Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Понятие интереса в психолого-педагогической науке




Введение

 

Развитие интереса к занятиям физической культуры у детей в школе одна из актуальных проблем современности. Интерес человека - это не врождённые свойства личности, а результат её формирования, обусловленный социальным окружением, сферой и характером деятельности. В школах резко упал интерес к занятиям физической культурой и вообще к спорту. 80% всех выпускников школ имеют отклонения в состоянии здоровья, в среднем, пропускают уроки физической культуры каждый школьник по причине болезни, и в основном это простудные заболевания.

На современном этапе развития общества возрастает значение и роль формирования гармонично развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную частоту и физическое совершенство. На этом сегодня сосредотачиваются усилия всей системы воспитания, на формирование личности нового, современного типа. Начинается это формирование, как, известно, в детские годы, составляющие один из наиболее сложных и значимых периодов становления личности.

На современном этапе развития образования остро встает проблема о развитии интереса у школьников к физической культуре. Дело в том, что мотивы учения школьников в настоящее время находятся на очень низком уровне, а современный уровень школьного образования требует от учащихся овладения довольно сложными теоретическими понятиями и идеями.



Важное место в системе обучения и воспитания подрастающего поколения занимается физическое воспитание, средства, методы, и формы которого служат укреплению и повышению уровня здоровья и работоспособности подготовке к активной трудовой деятельности. Физическое воспитание должно охватывать ежедневными занятиями физической культурой и спортом всех членов общества, хотя бы малыми его формами, такими как утренняя гигиеническая зарядка и гимнастика в режиме рабочего дня и режиме уроков в школе.

Интерес к занятиям очень сложное и значимое для личности образование. Педагогический подход к решению этого вопроса должен состоять в том, чтобы обнажать в педагогическом процессе объективные возможности интересных сторон, возбуждать и поддерживать состояние активной заинтересованности и формировать целенаправленный интерес через систему обучения и воспитания.

Формирование интереса у детей способствует развитию активности, самостоятельности в овладении новыми знаниями, повышению заинтересованности в изучении материала, снижению количества отвлечений на уроках. Учащимся становится интересен сам процесс добычи знаний, т. е. учащийся полностью вовлекается в учебный процесс, становится активным его участником.

Цель курсовой работы: изучить проблему интереса школьников к занятиям ФК посредством танцевальных упражнений.

Объект исследования: интерес к занятиям по физической культуре.

Предмет исследования: танцевальные упражнения как средство формирования интереса школьников к занятиям по физической культуре.

Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:

1. Раскрыть теоретические подходы к пониманию категории «интерес».

2.Определить содержание понятия интереса к занятиям ФК.

3. Изучить урок как основную форму физических упражнений 4. Раскрыть требования, предъявляемые к уроку физической культуры

5 Рассмотреть разнообразие уроков физической культуры по средствам танцевальных упражнений

Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.


Глава 1. Интерес к уроку физической культуры – как педагогическая проблема

Понятие интереса в психолого-педагогической науке

 

Интерес является одним из компонентов познавательной и двигательной активности школьников. Само понятие интерес трактуется в психолого-педагогической литературе по-разному. Одни отождествляют его с направленностью личности в целом, другие сближают с отдельными побуждениями, входящими в мотивационную сферу. Так, например, интерес есть не более чем явление, сущность и основание которого ещё должны быть найдены. Следовательно, мотивация есть основа, источник в познании, а интерес - следствие и проявление процессов, происходящих в ней .

Интерес - это осознанное положительное отношение к чему-либо, побуждающее человека проявлять активность для познания интересующего объекта. В психологии интерес характеризуют рядом определенных качеств: широта (круг интересов человека), глубина (степень интереса к какому-либо объекту), устойчивость (продолжительность сохранения интереса к какому-либо объекту), мотивированность (степень сознательности или случайности, преднамеренность интереса), действенность (проявление активности для удовлетворения интереса).

Интерес как очень сложное и значимое для личности образования имеет множество различных трактовок.

Ананьев Б.Г. определяет интерес как избирательную направленность психических процессов человека на объекты и явления окружающего мира В.Н. Мясищев считает, что интерес - это тенденция, стремление, потребность личности заниматься данной деятельностью, которая приносит удовлетворение . По мнению В. Г. Иванова, интерес является побудителем активности личности, под влиянием которого процесс ускоряется, а деятельность становится увлекательной и продуктивной . Леонтьев А. Н. определяет интерес как избирательное отношение к окружающему миру и его явлениям . Напротив, Рубинштейн А. Н. считает, что истоки интереса лежат в общественной жизни, т. е. вне общественной среды, вне деятельности интерес развиваться не может .

Интерес не представляет собой отдельного конкретного психологического процесса, каким являются, например, мышление, восприятие, память. В этом сложном отношении человека к предметному миру в органическом единстве взаимодействуют интеллектуальные, эмоциональные и волевые процессы. Это и является основанием столь побуждающего влияния интереса на развитие различных психических процессов (памяти, внимания, воображения). Интерес как бы «согревает своим участием» все процессы сознания, сообщает «особую теплоту» их протекания, благодаря чему под влиянием познавательного интереса деятельность сознания становится особенно продуктивной и приобретает большую глубину .

