Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Организация позаказной системы калькулирования



2019-12-29 168 Обсуждений (0)
Организация позаказной системы калькулирования 0.00 из 5.00 0 оценок




Технологический процесс и учётные процедуры в позаказной системе калькулирования отличаются по отраслям и типам производств, однако большинство предприятий в той или иной степени применяют [7,с.42]:

· планирование производства в целом и в разрезе потоков затрат;

· карточку регистрации затрат по заказу;

· производственный график;

· сбор и распределение затрат;

· подготовку отчётов о себестоимости заказа.

Рассмотрим данные составляющие организации позаказной системы калькулирования более подробно.

Итак, планирование производства в целом по предприятию и в разрезе потоков затрат .Цель организации производственного планирования состоит в планировании производственной деятельности, обеспечивающей устойчивый выпуск продукции, при полной занятости рабочей силы. При позаказной системе степень свободы в планировании заказа и плановом калькулировании наименьшая, поскольку единичное производство непосредственно ориентировано на клиента. В этом случае требования к качеству и сроки поставки продукта в значительной степени определяет заказчик. Из этого следует существенное сужение качественных и временных рамок при формировании продуктовой программы и производственных процессов, оказывающее влияние и на затраты. В идеальной ситуации заказы покупателей предвидятся заранее спланированным производством.

Для достижения положительных результатов необходима координация деятельности всех подразделений организации. Поэтому представляется необходимым составление схемы движения и накопления затрат с учётом организационной структуры предприятия.

Наиболее часто используется схема потоков затрат, отражающая разнесение затрат между производственными подразделениями. При этом должны быть определены место и момент возникновения затрат. Такие схемы разрабатываются по конкретным операциям с выделением центров затрат. Они формируют данные с учётом натуральных показателей, которые составляют структурную основу позаказной системы калькулирования. Для осуществления надлежащей организации учета и контроля все учётные записи при позаказной системе должны быть скоординированы со структурными подразделениями.

Следующая составляющая организации позаказной системы калькулирования, которую следует рассмотреть — карточка регистрации затрат по заказу [приложение, с 32].В карточке регистрации затрат по заказу содержатся: номер заказа, разрешение на проведение работ и их описание, определяется временной промежуток, необходимый для выполнения заказа, а также указывается количество единиц, которое нужно произвести. Затраты регистрируются по мере прохождения изделия по стадиям производства, обычно соотносимым с определенными структурными подразделениями. Таким образом, карточка предоставляет собой средство контроля отдельных стадий заказа и разграничивает персональную ответственность руководителей подразделений за выполнение заказа.

Во многих случаях в карточку производственного заказа могут включаться дополнительные сведения, например продажные цены, наименование покупателя, инструкции по транспортировке и т.п., а также итоговые данные по  затратам, что дополняет отчёт о себестоимости. Очевидно, что степень детализации информации, необходимой для обеспечения заказа, варьируется в зависимости от условий конкретного контракта или требований предприятия. Однако в любом случае общая сумма затрат, зарегистрированная в карточках заказов на конец отчётного периода, будет равна остатку по счёту «Незавершенное производство» на указанную дату.

Перечень операций, которые должны быть произведены для исполнения заказа, составляет производственный график [приложение, с. 33]. В этой части данная форма повторяет одну из функций рассмотренной ранее карточки заказа, также обеспечивающей регистрацию операций. Однако производственный график, как правило, не требует отнесения операций к конкретному заказу. Поэтому он также может быть использован для нескольких заказов одновременно, причем как уже находящихся в производстве, так и тех, которые еще только должны начаться.

Цель производственного графика – согласование стадий производства заказов и операций по заказу, производимых конкретной структурной единицей предприятия. График интегрируется с производственным планом и системой калькулирования. Данную форму можно использовать в целях контроля, поскольку она формирует многие необходимые для производственной программы показатели, как в суммарной форме, так и в детализированном виде, в зависимости от требуемых организационных процедур и учётных записей. Производственные графики являются частью фактической системы калькулирования, выступают как средство контроля, регистрации и сбора затрат.

Применение графика, содержащего движение физических единиц, будет зависеть в основном от его использования в общей системе предприятия. Он может заменять карточку производственного заказа в части контроля натуральных показателей для каждого заказа. Он может применяться для регистрации заказов или этапов работ, производимых в каждом производственном подразделении. Наконец, он может быть использован в качестве общей программы по планированию производства для предприятия в целом. В последних двух случаях производственные графики могут принимать форму планов [9, с.53].

Следующей составляющей организации позаказной системы калькулирования себестоимости продукции является сбор и распределение затрат.

Определение издержек на единицу продукции является одной из основных задач учёта затрат. При этом необходимо принять решение по поводу использования фактических или нормативных затрат.

Система калькулирования по фактическим затратам предполагает сбор, регистрацию и накопление издержек по мере их возникновения. В бухгалтерии предприятия на основании первичных документов производится учёт материалов, заработной платы, потерь при браке, износе приспособлений и инструментов, связанных с выполнением заказа, т.е. прямых издержек. В связи с этим, себестоимость заказа может быть рассчитана только после его выполнения. Если определение прямых материальных и трудовых затрат не представляет особой сложности, то расчет накладных расходов, требующий трудоёмких процедур по их распределению, может существенно задержать определение себестоимости заказа.

Система калькулирования по нормативным затратам предполагает установление затрат на единицу продукции заранее. Однако такой подход не означает полный отказ от использования фактических затрат, наоборот, их расчёт имеет огромное значение для целей контроля. Полученные отклонения между фактическими и нормативными издержками анализируются руководством и дают возможность выявить нежелательные тенденции в процессе производства, причины их появления, а также определить возможные изменения уровня прибыли. Таким образом, калькуляция себестоимости заказа на основе оптимальных норм материальных, трудовых и накладных расходов является одним из важнейших элементов деятельности производственного предприятия и требует особого рассмотрения.

При использовании системы калькулирования по нормативным затратам величина материальных затрат определяется видом выпускаемой продукции. В связи с этим устанавливают наиболее приемлемые для данного вида и качества продукции материалы, а также их количество с учётом неизбежных в производственном процессе потерь. Умножением норм расходов материалов на соответствующие нормативные цены определяется величина материальных расходов. Нормативные цены устанавливаются отделом снабжения после соответствующего изучения возможных поставщиков и выбора из них того, кто сможет поставить требуемое количество материалов по наиболее приемлемой цене. При разработке нормативных цен изучаются рыночные условия, цены основных продавцов материалов, оптимальный размер заказа на материалы и др.

Основной формой сбора (аккумулирования) материальных затрат для целей калькулирования себестоимости заказа при позаказном методе является требование на отпуск материалов.

 В требовании указываются:

· тип и количество отпускаемых со склада сырья и материалов (количественные показатели);

· сумма, на которую материалы списываются на производство конкретного заказа (стоимостные показатели);

·  разрешение на их отпуск со склада (основание для передачи материалов со склада в производство).

Заполненные требования на отпуск материалов служат основой для отнесения стоимости материалов на затраты основного производства (в случае прямых затрат) или на накладные расходы (в случае косвенных затрат). Сумма прямых материальных затрат вносится в карточку регистрации затрат по заказу.

Подобно нормативам материальных затрат, нормативы трудовых затрат состоят из нормативов использования (производительности) труда и нормативов цены труда (ставок заработной платы). Для определения нормативных трудовых затрат нормативное время, требуемое для производства единицы продукции или операции (нормативы производительности труда), умножается на нормативную ставку заработной платы.

Наиболее широко применяемыми формами учета труда являются рабочий талон, табель рабочего времени и ведомость начисления заработной платы, которые могут использоваться в различных сочетаниях.

Независимо от применяемых форм учёта трудозатрат для обеспечения эффективной системы позаказного калькулирования, все они должны содержать следующие данные: дату совершения работы, описание производимой операции, количество отработанных часов и расценки за труд.

Карточки заполняются для каждого отдельного рабочего на каждый день или на каждую операцию, необходимую для производства определённого заказа. Совокупность этих карточек за месяц является основой для учёта прямых и косвенных трудовых затрат. Учётные записи должны быть подготовлены таким образом, чтобы обеспечивать накопление трудозатрат в рамках заказа.

Нормативная ставка распределения накладных расходов базируется на трудо-часах основных рабочих или машино-часах работы оборудования. В качестве базы распределения выбирается тот фактор, который наиболее соответствует накладным расходам каждого производственного подразделения, или фактор, вызывающий накладные расходы (например, для освещения и отопления - соответственно площадь и объём помещения и т.п.). Когда соответствующая база выбрана, определяется величина накладных расходов на единицу соответствующего производственного фактора для каждого подразделения. Полученное значение или ставка распределения накладных расходов используется для определения накладных расходов по каждому заказу, выполненному в данном подразделении [14. с.85].

Накладные расходы включают в себя затраты труда вспомогательных рабочих, стоимость дополнительных материалов и другие косвенные расходы, которые не могут быть непосредственно отнесены на конкретный заказ. В себестоимость продукции накладные расходы должны входить по видам работ, так как они распределяются на каждый заказ. В связи с этим, существенной проблемой является процесс установления нормативных ставок распределения производственных накладных расходов [13, с.58].

Последняя составляющая организации позаказной системы калькулирования себестоимости продукции — составление отчетов о себестоимости заказа. Его целью является обобщение информации о собранных для выполнения конкретного заказа затратах (как в общей сумме, так и в разрезе элементов затрат). Причём, в отчёте о себестоимости присутствуют как плановые данные по затратам, так и фактические, что позволяет использовать отчёт для оценки работы подразделений и контроля затрат по конкретному заказу.

При позаказной системе отчёт о себестоимости решает также еще одну задачу — накопление операций и затрат по подразделениям. Последовательность учета операций позаказной калькуляции затрат заключается в следующем:

1. отнесение прямых затрат и прямого труда на продукт-заказ,

2. отнесение заводских накладных расходов на незавершённое производство по продукту-заказу,

3. занесение в учёт фактических накладных расходов по заказу,

4. перемещение обработанных изделий по заказу,

5. занесение в учёт продажу готовой продукции по заказу[12].

При позаказном методе учёта затрат и калькулирования себестоимости продукции все затраты считаются незавершённым производством вплоть до окончания заказа. Отчётную калькуляцию составляют только после выполнения заказа. Время составления отчётной калькуляции не совпадает со временем составления периодической бухгалтерской отчётности.

При частичном выполнении заказов и сдачи их заказчикам частичный выпуск оценивают по фактической себестоимости ранее выполненных заказов с учётом изменений в их конструкции, технологии, условиях производства, т. е. допускается условность оценки частичного выпуска заказа и незавершённого производства.

Фактическая себестоимость единицы продукции или работ определяется после выполнения заказа путём деления суммы затрат на количество изготовленной по этому заказу изделий. При этом не определяется себестоимость отдельных деталей изделия. Стоимость незавершённого производства определяется суммированием затрат по незаконченным заказам (из ведомостей учёта затрат). Разделив сумму по каждой статье калькуляции заказа на количество выпускаемых изделий, получим постатейную сумму затрат на одно изделие. Сравнивая калькуляции себестоимости по отчётным и плановым данным, можно провести анализ и выявить причины отклонений [16, с.253].

       Итак, позаказная система калькулирования имеет свой технологический процесс, который состоит из определённых последовательных этапов. Любое предприятие, которое использует позаказный метод калькулирования, придерживается их. По ходу использования позаказного метода калькулирования, менеджеры и бухгалтера могут отметить как преимущества данного метода, так и его недостатки. В методической литературе [13, 14, 16 и др.] отмечается, что позаказный метод лучше использовать в сочетании с нормативным  методом калькулирования. Как дело обстоит на практике — цель следующей главы курсовой работы. Во второй главе будет рассмотрено применение позаказного метода калькулирования в ООО «ПермКапиталСтрой».



2019-12-29 168 Обсуждений (0)
Организация позаказной системы калькулирования 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Организация позаказной системы калькулирования

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (168)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)