Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Урок – как основная форма физических упражнений



2019-12-29 293 Обсуждений (0)
Урок – как основная форма физических упражнений 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Главенствующее положение урока физической культуры (как основной формы занятий физическими упражнениями) определяется тем, что в нем заложены возможности для решения стратегических задач физической культуры – всестороннего, гармоничного развития учащихся, их направленной и эффективной подготовки к жизни (к трудовой деятельности, военной службе) и др. Относительно всех других форм физического воспитания учащихся урок физической культуры имеет следующие преимущества:

1) является самой массовой формой организации систематических занятий школьников физическими упражнениями;

2) проводится на основе научно обоснованной программы физического воспитания, рассчитанной на длительный срок обучения;

3) осуществляется под руководством педагогов по физической культуре и спорту с учетом возрастно-половых и индивидуальных особенностей школьников;

4) способствует направленному развитию и физической подготовке учащихся, оптимизации их физического состояния.

Под содержанием урока часто подразумевают только определенный набор физических упражнений, предлагаемых ученикам. Между тем анализ всего происшедшего на уроке показывает, что весьма важным для достижения намеченного результата являются процесс выполнения учащимися запланированных упражнений и связанная с этим выполнением многообразная деятельность занимающихся. Она проявляется в слушании педагога, наблюдении и восприятии показанного, осмыслении воспринятого, проектировании собственных действий и их выполнении, организации самоконтроля и самооценки, обсуждении возникших вопросов с педагогом и товарищами, регулировании эмоциональных проявлений и во многом другом. От этих элементов деятельности учащихся и зависит конечный результат урока. Следовательно, эти элементы деятельности и являются главным содержанием занятия.

Однако каждое конкретное действие ученика и класса в целом вызывается определенной деятельностью учителя. Она заключается в постановке задач, намеченных на данный урок, определении конкретных заданий для их решения и создании условий для выполнения. Учитель осуществляет наблюдение за деятельностью учащихся, оценивает и корректирует их действия, дозирует нагрузку, управляет поведением, налаживает взаимоотношения между детьми и др. Вся эта многогранная деятельность педагога, определяющая и направляющая действия занимающихся, составляет весомую часть урока.

Результатом деятельности детей, направляемой учителем, являются изменения в физическом и психическом состоянии учащихся, в их знаниях, умениях, навыках и поведении. Эти внутренние процессы и изменения, вызванные организованным выполнением физических упражнений, составляют еще одну сторону содержания урока физической культуры.

Таким образом, содержание урока физической культуры многогранно. Оно составляет определенный набор физических упражнений, деятельность учащихся, работу учителя и результаты, отражающие эту работу.

Содержание урока планируется учителем, но педагог не может заранее предвидеть все детали рабочих ситуаций и условий, складывающихся в процессе его совместной работы с детьми. Поэтому в практике работы различают содержание урока проектируемое и реально сложившееся в процессе его проведения. Содержание реального урока не совпадает полностью с намеченным. Это обстоятельство должно учитываться учителем в процессе его проведения

Построение (структура) урока

Все элементы содержания урока должны быть спроектированы учителем в процессе построения урока. Основой для построения урока являются биологические закономерности функционирования организма, определяющие его работоспособность, и логика развертывания учебно-воспитательного процесса. Существуют четыре зоны работоспособности: зона предстартового состояния, зона срабатывания, зона относительной стабилизации и временной потери работоспособности.

Логика учебно-воспитательного процесса требует: 1) последовательного включения занимающихся в познавательную деятельность; 2) постепенного достижения необходимого уровня физической работоспособности; 3) последовательного решения намеченных на данное занятие образовательных, оздоровительных и воспитательных задач; 4) обеспечения хорошего после рабочего состояния организма, способствующего успешной последующей деятельности учащихся. Это обусловило разделение урока на три части: подготовительную, основную и заключительную. Деление урока на три части не означает, что он теряет свою целостность. Наоборот, каждая часть должна логически предшествовать последующей и вытекать из предыдущей. Переходы от одной части к другой должны быть мягкими и незаметными. Решая свои частные задачи, каждая часть должна служить наиболее эффективному достижению конечного результата урока в целом. Поэтому время, отведенное на отдельные части и их конкретное содержание, весьма изменчиво, так как зависит от множества факторов: от конкретного состояния занимающихся на данном уроке, их особенностей, задач занятия, специфики избранных упражнений, внешних условий работы и др.

