Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Проблемы становления социального государства в России.




Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

В послеоктябрьский период в России в силу объективных и субъективных факторов идеи правового государства вначале были поглощены требованиями революционного правосознания, а затем полностью исключены из реальной жизни. Правовой нигилизм при сосредоточении реальной власти в руках партийно-государственного аппарата, отрыв этой власти от народа привели к полному отрицанию в теории и на практике правовой организации общественной жизни на началах справедливости и в конечном счете к установлению тоталитарной государственности. Советская государственность в период тоталитаризма не воспринимала идею правового государства, считая ее буржуазной, диаметрально противоположной классовой концепции государства. Многие ключевые понятия прошлого повторяются на новом витке исторического развития. Еще несколько лет назад словосочетание “правовое государство" привычно ассоциировалось с теми разделами университетского курса, где критиковались различные модификации западных доктрин с аналогичным названием и провозглашалось "социалистическое правовое государство". Вызывает сомнение научная осмысленность самого сочетания “социалистическое правовое государство". Прилагательное “социалистический" указывает на господствующую форму собственности и на определенную идеологию. Между тем, идея правового государства неотделима от мировоззрения, исключающего эту идеологию. Более того, идея правового государства уже подразумевает антисоциалистичность, т.е. частную собственность в качестве первичной и исходной. В нашем государстве делается попытка не только возродить идею правового государства, но и претворить ее в жизнь. Безусловно, этот путь будет долгим, сложным и противоречивым.



Реальные демократические преобразования в нашей стране в праве начались со второй половины 80-х годов в годы перестройки, особенно после поражения августовского (1991г) путча. Получил общее признание принцип "правового государства", были отменены репрессивные, иные реакционные институты и положения, стали развиваться демократическое законодательство, система правосудия (созданы Конституционный суд Российской Федерации, Высший арбитражный суд Российской Федерации). В октябре 1991г. Верховным Советом Российской Федерации была одобрена концепция судебной реформы, которая направлена на утверждение судебной власти в государственном механизме как самостоятельной влиятельной силы, независимой в своей деятельности от властей законодательной и исполнительной. Российское государство признает приоритет прав и свобод человека, что соблюдение и защита прав и свобод, чести и достоинства человека - главная обязанность государственной власти. Процесс формирования правового государства предполагает создание системы политических, юридических и иных гарантий, которые обеспечивали бы реальность этих конституционных положений, равенство всех перед законом и судом, взаимную ответственность государства и личности. В качестве одной из важнейших задач, связанной с формированием правового государства, следует рассматривать развитие и совершенствование законодательства. Главное- это создание условий и действенных механизмов для нормального функционирования принятых законов[9]. Можно назвать некоторые проблемы создания социального государства в России:
Россия еще не обрела опоры в праве, в правах человека и социальное государство в России не может опереться на фундамент правового государства: создание социального государства у нас не является новым этапом развития правового государства (как это имело место на Западе); в России не создан "средний слой" собственников: подавляющему большинству населения страны ничего не досталось от стихийно приватизированной партийно-государственной собственности. Высокий уровень безработицы. ( Приложение А)

1. отсутствует мощный экономический потенциал, позволяющий осуществлять меры по перераспределению доходов, не ущемляя существенно свободы и автономии собственников;

2. не ликвидированы монополии в важнейших видах производства и сбыта, что приводит к отсутствию реальной конкуренции;

3.отсутствует развитое, зрелое гражданское общество;

4.снижен уровень нравственности в обществе, практически потеряны привычные духовные ориентиры справедливости и равенства.

 В общественном сознании утверждается (не без помощи "профессиональных" идеологов и политиков, а также СМИ) пагубное представление о несовместимости, с одной стороны, нравственности, а с другой - политики и экономики ("политика - дело грязное"); существующие политические партии России не имеют четких социальных программ и представлений о путях реформирования общества; в обществе отсутствуют четко обозначенные реальные цели, научно выверенные модели жизнеустройства; в процессе освобождения российского общества от тотального вмешательства государства по инерции снижена социальная роль государственности, то есть российское государство впало в другую крайность, оставив гражданина один на один со стихией рынка. И тем не менее, несмотря на перечисленные трудности, развитие социальной государственности - единственно возможный путь для свободного общества, которым хочет стать Россия.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Понятия "социальное государство", "правовое государство" зачастую используются для обозначения желаемой перспективы развития того, к чему стремится человечество, что составляет идеал построения общественных отношений.

Любое государство, будучи продуктом общественного развития, в широком значении этого слова является социальным. Но о социальном государстве как особом его типе можно говорить тогда, когда социально ориентированная политика государства фактически становится основным направлением его деятельности и имеет распространение на широкий круг объектов; в структуре экономики отражается и учитывается социально-правовая ориентация государства. Идея социально-правового государства связана с тем, что государство перестает использоваться как орудие подавления и классового господства, утрачивает полностью свой эксплуататорский характер.

Становление социального и правового государства - это процесс не только экономический и политический, но и процесс нравственный, требующий "человеческого" измерения. С учетом сказанного можно сделать вывод, что условиями существования социального и правового государства и его характерными признаками являются:

1. Демократическая организация государственной власти.

2. Высокий нравственный уровень граждан и прежде всего - должностных лиц государства.

3. Мощный экономический потенциал, позволяющий осуществлять меры по перераспределению доходов, не ущемляя существенно положения собственников.

4. Социально ориентированная структура экономики, что проявляется в существовании различных форм собственности со значительной долей собственности государства в нужных областях хозяйства.

5. Правовое развитие государства, наличие у него качеств правового государства.

6. Существование гражданского общества, в руках которого государство выступает инструментом проведения социально ориентированной политики.

