Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Управление затратами организации



2019-12-29 155 Обсуждений (0)
Управление затратами организации 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Процесс управления затратами предприятия носит комплексный характер и предусматривает решение следующих вопросов:

значение того, где, когда и в каких объемах расходуются ресурсы предприятия;

прогноз того, где, для чего и в каких объемах необходимы дополнительные финансовые ресурсы;

умение обеспечить максимально высокий уровень отдачи от использования ресурсов.

Управление затратами - это умение экономить ресурсы и максимизировать отдачу от них. Одним из самых эффективных методов решения задач финансового анализа с целью оперативного и стратегического планирования служит операционный анализ, называемы также анализом "Издержки - Объем - Прибыль", отслеживающий зависимость финансовых результатов бизнеса от издержек и объемов производства (сбыта) [14, С.114].

В основу такого анализа положено деление издержек производства на переменных, т.е. зависящих от объема продукции, и постоянные, величина которых не изменяется в зависимости от изменения объема производства.

Ключевыми элементами операционного анализа является: операционный рычаг, порог рентабельности и запас финансовой прочности. Действие операционного (производственного, хозяйственного) рычага проявляется в том, что любое изменение выручки от реализации всегда порождает более сильное изменение прибыли. Этот эффект обусловлен различной степенью влияния динамики постоянных и переменных затрат на формирование финансовых результатов деятельности предприятия при изменении объема производства. Чем больше уровень постоянных издержек, тем больше сила воздействия операционного рычага. В практических расчетах для определения силы воздействия операционного рычага используют следующую формулу:

Сила воздействия операционного рычага = Валовая маржа/Прибыль[1].

Сила воздействия операционного рычага возрастает, когда выручка от реализации снижается. Так проявляет себя грозная сила операционного рычага. При возрастании же выручки от реализации, если порог рентабельности (точка самоокупаемости затрат) уже пройден, сила воздействия операционного рычага убывает: каждый процент прироста выручки дает все меньший и меньший процент прироста прибыли (при этом доля постоянных затрат в общей их сумме снижается). На небольшом удалении от порога рентабельности сила воздействия операционного рычага будет максимальной, а затем вновь начнет убывать и так вплоть до нового скачка постоянных затрат с преодолением нового порога рентабельности.

Сила воздействия операционного рычага показывает, сколько процентов изменения прибыли дает каждый процент изменения выручки, и тем самым указывает на степень предпринимательского риска: чем больше сила воздействия операционного рычага, тем больше предпринимательский риск. Важнейшим аспектом управления затратами является сопоставление фактических затрат с нормативами. Разность между фактическими и нормативными затратами называется отклонением. Отклонение рассчитывают отдельно по каждому объекту учета затрат: центру ответственности, виду продукции, заказу и др. Цель анализа отклонений - определение и детальная оценка каждой причины, каждого фактора, которые привели к возникновению отклонений, установление ответственности за произошедшее. Современное выявление и анализ причин отклонений позволяет своевременно принимать необходимые меры по устранению нежелательных и укреплению благоприятных тенденций.

Важнейшим инструментом здесь является факторный анализ, который позволяет определить, какая часть отклонения каким фактором вызвана. Из многочисленных существующих методов факторного анализа на практике чаще всего применяется метод цепных подстановок.

При использовании метода цепных подстановок в формулу затрат "по цепочке" вместо плановых подставляют фактические значения факторов. Разность между получившимся в результате такой подстановки значением затрат и первоначальным их значением и есть отклонение, вызванное данным фактором. На следующем шаге проанализированный фактор "закрепляют" на фактическом уровне и в формулу затрат подставляют фактическое значение следующего фактора - и так до тех пор, пока в формулу затрат не подставлены фактические значения всех факторов. Подстановка начинается с количественных факторов (например, объем выпуска) и заканчивается качественными факторами (например, нормы и цены). Например, затраты на материалы зависят от трех факторов: объема выпуска продукции, цен на материалы, нормы расхода материалов на единицу выпуска:

 

Змn = Qn * Нn * Цn (4)

Змф = Qa * Нф * Цф (5)

 

где: Зм - затраты на материалы;

Q - объем выпуска;

Н - норма расхода материалов на единицу продукции;

Ц - цена единицы материалов;

"ф" и "п" - индексы фактического и планового значений соответственно.

