Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Анализ фоновой лексики



2019-12-29 226 Обсуждений (0)
Анализ фоновой лексики 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Слова в научном тексте, не относящиеся к терминологической лексике, можно условно называть фоновой или нетерминологической, которую составляют лексика общенаучного описания и общенациональная лексика. Её в данной статье несоизмеримо больше, чем терминологической. Она относится скорее к нейтральному варианту современной письменной литературной нормы. Всего в статье встречается 393 существительных, 273 глагола, 266 прилагательных, 67 наречий.

Самым частотным словом является союз "и" - 64 словоупотребления. Да и в первую десятку по частотности входит всего 3 слова знаменательных частей речи: существительное (17 словоупотреблений), прилагательное (23 словоупотребления) и местоимение существительное (20 словоупотреблений). Эти наблюдения согласуются с данными по корпусу, где первое место по частотности делят союзы "и" и "а".

Из 491 лексемы, содержащейся в статье, 275 встречаются только 1 раз. В их число входят слова всех имеющихся частей речи, следовательно, частеречной закономерности в этом нет. Возможно, эту тенденцию можно объяснить, использую следующий факт. В данной статье очень много однокоренных слов. Чаще всего авторы употребляют однокоренные существительное и прилагательное, краткое или полное (например, алгоритм - алгоритмический, вычисление - вычислительный), глагол и отглагольное существительное (например, зависеть - зависимость, запоминаться - запоминание). Чаще такие ряды однокоренных слов включают в себя 2 члена, однако встречаются ряды и большей протяженности: использование - использован - использовать - использоваться - используемый; получаемый - получен - получение - получить - полученный и т.п. Это, по-видимому, связано с тем, что авторы пытались избежать повторений и как-то разнообразить текст статьи. Но поскольку данный текст является узкоспециальным, количество понятий, которые необходимо выразить как с помощью терминов, так и с помощью нетерминологической лексики достаточно мало и они регулярно повторяются, что и обусловило регулярность и частотность употребления однокоренных слов.

Также обращает на себя внимание следующий факт. Если в терминологической лексике при частотном анализе было выявлено, что разрыв между первой и второй по частотности лексемами достаточно большой (53 словоупотребления), то в фоновой лексике такого большого разрыва не наблюдается (всего 5 словоупотреблений). Обусловлено это тем, что нетерминологическая лексика является фоновой, неосновной. Она служит для описания не одного конкретного явления или факта, а многих, поэтому в ней нет такой доминирующей лексемы, как в терминологической лексике.

В статье выявлено большое количество вводных конструкций типа "следует отметить", "следовательно", "кроме того", "в частности" и т.п. Авторы статьи выстраивают логику текста с помощью большого количества слов, которые можно назвать "логическими маркерами", помогающими следить за ходом мысли авторов, и сделав фоновую лексику максимально нейтральной.

 

Общие выводы

 

На основе проведённого анализа данной статьи можно сделать следующие выводы:

В данном тексте содержится терминологическая лексика, принадлежащая 6 специальным отраслям, а также терминология, относящаяся к методам познания, общетехнической и общенаучной лексике.

Преобладание терминов из областей радиолокации, математики, физики и изображения обусловлено необходимостью передачи большого объёма когнитивной информации по данным областям.

Большая разница в количестве словоупотреблений первого и второго по частотности термина объясняется тем, что первый термин выражает основное раскрываемое понятие этого текста.

Нетипичное для неспециальных текстов преобладание лексики в единственном числе придаёт сообщению большую объективность и абстрактность.

Наибольшая частотность употребления существительных в родительном падеже соответствует частотности их употребления в общелитературной норме.

В фоновой лексике присутствует большое количество однокоренных слов, что объясняется необходимостью более разнообразного выражения близких по сути или одинаковых понятий в тексте по узкоспециальной теме.

В отличие от терминологической лексики, в частотном списке фоновой лексики нет существенного разрыва между первой и второй по частотности лексемой, что свидетельствует об отсутствии в этом списке доминирующей лексемы.

Всё вышесказанное обеспечивает оформление когнитивной информации статьи как объективной. Язык статьи соответствует общелитературной норме русского языка.


Заключение

 

В данной работе большое внимание было уделено термину как основному носителю когнитивной информации специального текста. Для этого потребовалось дать его чёткое определение, более пристально рассмотреть его внутреннюю структуру и ознакомиться с требованиями, которые предъявляют ему лингвисты - терминологии. Также нам показалось интересным привести некоторые факты из истории терминоведения.

Мы описали особенности, присущие научным текстам, и нашли интересные закономерности распределения терминологической и фоновой лексики в тексте. Был проведён частотный анализ специальной и неспециальной лексики. Термины были разделены на определённые семантические группы.

Проведённая работа дала нам возможность сделать выводы о характерных особенностях разных слоёв лексики и их роли в построении семантики специального текста.




2019-12-29 226 Обсуждений (0)
Анализ фоновой лексики 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Анализ фоновой лексики

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (226)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)