Основные методы определения рентабельности предприятия
Эффективность деятельности предприятия оценивается с помощью показателей рентабельности, под которой понимается отношение прибыли к вложенным средствам. При этом в зависимости от целей финансового анализа используются разные показатели прибыли. В качестве вложенных средств могут выступать собственный капитал, активы и себестоимость реализованной продукции. Показатели рентабельности принято рассчитывать в процентах. Прибыль Рентабельность = -------------------------- -------------- • 100% Вложенные средства
В западной практике финансового анализа рассчитываются три группы коэффициентов рентабельности, в том числе коэффициенты рентабельности собственного капитала, активов и реализации. При этом каждый показатель рентабельности рассчитывается по отношению к валовой и чистой прибыли, Российская практика финансового анализа отличается большей детализацией при построении коэффициентов рентабельности. Различают рентабельность: 1) собственного капитала; 2) инвестиций; 3) активов; 4) необоротных активов; 5) оборотных активов; 6) чистого оборотного капитала; 7) продаж; 8) реализованной продукции; 9) производства; 10) изделий. При этом для каждого показателя выбирается один из трех показателей прибыли: валовой, до уплаты налога и чистой прибыли. 2.1. Анализ рентабельности предприятия с помощью расчета финансовых коэффициентов - коэффициентов рентабельности
1. Коэффициент рентабельности собственного капитала. Чистая прибыль К = ---------------------------------------------- ------------------ • 100% Средняя стоимость собственного капитала
Данный коэффициент показывает величину чистой прибыли, приходящейся на каждый рубль собственного капитала.
2. Коэффициент рентабельности инвестиций. Чистая прибыль К=---------- ---------------------------------------------------- • 100% Средняя стоимость инвестиций за расчетный период
Данный коэффициент отражает величину чистой прибыли, приходящейся на один рубль инвестиций. При этом под инвестициями понимается весь авансированный капитал, т.е. собственный и долгосрочный заемный капитал.
3. Коэффициент рентабельности активов. Прибыль до уплаты налога К=---------- ---------------------------------------------------- • 100% Средняя стоимость активов
Данный коэффициент отражает величину прибыли, приходящейся на каждый рубль совокупных активов предприятия.
4. Коэффициент рентабельности необоротных активов. Прибыль до уплаты налога К=---------- ---------------------------------------------------- • 100% Средняя стоимость необоротных активов
Данный коэффициент характеризует величину прибыли до уплаты налога, приходящейся на каждый рубль необоротных активов. 5. Коэффициент рентабельности оборотных активов.
Прибыль до уплаты налога К =----------------------------------------------- -------------- • 100% Средняя стоимость оборотных активов
Данный коэффициент характеризует величину прибыли до уплаты налога, приходящейся на каждый рубль оборотных активов.
6. Коэффициент рентабельности чистого оборотного капитала. Прибыль до уплаты налога К =----------------------------------------------- ---------------------- • 100% Средняя стоимость чистого оборотного капитала
Под чистым оборотным капиталом понимается разница между краткосрочными активами и краткосрочными обязательствами. Коэффициент рентабельности чистого оборотного капитала показывает величину прибыли до уплаты налога, приходящейся на каждый рубль чистого оборотного капитала.
7. Коэффициент рентабельности продаж. Прибыль до уплаты налога К =----------------------------------------------- -------------- • 100% Объем продаж
Данный коэффициент характеризует величину прибыли до уплаты налога, приходящейся на один рубль объема реализации (продаж).
8. Коэффициент рентабельности реализованной продукции. Прибыль от реализации (валовая прибыль) К =----------------------------------------------- ----------------------- • 100% Полная себестоимость реализованной продукции
Данный коэффициент характеризует величину прибыли от реализации продукции, приходящейся на один рубль полных затрат. 9. Коэффициент рентабельности производства. Прибыль до уплаты налога К =----------------------------------------------- ----------------------- • 100% Средняя стоимость основных средств и материально-производственных запасов
Данный коэффициент характеризует величину прибыли, приходящейся на каждый рубль материальных активов, непосредственно используемых в производстве продукции предприятия.
10. Коэффициент рентабельности изделий. Прибыль по калькуляции затрат на производство одного изделия (группы изделий) К =----------------------------------------------- --------------------------- • 100% Себестоимость изделий по калькуляции затрат
Данный коэффициент показывает величину прибыли, приходящейся на один рубль затрат на производство одного изделия (группы изделий). 2.2. Горизонтальный анализ рентабельности предприятия
Для проведения горизонтального анализа рентабельности предприятия составляется таблица, включающая данные из бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках, являющиеся элементами коэффициентов рентабельности (табл. 1). Таблица 1 Расчет показателей рентабельности предприятия А
По данным приведенной таблицы можно сделать вывод об изменении рентабельности предприятия за отчетный период по сравнению с базисным периодом. Особое внимание при этом следует уделить основным показателям рентабельности, в том числе рентабельности реализации, активов и инвестиций. Рост показателей рентабельности за отчетный период свидетельствует об эффективности деятельности предприятия. 2.3. Факторный анализ рентабельности предприятия
Показатели рентабельности (реализации (продаж), активов и инвестиций) находятся под воздействием различных факторов. Оценить степень их влияния позволяет, соответственно, факторный показатель рентабельности предприятия, который включает факторный анализ реализации (продаж), факторный анализ активов и факторный анализ инвестиций. 2.3.1. Изменение выручки от реализации и себестоимости продукции как фактор, оказывающий влияние на рентабельность реализации (продаж) На рентабельность реализации (продаж) оказывает влияние изменение выручки от реализации и себестоимости продукции. Исходные данные для факторного анализа изменения рентабельности реализации (продаж) наглядно иллюстрирует табл. 2. Таблица 2 Расчет рентабельности реализации (продаж)
Анализ влияния изменения цены и себестоимости продукции на рентабельность реализации можно проанализировать с помощью метода цепных подстановок в три этапа: 1) расчет изменения рентабельности реализации (продаж) в результате изменения выручки от реализации; 2) расчет изменения рентабельности реализации (продаж) в результате изменения себестоимости реализации; 3) расчет изменения рентабельности-реализации (продаж) в результате общего влияния двух факторов. 1. Расчет изменения рентабельности реализации (продаж) в результате изменения выручки от реализации:
При расчете данного показателя предполагается, что себестоимость реализованной продукции отчетного периода равна себестоимости реализованной продукции базисного периода. Выручка от реализации, отчетного периода отличается от выручки от реализации базисного периода. 2. Расчет изменения рентабельности реализации (продаж) в результате изменения себестоимости реализованной продукции:
При расчете данного показателя предполагается, что себестоимость реализованной продукции отчетного периода отличается от себестоимости реализованной продукции базисного периода. Выручка от реализации отчетного периода равна выручке от реализации базисного периода. 3. Расчет изменения рентабельности реализации (продаж) в результате влияния двух факторов (изменения выручки от реализации и изменения себестоимости реализованной продукции):
2.3.2. Изменение оборачиваемости активов и рентабельности реализации (продаж) как фактор, оказывающий влияние на рентабельность активов
Известно, что рентабельность активов отражает взаимосвязь между показателями рентабельности реализации (продаж) и оборачиваемости активов. Если числитель и знаменатель коэффициента рентабельности активов умножить на показатель выручки от реализации, то получится произведение оборачиваемости активов и рентабельности реализации (продаж).
При этом первый сомножитель, представляющий собой соотношение выручки от реализации и средней стоимости активов, является коэффициентом оборачиваемости активов; второй сомножитель, представляющий собой соотношение прибыли до уплаты налога и выручки от реализации, является коэффициентом рентабельности реализации (продаж). Данная формула – «формула Дюпона», позволяет проанализировать изменение рентабельности активов в результате изменения их оборачиваемости и рентабельности реализаций (продаж). Исходные данные для факторного анализа изменения рентабельности активов наглядно иллюстрирует табл. 3. Таблица 3 Расчет рентабельности активов
Анализ влияния изменения оборачиваемости активов и рентабельности реализации (продаж) на рентабельность активов включает три этапа: 1) расчет изменения рентабельности активов в результате изменения их оборачиваемости; 2) расчет изменения рентабельности активов в результате изменения рентабельности реализации (продаж); 3) расчет изменения рентабельности активов в результате общего влияния двух факторов. 1. Расчет изменения рентабельности активов в результате изменения их оборачиваемости:
2. Расчет изменения рентабельности активов в результате изменения рентабельности реализации (продаж):
3. Расчет изменения рентабельности активов в результате общего влияния двух факторов:
2.3.3. Изменение оборачиваемости инвестиций и рентабельности реализации (продаж) как фактор, оказывающий влияние на рентабельность инвестиций
Известно, что рентабельность инвестиций отражает взаимосвязь между показателями оборачиваемости инвестиций и рентабельности реализации (продаж). Если числитель и знаменатель коэффициента рентабельности инвестиций умножить на показатель выручки от реализации, то получится произведение оборачиваемости инвестиций и рентабельности реализации.
При этом первый сомножитель, представляющий собой соотношение выручки от реализации и средней стоимости инвестиций, является коэффициентом оборачиваемости инвестиций; второй сомножитель, представляющий собой соотношение прибыли до уплаты налога и выручки от реализации, является коэффициентом рентабельности реализации. Данная формула позволяет проанализировать изменение рентабельности инвестиций в результате изменения их оборачиваемости и рентабельности продаж. Анализ влияния изменения оборачиваемости инвестиций и рентабельности реализации на рентабельность инвестиций включает три этапа: 1) расчет изменения рентабельности инвестиций в результате изменения их оборачиваемости; 2) расчет изменения рентабельности активов в результате изменения рентабельности реализации; 3) расчет изменения рентабельности активов в результате общего влияния двух факторов.
1. Расчет изменения рентабельности инвестиций в результате изменения их оборачиваемости:
2. Расчет изменения рентабельности инвестиций в результате изменения рентабельности реализации:
3. Расчет изменения рентабельности инвестиций в результате общего влияния двух факторов:
Способы повышения рентабельности инвестиций: 1) увеличение нормы прибыли на один рубль объема реализации (продаж); 2) ускорение оборачиваемости инвестиций. Способы повышения оборачиваемости инвестиций: 1) увеличение объема реализации (продаж) при прежнем объеме инвестиций; 2) снижение объема инвестиций, необходимых для поддержания достигнутого уровня реализации (продаж). Следует отметить, что снижение объема инвестиций приводит к спаду производства.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (237)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |