Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ ЖИЗНЕННОГО УКЛАДА СПАРТАНЦЕВ



2019-12-29 201 Обсуждений (0)
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ ЖИЗНЕННОГО УКЛАДА СПАРТАНЦЕВ 0.00 из 5.00 0 оценок




Воспитание спартиатов

 

Реформы Ликурга коснулись всех сфер жизни, в том числе и воспитания детей. Ю.С. Крушкол пишет о том, что спартиаты занимались военным делом. Только оно считалось достойным занятием спартиатов. Для того чтобы воспитать сильных и крепких воинов, в Спарте существовала специальная система воспитания. [7, с.46]

С самого рождения младенцы осматривались и, если имелся какой–либо физический недостаток, младенца убивали (бросали в пропасть) [9]. По словам Пикуса Н.Н., в условиях классового общества и государства для убийства новорожденного выносилось постановление специальной комиссии, куда обязан был приносить младенца отец. Исполнение решения тоже поручалось отцу младенца. Спартиатам нужны были физически крепкие члены их малочисленного класса-сословия, поэтому в живых оставляли только тех новорожденных, которых признавали вполне здоровыми и крепкими. [6, с.117]

Марк Наумович пишет о том, что детей не пеленали, отучали от страха перед темнотой и одиночеством, от капризов и нытья, заставляли есть всякую пищу. Дети вырастали здоровыми, а спартанские няньки славились по всей Греции. [1, с. 12]

Ликург первый высказал мнение, что дети принадлежат не родителям, а государству. Поэтому перед государством стояла задача сделать всё необходимое для рождения здоровых и крепких детей. Вследствие чего брак имел отличительные особенности. Так, для спартанцев не считалось зазорным, если муж приведёт к своей жене здорового, красивого, сильного мужчину. И если после этой связи родится ребёнок, он признает его своим. В то же время, если спартиату понравится чужая жена, он мог попросить её у мужа, чтобы дать жизнь «добрым детям». [13] С целью создания более совершенных людей, должностные лица принимали участие в выборе жениха и невесты.[9]

Спартанский брак в большинстве случаев являлся парным, но иногда имел черты группового. Заключение и расторжение брака не представляло трудностей. Можно было иметь две жены. Несколько братьев могли иметь общую жену. [4] Быть холостяком в Спарте считалось позором. Им не оказывались те знаки уважения, которые оказывались женатым. Приводится случай, когда молодой воин не встал перед холостым полководцем, объяснив это тем, что у полководца нет сына, который вставал бы пред ним. Кроме этого в наказание холостяки должны были зимой раздетыми обходить рыночную площадь. [1]

С семи лет дети учились в школах-гимнасиях. Деревенский Б.Г. пишет о том, что детей объединяли в небольшие отряды, где царила суровая дисциплина. Юных воинов приучали сносить побои и беспрекословно подчиняться начальникам. Спартанские мальчики должны были сами добывать себе пропитание. А прокормиться они могли только одним способом: воруя продукты из садов и домов. При этом если вор попадался, его наказывали не за то, что он воровал, а за то, что попался. [3, с.12-13]

Отряды, в которых росли и воспитывались спартиаты, назывались агелами. Во главе этого отряда стоял человек, прославившийся рассудительностью и мужеством, его называли педономом. Старики, наблюдая за игрой ребят, часто вызывали драки, что проверить, кто из детей храбрее. По мере взросления суровее становились условия воспитания: они мылись холодной водой, круглый год носили плащ. Кроме педонома в отряде был ирен – самый сильный и умный юноша, который уже более года вышел из детского возраста. Ирен проводил с мальчиками занятия, в процессе которых мог наказывать детей. Старшие не вмешивались при этом, но после с него взыскивали, если он был слишком строг или чересчур мягок.[1]

Малейшее недовольство среди школьников сурово подавлялось. Всякая ошибка наказывалась. Доходило до настоящих истязаний, замаскированных под религиозный обряд.[4] По словам Крушкол Ю.С., для того чтобы воспитать в спартанских мальчиках выносливость, их приучали к голоду и жажде. Были дни, когда их не поили. Приучали их и к перенесению физической боли. С этой целью при переходе с младшей возрастной группы в старшую юных спартиатов секли в торжественной обстановке. Это происходило возле храма Артемиды. Когда жрица поднимала статуэтку вверх, удары розог ослабевали, когда опускала вниз, удары становились сильнее. При этом ни один спартанский мальчик не должен был ни кричать, ни стонать, так как это считалось позором. [7, с.46]

Известно, что многие мальчики умирали во время этого бичевания. Выносливость мальчиков подтверждает следующий трагический случай. Боясь наказания, мальчик, украв лисёнка, спрятал его у себя под плащом. Зверёныш распорол ему когтями и зубами живот, но мальчик так не закричал, пока не упал мёртвым. [1]

По словам Плутарха, молодые спартанцы должны были почитать и слушаться не только собственных отцов, но заботиться и обо всех пожилых людях; при встречах уступать им дорогу, вставать, освобождая место, а также не подымать шум в их присутствии. Таким образом, каждый в Спарте распоряжался не только своими детьми, рабами, имуществом, как это было в других государствах, но имел также права и на собственность соседей. Это делалось для того, чтобы люди действовали сообща и относились к чужим делам, как к своим собственным.[12]

В школах-гимнасиях, в которых дети жили от семи до двадцати лет, преподавались музыка и пение, начатки чтения и письма. Из-за этого спартиаты не умели говорить сложными фразами, а говорили кратко, в Спарте и возникло понятие «лаконизм» (от Лакония – территория Спартанского государства) (см. Приложение Б). [6] Также дети учились считать и танцевать, а заниматься философией и красноречием не разрешалось. [7]

По словам Плутарха, спартанцы изучали грамоту только ради потребностей жизни. Все же остальные виды образования изгнали из страны; не только сами науки, но и людей, ими занимающихся.[12]

По словам Ботвинника М.Н., много внимания в Спарте уделяли хоровому пению. Спартанские песни были мужественны, просты и безыскусственны, но вместе с тем серьёзны и поучительны. Они прославляли павших за Спарту, порицали трусов и призывали к подвигу. Высоко ценилась в Спарте музыка. В бой спартанцы шли под звуки флейт. Спартанский поэт говорит: «Хорошая музыка действует на душу не меньше, чем оружие» [1, с.13-14]

Вместе с мальчиками в школах-гимнасиях учились и девочки. Они занимались гимнастическими упражнениями, для того чтобы стать здоровыми матерями. [9]

По словам Крушкол Ю.С., в Спарте, единственной стране Греции, обращалось большое внимание на воспитание женщин, которые пользовались всеобщим уважением. Спартанцы считали, что здоровые дети могут быть только у здоровой матери. Поэтому девочки не занимались домашним хозяйством. Это всё делали илотки. Спартиатки же с детства занимались гимнастикой и спортом, они умели писать, читать, считать, как и мальчики. В Спарте устраивались состязания по гимнастике и лёгкой атлетике. Сначала выступали юноши, потом – девушки. Сохранилась статуя спартанской девушки – победительницы в беге. [7, с.47]

Марк Наумович приводит следующие сведения: «по законам Ликурга, девушки должны бегать, бороться, бросать диск, метать копьё. Подобно юношам, они должны были присутствовать на праздниках, участвовать в плясках и петь в хоре. В своих песнях девушки славили сильных и храбрых и возбуждали у молодёжи горячее желание отличиться. Женщины в Спарте участвовали в соревнованиях, в которых они могли показать свое мужество и приобрести славное имя. Вот как ответила царица Горго одной иностранке, когда та упрекала спартанок в том, что женщины у них распоряжаются мужьями: «Но ведь мы и рождаем мужей»». [1, с.11-12]

По словам Плутарха, заставив девушек забыть об изнеженности, баловстве и всяких женских прихотях, он приучил их не хуже, чем юношей, нагими принимать участие в торжественных шествиях, плясать и петь при исполнении некоторых священных обрядов на глазах у молодых людей. При этом нагота девушек не заключала в себе ничего дурного, ибо они сохраняли стыдливость и не знали распущенности, напротив, она приучала к простоте, к заботам о здоровье и крепости тела, и женщины усваивали благородный образ мыслей, зная, что и они способны приобщиться к доблести и почету.[13, с.47]

Взрослые спартиаты также как и в гимнасиях вели довольно обособленную жизнь. По словам Пикуса Н.Н., взрослые спартиаты все дни проводили в своих военных подразделениях, а домой к семьям приходили только ночевать. [6, 119] Марк Наумович отмечает, что Спарта была похожа на лагерь, где был установлен строго определённый образ жизни для каждого. Если спартанцам не давалось никаких других поручений, они смотрели за детьми, учили их чему-нибудь или сами учились у стариков. У спартанцев было много свободного времени, так как заниматься ремёслами или другим полезным трудом им было строго запрещено. Беседы друг с другом, танцы, игры, охота, песни и гимнастические упражнения поглощали весь досуг спартанцев, когда они не были заняты войной. Так глубоко спартанцы презирали всякий труд, что нежелание работать они называли «любовью к свободе». [1, с.14] Ликург запретил спартиатам заниматься каким-либо другим делом, кроме военного, выезжать за предел своей территории, пользоваться иными деньгами кроме железных, предписывалось строить дома только при помощи самых простых инструментов и т.д. [2, с. 669]

Кроме общественной, политической и экономической сфер жизни, законодательство Ликурга коснулось и вопросов погребения. По словам Плутарха, покончив со всяческим суеверием, Ликург не препятствовал хоронить мертвых в самом городе и ставить надгробия близ храмов, чтобы молодые люди, привыкая к их виду, не боялись смерти и не считали себя оскверненными, коснувшись мертвого тела или переступив через могилу. Затем он запретил погребать что бы то ни было вместе с покойником: тело следовало предавать земле обернутым в пурпурный плащ и увитым зеленью оливы. Надписывать на могильном камне имя умершего возбранялось; исключение Ликург сделал лишь для павших на войне и для жриц. Срок траура он установил короткий — одиннадцать дней; на двенадцатый должно было принести жертву Деметре, как богине земли и матери подземной Персефоны, и положить предел скорби.[13, с.55]

Таким образом, воспитание спартиатов носило общественный характер. Цель воспитания мальчиков заключалась в воспитании хорошего воина, девочек – в основном в физической подготовке к материнству. Основными отличительными чертами спартанцев были послушание, беспрекословное подчинение старшим, немногословие, замкнутость, строгая дисциплина, равнодушие к науке и искусству, увлечённость атлетическими упражнениями и военными занятиями.

 



2019-12-29 201 Обсуждений (0)
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ ЖИЗНЕННОГО УКЛАДА СПАРТАНЦЕВ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ ЖИЗНЕННОГО УКЛАДА СПАРТАНЦЕВ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (201)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)