Особенности аудита законности проведения безналичных расчетов.
Один из непростых вопросов — проверка правильности и законности операций с аккредитивами, которые представляют собой доверительные письменные документы кредитного учреждения одной местности, поручающие банку, расположенному в другой местности, оплатить с аккредитива сумму поставки или работ. Аудитор должен иметь в виду, что существуют следующие сложившиеся особенности при проведении безналичных расчетов, как, например, очередность платежей со счета. В соответствии с действовавшим законодательством выплата счетов юридических лиц производились в следующей очередности: К первой очереди относились платежи в бюджеты всех уровней. Пенсионный фонд Российской Федерации, Федеральный дорожный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования. Первоочередной порядок платежей с расчетных (текущих) счетов юридических лиц не распространялся на взыскание с плательщиков штрафных санкций в пользу органов Госналогслужбы РФ и внебюджетных фондов (кроме Пенсионного) по результатам контрольной работы. Ко второй очереди относились все остальные платежи. Платежи по документам, относящимся к одной очереди, осуществлялись в порядке календарной очередности их поступления в банк плательщика. В отличие от ранее установленного порядка с 1 марта 1996 г. ст. 855 ГК РФ устанавливает очередность платежей для всех счетов, открытых на основании договора банковского счета. При наличии на банковском счете денежных средств, сумма которых достаточна для удовлетворения всех предъявленных требований, списание этих средств со счета осуществляется в порядке поступления распоряжений клиента и других документов на списание (календарная очередность), если иное не предусмотрено законом. При недостаточности на счете денежных средств для удовлетворения всех предъявленных требований списание денежных средств осуществляется следующим образом: — в первую очередь — по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требований о взыскании алиментов; — во вторую очередь — по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по выплате выходных пособий и оплате труда лицам, работающим по трудовому договору, в том числе по контракту, расчетов по выплате вознаграждений по авторскому договору; — в третью очередь — по платежным документам, предусматривающим платежи в бюджет и во внебюджетные фонды; — в четвертую очередь — по исполнительным документам, предусматривающим удовлетворение других денежных требований; — в пятую очередь — по другим платежным документам в порядке календарной очередности. Списание средств по требованиям, относящимся к одной очереди, производится в порядке календарной очередности поступления документов. Письмом Центрального банка РФ от 1 марта 1996 г. № 245 «Об изменении порядка очередности платежей с расчетных, текущих, бюджетных счетов юридических лиц» устанавливается, что при представлении в кредитную организацию платежных документов по перечислению средств (получению платежа) в правой стороне в специально отведенных графах клиенты проставляют очередность платежей в соответствии с очередностью, установленной ГК РФ. Обязанность указания очередности платежа возлагается на плательщика. Закон и банковские правила не возлагают на банк обязанность проверять соответствие указанных плательщиком данных действительному положению дел. Но такая обязанность, несомненно, лежит на банке при работе с документами, предъявленными к счету третьими лицами (инкассовые поручения, требования на безакцептное списание и т. д.). Положением о порядке проведения операций по списанию средств с корреспондентских счетов (субсчетов) кредитных организаций (письмо ЦБ РФ от 1 марта 1996 г. № 244) устанавливается, что после списания средств со счетов клиентов банк (или иная кредитная организация) должен сгруппировать расчетные документы по группам очередности платежей, а внутри группы — по срокам платежей. Для представления документов в учреждения Банка России банки-корреспонденты, клиринговые организации (далее — учреждения банка), кредитные организации составляют отдельное платежное поручение по каждой группе очередности и по сроку платежа. К поручению прилагаются расчетные документы клиентов и опись расчетных документов. Срок платежа проставляется банком (иной кредитной организацией). Аудитор должен проверить правильность оформления платежных поручений, имея в виду следующие особенности. Платежные поручения, в которых не проставлена очередность платежа, к исполнению не принимаются. На учреждения банка не возлагается обязанность проверки соответствия законодательству очередности и сроков платежа, указанных кредитными организациями в платежных поручениях. Поступающие в учреждения банка инкассовые поручения налоговых органов и инкассовые поручения с приложенными к ним исполнительными документами судов на взыскание в бесспорном порядке платежей с корсчетов кредитных организаций подлежат оплате наряду с платежными поручениями самой кредитной организации в установленной законом очередности. При недостаточности средств на корсчете кредитной организации в учреждении банка допускается частичная оплата платежных поручений кредитных организаций по платежам 1 — 4-й очередей в виде оплаты приложенных к нему отдельных документов клиентов. Частичная оплата документа клиента не допускается. Оплата документов клиентов производится в очередности, указанной в описи к платежному поручению, составленной кредитной организацией. При недостаточности средств