Метод цепных подстановок дает следующие формулы отклонений фактических переменных затрат от плановых:

 

О (объем) = Qф * Нп * Цп - Qп * Нп * Цп = (Qф - Qп) * Нп * Цп (6)

О (цена) = Qф * Нп * Цф - Qп * Нп * Цп = Qф * (Цф - Цп) * Нп (7)

О (норма) = Qa * Нф * Цф - Qп * Нп = Qф * Цф * (Нф - Нп) (8)

 

где: О - отклонение; в скобках указан фактор, вызвавший соответствующее отклонение.

Значение каждого отклонения зависит от порядка подстановки. Обычно подстановку начинают с количественных факторов и заканчивают качественными факторами: это увеличивает значимость качественных факторов, поскольку отклонения, вызванные совокупным влиянием факторов при этом относятся на их "долю" [14, С.234]. Распределение отклонений между факторами можно представить в графическом виде (см. Приложение В). На основе расчета по методу цепных подстановок можно выявить виновников отклонений: например, начальник цеха фабрики отвечает за потери, вызванные отклонением фактического расхода ресурсов от нормы, но не несет ответственности за потери, вызванные удорожанием материалов.

Для постоянных затрат отклонение рассчитывают по общей сумме, причем каждый руководитель отвечает за ту часть постоянных расходов, на которую он реально может воздействовать:

 

Опз = Хф - Хп (9)

 

Где Хф, Хп - фактические и плановые постоянные затраты.

Отклонение по объему производства можно разбить на две большие группы: отклонения по мощности и по эффективности.

Отклонение по мощности:

 

Ом = (Сф - Сп) * Фп (10)

 

гдеСф - стоимость основных фондов (количественный фактор);

Ф - фондоотдача (качественный фактор).

Отклонение по фондоотдаче:

 

О = Сф * (Фф - Фп) (11)

 

Если затраты предприятия увеличились из-за роста цен на приобретаемые ресурсы, следует проанализировать возможности перехода на менее дорогостоящие материалы, уменьшения норм расхода дорогостоящих материалов, или, возможно, просто искать других поставщиков, предлагающих товар по более низким ценам.

Если же причиной роста суммарных затрат стал рост объема производства, вызванный высоким рыночным спросом на продукцию предприятия, следует постараться стимулировать дальнейший рост объемов, либо, если производственные мощности или опасность обострения конкуренции не позволяют этого сделать, повысить цены на продукцию, увеличив тем самым прибыль предприятия.

Для эффективного управления затратами на предприятии должен быть разработан механизм реализации функций управленческого контроля затрат.

Методы снижения затрат.

1. Бюджетирование - универсальный инструмент управления затратами. Управление затратами должно начинаться с детального анализа текущих затрат компании, определения удельного веса каждой статьи в общей сумме расходов. Для части статей могут быть разработаны нормативы и лимиты, например на представительские, командировочные расходы (на проживание, питание), хозрасходы, канцтовары, ГСМ. Следующий шаг - внедрение процесса бюджетирования с применением нормативов и лимитов по каждому подразделению и направлением бизнеса. И обязательно жесткий контроль в исполнении бюджета на регулярной основе. В заключение - анализ выявленных отклонений фактически понесенных расходов от запланированных.

Бюджет должен быть сбалансированным, реалистичным и обоснованным. Другими словами, каждая цифра в плановых сметах затрат подразделений должна иметь детальное обоснование. Для того, чтобы обеспечить эффективное управление затратам, финансовому директору необходимо понимать специфику бизнеса, разбираться в основных бизнес-процессах, технологии и организации производства. Также следует обратить внимание на то, что при составлении бюджетов следует не только внимательно относиться к наиболее существенным статьям затрат, но и тщательно анализировать те расходы, которые на первый взгляд кажутся незначительными. Нужно добавить, что недостаточно просто составить обоснованный бюджет, который позволит оптимизировать затраты компании.

Необходимо создать инструменты контроля его исполнения, в первую очередь активный контроль обязательств (то есть сопоставление с исполнением бюджета каждого из заключаемых договоров), а в дальнейшем - бюджета начислений и бюджета платежей.

Для того чтобы оценить оправданность тех или иных расходов, связанных с закупками или приобретением различных услуг, необходимы сравнительные данные. Поэтому к каждой заявке на покупку сбытовое подразделение должно прилагать как минимум три-четыре аналогичных предложения на поставку таких же товаров. В обязательном порядке нужно указывать цену поставки. Рассматривая такую заявку на оплату, казначей может понять, соответствуют ли закупочные цены среднерыночному предложению и не переплачивает ли компания.

