалёком прошлом кошельковый промысел в отечественном рыболовстве занимал второе место после тралового (более 15% в общих уловах). В последние годы отмечается тенденция снижения его удельного веса в общих уловах. В мировом рыболовстве на долю кошелькового лова приходится около 43% добычи рыбы.

Одной из первоочередных задач отечественного кошелькового лова является улучшение характеристик используемых сетематериалов. При этом следует учитывать зарубежный опыт, где развитие промысла осуществляется не только за счёт улучшения характеристик делей, но и пут1м совершенствования конструкций орудий лова, их оснастки, промысловых механизмов.

В последние годы в отечественном рыболовстве определённое развитие получил промысел крючковыми орудиями лова, особенно пелагическими и вертикальными донными ярусами. Ярусные снасти просты по устройству, обладают селективностью. Промысел ими возможен практически на любых глубинах.

За последние десять лет значение ярусного промысла в российском рыболовстве значительно возросло. Доля ярусного лова в общем объёме вылова составляет, по некоторым оценкам, более 2% (против 0,16% в 1988 г.). В настоящее время ярусный лов донных рыб в промышленных масштабах ведётся в Северном и Дальневосточном бассейнах как с маломерных и малых , так и со средних судов. Наряду со специализированными используются переоборудованные суда (типа СРТМ, МРТК, МРБ и др.), на которых установлены ярусные линии.

Пелагические яруса с прекращением в конце 80-х годов ярусного тунцеловного промысла с помощью туноботов, базировавшихся на тунобазы, в промышленном рыболовстве России не используются. За рубежом пелагические (тунцеловные) яруса применяются традиционно в ряде стран. Длина их составляет от 75 до 100 км с количеством крючков от 1500 до 2000.

Ставные неводы как в прежние времена, так и сейчас, являются основным орудием лова дальневосточных лососей. На протяжении длительного периода эксплуатации были отработаны основные типы конструкций ставных неводов и их оснастки. Основное требование – это правильный выбор места установки и сохранение неводом заданной формы и устойчивости при штормовой воздействии.

Ставные неводы являются основными орудиями лова проходных и полупроходных рыб Каспия. В последние годы в связи с поднятием уровня Каспия и изменениями путей миграции рыб, идущих на нерест, стали внедряться разработанные специалистами КаспНИРХа крупногабаритные вентери нового поколения с одной, двумя и тремя ловушками. Они устанавливаются на глубинах до 2,5 м на кольях или якорях. Испытания подтвердили их штормоустойчивость. Эти орудия лова являются универсальными и могут использоваться в реках, авандельте и её морской части.

Определённое развитие в последние годы, особенно в связи с расширением добычи крабов, получил ловушечный промысел. В практике рыболовства существуют различные типы ловушек. Они отличаются по конструкции в зависимости от объекта лова (рыбы или ракообразных) и изготавливаются из сетематериалов, дерева, металлической сетки и т.д. В свою очередь, сетные ловушки подразделяются на жесткие, полужесткие и мягкие, т.е. могут иметь жесткий неразборный каркас или жесткое основание и сетное покрытие, придающее форму ловушке с помощью поплавков. Наиболее распространены ловушки с жестким каркасом. Конструкции применяемых ловушек варьируют в значительных пределах как по размерам и форме, так и по используемому покрытию, его цвету, механическим и удерживающим характеристикам. Наибольшее предпочтение в зависимости от поведенческих особенностей облавливаемого объекта отдаётся малозаметным в воде и имеющим хорошую устойчивость к истиранию сетным покрытиям, особенно на тяжелых и труднодоступных грунтах.

Один из основных вопросов прилове донными ловушками рыбы и ракообразных – выбор приманки. Она должна быть привлекательной с точки зрения вкусовых качеств для объекта лова и сохранять эти свойства в процессе лова достаточно длительный период времени. Применяемые естественные пищевые приманки, являющиеся кормовой базой для облавливаемых объектов, требуют соответствующих ёмкостей и условий хранения. Это не всегда возможно на малых судах, ведущих промысел в прибрежной зоне, и требует постоянного отвлечения судна на заготовку свежей приманки. В этой связи актуальным являются исследования по созданию искусственной приманки, не уступающей по эффективности естественной.