для оплаты всей суммы платежного поручения по платежам, относящимся к 5-й группе очередности, кредитная организация сама определяет для оплаты состав платежных поручений клиентов и представляет новое платежное поручение, которое может быть оплачено в полной сумме. Аудитор должен обратить внимание при проверке напоследствия отсутствия в договоре условия о форме расчетов. Нормативные акты, регулирующие договорные отношения в предпринимательской деятельности, не называют условие о форме расчетов существенным. Вместе с тем очевидно, что это условие договора обслуживает право кредитора (поставщика, подрядчика и т. д.) на получение оплаты и направлено на установление конкретной формы реализации обязанности должника (покупателя, заказчика и т. п.). Поэтому отсутствие прямого соглашения по вопросу о форме расчетов можно рассматривать как косвенное согласие на применение любой формы по усмотрению стороны, получающей оплату. При упоминании в договоре нескольких форм расчетов (без конкретизации условий их применения) кредитор вправе самостоятельно выбрать любую из названных в договоре форм, а при отсутствии условия о формах расчета — потребовать от плательщика оплаты платежным поручением либо выставить платежное требование-поручение. Безналичные расчеты производятся на основании расчетных документов установленной формы. Расчетный документ— это письменное требование или поручение владельца счета на перечисление денежных средств в безналичном порядке за товарно-материальные ценности, выполненные работы и оказанные услуги, а также по другим платежам. Расчетные документы должны соответствовать установленным стандартам и содержать ряд обязательных реквизитов. Содержание документов и правила их оформления определены Положением о безналичных расчетах в Российской Федерации. Расчетные документы должны содержать следующие реквизиты: а) наименование расчетного документа; б) номер расчетного документа, число, месяц, год его выписки. Число указывается цифрами, месяц — прописью, год — цифрами (в документах, заполняемых на вычислительных машинах, допускается обозначение месяца цифрами); в) наименование банка-плательщика (вместо наименования в тексте документа может быть поставлено фирменное обозначение банка); г) наименование плательщика, номер его счета в банке; д) наименование получателя средств, номер его счета в банке, наименование банка-получателя (в чеке не указывается); е) назначение платежа (в чеке не указывается). Наряду с текстовым наименованием можно проставлять кодовое обозначение; ж) сумма платежа, обозначенная цифрами и прописью. Расчетные документы принимаются банком к исполнению при наличии подписей должностных лиц, имеющих право подписи документов для совершения расчетно-денежных операций по счетам в банке. На первом экземпляре поручения проставляется также оттиск печати. Расчетные документы по операциям, осуществляемым филиалами и представительствами, подписываются лицами, уполномоченными соответствующим юридическим лицом. Платежные поручения, платежные требования-поручения, платежные требования выписываются, как правило, в один прием под копирку или путем размножения подлинников в количестве экземпляров, необходимых для банка и всех участвующих в расчетах сторон. Чеки выписываются от руки чернилами или шариковыми ручками. Помарки и подчистки в расчетных документах не допускаются. Списание средств со счетов плательщика производится только на основании первого экземпляра расчетного документа (документа, переданного по телефаксу), если иное не оговорено указаниями Центрального банка РФ. Аудитор должен обратить внимание также на следующие особенности законности практики проведения безналичных расчетов. Нарушение получателем средств обязательств по договору в части отгрузки товара, оказания услуг или производства работ является основанием для применения к нему контрагентом мер гражданско-правовой ответственности. Так, если поставщик не отгрузил покупателю предусмотренный договором товар, а банку для получения выплат представил фальсифицированные документы, по внешнему виду не вызывающие сомнения в их подлинности, банк не может нести ответственность за убытки, причиненные покупателю, поскольку никаких нарушений в данной ситуации не допустил. Но при расчетах аккредитивами нередко имеют место и нарушения условий выплат со стороны исполняющего банка. Например, поставщик отгрузил продукцию, не предусмотренную договором, а исполняющий банк выплатил средства, несмотря на то, что в представленных ему товаротранспортных документах вид товара не соответствовал тому, для оплаты которого был выставлен аккредитив. Требование плательщика к поставщику о возврате выплаченных сумм — это, по существу, требование о повороте оплаты продукции, отгруженной с нарушением условий договора. Требование к банку — это требование о возврате сумм, выплаченных с нарушением условий аккредитива. Аудитор обязан проверить, чтобы предприятие, принимающее в оплату чеки, зафиксировало что: а) сумма чека не превышает предельной суммы, обозначенной на его оборотной стороне и в чековой карточке; б) номер счета чекодателя, проставленный в чеке, соответствует обозначенному в чековой карточке; в) паспортные данные чекодателя соответствуют данным, указанным в чековой карточке. Лицо, принимающее чеки, обязано также убедиться в идентичности подписей чекодателя в чеке и в чековой карточке.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (257)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |