Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Разработка программы «Развитие и поддержка малого предпринимательства в городе Новозыбков на 2010-2013 года »




Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Как уже говорилось в данной работе, секторами экономики, играющими главную роль точек роста регионального и локального уровня являются:

-развитие промышленности;

-развитие сельского хозяйства;

-развитие малого бизнеса.

Поэтому, разработаем программу (Приложение 2), активизирующую точку роста – поддержка и развитие малого предпринимательства.

В настоящее время малое предпринимательство, являясь одной из самых эффективных форм организации производственной и непроизводственной деятельности, оказывает существенное влияние на экономическое развитие города Новозыбков по направлениям: насыщение потребительского рынка качественными товарами и услугами местного производства; решение проблем повышения уровня жизни и вопросов занятости населения; увеличение налоговых платежей в бюджетную систему. В связи с этим дальнейшее развитие малого предпринимательства как рыночного института, обеспечивающего формирование конкурентной среды, самозанятость населения и стабильность налоговых поступлений, рассматривается как одна из приоритетных стратегических задач.

Основная цель программы - обеспечение оптимальных условий для устойчивого развития малого предпринимательства в городе Новозыбков, формирование более результативных форм его поддержки. Для достижения поставленной цели должен быть решен ряд задач посредством выполнения разработанных программных мероприятий.



Институциональная среда развития малого предпринимательства в городе Новозыбков представлена на рисунке 7.

Рис. 7- Институциональная среда развития малого предпринимательства в городе Новозыбков

На сегодняшний день в городе сформированы базовые основы поддержки малого предпринимательства. Созданы и функционируют объекты инфраструктуры поддержки малого предпринимательства: финансовые, информационно-консультационные и так далее.

Анализ социально-экономического развития города за период 2007-2009 годов свидетельствует о закреплении и дальнейшем развитии положительных тенденций в экономике города.

На конец 2009 года в городе осуществляли хозяйственную деятельность более 540 юридических лица и более 1600 индивидуальных предпринимателей.

За 2009 год по всем видам экономической деятельности объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами составил 1050,7 млн. руб., с темпом роста 124,6 %.

К уровню 2007 года этот показатель увеличился в 1,7 раза.

За 2009 год произведено промышленной продукции на 471,9 млн. руб., это на 34,9% или 122,1 млн. руб. больше, чем в 2008 году.

К уровню 2007 года этот показатель увеличился в 1,5 раза.

В 2009 году обеспечили прирост объемов производства большинство городских предприятий, в том числе ОАО "Ново-зыбковский завод "Индуктор" -142,6%, ООО "Новозыбковский станкостроительный завод" -151,0%, ЗАО "Швейная фабрика" -212,6%, ООО "Швейная фабрика "Весна" -154,5%, ООО "Новозыбковский конезавод" -148,8%, ООО "Мебельщик" -103,7%, ГУН "Новозыбковская типография" -109,9%

Наибольшую долю промышленной продукции продолжают давать предприятия машиностроения - 67% всего объема, предприятия легкой промышленности - 22%. на долю прочих отраслей приходится 11 %.

Продукция предприятий машиностроения востребована не только в различных регионах России и стран СНГ, но и на мировом рынке. Предприятия имеют пакеты заказов на краткосрочную и долгосрочную перспективы. Этому способствует выгодное географическое положение города на стыке трех республик: России, Украины и Белоруссии.

Продолжается развитие интеграционных процессов между промышленными предприятиями нашего города и предприятиями Белоруссии.

В 2007 году Новозыбковский станкостроительный завод поставил на минское предприятие "ЭСА" деревообрабатывающие станки ДОП-1, и предприятие "Мазконтрактлизинг" -лесораму РПМ-02К, на гомельское предприятие "ЛКСН-Колос" -металлопрокат для изготовления деталей.

С другой стороны в рамках кооперации белорусские предприятия Гомельторгмаш", "Полесьеэлектромаш", "Техникой", "ЭНВА", гомельский завод "СИТО" импортируют на станкозавод комплектующие детали, электродвигатели, оснастку, электрическую аппаратуру, необходимые для производства деревообрабатывающего оборудования.

"Новозыбковский завод "Индуктор" работает с белорусскими предприятиями через дочернее предприятие "Индуктор Плюс" и дилеров в республике Беларусь ООО "Проминвест" г.Минска и частного предпринимателя Кобзорова в г.Гомеле. В 2007 году на минское предприятие "БелТорЭлит" поставлена электропечь, на предприятие "Нафтон" в г.Новополоцк и минский тракторный завод - трансфорты, высокочастотные установки - на минское предприятие "Блюминг". Уже в 2008 году для предприятия "Амкодор-Пинск" выполнен заказ на изготовление станции водоохлаждения.

Перспективы развития заводов связаны и с тем, что в соответствии с Программой Президента РФ современный период развития России включает отечественное машиностроение как одно из стратегических направлений.

По согласованию с Президентом ОАО "Российские железные дороги" в городе создано новое предприятие по производ­ству сварного варианта грузовых вагонов.

Помимо существующей промышленной базы муниципалитет намерен развивать в городе новые производства. Предпочтения будут отдаваться инвесторам, планирующим размещение крупных объектов недвижимости.

Новая промышленная застройка на территории городского округа возможна на территориях трех формирующихся промышленно-складских районов, имеющих территориальный резерв.

Оборот розничной торговли по всем видам экономической деятельности составил 1 697,7 млн. руб., что в действующих ценах на 26,7% больше уровня 2008 года и в сопоставимых ценах - на 15,8%. Удельный вес оборота города в общем объеме оборота области составил 2,8 %.

К уровню 2007 года объем товарооборота увеличился в 3 раза.

В расчете на душу населения в 2009 году на 1 человека в месяц приходилось 3354 рубля розничного товарооборота, и 69 рублей оборота общественного питания.

Географическая близость российской и белорусской территорий способствует развитию торговых связей. Большим потребительским спросом у наших жителей пользуются белорусские швейные и трикотажные изделия, мебель, обои, обувь, хо­зяйственные и парфюмерно-косметические товары. Большое доверие у наших горожан завоевали продукты питания, особенно молочная и мясная продукция.

Предприятиями города оказано различных видов платных услуг населению на сумму 275,0 млн. руб., что больше, чем за соответствующий период 2008 года в действующих ценах на 20,5% и в сопоставимых ценах - на 5,2%.

К уровню 2007 года объем платных услуг увеличился в 1,6 раза.

В 2008 году в расчете на 1 -го жителя оказано платных услуг на 544 руб. в месяц и бытовых услуг - на 24 руб. в месяц.

В городе осуществляют деятельность 67 продовольственных, 109 непродовольственных 18 смешанных магазинов, 30 объектов бытового обслуживания, 30 подразделений общественного питания на 2963 посадочных места.

Средняя заработная плата в городе на 01.01.2008 года доведена до 6255 рублей с годовым темпом роста 125,2%. Этому способствовала систематическая индексация заработной платы в бюджетной сфере, доведение минимальной заработной платы до размера 2300 рублей, проведение работы по выведению из тени реальной заработной платы. Уровень среднемесячной заработной платы в городе обеспечивает прожиточный минимум для трудоспособного населения на 171,5%.

В городе 16 тысяч пенсионеров, более 3-х тысяч их них продолжают трудовую деятельность. Средний размер пенсии на конец 2008 года составил 4057 рублей, что обеспечивает прожиточный минимум пенсионера на 146%.

В дополнение к пенсиям и заработным платам гарантируется социальная поддержка населения через представление льгот (33,1 млн. рублей за год) и субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг (29,3 млн. рублей).

За повышением уровня благосостояния следует увеличение занятости. В городе самый низкий по области уровень официально зарегистрированной безработицы - 0,5 %.

