Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Глава 2. Воздействие налогов на объем производства.




Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

      Налоговая система имеет ряд положительных и ряд отрицательных сторон. К положительным сторонам можно отнести то, что налоги и сборы наполняют бюджет государства, это одна из основных доходных статей бюджета. Бюджетные средства направляются на такие необходимые для государства и общества цели как поддержание обороноспособности, реализация социальных программ (помощь малоимущим, безработным, инвалидам, многодетным семьям, беженцам и т.д.), развитие науки и техники, осуществление бесплатного медицинского обслуживания, бесплатного образования, работа государственного аппарата и т.д. Чем больше бюджет, тем в большей степени вышеперечисленное будет обеспечено.

    Отрицательные же стороны налогообложения это изымание средств из доходов населения, фирм, организаций, частных предпринимателей. Это снижает их прибыль, при этом делает товары и услуги более дорогими. Если сделать налоги слишком высокими, то это приведет к укрыванию доходов населения и субъектов экономических взаимоотношений (различных фирм, организаций, предприятий, обществ, частных предпринимателей), непривлекательности инвестиций и ведения бизнеса в стране, оттоку средств за границу. Если же сделать налоги слишком низкими не будет пополняться бюджет государства. Исходя из этого, необходимо определить кого, как и в какой степени облагать налогами.



    В нашей стране налоговое бремя по оценкам многих экспертов очень велико. Бюджет страны пополняется преимущественно благодаря налогам. Это НДС (20%); налог на прибыль организаций (24%), налог на имущество предприятий; единый социальный налог (36,5%) выплачиваемый предприятиями с зарплаты своего работника и налог на доходы физических лиц (13%) и т.д. Из этого видно, что основная доля налогов ложиться на результаты производства и реализации продукции в стране.

 

    Очевидное влияние налоговой системы, основанной на обложении результатов производства и доходов юридических лиц, на уровень экономической активности проявляется в низком уровне развития производственной и торговой деятельности. Особенно это негативное влияние сказывается на малом бизнесе, который при таком уровне налогов просто не может существовать. А ведь при этом именно малый бизнес является гарантом стабильности общества, и основой рыночной экономики, именно малый бизнес призван формировать сферу услуг и торговли. Именно малые предприятия делают жизнь обычного человека более комфортной. Малые предприятия существуют, но они вынуждены укрывать свои доходы, вести двойную бухгалтерию и т.д. Это ставит владельцев малых предприятий в зону «вне закона», что в свою очередь порождает криминализацию общества. Осуществляется взимание части доходов бандитскими группировками, которые в свою очередь, чтобы остаться безнаказанными платят правоохранительным органам и тем же налоговым органам. Создается полугосударственная криминальная структура. В связи с этим на организацию малых предприятий решаются немногие, а те, кто решается, принимают правила игры. На данный момент в России количество малых предприятий сокращается. Численность занятых на малых предприятиях составляет 7,436 млн. человек. Сегодня малый бизнес обеспечивает в бюджеты всех уровней около 12 млрд. рублей. Если посчитать на 1 занятого на малом предприятии то получится по 1614 рубля. Сразу понятно, что это только мизерная часть того, что должно было быть уплачено в бюджет. Судя же по данным Министерства по налогам и сборам, проверкам большая часть предприятий укрывает свои доходы. Только привлеченных к административной ответственности должностных лиц и физических лиц-предпринимателей более 600 тысяч, для установления местонахождения организаций в правоохранительные органы передано 404 тыс. материалов, местонахождение только 27 тыс. установлено, ликвидировано решением судебных органов 92 тыс. организаций данной категории (1). Это вопиющие факты, доказывающие всю несправедливость налогообложения в стране.

