Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Основные методы определения рентабельности предприятия



2019-12-29 237 Обсуждений (0)
Основные методы определения рентабельности предприятия 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Эффективность деятельности предприятия оценивается с помощью показателей рентабельности, под которой понимается отношение прибыли к вложенным средствам. При этом в зависимости от целей финансового анализа используются разные показатели прибыли. В качестве вложенных средств могут выступать собственный капитал, активы и себестоимость реализованной продукции. Показатели рентабельности принято рассчитывать в процентах.

                                                    Прибыль

Рентабельность = -------------------------- -------------- • 100%

                                          Вложенные средства

 

В западной практике финансового анализа рассчитываются три группы коэффициентов рентабельности, в том числе коэффициенты рентабельности собственного капитала, активов и реализации. При этом каждый показатель рентабельности рас­считывается по отношению к валовой и чистой прибыли,

Российская практика финансового анализа отличается большей детализацией при построении коэффициентов рентабельности. Различают рентабельность:

1) собственного капитала;

2) инвестиций;

3) активов;

4) необоротных активов;

5) оборотных активов;

6) чистого оборотного капитала;

7) продаж;

8) реализованной продукции;

9) производства;

10) изделий.

При этом для каждого показателя выбирается один из трех показателей прибыли: валовой, до уплаты налога и чистой при­были.

2.1. Анализ рентабельности предприятия с помощью расчета финансовых коэффициентов - коэффициентов рентабельности

 

1. Коэффициент рентабельности собственного капитала.

                               Чистая прибыль

К = ---------------------------------------------- ------------------ • 100%

          Средняя стоимость собственного капитала

 

Данный коэффициент показывает величину чистой прибыли, приходящейся на каждый рубль собственного капитала.

 

2.  Коэффициент рентабельности инвестиций.

                             Чистая прибыль

К=---------- ---------------------------------------------------- • 100%

                   Средняя стоимость инвестиций

                         за расчетный период

 

 

Данный коэффициент отражает величину чистой прибыли, приходящейся на один рубль инвестиций. При этом под инве­стициями понимается весь авансированный капитал, т.е. собственный и долгосрочный заемный капитал.

 

3.  Коэффициент рентабельности активов.

               Прибыль до уплаты налога

К=---------- ---------------------------------------------------- • 100%

            Средняя стоимость активов

 

Данный коэффициент отражает величину прибыли, приходя­щейся на каждый рубль совокупных активов предприятия.

 

4.  Коэффициент рентабельности необоротных активов.

              Прибыль до уплаты налога

К=---------- ---------------------------------------------------- • 100%

  Средняя стоимость необоротных активов

 

Данный коэффициент характеризует величину прибыли до уплаты налога, приходящейся на каждый рубль необоротных ак­тивов.

5.  Коэффициент рентабельности оборотных активов.

 

                       Прибыль до уплаты налога

К =----------------------------------------------- -------------- • 100%

           Средняя стоимость оборотных активов

 

Данный коэффициент характеризует величину прибыли до уплаты налога, приходящейся на каждый рубль оборотных акти­вов.

 

6. Коэффициент рентабельности чистого оборотного капитала.

                          Прибыль до уплаты налога

К =----------------------------------------------- ---------------------- • 100%

        Средняя стоимость чистого оборотного капитала

 

Под чистым оборотным капиталом понимается разница между краткосрочными активами и краткосрочными обязательствами. Коэффициент рентабельности чистого оборотного капитала показывает величину прибыли до уплаты налога, приходящей­ся на каждый рубль чистого оборотного капитала.

 

7.  Коэффициент рентабельности продаж.

                      Прибыль до уплаты налога

К =----------------------------------------------- -------------- • 100%

                               Объем продаж

 

Данный коэффициент характеризует величину прибыли до уплаты налога, приходящейся на один рубль объема реализации (продаж).

 

8.  Коэффициент рентабельности реализованной продукции.