Развитие налогооблагаемой базы, привлечение в город дополнительных инвестиций из различных источников (в 2008 году в город привлечено дополнительно 97 млн. руб. инвестиционных ресурсов) обеспечивает рост поступлений в городской бюджет. По итогам года поступления собственных доходов и безвозмездных перечислений составили 346,8 млн. рублей, что на 10,3 млн. рублей меньше, чем год назад, при этом:

- объем собственных доходов составил 92 млн. рублей и увеличился на 26 млн. рублей;

- объем безвозмездных перечислений от бюджетов других уровней составил 247,9 млн. рублей и снизился на 33,3 млн. рублей.

По тем видам налогов, которые подлежат зачислению в городской бюджет, имеется стабильный рост. В том числе: по НДФЛ (+ 18,3%), по налогу на совокупный доход малого предпринимательства (в 1,7 раза), по земельному налогу (в 2 раза).

Уровень собственных доходов составил 26,5% (в 2007 году - 18,5%).

Сегодня в малом бизнесе в городе занято около 20% экономически активного населения. В том числе более 1600 индивидуальных предпринимателей, среднесписочная численность работающих на малых предприятиях составляет 1260 человек, порядка 3 тысяч человек работают по договорам трудового найма.

По итогам 2009 года было проведено статистическое обследование на 114 малом предприятии с численностью работающих 1260 человек.

Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг на этих предприятиях составила в 2009 году 1917,7 млн. руб. с темпом роста к предыдущему году 166%. К уровню 2007 года произошел рост в 3,7 раза.

Наибольший удельный вес - 64,4 % - приходится на оптовую и розничную торговлю, 11,7 % - на обрабатывающие про­изводства, 12,3 % - транспорт и связь, 10,8% - строительство. Инвестиции в основной капитал по этим предприятиям составили 1106,2 тыс. руб. с темпом роста к 2006 году 102,7%. Среднемесячная заработная плата на конец 2009 года - 6322 руб.

Поступления налоговых платежей от субъектов малого предпринимательства в бюджет города в 2009 году составило 17 395 тыс. руб., рост за год -165,6 % (+ 6890 тыс. руб.), удельный вес в собственной налоговой базе бюджета города - 18,9 %.

Основные проблемы, препятствующие развитию малого предпринимательства в городе, по оценкам самих предпринимателей, характеризуются следующим образом: отсутствием стабильной нормативной правовой базы, нехваткой собственных оборотных средств и ограниченным доступом к кредитным ресурсам, административными барьерами и сложностью в подборе необходимых кадров.

Для стабилизации положения и дальнейшего развития малого предпринимательства на территории города, прежде всего, необходимо продолжить совершенствование и развитие системы правового обеспечения малого предпринимательства. Так, в инспекциях Федеральной налоговой службы отсутствуют четкие критерии отнесения субъектов хозяйственной деятельности к субъектам малого предпринимательства. В связи с этим сохраняется проблема ухода от налогообложения как малых предприятий, так и индивидуальных предпринимателей.

В связи с этим одной из проблем является отсутствие достоверной информации о состоянии малого бизнеса города Новозыбков: значительные расхождения в отчетностях налоговой и статистической служб о динамике развития малого бизнеса не позволяют оценить реальный потенциал малого бизнеса на территории города.

Особенностью положения субъектов малого предпринимательства во Владивостоке является чрезмерно высокий уровень административных барьеров и ограничений и, в частности, распространенная практика навязывания государственными и контролирующими органами малым предприятиям услуг коммерческих фирм, связанных с исполнением функций данных органов.

Помимо административных барьеров развитие малого предпринимательства сдерживается рыночными барьерами. Ограниченный доступ малых предприятий к финансовым ресурсам- один из таких барьеров. Структура инвестиций в основной капитал по источникам финансирования сложилась следующим образом: основная доля инвестиций приходится на собственные средства предприятий - 70%, на привлеченные средства - 30%. Доля кредитов банка в привлеченных средствах в целом по городу составляет всего 11%.

Основные причины, препятствующие увеличению объема кредитования малого предпринимательства: высокие риски, отсутствие надежного заемщика, недостаток у малых предприятий ликвидного обеспечения, относительно высокая стоимость кредитов для малых предприятий.

Одной из проблем является также доступ к недвижимому имуществу. В связи с тем, что до 2009 года ожидается приватизация непрофильного имущества, находящегося в собственности муниципалитета, ситуация с обеспечением малого бизнеса недвижимым имуществом может ухудшиться. Учитывая это, ряд мероприятий программы направлен на то, чтобы процесс приватизации муниципального имущества был прозрачен и доступен для предпринимателей.

В условиях рыночной экономики значительно обострились проблемы, связанные с подготовкой кадров для предпринимательства. Важным элементом развития потенциала деловой активности бизнеса является молодежь с ее идеями и инициативой. Однако незначительный социальный опыт, слабые практические навыки применения экономических законов и механизмов создают трудности молодежи для правильного выбора и включения их в цивилизованный мир рыночных отношений. Возникает противоречие: бизнесу нужны специалисты-практики, а из ВУЗов выходят специалисты-теоретики с небольшим практическим опытом. Обучение бизнесу должно вестись со старших классов средней школы. Сегодня в школах обучают основам экономики, но не дают основ предпринимательства.

Таким образом, одной из задач на сегодняшний день является содействие развитию молодежного предпринимательства. Одновременно поддерживая молодежное предпринимательство, администрация города может решить серьезную проблему района - отток особенно молодежи в другие регионы России. Учитывая важность этой проблемы, отдельно определены основные мероприятия по развитию и поддержке молодежного предпринимательства, с выделением на их реализацию бюджетных средств.

Целью программы является обеспечение оптимальных условий для устойчивого развития малого предпринимательства в городе Новозыбков.

Задачи программы заключаются в реализации политики администрации города Новозыбков, направленной на обеспечение дальнейшего стабильного развития малого предпринимательства, повышение социально-экономической эффективности его деятельности. Конкретным итогом поставленных задач должно стать:

- увеличение ежегодного прироста числа субъектов малого предпринимательства на 6-7%;

- увеличение занятых в малом предпринимательстве на 3,2-3,5% ежегодно, повышение доли малых предприятий в валовом объеме выпущенных товаров и услуг по городу до 20%.

Для решения поставленных программой задач с учетом сложившейся динамики экономического развития города и намеченных положительных тенденций сформированы мероприятия реализации программы.

Программа представляет собой комплексный план действий согласно перечню основных мероприятий реализации программы по созданию благоприятной для малого предпринимательства среды на основе скоординированных действий администрации города и общественных структур поддержки малого предпринимательства города Новозыбков.

Система основных мероприятий реализации программных действий включает в себя следующие предложения:

1. Совершенствование и развитие системы правового обеспечения малого предпринимательства.

Направление включает мероприятия по совершенствованию и развитию правового обеспечения малого предпринимательства, регулирующего предпринимательскую деятельность, с учетом интересов субъектов малого предпринимательства. Основу этой работы составит устранение на муниципальном уровне факторов, препятствующих развитию малого бизнеса, оказывающих негативное влияние на процесс организации, оформления и ведения предпринимательской деятельности, разработка предложений по поддержке малого предпринимательства с вынесением их на рассмотрение на федеральный и областной уровни, повышение уровня правовой культуры предпринимателей, доведение до предпринимателей правовой и управленческой информации.

2. Сокращение административных барьеров, сдерживающих развитие малого предпринимательства.

Данное направление предусматривает мероприятия в рамках полномочий муниципалитета по минимизации административно-разрешительной и контролирующей практики, устранению бюрократических барьеров, препятствующих развитию действующих и выходу на рынок новых малых предприятий. В целях обеспечения прозрачности механизма распределения и приватизации муниципального имущества программой также предлагается перечень мероприятий.

3. Развитие кредитно-финансовых механизмов и внедрение финансовых технологий, направленных на поддержку малого предпринимательства.

Направление предполагает рассмотрение вопроса разработки схем кредитования субъектов малого предпринимательства, целевой поддержки инвестиционных проектов.