Педагогический подход к решению этого вопроса должен состоять в том, чтобы:

- Обнажать в педагогическом процессе объективные возможности интересных сторон, явлений окружающей среды.

- Возбуждать и постоянно поддерживать у детей состояние активной заинтересованности.

- Системой обучения и воспитания формировать целенаправленный интерес.

Интересы человека — это не врождённые свойства личности, а результат её формирования, обусловленный социальным окружением, сферой и характером деятельности.

Интерес всегда имеет определённую предметную направленность, интересы человека многообразны, как многообразен окружающий мир.

Современная дидактика, опираясь на новейшие достижения педагогики и психологии, видит в интересе большие возможности и для обучения, и для развития, и для формирования личности ученика в целом. В обучении фигурирует особый вид интереса - интерес к познанию, или, как его принято теперь называть, познавательный интерес. Его область - познавательная деятельность, в процессе которой происходит овладение содержанием учебных предметов и необходимыми способами или умениями и навыками, при помощи которых ученик получает образование.

Познавательный интерес нужно признать одним из самых значимых факторов учебного процесса, влияние которого неоспоримо как на создание светлой и радостной атмосферы обучения, так и на интенсивность протекания познавательной деятельности учащихся . В познавательном интересе находит своё выражение ряд значительных для обучения и развития моментов. Интерес к познанию, пробуждающийся под влиянием обучения, заботливо и разумно поддерживаемый учителями, является основой развития склонностей школьников к различным видам творческой деятельности, основой развития способностей учеников и нередко их профессиональной направленности. Воспитание у школьника в процессе обучения активного познавательного отношения к знаниям коренным образом перестраивает его отношение к самому процессу учения. Благодаря этому учение становится приятным, плодотворным, приносит радость и удовлетворение и ученику и учителю. Интерес, и особенно познавательный интерес, психологи и педагоги изучают с различных сторон, но любое исследование рассматривает интерес как часть общей проблемы воспитания и развития.

Интерес должен обеспечивать систематическую активность учащихся при овладении ведущими способами деятельности. Познавательный интерес имеет огромную побудительную силу: он заставляет активно стремиться к познанию, активно искать способы и средства удовлетворения возникающей у него жажды знаний.

Интерес можно определить как эмоционально-познавательное отношение к предметам или непосредственно мотивированной деятельности, переходящее при благоприятных условиях в эмоционально - познавательную направленность личности. Из этого определения вытекает, что учитель пробуждает активность учеников, побуждает их искать ответ. И так от урока к уроку. Переживание обобщается, становиться эмоционально-познавательным отношением к предмету, которое побуждает учащихся интересоваться поставленными на уроке проблемами и после того, как прозвенел звонок с урока. Г.И. Щукина указывает также на то, что интерес выступает как «мощный побудитель активности личности, под влиянием которого все психические процессы протекают особенно интенсивно и напряжённо, а деятельность становиться увлекательной и продуктивной » .

Познавательный интерес относится к различным областям познавательной деятельности. Он может быть весьма широким, различным, распространяющимся на получение информации вообще, на узнавание нового в различных областях знаний. В школе объектом познавательных интересов учащихся является содержание учебных предметов, овладение которыми составляет основное назначение учения.

Отсюда следует, что в сфере познавательного интереса включаются не только приобретаемые школьниками знания, но и процесс овладения знаниями, процесс учения в целом, позволяющий приобретать необходимые способы познания.

В педагогике различают понятие интереса как направленности на предмет и понятие склонности как направленности на деятельность.

Познавательный интерес направлен на познание, овладение знаниями, которые представлены в школьных предметах, а также и на процесс добывания этих знаний, на познавательную деятельность, в которой происходит применение полученных знании и умении, и их совершенствование.

Познавательный интерес представляет собой сплав важнейших для развития личности психических процессов. В интеллектуальной деятельности протекающей под влиянием познавательного интереса проявляется:

- активный поиск

- догадка

- исследовательский подход

- готовность к решению задач.

Эмоциональные проявления, вплетённые в познавательный интерес:

- эмоции удивления

- чувство ожидания нового

- чувство интеллектуальной радости

- чувство успеха

Важнейшим элементом в этом сплаве является волевое усилие. Ядром познавательного процесса являются мыслительные процессы (К. Д. Ушинский, Б. Г. Ананьев, Н. Ф. Добрынин) .

Итак, познавательный интерес выступает перед нами как избирательная направленность личности, обращённая к области познания, к её предметной стороне и самому процессу овладения знаниями.

Интерес лежит в основе пытливости, любознательности, желания проникнуть в глубь изучаемого предмета, сопоставить и сравнить его с другими учебными предметами, сделать какие-то выводы, поставить новые вопросы. Без достаточного развития этих качеств, ни о каком успешном обучении речи быть не может. Именно интересы ребёнка определяют его активное отношение к миру, к процессу познания.

 

Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Читайте также:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (447)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7