Среди селективных орудий лова особое место принадлежит ставным и дрифтерным сетям, которые, хотя и находят применение в ряде районов промысла на Дальнем Востоке, значительного распространения в отечественном рыболовстве пока не получили.

Результаты анализа состояния НТП в отечественном промышленном рыболовстве, в прошедшие десять лет свидетельствуют, что ему было характерно следующее:

· темпы внедрения прогрессивных промысловых схем в отечественном рыболовстве замедлились; весьма незначительно повысился уровень механизации промысловых процессов; комплексная механизация практически отсутствует. Промысловые схемы, используемые на отечественных судах, уступают зарубежным по уровню механизации и автоматизации производственных процессы, по численности промысловых команд. В наибольшей степени это относится к менее развитым в отечественном рыболовстве способам лова (ярусному, ловушечному и др.);

· несмотря на некоторое снижение удельного веса тралового лова, относящегося к наиболее энергоёмким, в общих уловах роль его остаётся преобладающей;  

· технический уровень и качество основных орудий лова изменились незначительно; совершенствование тралов, как правило, осуществляется не за счёт внедрения принципиально новых конструкций, а лишь путём модернизации отдельных его узлов, систем оснастки и т.п.; повышению селективности тралов должного внимания не уделяется;

· каких-либо существенных изменений в техническом уровне и качестве промысловых механизмов не произошло; новые отечественные механизмы внедряются медленно, в большинстве случаев до серийного производства не доводятся их качество в лучшем случае находится на уровне уже существующих образцов. Промысловые механизмы отечественных добывающих судов в целом имеют более низкое качество, чем зарубежные. По данным Гипрорыбфлота, около 40% (по количеству типов) промысловых механизмов, устанавливаемых на судах флота рыбной промышленности, не соответствуют условиям промысла или современному техническому уровню. Наблюдается отставание в надёжности механизмов, качестве их изготовления, удельном потреблении ресурсов. Низкий технический уровень промыслового оборудования сдерживает развитие ярусного и ловушечного лова;

· до сих пор проблема оснащения добывающих судов сетными барабанами и промысловыми кранами не получила должного решения;

· к наиболее перспективному направлению развития судовой радиоэлектронной аппаратуры следует отнести промысловые комплексы. Период развития этой техники составляет уже 20 лет. В настоящее время эта техника в мировом судостроении представлена пятым поколением. Используемая рыбопоисковая аппаратура в отечественном промышленном рыболовстве значительно уступает по техническому уровню зарубежным аналогам. Подавляющее большинство установленных на промысловых судах эхолотов, относящихся к самой массовой рыбопоисковой аппаратуре, следует считать морально устаревшей техникой. Значительно ниже зарубежного является и технический уровень приборов контроля за параметрами орудий лова, хотя отдельные разработки не уступают мировым образцам.

· имеющийся научно-технический задел в отечественном промышленном рыболовстве не отличается принципиальной новизной, его реализация на практике не может привести к радикальным изменениям в технологии и технике добычи объектов промысла; созданию отечественной техники промышленного рыболовства, как правило, характерен весьма длительный срок (нередко продолжительность освоения новых разработок превышает продолжительность жизненного цикла одного поколения приборов, аппаратуры и т.п.).

Преодоление отмеченного отставания от лучших мировых образцов в технологии и технике промышленного рыболовства являются главными направлениями в развитии НТИ в рыбном хозяйстве в этой области.

Флот рыбной промышленности. Рассматривая современное состояние флота рыбной промышленности, необходимо прежде всего отметить сохранение негативных тенденций, сложившихся в период экономических преобразований: значительное сокращение флота за счёт списания отслуживших нормальные сроки судов и отсутствия реальной их компенсации из новостроя; продолжавшиеся рост уровня физического износа и неуклонное моральное старение судов. Общее количество самоходного флота за период 1992-2000 гг. существенно сократилось: добывающих судов – почти на 30% (при этом численность крупных и больших уменьшилось почти в 2 раза), обрабатывающих – в 2,5 раза, транспортных рефрижераторов – почти на 40%, вспомогательных (в том числе НИС, учебные, рыбоохранные) – в 1,9 раза. Суда, отслужившие нормативный срок эксплуатации, в составе промыслового флота составляет сегодня около 59%. При этом таких судов в составе добывающего флота количество превышает 60%, обрабатывающего – 56%, транспортных рефрижераторов – 54%, учебных судов и НИС – 37%.