4. Оказание информационной и методической помощи предпринимателям.

Направление содержит мероприятия по дальнейшему развитию информационного обеспечения предпринимательской деятельности, содействие внедрению современных технологий ведения бизнеса, в том числе с широким использованием возможностей сети Интернет. Популяризация передового опыта и передовых технологий ведения бизнеса; содействие в самоорганизации предпринимательства по отраслевому принципу. Создание баз данных и формирование банков знаний по предпринимательской деятельности. Развитие ресурсов информационного обеспечения малого предпринимательства городе Новозыбков.

5. Расширение деловых возможностей и поддержка приоритетных направлений развития малого предпринимательства в городе.

Направление содержит мероприятия по продвижению продукции малых предприятий Новозыбкова на межрегиональные рынки; поддержке выставочно-ярмарочной деятельности, содействию в расширении производственно-технологической кооперации между крупными и малыми предприятиями; по оказанию поддержки развитию молодежного предпринимательства.

6. Административно-организационная поддержка малого предпринимательства. Направление содержит мероприятия по формированию благоприятного отношения в обществе к предпринимателю, по организации и проведению круглых столов, семинаров, конференций по проблемам предпринимательства.

Срок реализации программы рассчитан на среднесрочный период- на 2010-2013 годы с реализацией ежегодных мероприятий.

Финансирование программы должно осуществляется за счет средств бюджета города и привлеченных средств коммерческих структур, объединений предпринимателей, участвующих в ее осуществлении.

Координатором программы является Координационный совет, который создается для управления программой. Управление программой предусматривает совокупность скоординированных действий, призванных обеспечить реализацию программы, контроль и анализ ее выполнения, корректировку программы в случае необходимости, анализ и оценку конечных результатов реализации. Координационный совет формируется из представителей структурных подразделений администрации города, представителей малого бизнеса: ассоциаций предпринимателей и различных коммерческих структур.

Механизм реализации программы основан на координации деятельности структурных подразделений администрации города и соисполнителей программы, задействованных в ее исполнении.

Реализация мероприятий программы позволит:

-увеличить количество субъектов малого предпринимательства на 3,3-3,5 тыс. единиц ежегодно;

-увеличить численность работников, занятых на постоянной основе в МП на 1,2-2 тыс. человек в год;

-увеличить вклад МП в валовом объеме продукции (работ, услуг), произведенном в городе до 20%;

-оптимизировать отраслевую структуру малого предпринимательства, увеличить количество субъектов малого предпринимательства, занятых в сфере производства (до 12%);

-увеличить капитализацию субъектов малого предпринимательства за счет постепенной приватизации муниципального имущества, находящегося в собственности города;

-обеспечить товарный рынок города конкурентоспособной продукцией и услугами местного производства;

-обеспечить благоприятный климат для предпринимательской деятельности, активное включение предпринимательских структур в решение проблем социально-экономического развития города.

Текущий контроль за ходом реализации программы будет осуществляет координационный совет.

Координационный совет ежеквартально (на 15 число месяца, следующего за отчетным периодом) информирует главу администрации города Новозыбков и размещает на сайте администрации города информацию о ходе выполнения мероприятий программы.

Реализация программы по поддержке и развитию малого предпринимательства окажет благоприятное воздействие на имидж муниципального образования, а также занятость и уровень жизни населения. В целом будет обеспечено стабильное развитие экономики района за счет реализации данной программы.

Заключение

 

Развитие муниципального образования зависит от множества факторов внешней и внутренней среды. Для того чтобы оптимально использовать ресурсы и возможности муниципального образования и противостоять угрозам, необходимо систематически проводить стратегический анализ и осуществлять стратегическое планирование и управление социально-экономическим развитием муниципального образования.

Стратегическое планирование и управление социально-экономическим развитием является неотъемлемым элементом обеспечения жизнедеятельности муниципального образования.

Миссией Новозыбковского городского округа является становление его конкурентоспособным, процветающим и комфортным для проживания с развитой экономикой, обеспечивающей стабильный рост качества жизни населения.