                Прибыль от реализации (валовая прибыль)

К =----------------------------------------------- ----------------------- • 100%

         Полная себестоимость реализованной продукции

 

Данный коэффициент характеризует величину прибыли от реализации продукции, приходящейся на один рубль полных затрат.

9.  Коэффициент рентабельности производства.

               Прибыль до уплаты налога

К =----------------------------------------------- ----------------------- • 100%

      Средняя стоимость основных средств и

     материально-производственных запасов

 

Данный коэффициент характеризует величину прибыли, приходящейся на каждый рубль материальных активов, непосредственно используемых в производстве продукции предприятия.

 

10.  Коэффициент рентабельности изделий.

              Прибыль по калькуляции затрат на производство

                         одного изделия (группы изделий)

К =----------------------------------------------- --------------------------- • 100%

      Себестоимость изделий по калькуляции затрат

 

Данный коэффициент показывает величину прибыли, приходящейся на один рубль затрат на производство одного изделия (группы изделий).

2.2. Горизонтальный анализ рентабельности предприятия

 

Для проведения горизонтального анализа рентабельности предприятия составляется таблица, включающая данные из бух­галтерского баланса и отчета о прибылях и убытках, являющиеся элементами коэффициентов рентабельности (табл. 1).

Таблица 1

Расчет показателей рентабельности предприятия А

 

Показатели Базисный год Отчетный год Изменения (+/-)
1 Исходные показатели      
2 Выручка от реализации продукции (без учета косвенных налогов)      
3 Полная себестоимость реализованной продукции      
4 Прибыль от реализации продаж      
5 Прибыль до уплаты налога (бухгалтерская прибыль)      
6 Чистая прибыль      
7 Средняя стоимость основных средств      
8 Средняя стоимость необоротных активов      
9 Средняя стоимость оборотных активов      
10 Средняя стоимость материально-производственных запасов      
11 Средняя стоимость активов (имущества)      
12 Средняя стоимость собственного капитала      
13 Средняя стоимость инвестиций      
14 Показатели рентабельности      
15 Рентабельность собственного капитала      
16 Рентабельность инвестиций      
17 Рентабельность активов      
18 Рентабельность необоротных активов      
19 Рентабельность оборотных активов      
20 Рентабельность производства      
21 Рентабельность реализованной продукции      
22 Рентабельность продаж      

 

По данным приведенной таблицы можно сделать вывод об изменении рентабельности предприятия за отчетный период по сравнению с базисным периодом. Особое внимание при этом следует уделить основным показателям рентабельности, в том числе рентабельности реализации, активов и инвестиций. Рост показателей рентабельности за отчетный период свидетельствует об эффективности деятельности предприятия.

2.3. Факторный анализ рентабельности предприятия

 

Показатели рентабельности (реализации (продаж), активов и инвестиций) находятся под воздействием различных факторов. Оценить степень их влияния позволяет, соответственно, фактор­ный показатель рентабельности предприятия, который включает факторный анализ реализации (продаж), факторный анализ ак­тивов и факторный анализ инвестиций.

2.3.1. Изменение выручки от реализации и себестоимости продукции как фактор, оказывающий влияние на рентабельность реализации (продаж)

На рентабельность реализации (продаж) оказывает влияние изменение выручки от реализации и себестоимости продукции. Исходные данные для факторного анализа изменения рентабель­ности реализации (продаж) наглядно иллюстрирует табл. 2.

Таблица 2

Расчет рентабельности реализации (продаж)

 

Показатели Базисный год Отчетный год Изменения (+/-)
1 Выручка от реализации продукции      
2 Себестоимость реализованной продукции                        (включая коммерческие и управленческие расходы)      
3 Прибыль от реализации      
4 Рентабельность реализации (стр. 3 / стр. 1), %      

 

Анализ влияния изменения цены и себестоимости продукции на рентабельность реализации можно проанализировать с помо­щью метода цепных подстановок в три этапа:

1)  расчет изменения рентабельности реализации (продаж) в результате изменения выручки от реализации;

2)  расчет изменения рентабельности реализации (продаж) в результате изменения себестоимости реализации;

3)  расчет изменения рентабельности-реализации (продаж) в результате общего влияния двух факторов.