После деления урока на части наступает второй этап построения урока - определение физических упражнений (и их последовательности), позволяющих наилучшим образом решать общие и частные задачи частей урока. Необходимость определения последовательности упражнений вызвана известными явлениями «последействия». Учитель должен стремиться достичь положительного влияния предварительно выполненного упражнения для успеха последующего. Например, разучивание сложнокоординированных упражнений ставят в начале урока. При совершенствовании их можно выполнять и на фоне утомления, то есть в конце урока. Упражнения на развитие быстроты дают низкий эффект после работы на выносливость. Нежелательно в одном уроке давать упражнения, способные вызвать явление отрицательного переноса.

Решающим третьим этапом структуры урока является определение взаимосвязанной последовательности действий педагога и занимающихся при решении каждой педагогической задачи, применении каждого упражнения, определении методов и методических приемов, используемых в процессе проведения урока. Сюда же относятся организации подгрупп, постановка им задач, порядок смены мест занятий, установка снарядов, раздача и сбор инвентаря, то есть вспомогательные действия, используемые на данном уроке.

Таким образом, каждый урок представляет собой единство содержательного, методического и организационного элементов. Нарушение этого единства, непонимание или игнорирование важности каждого из названных элементов приводят к резкому снижению эффективности урока, ставят под сомнение возможность решения намеченных задач.

Успех занятия определяется уже в процессе подготовки к нему. Однако нельзя забывать о том, что конкретная ситуация не всегда может быть предусмотрена, а это, в свою очередь, требует перестройки урока в процессе его проведения. Оценить сложившуюся на уроке ситуацию и творчески решить ее позволят педагогу его знания, практический опыт, мастерство,

Рассмотрим особенности проведения каждой части урока отдельно.

Подготовительная часть урока

Подготовительная часть урока должна проводиться так, чтобы:

- организовать учеников и психологически настроить их на сознательное выполнение задач, поставленных на данный урок; эмоционально подготовить их к продуктивной работе;

- подготовить учащихся к овладению упражнениями определенного характера (игровыми, легкоатлетическими);

- функционально подготовить организм учащихся к выполнению более интенсивных и трудных упражнений;

- содействовать формированию осанки, воспитывать ловкость и умение управлять двигательной деятельностью.

Следовательно, подготовительная часть решает задачи, связанные с обеспечением наилучших условий реализации общих задач урока, и одновременно имеет относительно самостоятельное образовательное и оздоровительное значение.

Начинается урок общим построением класса и рапортом дежурного ученика о готовности к началу урока. Процедура рапорта необязательна в работе с учащимися младшего школьного возраста. Программой она предусмотрена начиная с 3 класса. Но уже при первом ознакомлениии детей с рапортом надо иметь в виду его воспитательное значение и категорически требовать абсолютной дисциплины.

После приветствия дежурный становится на правый фланг. Это дает возможность каждому ученику в течение года дважды побывать в роли направляющего, что активизирует деятельность учащихся при изучении строевых упражнений, построений и перестроений. Учитель стремится избегать шаблона в построениях, разнообразить формы размещения и перемещения Например, строить детей поначалу можно продольно и по диагонали, поочередно размещать мальчиков и девочек на правом фланге. Возможно построение в две шеренги с различными интервалами, позволяющими выполнять задания учителя, и т. п. Очень ценным является произвольное размещение учеников младших классов перед учителем.

В младших классах начальное построение осуществляет учитель, в средних и старших классах - дежурный ученик по согласованию с учителем. До начала урока и до прихода учителя к месту проведения занятия учащиеся должны быть построены и готовы к приветствию.

Обмен приветствиями — обязательный момент подготовительной части урока. Он должен быть взаимно благожелательным, спокойным, вежливым, дисциплинирующим, должен воспитывать корректные взаимоотношения между учителем и учащимися, обеспечивать успех дальнейшей совместной деятельности.

На первых уроках после приветствия класса с целью изучения состава учитель делает перекличку, а в дальнейшем сразу приступает к проверке домашнего задания. Оговоримся, что проверка домашнего задания может проводиться по ходу урока, в основной и даже заключительной части.

Далее учитель сообщает задачи урока. Их сущность может уточняться в основной части занятия.

Средствами подготовительной части являются построения и перестроения; ходьба мягким, острым, обычным, высоким и пружинящим шагом, перекатом с пятки на носок, другими способами; различные способы бега и прыжков, подскоки; танцевальные упражнения; преодоление препятствий; упражнения на внимание; общеразвивающие упражнения без предметов, с предметами и па снарядах (стенка, скамейка), в движении и на месте, в парах.

В подготовительной части урока можно выделить три последовательных раздела: общий, специальный и индивидуальный. Общий решает преимущественно задачи оздоровления и функциональной подготовки; специальный - готовит учеников к освоению упражнений определенной структуры и характера; для индивидуального выделяют свободные минутки, во время которых учащиеся выполняют рекомендованные учителем и подобранные самостоятельно упражнения, способствующие лучшему решению поставленных задач.

Для выполнения упражнений используются разнообразные формы построения в разомкнутом и сомкнутом строю, кругу (двух, трех кругах), квадрате, треугольнике, дугами и др. Если в зале установлены снаряды, учащиеся занимают места произвольно, так чтобы было удобно выполнять упражнения, видеть учителя и не мешать товарищам.

Подобранные упражнения должны при наименьшей затрате времени обеспечить одновременное и наиболее эффективное решение нескольких задач.

При этом на каждом уроке решают только необходимые для него, а не все возможные задачи подготовительной части. Для этого подбираются наиболее подходящие средства не только в процессе подготовки к уроку, но и в ходе его с учетом состояния учащихся.

Подготовительная часть, проводимая игровым способом, должна быть четко направлена на решение задач подготовки организма занимающихся к предстоящей работе, повышение эмоционального состояния учащихся. В то же время, благодаря включению в игры и игровые задания целенаправленных движений и упражнений, решаются задачи закрепления пройденного материала и развития координации.

Все упражнения в подготовительной части урока следует индивидуализировать по объему, интенсивности и характеру выполнения, начиная с ходьбы, элементарных общеразвивающих и танцевальных упражнений, которые должны по-разному выполняться девочками и мальчиками уже с первого класса.

Практически на каждом уроке широко используется бег. На первых уроках в начальных классах следует научить детей бегать в заданном темпе, изменять длину и частоту шагов. После освоения равномерного бега изучается бег врассыпную, индивидуально меняются темп, направление, бег самостоятельно чередуется с ходьбой.

К строевым действиям детей необходимо предъявлять самые строгие требования. Выполнение этих требований оценивается учителем и учитывается при выставлении итоговой оценки.

Непреложным правилом каждого учителя должен стать девиз: «Ни шагу вперед, пока не усвоено предыдущее упражнение!»

При выполнении ряда общеразвивающих упражнений следует добиваться синхронности, что дает возможность лучше корректировать ход выполнения заданий и положительно влияет на эмоциональное состояние учеников, содействует их эстетическому воспитанию. С этой целью на уроке можно использовать барабан.

В подготовительной части должны быть оптимально соотнесены новые и уже освоенные упражнения. Не следует утомлять учащихся. Все упражнения должны выполняться с разными темпами, амплитудой, силой, скоростью.

Заслуживает внимания подбор приемов управления учащимися при выполнении упражнений. Они должны быть разнообразны и эффективны. Учителя пользуются подсчетом, хлопками, самостоятельным подсчетом учащимися (вслух или про себя), под музыку, по заданию на результат, с элементами соревнований, потоком за учителем. При любом способе управления учитель должен иметь возможность делать замечания, исправлять ошибки, подбадривать учеников.

В старших классах, где уроки приближены по методике к тренировочным занятиям, целесообразно повышать интенсивность подготовительной части.

Длительность подготовительной части - до 10 мин. Ее успех может быть обеспечен при правильных и четких командах и таком же их исполнении.

Основная часть урока

Задачами основной части являются:

- приобретение учащимися знаний, умений и навыков выполнения физических упражнений, предусмотренных планом данного урока;

- обучение учащихся самостоятельно заниматься физическими упражнениями;

- формирование осанки занимающихся в процессе выполнения сложных упражнений;

- воспитание физических качеств, способных обеспечить успешное обучение двигательным действиям и жизнедеятельность организма;

- содействие моральному и эстетическому воспитанию, укрепление воли занимающихся;

- повышение уровня спортивных достижений учащихся.