По итогам проведенного стратегического анализа выявлены стратегические приоритеты развития района, а именно:

1. Ориентация на решение социально-демографических проблем, что предполагает стремление, в первую очередь, к повышению уровня и качества жизни населения через создание необходимых социальных, экономических и бытовых условий для полного и эффективного развития человеческого капитала.

2. Необходимость преодоления существующих и потенциальных проблем и ограничений социально-экономического и пространственного развития территории. Требование повышения качества жизни населения и долгосрочного развития экономики района обуславливает решение следующих стратегических задач:

- рост экономического потенциала, развитие рыночной инфраструктуры, привлечение инвестиций;

- диверсификация экономики, оптимизация размещения производительных сил;

- рост доходов населения, сохранение здоровья, рост образовательного и культурного уровня жителей;

- достижение долговременной экономической и экологической безопасности развития района;

- изменение демографической ситуации;

3. Реализация принципа устойчивого развития, основанного на сбалансированности экономических, социальных, пространственных и экологических приоритетов развития территории.

4. Реализация потенциала территории как одной из «зон роста» Брянской области на основе взаимовыгодного межрайонного и межрегионального сотрудничества.

5. Обеспечение преемственности программных документов, т.е. соответствие целям, задачам и содержанию федеральных и региональных документов, регламентирующим стратегическое, отраслевое и территориальное развитие.

Точками роста муниципальной экономики являются: промышленность, сельское хозяйство и малый бизнес.

Данная программа направлена на формирование благоприятной экономической среды, стимулирующей развитие и устойчивую деятельность Новозыбковского городского округа

Реализация данной программы окажет благоприятное воздействие на имидж муниципального образования, а также занятость и уровень жизни населения. В целом будет обеспечено стабильное развитие экономики района за счет развития промышленности, сельского хозяйства и малого предпринимательства.

Список используемой литературы

1. Конституция Российской Федерации. – М.: Юрайт-М, 2002. – 48с.

2. Бюджетный кодекс. – М.: Ось-89, 2005. – 208 с.

3. Устав муниципального образования «город Новозыбков».

4. Бабич А. М., Павлова Л. Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник для вузов. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2000. – 687 с.

5. Гапоненко А.Л., Панкрухин А.П. Стратегическое управление: Учебник. - М.: Омега-Л, 2004. - 472 с

6. Комаров М.П. Инфраструктура регионов мира: Учебник. – СПб., 2000. – 347 с.

7. Королевская В.И., Хохлов С.Н. Управление региональной экономикой в условиях рынка: Учебное пособие для вузов. – М., 2001. – 64 с.

8. Региональная экономика: Учебник для вузов / Т.Г. Морозова, М.П. Победина, Г.Б. Поляк и др.; Под ред. проф. Т.Г. Морозовой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ, 2003. – 472 с.

9. Россейкина, Е. Л. Региональная экономика и управление: Учебное пособие. Часть 1 / Е. Л. Россейкина. – Воронеж: ВГУ, 2004. – 34 с.

10. Россейкина, Е. Л. Региональная экономика и управление: Учебное пособие. Часть 2 / Е. Л. Россейкина. – Воронеж: ВГУ, 2005. – 42 с.

11. Россейкина, Е. Л. Региональная экономика и управление: Учебное пособие. Часть 3 / Е. Л. Россейкина. – Воронеж: ВГУ, 2004. – 39 с.

12. Фетисов, Г. Г. Региональная экономика и управление: Учебник / Г. Г. Фетисов, В. П. Орешин. – М.: Инфра-М, 2006. – 416 с.

13. Челноков, И. В. Региональная экономика: организационно-экономический механизм управления ресурсами развития региона / И. В. Челноков, Б. И. Герасимов, В. В. Быковский. – Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2004. – 112 с.

14. Народная энциклопедия городов и регионов России «Мой город»: сайт. Доступ:  http://www.mojgorod.ru.

15. www.novozybkov.ru

16. http://ru.wikipedia.org.




Читайте также:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (147)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.033 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7