7. Ярко выраженная социальная направленность политики государства, что проявляется в разработке разнообразных социальных программ и приоритетности их реализации.

8. Наличие у государства таких целей, как установление всеобщего блага, утверждение в обществе социальной справедливости, обеспечение каждому гражданину: а) достойных условий существования; б) социальной защищенности; в) равных стартовых возможностей для самореализации личности.

9. Наличие развитого социального законодательства (законодательства о социальной защите населения, например Кодекса социальных законов, как это имеет место в ФРГ).

10. Закрепление формулы "социальное государство" в конституции страны (впервые это было сделано в Конституции ФРГ в 1949 г.).

На переходном этапе строительства современного социального государства в России основными задачами являются радикальная реформа трудовых отношений, направленная на рост оплаты труда, формирование равноправных экономических отношений между работодателями и наемными работниками, эффективное функционирование рынка труда, создание условий для опережающего развития социальных институтов (образование, здравоохранение, культура) и развития механизмов социального партнерства.

БИБЛИОГРАФИЯ

Источники

Белый А. Пути культуры// вопросы философии М. : 1990 г. - № 11

Барнашев А.М. Теория разделение властей: становление и развитие. Применение Томск 1998г.

Борщёва, Е. В. История политических и правовых учений / Е. В. Борщёва. - Минск: ТетраСистемс, 2009. - 304 с.

.Братановский, С. Н. Теория государства и права / С. Н. Братановский. - М.: Директ-Медиа, 2013. - 241 с.

.Воротилин Е. А. Идеи правового государства в истории политической мысли //Политология. Курс лекций.

Всеобщая история государства и права: учебник / Под ред. К.И.Батыра. - М.: Юристъ, 1998, С.419

Гражданский кодекс РФ 2008г.

Дилигенский Г.Г. «Конец истории» или смена цивилизации?// Вопросы философии. М. 1991г. - № 3

Енгибарян Р. В. Теория государства и права. М., 1999. С.114.

Иванов, В. Теория государства / В. Иванов. - М.: Издательский дом «Территория будущего», 2010. - 272 с.

.Ильин И.А. О государственной форме//Советское государство и право. 1991.№ 11. С.135

Конституция России 1993г.

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993)/ "Российская газета", № 7, 21.01.2009

.Малько, А. В. Теория государства и права: вопросы и ответы. Учебно-методическое пособие / А. В. Малько. - М.: Директ-Медиа, 2013. - 474 с.

.Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. – М.: 1983г.

.Нерсенц В.С. Личность и государство в политико - правовой мысли. М.: 1980г.

.Нисневич, Ю. А. Государственная власть современной России , учебное пособие / Ю. А. Нисневич. - М.: Аспект Пресс, 2008. - 495 с.

.Общая теория государства и права: курс лекций/ Под ред. БабаеваВ.К. нижний Новгород 1993г.

.Права человека. основные международные документы –М. : 1990 г.

.Серегин, А. В. Теория государства и права, учебное пособие / А. В. Серегин, Н. М. Чепурнова. - М.: Евразийский открытый институт, 2008. - 465с.

.Социальное государство и защита прав человека. – М. : 1992г.

.Спиридонов Л.И. Теория государства и права . учебник. М.:ПБОЮЛ М.А. Захаров 2001г

.Старков О.В. Теория государства и права. Курс лекций М., 2007. С.316 с.

 

Сулакшин, С. С. Социальное измерение государственной экономической политики / С. С. Сулакшин, В. И. Якунин, В. Д. Роик. - М.: Экономика, 2007. - 208 с.

Сырых, В. М. Теория государства и права / В. М. Сырых. - М.: Юридический Дом «Юстицинформ», 2012. - 704 с

Черданцев А.Ф. Государственная власть и ее обоснование //Правоведение 1992г № 2

Четвернин В.А. Демократическое конституционное государство : введение в теорию – М. : 1993г.

Чиркин В.Е. Контрольная власть // Государство и право. – 1992г. - № 12

Шарков, Ф. И. Основы социального государства : учебник / Ф. И. Шарков. - М., 2012.,С. 314

Явич Л.С. О соотношения права и государства / Под. Ред. Л.Д. Воеводина – М: 1987г.

 


[1] Шарков, Ф. И. Основы социального государства : учебник / Ф. И. Шарков. - М., 2012.,С. 314

[2] Борщёва, Е. В. История политических и правовых учений / Е. В. Борщёва. - Минск: ТетраСистемс, 2009. - 304 с.

[3] Сырых, В. М. Теория государства и права / В. М. Сырых. - М.: Юридический Дом «Юстицинформ», 2012. - 704 с.

[4] Братановский, С. Н. Теория государства и права / С. Н. Братановский. - М.: Директ-Медиа, 2013. - 241 с.

[5] Сулакшин, С. С. Социальное измерение государственной экономической политики / С. С. Сулакшин, В. И. Якунин, В. Д. Роик. - М.: Экономика, 2007. - 208 с.

[6] Иванов, В. Теория государства / В. Иванов. - М.: Издательский дом «Территория будущего», 2010. - 272 с.

[7] Серегин, А. В. Теория государства и права, учебное пособие / А. В. Серегин, Н. М. Чепурнова. - М.: Евразийский открытый институт, 2008. - 465 с

[8] Малько, А. В. Теория государства и права: вопросы и ответы. Учебно-методическое пособие / А. В. Малько. - М.: Директ-Медиа, 2013. - 474 с.

[9] Нисневич, Ю. А. Государственная власть современной России , учебное пособие / Ю. А. Нисневич. - М.: Аспект Пресс, 2008. - 495 с.




Читайте также:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (152)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7