Эти задачи и определяют особенности проведения основной части урока.

В первую очередь учитель стремится создать обстановку для развития творчества учащихся. Он всемерно поощряет проявляемую инициативу, активность, широко используя приемы взаимообучения, взаимопомощи и страховки; практикует отчеты детей о допущенных ими ошибках. Активизации учащихся способствует нацеливание их на результат в процессе обучения физическим упражнениям. Школьники часто становятся равнодушными к овладению техникой движений. Для них не совсем ясен смысл этой кропотливой работы. Необходимость улучшить свой результат понимают дети, стремящиеся к самоутверждению.

Прохождение материала важно сопровождать пояснениями, раскрывающими сущность физических упражнений, их влияние на организм и значение для практической жизни, подкрепляя сведения примерами из трудовой, военной и спортивной деятельности героев труда, защитников Родины, ведущих спортсменов.

В основной части учитель должен обеспечить достаточно высокий уровень физической нагрузки путем достижения оптимальной интенсивности и необходимого количества повторения упражнений, доводя их до 15—20 при разучивании и 30—40 при закреплении. Для этого следует максимально использовать все имеющиеся условия материальной базы.

Проводя уроки на свежем воздухе, надо помнить, что в холодную погоду следует избегать длительных объяснений, ограничиваться краткими указаниями, командами, насыщать урок интенсивными упражнениями. В жаркую погоду нужно опасаться перегрева, для чего занятия стараются проводить в тени, внимательно наблюдают за состоянием учеников, чередуют упражнения повышенной интенсивности с малоинтенсивными. Некоторые школы страны имеют опыт круглогодичного проведения уроков на свежем воздухе даже с учащимися младших классов. Преподаватель физкультуры А. Радионов свои занятия проводит в парке Дворца пионеров. Тротуары и тропинки, естественные горки и многоступенчатые ярусные лестницы, гимнастический городок и лужайки, кроссовая дистанция вокруг пруда и даже белки, прыгающие на деревьях,— все это учитывается в организации занятий с детьми. Здесь и нагрузка, и эмоциональная разрядка.

Расстановка и уборка снарядов должна осуществляться по ходу урока. Убирать следует только те снаряды, которые мешают дальнейшему ходу занятия. Устанавливать снаряды, готовить оборудование и инвентарь рекомендуется до начала урока силами временно освобожденных от занятий и дежурных учеников. Учитель может организовывать соревнования по установке и уборке снарядов и инвентаря. На специальных стендах у мест занятий выставляются учебные карточки, регулирующие деятельность учащихся.

Весь ход урока должен подчиняться образовательной направленности. В этом отношении наряду с формированием умений и навыков особую значимость приобретают теоретические сведения. Основываясь на теоретических сведениях, учителю необходимо находить возможность в ходе каждого урока пополнять знания учащихся применительно к специфике изучаемого материала. Большой эффективности при этом можно добиться, если при сообщении теоретических сведений использовать межпредметные связи. При этом сообщение сведений не должно быть формальным (как и усвоение), оно должно вытекать из потребностей урока (усвоения материала). Учащиеся должны прочувствовать необходимость этих знаний. Сущность, значение и структуру изучаемого действия ученики поймут лучше, если им умело напомнить об уже полученных знаниях по математике, биологии, физике.

На первых уроках каждой серии определяется готовность занимающихся к освоению намеченного материала. Особое внимание при этом уделяется учащимся, пропустившим уроки по болезни или другим причинам. Они получают задания для самостоятельной работы, посещают дополнительные занятия. Результаты тестирования служат основанием для разделения учащихся на группы.

Кроме разделения учащихся на группы для изучения предусмотренных программой разделов физических упражнений, следует в каждом классе создавать постоянные команды для организации игр, эстафет, соревнований.

Обязательным условием эффективности основной части урока является обеспечение оптимального эмоционального состояния. Положительные эмоции содействуют не только обучению. На их фоне успешнее совершенствуются физические качества. Эмоциональный настрой достигается путем применения игровых и соревновательных ситуаций, технических средств обучения, наглядности. Неоценимую помощь в этом плане окажет музыкальное сопровождение, способствующее одновременно и хорошему настроению детей, и усвоению характера физических упражнений, их ритма, темпа, амплитуды, выразительности.