   Налогообложение прибыли и доходов оказывает прямое негативное влияние на экономический рост в той мере, в которой оно распространяется на инвестируемую часть прибыли и доходов физических лиц, и косвенное - через снижение производственных и потребительских расходов и вызванное этим сокращение спроса на товары и услуги отечественного производства. Дополнительным фактором подавления экономического роста является налоговая дискриминация отечественных предприятий, т.е. более высокая тяжесть налогообложения, чем продукции их иностранных конкурентов. Она удорожает отечественные товары, вызывает переключение спроса на импортную продукцию, снижение курса национальной валюты и провоцирует экспортную специализацию российской экономики.

   Разумная налоговая система должна отвечать требованиям: соразмерности и посильности налогов, удобства времени и способа их сбора, определенности и заданности размеров налогов, эффективности налогов (соотношение поступлений по налогу с затратами на его администрирование). Система налогообложения малого бизнеса в нашей стране не отвечает этим требованиям и не служит инструментом стимулирования развития рынка, а выполняет исключительно фискальную функцию.

    Малому бизнесу, в отличие от среднего и крупного, нельзя отводить фискальную роль. Налогоплательщик из него еще должен сформироваться, а на первом этапе малое предпринимательство - это, прежде всего:

- самозанятое население, снявшее с государства заботу о своем трудоустройстве;

- источник новых рабочих мест, оплачиваемых лучше, чем в госсекторе;

- источник возрастающего спроса на менеджеров;

- база для увеличения спроса на инвестиции;

- важнейший фактор создания платежеспособного спроса;

-  мобильный поставщик на рынок новых товаров и услуг.

В России же сейчас облагаются налогом одинаково крупные и малые предприятия, что несправедливо.

   В налоговой системе Российской Федерации незначительна роль налогов, нейтрально или положительно влияющих на экономическую активность и стимулирующих повышение эффективности экономики. К таким налогам относятся, прежде всего, налоги, изымающие в доход государственного бюджета природную ренту; платежи за используемые и эксплуатируемые природные ресурсы, включающие земельные налоги, платежи за использование воды, объектов растительного и животного мира, за разработку месторождений и добычу полезных ископаемых, их экспорт, загрязнение окружающей среды, за использование радиочастот, других невоспроизводимых ресурсов, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы.

  Поскольку все указанные ресурсы находятся в государственной собственности, рентные платежи, экономически аналогичны плате за использование государственных ресурсов. Поэтому, в отличие от налогов на результаты экономической деятельности, рентные налоги могут изымать до 100% рентного дохода, т.е. потенциально достижимой сверхприбыли природопользователей, возникающей как результат использования ограниченного ресурса.

    Для российской экономики, в которой большую часть национальною дохода составляет природная рента, использование последней в качестве важнейшего источника доходов государственного бюджета представляется особенно целесообразным. Согласно экспертным оценкам объема природной ренты, генерируемой в российской экономике, достаточно для увеличения доходов государственного бюджета в 1,5-2 раза без ущерба для экономического роста. Это, в свою очередь, создает возможности кардинального снижения налогов на объем производства, оплату труда, добавленную стоимость, полного освобождения от налогообложения инвестируемой части прибыли и оплаты труда, в пределах прожиточного минимума, что открывает дополнительные возможности для экономического роста. Расширения внутреннего спроса на сырье и, соответственно, увеличения как объема природной ренты, так и налоговой базы.

   Таким образом, налоговая система Российской Федерации нуждается в существенном снижении налогового бремени на оплату труда при одновременном усилении значения рентных налогов, их фискальной и регулирующей роли. Расчеты, выполненные как в российских, так и в зарубежных исследовательских институтах, свидетельствуют о существенных различиях в темпах экономического роста в зависимости от выбора той или иной налоговой системы. Максимальные темпы экономического роста достигаются при формировании доходной части бюджета за счет налогообложения рентных доходов, в то время как налоги на оплату труда, добавленную стоимость, прибыль ухудшают условия экономического роста, снижая стимулы трудовой и предпринимательской деятельности, угнетая факторы производства.

 

 




Читайте также:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (128)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7