1. Расчет изменения рентабельности реализации (продаж) в результате изменения выручки от реализации:

  ∆ рентабельности реализации (продаж) = = (выручка от реализации в отчетном периоде - себестоимость в базисном периоде) / выручка от реализации в отчетном периоде - (выручка от реализации в базисном периоде – себестоимость в базисном периоде) / выручка от реализации в базисном периоде

 

При расчете данного показателя предполагается, что себе­стоимость реализованной продукции отчетного периода равна себестоимости реализованной продукции базисного периода. Выручка от реализации, отчетного периода отличается от выруч­ки от реализации базисного периода.

2. Расчет изменения рентабельности реализации (продаж) в результате изменения себестоимости реализованной продукции:

  ∆ рентабельности реализации (продаж) =  = (выручка от реализации в отчетном периоде - - себестоимость в отчетном периоде) / выручка от реализации в отчетном периоде - (выручка от реализации  в отчетном периоде - себестоимость в базисном периоде) / выручка от реализации в отчетном периоде

 

При расчете данного показателя предполагается, что себе­стоимость реализованной продукции отчетного периода отлича­ется от себестоимости реализованной продукции базисного пе­риода. Выручка от реализации отчетного периода равна выручке от реализации базисного периода.

3. Расчет изменения рентабельности реализации (продаж) в результате влияния двух факторов (изменения выручки от реали­зации и изменения себестоимости реализованной продукции):

∆ рентабельности реализации (продаж) =  ∆ рентабельности реализации (продаж) в результате изменения выручки от реализации + ∆ рентабельности реализации (продаж) в результате изменения себестоимости

 

 

2.3.2. Изменение оборачиваемости активов и рентабельности реализации (продаж) как фактор, оказывающий влияние на рентабельность активов

 

Известно, что рентабельность активов отражает взаимосвязь между показателями рентабельности реализации (продаж) и обо­рачиваемости активов. Если числитель и знаменатель коэффици­ента рентабельности активов умножить на показатель выручки от реализации, то получится произведение оборачиваемости акти­вов и рентабельности реализации (продаж).

  Рентабельность активов = (прибыль до уплаты налога / средняя стоимость активов) = (выручка от реализации / средняя стоимость активов) • (прибыль до уплаты налога /  выручка от реализации)

 

При этом первый сомножитель, представляющий собой соот­ношение выручки от реализации и средней стоимости активов, является коэффициентом оборачиваемости активов; второй со­множитель, представляющий собой соотношение прибыли до уплаты налога и выручки от реализации, является коэффициен­том рентабельности реализации (продаж).

Данная формула – «формула Дюпона», позволяет проанализи­ровать изменение рентабельности активов в результате измене­ния их оборачиваемости и рентабельности реализаций (продаж).

Исходные данные для факторного анализа изменения рента­бельности активов наглядно иллюстрирует табл. 3.

Таблица 3

Расчет рентабельности активов

 

Показатели Базисный год Отчетный год Изменения (+/-)
1 Выручка от реализации продукции      
2 Средняя стоимость активов      
3 Прибыль до уплаты налога      
4 Оборачиваемость активов      
5 Рентабельность продаж (стр. 3 / стр. 2), число оборотов      
6 Рентабельность активов (стр. 4 х стр. 5), в %      

Анализ влияния изменения оборачиваемости активов и рен­табельности реализации (продаж) на рентабельность активов включает три этапа:

1) расчет изменения рентабельности активов в результате из­менения их оборачиваемости;

2) расчет изменения рентабельности активов в результате из­менения рентабельности реализации (продаж);

3) расчет изменения рентабельности активов в результате об­щего влияния двух факторов.