Изменение условий хозяйствования, появление многочисленных акционерных обществ, товариществ и индивидуальных частных предприятий коренным образом повлияли на проведение единой технической политики в области обновления промыслового флота отрасли. Отсутствие государственных капитальных вложений в достаточных финансовых средств у судовладельцев привело практически к прекращению централизованных поставок судов, заказов на серийную постройку новых судов как на отечественных, так и иностранных верфях по иностранным проектам, а также по своему усмотрению стали арендовать и переоборудовать суда.

Процесс приватизации флота отрицательно отразился и на его эксплуатации. Практически стала неосуществимой рациональная расстановка судов многочисленных организаций на промысле.

К особенностям современного состояния отечественного промыслового флота следует также отнести использование многих судов не по прямому назначению.

Использование многих промысловых судов для выполнения функций, не предусмотренных их основным назначением, было обусловлено нарушением соотношения между добывающими, обрабатывающими и транспортными мощностями промыслового флота: непригодностью ряда судов для использования по прямому назначению; уменьшением численности научно-исследовательских, поисковых и других вспомогательных судов.

Отрицательно на эффективности использования промыслового флота сказывается и образовавшаяся в последние годы диспропорция производственных мощностей добывающего флота. В первую очередь это относится к флоту Дальневосточного бассейна. Так, мощности краболовных судов заметно превышают объёмы выделенных квот. Вместе с тем, наблюдается потребность в развитии ярусного флота, необходимость переоборудования судов для добычи массовых не квотируемых объектов промысла: сайры, кальмаров и др.

Нарушен баланс между группами добывающих, обрабатывающих и транспортных судов. Это привело к нерациональному использованию добываемого сырья, потерям продукции, увеличению издержек производства, снижению инвестиционных возможностей отрасли для обновления флота.

Добывающему флоту  присущ большой моральный износ. Следует отметить, что основную массу (около 93%) его составляют суда, построенные по проектам 60-80 годов, которые по своим технико-эксплуатационным характеристикам не в полной мере отвечают требованиям сегодняшнего дня.

Передача флота в частное владение привела к полному прекращению государственного финансирования обновления флота и не способствовала созданию самодостаточной и надежной системы аккумулирования средств для своевременной замены, ремонта и модернизации имеющихся у них судов.

В связи с отсутствием государственной поддержки рыбного хозяйства с целью обновления флота за счёт новостроя главной проблемой для судовладельцев в 90-е годы стала необходимость модернизации стареющего флота для поддержания достигнутого уровня уловов гидробионтов и производства из них продукции.

Период реформирования экономики в стране, отрасли для обрабатывающего флота, который в доперестроечный период, был уникальным и не имел аналогов в мире как по составу, так и производственной мощности, можно охарактеризовать как период регресса этого флота. В условиях становления рыночных отношений экспедиционная форма организации промысла, основанная на широком использовании крупнотоннажных обрабатывающих судов, принимающих сырьё от специализированных судов-ловцов, и крупно- и среднетоннажных транспортных рефрижераторов для доставки рыбной продукции в отечественные порты и снабжения на промысловые суда различными грузами, оказалась неконкурентноспособной по сравнению с автономной формой организации работы добывающе-обрабатывающих судов, оснащенных техническими средствами для добычи и обработки гидробионтов, хранения на борту продукции, доставки её в порт назначения или передачи на транспортные суда.

Сравнивая технический уровень отечественного технологического оборудования с оборудованием передовых зарубежных стран, необходимо отметить, что отечественное оборудование в большей части является не автоматизированным, имеет низкую производительность, выполняет только одну или две технологические операции, не унифицированно на применение разнообразных видов тары и производство различных видов продукции. Как правило, оно имеет повышенные массогабаритные параметры и энергоёмкость, что неблагоприятно отражается на характеристиках судна в целом.

Основу транспортного флота рыбного хозяйства России составляют рефрижераторные суда. Сравнение характеристик этих судов с характеристиками зарубежных аналогов связано с определёнными трудностями. В зарубежной практике обычно используются универсальные транспортные рефрижераторные суда, предназначенные для перевозки не только рыбной продукции. Их отличают от отечественных судов приспособленность для перевозки различных рефрижераторных грузов, использование малогабаритных дизелей в качестве главных двигателей, применение палубных кранов, наличие подруливающих устройств.

Большинство находящихся сейчас в эксплуатации транспортных рефрижераторов в рыбном хозяйстве страны не удовлетворяет современным требованиям. Исключение составляют суда типа «Гинтарас» (1995 г. постройки) и ПТР-500 (1996 г. постройки).

Ранее 85% объёма перевозки продукции для нужд рыбохозяйственного комплекса обеспечивалось транспортным рефрижераторным флотом. Остальная часть продукции доставлялась добывающими и обрабатывающими судами при возвращении с промысла в порты базирования.

В условиях формирования рыночных отношений грузоотправитель сам определяет, чьими транспортными услугами воспользоваться: отечественного грузоперевозчика или зарубежного, в зависимости от величины тарифов на перевозку грузов. В современных условиях отмечается тенденция к транспортному «самообеспечению» у рыбохозяйственных организаций. Так, в течение последнего десятилетия рыбохозяйственными организациями отрасли, помимо некоторого количества (16 ед.) несерийных ТР, бывших в эксплуатации, из новостроя было приобретено 15 ТР типа «Радужный» пр.1350 (дедвейтом 50 тыс., т), четыре ТР типа «Гинтарас» пр.12913 ТР (дедвейтом 1200 т) один ТР «Курильское озеро» пр. 79561 (дедвейтом 890 т), семь ТР типа «Александра» (дедвейтом 4260 т).

В целом анализ состояния, использования и тенденции развития транспортного рефрижераторного флота позволяют констатировать, что количественный состав и производственные мощности его при использовании по прямому назначению в настоящее время в состоянии обеспечить современные потребные объёмы грузовых перевозок. В начале 90-х годов на десять судов промыслового флота приходилось около девяти судов вспомогательного флота, а к началу 1999 г. их количество сократилось до двух единиц.

В сложившейся ситуации судовладельцы вынуждены в связи с производственной необходимостью использовать часть промысловых судов на различных вспомогательных работах.

Успешная работа добывающего флота предполагает наличие современных научно-исследовательских и поисковых судов, а также судов рыбоохраны и учебных. Однако, работа по обновлению и развитию судов вспомогательного флота практически не ведется.

 Глава 3. Научно-технический потенциал отрасли

 

Уровень развития науки и степень ее технологического применения во всем мире являются основными факторами становления прогрессивной структуры производства, повышения производительности общественного труда, возрастания экономического потенциала, высвобождения материальных и финансовых ресурсов для решения социальных проблем.
   Напротив, в случае развертывания негативных процессов в сфере науки наблюдается всесторонняя деформация социально-экономических процессов. Это подтверждает российский опыт последнего десятилетия. Если к концу 80-х годов наша страна располагала значительным научно-техническим потенциалом, многоотраслевой наукоемкой экономикой, то в ходе так называемых реформ она лишилась ориентиров в макроэкономической политике расширенного воспроизводства, проявились нежелательные тенденции, что привело к углублению системного кризиса, усилению хаотичности и стихийности развития, к деформации структуры производительных сил, переадресовке финансовых потоков в интересах олигархии.
   В значительной степени пострадала наука. Несмотря на это и вопреки предупреждениям ученых, опасный курс "дерегулирования" продолжается. Его "научное сопровождение" без достаточных оснований декларирует вступление России в фазу экономического роста. Нет недостатка в формальных декларациях о внимании органов государственной власти к проблемам развития науки и техники. Все это неизменно присутствует в официальных документах.
   Роль науки и научно-технической деятельности нашла отражение в действующем федеральном законе "О науке и государственной научно-технической политике", в "Доктрине развития российской науки"[2], одобренной Указом Президента Российской Федерации от 13 июня 1996 г. В 2002 г. были утверждены "Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу". В этих документах предусмотрено создание условий для развития фундаментальных научных исследований и ведущих научных школ; повышение престижности научного труда, обеспечение достойных условий жизни и работы ученых и специалистов; реформирование сферы науки путем совершенствования управления, финансирования и организации исследований. Проявляется внимание к вопросам интеграции науки и образования, развитию системы подготовки квалифицированных научных кадров, созданию условий для конкуренции и предпринимательства в сфере науки и техники, инновационной деятельности. А в общем и целом можно сказать, что в этих материалах отражается потребность ориентировать отечественный научный потенциал на решение важнейших социально-экономических задач и обеспечение безопасности страны. Кроме того, решением Совета безопасности от 30 марта 2002 г. задача развития отечественной науки отнесена к числу высших приоритетов российского государства.
  Важную роль в формировании экономической стабильности рыбной отрасли России и внедрения НТП играет научно-технический потенциал. Он комплексно характеризует развитие науки, инженерного дела, техники и ресурсов, которыми располагает отрасль для решения научно-технических проблем.

Научно-технический потенциал отрасли объединяет несколько составляющих: организационную, кадровую, материально-техническую, информационную и финансовую.

Организационная составляющая.  Научно-техническая деятельность осуществляется научно-техническими организациями (НТО). Главная задача НТО – полное и своевременное обеспечение отрасли новой высокоэффективной продукцией, технологиями и методами управления производством при развитии научно-технического потенциала. НТО формирует отраслевой комплекс «Наука и научное обслуживание» (ННО), который включает научно-исследовательские, проектные, конструкторские, консультационные и методические организации. Большинство из них расположены в приморских районах и на территории тех субъектов Российской Федерации, где рыбное хозяйство определяет социально-экономическое развитие, а в ряде случаев играет градообразующая роль. Кроме того, в состав ННО входят научно-исследовательские лаборатории, сектора, отделы, центры, функционирующие в составе отраслевого образовательного комплекса. Последние, в свою очередь, входят в состав российской вузовской науки.

Рыбохозяйственные исследования и разработки проводят в области биологических, технических, экономических, социальных, правовых, географических (океанология), физико-математических наук, частично – в области научно-технической информации, информатизации производственных процессов в отрасли и международного сотрудничества.

Основу отраслевого комплекса ННО составляют 18 НТО, девять из них – морские научно-исследовательские институты, охватывающие биологическими исследованиями практически все основные районы отечественного рыболовства.

Основной целью научно-технического обеспечения остаются изыскание, обоснование, реализация путей стабилизации («выживаемости») отрасли и тем самым содействие в обеспечении продовольственной безопасности страны. Достижению этой цели способствует решение актуальных проблем на основе научно-технических нововведений. К задачам отраслевой науки следует также отнести: повышение результативности проводимых исследований и разработок, усиление связи с производством, выполнение требований различных международных организаций.

Общие направления развития российской науки предполагают концентрацию усилий НТО на решении приоритетных проблем отрасли, более полное привлечение научно-технического потенциала отраслевых вузов, повышение роли аттестации научных кадров.

Кадровая составляющая. Сложность структуры кадровой составляющей отраслевого комплекса ННО обусловливается особенностью решаемых НТО задач, а также спецификой связей между отдельными НТО отраслевого комплекса и отдельными НТО с производством. Кадровую составляющую отраслевого комплекса ННО определяют научные и инженерные работники, управленческий персонал, рабочие опытного производства, вспомогательный и обслуживающий персонал, а также кадры плавсостава научного флота.

Общая численность работников рыбохозяйственных НТО в 2000 г. составляла 6,7 тыс. человека. Удельный вес научно-технических работников (НТР) в общей численности работников НТО составил 44,2%. В их составе на кандидатов и докторов наук приходилось 22,5 % численности НТР, в том числе докторов наук – 2,8 %.

К сожалению, из-за сокращения численности НТО в последнее десятилетие были практически ликвидированы направления работ: во ВНИРО – космос и гидроакустика, технологические исследования, исследования по спецтематике и созданию новых белковых продуктов; в ПИНРО – марикультура и гидробиология; в КаспНИРХе – марикультура, заводское осетроводство, прудовое рыбоводство и технологические исследования; в АтлантНИРО – исследования пресноводных объектов, кальмаров, ракообразных; изучение сырьевой базы ЮВТО; биоэкологические исследования и др.