2. Мотивация персонала. Рассматривая проблему управления затратами нужно учитывать, что планирования и жесткого контроля за расходованием средств недостаточно. Необходимо, чтобы каждый сотрудник был заинтересован в уменьшении затрат, для чего нужно разработать систему вознаграждений. Мотивация работников на повышение отдачи от затрат, но и столь же тонкое. Главное - суметь отследить вклад конкретных людей в снижение затрат. Не трудно установить по цехам и отделам понятные работникам показатели премирования сотрудников выпускающих цехов на основе показателя затрат на рубль товарной продукции, установить по подразделениям дополнительные правила вознаграждения за экономию ключевых, критически значимых ресурсов, специально премировать за разработку и внедрение организационно-технических решений по экономии энергоресурсов, по сокращению времени переналадки оборудования и т.п. Но даже это не исключает "работы на показатели", а не на результат.д.ело при этом обычно не в людях, а в системе. То есть система мотивации персонала должна быть построена таким образом, чтобы при выполнении работниками одних нормативов не страдали другие, не менее важные.

Мотивация эффективна на уровне ответственных за проведение расходов. Опасность, которая подстерегает любую систему мотивации, заключается в следующем: поощрять нужно реально сокращенные расходы. Которые вызваны экономией ресурса и уменьшением его цены с сохранением качества, не привели к ухудшению прочих показателей и не были отсрочены во времени. Выявление таких расходов - большая аналитическая работа, которую нужно проводить на уровне потребления расхода, а не оплаты.

3. Аутсорсинг - передача функций собственных структурных подразделений предприятия сторонней организации.

В некоторых случаях проще передать ту или иную бизнес-функцию на аутсорсинг, чем содержать собственное подразделение, что в итоге приведет к снижению издержек. К примеру, вместо того, чтобы приобретать новый грузовой автомобиль, для которого не будет обеспечена стопроцентная загрузка, выгоднее воспользоваться услугами транспортной компании. Но нужно отметить, что в российской действительности необходимо крайне взвешенно подойти к вопросу об аутсорсинге, т.к. существует большое количество рисков. Если речь идет об аутсорсинге IT - функции или бухгалтерского учета, то это риски, связанные с соблюдением конфиденциальности; аутсорсинг транспортной функции - это риски нарушения сроков поставок. Подходы к снижению затрат. Можно выделить два основных подхода к снижению затрат, которые получили широкое распространение в международной практике: таргет-костинг; кайдзен;

Управление затратами с использованием концепции таргет-костинга применяются в основном на стадии проектирования новой продукции и предполагает выполнение следующих шагов: определить, какие статьи затрат могут быть сокращены; совместно с руководителями производственных подразделений составить план снижения затрат и распределить между менеджерами ответственность за его исполнение. Для того, чтобы определить, какие затраты могут быть сокращены, необходимо провести всесторонний анализ затрат компании.

4. Анализ затрат. Помимо классического вертикального (расчет удельного веса той или иной статьи затрат в общей сумме затрат) и горизонтального (сравнение затрат за учетный период с аналогичными показателями предшествующего периода) анализа, проводимого по типам затрат, можно порекомендовать функциональный анализ. Для проведения функционального анализа потребуется внедрить систему попроцессного калькулирования, что позволяет не только точнее определить себестоимость выпускаемой продукции, но и лучше управлять затратами. В результате проведенного анализа должны быть определены перспективные направления снижения затрат, а именно: статьи затрат, обладающие наибольшим удельным весом в общей сумме затрат; затраты, темп роста которых превышает темп роста выручки компании [14, С.118].

Отобранные таким образом статьи затрат следует поделить на те, которые: не подлежат пересмотру, так как существуют жесткие обязательства со стороны компании; могут быть изменены; могут быть перенесены на другие периоды без ущерба. Очевидно, что в первую очередь будут сокращены затраты, относящиеся к третьей группе, но, прежде чем принимать какие-либо решения по сокращению затрат, необходимо понять причины возникновения затрат.


Заключение

 

В работе исследованы доходы и расходы предприятий, их фактическое состояние и пути оптимизации.