1. Расчет изменения рентабельности активов в результате из­менения их оборачиваемости:

 

∆ рентабельности активов = = (оборачиваемость активов в отчетном периоде – - оборачиваемость активов в базисном периоде) • рентабельность реализации (продаж) в отчетном периоде

 

2. Расчет изменения рентабельности активов в результате из­менения рентабельности реализации (продаж):

 

∆ рентабельности активов = = оборачиваемость активов в отчетном периоде • (рентабельность реализации (продаж) в отчетном периоде - - рентабельность реализации (продаж) в базисном периоде)

 

3. Расчет изменения рентабельности активов в результате об­щего влияния двух факторов:

 

∆ рентабельности активов = = ∆ рентабельности активов в результате изменения их оборачиваемости + ∆ рентабельности активов  в результате изменения рентабельности реализации (продаж)

 

 

2.3.3. Изменение оборачиваемости инвестиций и рентабельности реализации (продаж) как фактор, оказывающий влияние на рентабельность инвестиций

 

Известно, что рентабельность инвестиций отражает взаимосвязь между показателями оборачиваемости инвестиций и рента­бельности реализации (продаж). Если числитель и знаменатель коэффициента рентабельности инвестиций умножить на показа­тель выручки от реализации, то получится произведение обора­чиваемости инвестиций и рентабельности реализации.

 

Рентабельность инвестиций = = (прибыль до уплаты налога / средняя стоимость инвестиций) = = (выручка от реализации / средняя стоимость инвестиций) • • (прибыль до уплаты налога /выручка от реализации)

 

При этом первый сомножитель, представляющий собой соот­ношение выручки от реализации и средней стоимости инвести­ций, является коэффициентом оборачиваемости инвестиций; второй сомножитель, представляющий собой соотношение при­были до уплаты налога и выручки от реализации, является коэф­фициентом рентабельности реализации.

Данная формула позволяет проанализировать изменение рен­табельности инвестиций в результате изменения их оборачивае­мости и рентабельности продаж.

Анализ влияния изменения оборачиваемости инвестиций и рентабельности реализации на рентабельность инвестиций вклю­чает три этапа:

1) расчет изменения рентабельности инвестиций в результате изменения их оборачиваемости;

2) расчет изменения рентабельности активов в результате из­менения рентабельности реализации;

3) расчет изменения рентабельности активов в результате об­щего влияния двух факторов.

 

1. Расчет изменения рентабельности инвестиций в результате изменения их оборачиваемости:

 

∆ рентабельности инвестиций = = (оборачиваемость инвестиций в отчетном периоде - - оборачиваемость инвестиций в базисном периоде) • • рентабельность реализации (продаж) в отчетном периоде

 

2. Расчет изменения рентабельности инвестиций в результате изменения рентабельности реализации:

 

∆ рентабельности активов = = оборачиваемость инвестиций в отчетном периоде • • (рентабельность реализации (продаж) в отчетном периоде - - рентабельность реализации (продаж) в базисном периоде)

 

3. Расчет изменения рентабельности инвестиций в результате общего влияния двух факторов:

 

∆ рентабельности инвестиций = = ∆ рентабельности инвестиций в результате  изменения их оборачиваемости + ∆ рентабельности инвестиций в результате изменения рентабельности реализации

 

Способы повышения рентабельности инвестиций:

1) увеличение нормы прибыли на один рубль объема реализации (продаж);

2) ускорение оборачиваемости инвестиций.

Способы повышения оборачиваемости инвестиций:

1) увеличение объема реализации (продаж) при прежнем объ­еме инвестиций;

2) снижение объема инвестиций, необходимых для поддержа­ния достигнутого уровня реализации (продаж).

Следует отметить, что снижение объема инвестиций приво­дит к спаду производства.

 

 



2019-12-29 237 Обсуждений (0)
Основные методы определения рентабельности предприятия 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Основные методы определения рентабельности предприятия

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (237)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)