Материально-техническая составляющая. Материально-техническое обеспечение НТО – необходимый элемент материализации результатов интеллектуальной деятельности в предметах и средствах труда, материалах, новых технологиях, предметах производственного и бытового назначения. Скорость этого процесса зависит от состояния имеющихся материально-технических средств.

В последние годы наметились основные направления развития технических средств: растёт энергетическая мощность оборудования, точность и разрешающая способность приборов, универсальность и быстродействие ЭВМ, появляются новые средства воздействия на объект в ходе эксперимента, приборы для измерения новых показателей. Благодаря изменению взаимодействия человека и машины преобразуется сам характер труда учёного в ходе исследования (от контроля и регулирования экспериментов человек переходит к диалоговому режиму). Наконец, развитие технических средств в сфере научно-технической деятельности решающим образом влияет на производительность труда учёных, разработчиков и конструкторов, изменяет организационную структуру НТО, обусловливает направления новых коллективных и индивидуальных форм организации труда.

Общая стоимость основных фондов НТО, находящихся в непосредственном подчинении Госкомрыболовства России, сегодня составляет около 900 млн. руб., в том числе около 80% приходится на активную часть. Основа материально-технической составляющей НТО – научный флот (около 68% общей стоимости основных фондов НТО), включающий научно-исследовательские суда (НИС), научно-поисковые (НПС), а также специализированные средние и малые суда, добывающие средние и малые суда, а также маломерные морские и речные суда, водолазные боты. Это обусловлено ведущей ролью в научно-технической деятельности данной группы НТО биологических исследований, необходимостью проведения научно-технических исследований непосредственно в Мировом океане, во внутренних водоёмах России.

Состояние научного флота, обеспечивающего отраслевой комплекс, следует признать неудовлетворительным. Он значительно уступает по научно-техническому уровню не только зарубежным, но и отечественным судам других ведомств аналогичного назначения, построенным за последние десять лет изучения морской среды, организмов и ресурсов морей и океанов. Большая часть судов не отвечает современным требованиям, особенно в части оснащения научной аппаратурой. Стоимость научного оборудования на ряде отраслевых НИС находится в пределах 5-8% стоимости судна (на зарубежных – до 50% и более, на отечественных судах других ведомств – более 20-25%).

Важное место в материально-техническом обеспечении отраслевого комплекса ННО принадлежит береговым экспериментальным базам, опорным пунктам, рыбоводным заводам, экспериментальным участкам, опытно-механическим и машиностроительным цехам, производствам, заводам. Так, материально-техническую базу проектно-конструкторских и технических организаций составляют опытно-экспериментальные и механические заводы, производства, цеха, участки. Экспериментальные исследования проводятся при создании новых способов и орудий лова; при решении задач, связанных с гидромеханикой орудий лова, промысловых судов; при создании нового рыбообрабатывающего оборудования, разработке технологических процессов и т.д. Организации отраслевого комплекса ННО располагают определённым парком ЭВМ.Информационная составляющая. Составной частью отраслевого комплекса ННО выступает отраслевая система научно-технической информации, которая, в свою очередь, является подсистемой второго уровня НТО отрасли в своём составе имеют отделы, службы или подразделения, которые, помимо издательской и переводческой деятельности, осуществляют поиск и первичную обработку научно-технической информации.Основными направлениями использования научно-технической информации в НТО являются следующие: выполнение прогностических, в том числе патентных, исследований (предшествующих открытию тем); использование в новых условиях ранее созданных и прошедших апробацию решений; поиск новых вариантов конструкторских и технологических решений (на основе синтеза); сравнительный анализ решений (в том числе при определении научно-технического уровня разработок и уровня созданных образцов техники).

Информатизация рыбного хозяйства предполагает:

рациональную автоматизацию процессов сбора, обработки и доставки пользователю информации;

разработку, внедрение и сопровождение информационных технологий, проблемно-ориентировочных аналитических и функциональных систем, осуществляющих информационную поддержку решений во всех областях производственно-хозяйственной и научной деятельности организаций отрасли (функциональные системы);

взаимодействие информационного обмена с системами других российских отраслей и международных организаций (системы информационного взаимодействия);

создание систем искусственного интеллекта;



2019-12-29 188 Обсуждений (0)
Рыбодобывающем производстве 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Рыбодобывающем производстве

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (188)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)