Каждый урок должен содействовать воспитанию физических качеств учащихся. Их развитие неотделимо от процесса обучения. Осваивая то или иное упражнение, ученик одновременно развивает свои физические качества. Но этот процесс не должен быть стихийным; следует помнить, что воспитание любого качества невозможно без соответствующих усилий. Только постоянное 'повышение требований к ученику способствует его физическому развитию.

Однако этого недостаточно, чтобы иметь необходимый уровень быстроты, силы, выносливости, ловкости, гибкости. Нужны и специальные упражнения, для которых на каждом уроке отводится время, как правило, в конце основной части. С этой целью широко используется круговая тренировка.

Работу по воспитанию качеств следует расценивать с позиций необходимости достижения результата и как условие освоения техники физических упражнений, которая также призвана содействовать достижению результата. Например, для хороших достижений в прыжках необходим высокий уровень скоростно-силовых качеств и гибкости.

Качества следует воспитывать комплексно. Закономерности взаимодействия физических качеств в процессе их развития, а также логика урока физической культуры создают условия для такой последовательности работы. В подготовительной части урока создаются наиболее благоприятные условия для совершенствования ловкости и быстроты. Большой объем упражнений, постоянное включение новых двигательных действий, выполнение неожиданных заданий ускорения обогащают двигательный опыт и способствуют улучшению быстроты. В основной части предложенные физические нагрузки окажут положительное влияние на воспитание силы и выносливости, а в заключительной части упражнения на расслабление и растягивание на фоне утомления позволят совершенствовать гибкость учащихся.

На фоне комплексного воспитания качеств в зависимости от характера изучаемого материала на данной серии уроков учитель акцентирует внимание на ведущих для данного занятия качествах. Например, выносливость лучше воспитывать на уроках с использованием бега на длинные дистанции, наилучшие условия для воспитания силы создаются при применении гимнастических упражнений, ловкость лучше воспитывается в спортивных и подвижных играх.

Непременное условие результативности основной части занятий - внимательное наблюдение учителя за правильностью выполнения учениками заданий, упражнений и их оценка. Не опасаясь частичного снижения моторной плотности урока, педагоги должны тут же исправлять допускаемые ошибки, вносить необходимые коррективы. Ведь плотность не самоцель, а одно из условий успешного решения задач урока.

Заключительная часть урока

Заключительная часть урока используется для постепенного снижения уровня физического и эмоционального возбуждения. Но этим задачи заключительной части не исчерпываются. Главной задачей заключительной части является подведение итогов урока которое немыслимо без оценки деятельности учеников со стороны учителя и их самооценки. При подведении итогов учитель нацеливает учеников на последующий урок, дает задания на дом, проверяет выполнение предыдущих, выставляет оценки.

Задание на дом можно дать в любой части урока, но официально следует повторить его в заключительной. Проверить задание можно также в любой части урока. Проверка может осуществляться выборочно и фронтально. Например, в конце подготовки тельной части уместна взаимооценка учеников, противостоящих в шеренгах, со смещением после первой оценки на одно место вправо или влево. После передвижения на одно место задание выполняет другая шеренга.

Таким образом, заключительную часть следует рассматривать как момент связи между достигнутым и предстоящей работой

Оценивая содержание и методику проведения уроков с детьми разного возраста, можно заключить, что при соблюдении единства знаний, владении двигательными действиями, приобретении умений самостоятельно заниматься и развивать физические качества на первый план могут выступать разные стороны. Так, на уроках в начальных классах детям необходимо привить навыки правил поведения, побеспокоиться о накоплении ими двигательного опыта путем изучения широкого круга движений и двигательных действий, сформировать хорошую осанку. В 4 - 8 классах ведущим звеном является широкая образовательная направленность уроков. В старших классах преобладает тренировка путем повторения изученных ранее упражнений и воспитания физических качеств.

Проводя урок, следует придерживаться предусмотренной планом последовательности выполнения упражнений. В практике работы можно наблюдать случаи, когда на уроках учителя безосновательно отклоняются от запланированного порядка. Неоправданное отклонение от предусмотренной программы действий на уроке недопустимо, так как использование одного набора средств в разных сочетаниях дает различный эффект.

 



2019-12-29 293 Обсуждений (0)
Урок – как основная форма физических упражнений 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Урок – как основная форма физических упражнений

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (293)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.016 сек.)