Переход к рыночной экономике требует от предприятия повышения эффективности производства, конкурентоспособности продукции и услуг на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, эффективных форм хозяйствования и управления производством, активизации предпринимательства и т.д. На уровне предприятия решение основной экономической проблемы осуществляется в форме создания конкретных видов продукции (услуг, работ). Каждый субъект хозяйствования в соответствии со спросом и предложением определяет: что, в каких количествах и в какой манере производить, с тем чтобы обеспечить максимум прибыли, обеспечивающей экономический рост и определенный стандарт жизни его работников. Предприятие, как экономическая система, является основным звеном, где происходит непосредственное решение основной экономической проблемы. Оно предоставляет рабочие места, выплачивает зарплату, участвует в осуществлении социальных программ.

Основными задачами предприятия являются: максимизация прибыли, оптимизация структуры капитала предприятия и обеспечение его финансовой устойчивости, обеспечение инвестиционной привлекательности предприятия, создание эффективного механизма управления предприятием, использованием предприятием рыночных механизмов привлечения финансовых средств. Создание надёжной и гибкой системы управления финансами позволит организовать на нужном уровне и в тесном взаимодействии производственных, маркетинговых, сбытовых и других служб предприятия.

Прибыль является важнейшей категорией в рыночной экономике. Ведь именно получение прибыли является стимулом, для создания предприятий и фирм, которые своим созданием решают множество проблем. Они создают рабочие места, тем самым решая проблему трудоустройства населения. А уплатой налогов они (фирмы) стимулируют государство, которое в свою очередь может обеспечивать функционирование государства, безопасность страны и реализовывать различные социальные программы.

Уровень прибыльности (рентабельности) определяется отношением прибыли к себестоимости. Сумма себестоимости и прибыли составляет оптовую цену предприятия. Выпуск продукции в оптовых ценах называется объемом реализации продукции (работ, услуг). НДС обычно составляет 18% от оптовой цены. Акцизы - это дополнительный налог на “предметы роскоши", что и по каким ставкам облагается налогом устанавливается законодательством страны. Оптовая цена, увеличенная на величину НДС и акцизов составляет отпускную цену предприятия. Выпуск продукции в отпускных ценах называется выручкой предприятия. Торговля добавляет к отпускной цене торговую наценку. Получается розничная цена, по которой товар продается покупателю. Реализация товара в розничных ценах называется товарооборотом торговой организации.

В курсовой работе были рассмотрены расходы, причины их возникновения и методы снижения затрат. Для экономически выгодного развития предприятия необходимо планировать затраты на производство и реализации продукции. Планирование затрат на производство и реализацию продукции важно прежде всего для определения оптимальной ценовой политики предприятия. Необходимым условием при этом является раздельное планирование переменных и постоянных затрат и определение наиболее экономичного размера производственных запасов.

Подводя итог можно сказать, что доходы и расходы предприятия и их сбалансированность очень важны для его развития. Также важное значение имеют структура доходов и распределение, и снижение расходов. В курсовой работе рассмотрены факторы влияющие на рост доходов, и факторы, влияющие на снижение расходов. Для предприятия в целом важным моментом является рациональное использование, информации об источниках доходов и направлении расходов, для регулирования доходов и расходов и управлении ими на уровне предприятия. Соответственно данная тема будет актуальна до тех пор, пока существует экономика.


Глоссарий

 

№ п/п Новое понятие Содержание
1 Аутсорсинг передача функций собственных структурных подразделений предприятия сторонней организации.
2 Валовая прибыль от реализации чистая выручка от реализации за вычетом производственных расходов на реализованную продукцию.
3 Выручка основной источник формирования собственных финансовых ресурсов предприятия.
4 Доход это денежная оценка результатов деятельности любого субъекта рыночной экономики (юридического и физического лица).
5 Организация производства это совокупность методов, обеспечивающих наиболее целесообразное соединение и использование во времени и пространстве средств труда, в целях эффективного ведения производственных процессов и в целом предпринимательской деятельности.
6 Прибыль (убыток) от основной деятельности (операционная прибыль или операционный убыток) валовая прибыль от реализации за вычетом расходов по управлению и расходов по сбыту.
7 Прибыль от обычной хозяйственной деятельности сумма прибылей от основной хозяйственной деятельности и прибылей от финансовой деятельности.
8 Прибыль от финансовой деятельности сальдо доходов и расходов по финансовой деятельности.
9 Управление затратами это умение экономить ресурсы и максимизировать отдачу от них.
10 Чистая выручка от реализации продукции (работ, услуг) это валовая выручка от реализации за вычетом налога на добавленную стоимость, акцизов, возвращенных товаров и ценовых скидок.

 




2019-12-29 155 Обсуждений (0)
Управление затратами организации 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Управление затратами организации

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (155)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)